|
Имперская столица — Санкт-ПетербургСанкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире. День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными. Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими. При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов. Великая национальная святыня - чудотворный образ Богоматери Казанской в Казанском кафедральном соборе царствующего града Петра, Санкт-Петербурге в нововоссозданной золотой ризе (СМ. Воссоздан оклад чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери// http://kazansky-spb.ru/texts/news/id/1097) Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI). Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному. Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов. Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее. Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков. В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых. После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы. В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург. Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в "Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора", в 1867 г.; затем, в "Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии", вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г. В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы. Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге "Дни богослужения православной католической восточной церкви", т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием "Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе", изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия", СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше "Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии". Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза6). Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре. Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9), московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12), профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский — в "Русском Паломнике"15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на "Никоновскую летопись" и "Летопись о многих мятежах". В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … "принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы" (Русская летопись по Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167). Во второй читаем: "…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ"… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17). Таким образом большинство автором согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа. Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: "Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин"; а другая: "а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова". Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18). Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него. Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия. Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство "Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей" (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо "…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением". Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, "сооружена" (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение "образ … вновь написан" следует понимать в смысле "вновь переписан", или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление "разных ветхостей" в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского. В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение "вновь написать" встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, "Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ"; или "В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать" и т.д. Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не "сооруженная" заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан "ради моления болящих". Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).
празднование 300-летия Дома Романовых в 1913г.
Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков24). Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении25). О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов Примечания. Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной статье см. "С.-Петербургский духовный вестник", 1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д. Булгаковского (книжка "Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса", СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского (Странник, 1907 г., июль-август, статья "Казанская икона Божией Матери"); архимандрита Никанора (Сборник "Святыни Казани", статья "Казанская икона Божией Матери", 1890 г.); Г.З. Елисеева ("Православный собеседник", 1858 г., III ч., статья "Казанская чудотворная икона Божией Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии, 1905 г., I, ст. "В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября"); И. Покровского ("Явленная чудотворная казанская икона Божией Матери", Казань, 1904 г.); священника Н. Романского ("Московские церковные ведомости", 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№ 4-5, статья "Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери") и других авторов. 2. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы. Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка. 3. см. "Чудотворная Казанская Икона Божией Матери, находящаяся в Санкт-Петербурге в Казанском соборе", Изд.5. СПБ., 1896 г., стр. 17. 25. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге Булгаковского (Примечание I), также в "Русском Паломнике", 1904 г., № 30, стр. 519. Источник: http://kazansky-spb.ru/texts/ikona_bozhieimateri
Воссоздан оклад чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери01 ноября 2021 По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, к празднику Казанской иконы Божией Матери воссоздан оклад, украшавший чудотворный образ до 1922 года. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, ныне находящаяся в Казанском соборе, была пренесена в Санкт-Петербург царицей Прасковьей Федоровной (1664-1723) весной 1708 года и поставлена в деревянной часовне на Петроградской стороне. По свидетельству одного из первых историков города прот. С.С. Топильского «в 1712 году народным тщанием сделали церковь, где воздвигнули престол и освятили во имя образа Богородицы Казанской». В августе 1733 года императрица Анна Иоанновна (1693-1740) повелела построить новый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Уже 6 сентября сама императрица заложила ее в близости от Кривуши (будущего Екатерининского канала, ныне канал Грибоедова) и Невского проспекта, называвшегося в начале XVIII века Большой першпективной дорогой. Из описи 1736 года известно, что на Казанской иконе было две драгоценные ризы: «Образ Казанской Богородицы весь в окладе, подвес жемчужный, при образе крест золотой с алмазами и другими камнями разных видов; в кресте имеется часть ризы Пресвятой Богородицы, при образе привешены два камня изумрудных», а также «убрус жемчужный с разными камнями, который был прежде на образе Казанской Богородицы, и два ожерельца». 12 июня 1737 года образ Божией Матери был перенесен в построенный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который был освящен на следующий день, 13 июня. Новая церковь быстро приобрела значение одного из важнейших храмов столицы. Стал доступнее горожанам и сам чудотворный образ – отныне не надо было переплавляться через Неву, чтобы помолиться перед иконой. По повелению Анны Иоанновны для иконы был сделан из золота новый богатый оклад, украшенный драгоценными камнями. Приносили драгоценные подношения Владычице и простые богомольцы. Но к концу XVIII века церковь на Невском проспекте заметно обветшала и нуждалась в основательном ремонте. Однако император Павел I (1754-1801) решил, что столице Российской империи не подобает иметь на главной улице скромную церковь, и вместо нее задумал воздвигнуть величественный собор. 14 ноября 1800 года Павел I утвердил проект Андрея Воронихина, а 27 августа 1801 года император Александр I (1777-1825) заложил Казанский собор. Строительство собора заняло 10 лет. 15 сентября 1811 года состоялось торжественное освящение Казанского собора. К освящению собора для Казанской иконы была создана «новая риза из чистого золота и украшена драгоценными каменьями и жемчугом». На окладе из чистого золота весом десять фунтов (4,5 кг.) сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, 1400 жемчужин. С установлением власти большевиков в октябре 1917 года начинается труднейший период в истории Казанского собора, как и других православных храмов России. Летом из-за сильной засухи в Поволжье начался голод. В январе 1922 года Советская власть издала декрет о ликвидации церковного имущества. После этого началась настоящая вакханалия по изъятию ценностей из петроградских храмов, в результате чего погиб замечательный иконостас Казанского собора. Украшавшее его серебро переплавили в серебряные слитки, и оно бесследно исчезло. Исчезли, чаще всего в неизвестном направлении, и многие другие ценности. В их числе и драгоценная риза с чудотворной иконы. После закрытия Казанского собора в 1932 году образ Царицы Небесной хранился в Князь-Владимирском соборе. Благочестивыми людьми была вышита риза на икону, а драгоценные камни заменены бисером. Только в 2001 году Казанская икона вернулась на свое историческое место – в иконостас Казанского собора, полностью возвращенного Церкви. В 2020 году настоятель Казанского кафедрального собора митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил воссоздать оклад, украшавший чудотворный образ до октябрьского переворота 1917 года. Попечением благочестивого прихожанина Александра новая драгоценная риза была изготовлена петербургским ювелиром Бондаренко Андреем из золота, серебра и камней, пожертвованных в знак избавления от болезней, бед и скорбей, и установлена на чудотворный образ, 1 ноября 2021 года, перед престольным праздником Казанской иконы Божией Матери. Ныне Лучезарный Лик Царицы Небесной, как и 100 лет назад, предстоит в сиянии свечей и блеске драгоценной ризы и часто слышится возглас: «Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя укращение». Источник: http://kazansky-spb.ru/texts/news/id/1097 История создания памятника императору Александру IIIСкульптор Паоло Трубецкой – создатель знаменитой конной статуи Императора Александра III. У этого памятника непростая судьба: его проекты неоднократно согласовывались и дорабатывались, курировал эту работу лично Николай II. Торжественное открытие памятника Александру III состоялось 5 июня 1909 года на Знаменской площади в Санкт-Петербурге в присутствии высочайших государевых особ - Николая II и членов императорской семьи. Монумент был установлен у Николаевского (ныне Московского) вокзала, что несло особый смысл: Император Александр III был инициатором строительства важнейшей транспортной артерии нашей страны – Транссибирской магистрали. Впрочем, на своем исконном месте памятник простоял недолго. После революции на его постаменте выбили строки из стихотворения Демьяна Бедного «Пугало», к десятилетию Октября - заключили в металлическую клетку, а после и вовсе демонтировали, убрав в запасники Русского музея. В наши дни монумент стоит в парадном дворе Мраморного дворца. В собрании Русского музея представлена не только практически спасенная в 1939 году конная статуя работы Трубецкого, но и целый комплекс материалов, связанных с историей создания и бытования этого во многих отношениях уникального монумента. 5 июня 1909 года на Знаменской площади состоялось торжественное открытие памятника Александру III Конкурс проектов был объявлен 25 ноября 1899 года, к участию в нем приглашались ведущие скульпторы-монументалисты — Александр Михайлович Опекушин, Матвей Афанасьевич Чижов, Владимир Александрович Беклемишев, Артемий Лаврентьевич Обер, Роберт Романович Бах, а также архитекторы Федор Осипович Шехтель, Антоний Осипович Томишко и другие. На первый тур Трубецкой подал эскиз сидящего на троне Александра III. Однако, тогда ни один из предложенных замыслов не был одобрен, а сроки конкурса продлены. Проект, получивший высочайшее одобрение, Трубецкой подготовил в сотрудничестве с Шехтелем. Это была уже конная статуя, стоящая на четырехугольном пьедестале, который предполагалось украсить двумя барельефами, изображающими покорение Ермаком Сибири и встречу сибиряками первого поезда. История создания памятника Александру III более или менее подробно описывалась во многих публикациях, в частности, в 1996 году Русским музеем был выпущен буклет, включающий целый ряд исторических фотографий. Существенным дополнением к уже известным материалам стали исключительные по своей важности документы, сохранившиеся в архиве Экспедиции заготовления государственных бумаг, — протоколы заседаний специально образованной Комиссии по сооружению памятника на Знаменской площади. Её председателем Николай II назначил князя Бориса Борисовича Голицына. Членами Комиссии стали инспектор по художественной части Министерства финансов, академик архитектуры Альберт Николаевич Бенуа, вице-президент Императорской Академии художеств, гофмейстер высочайшего двора граф Иван Иванович Толстой, директор департамента железнодорожных дел Эмилий Карлович Циглер фон Шафгаузен, профессор архитектуры Антоний Осипович Томишко и создатели принятого к осуществлению проекта — скульптор Павел Петрович Трубецкой и архитектор Федор Осипович Шехтель. К лету 1901 года были готовы сначала первая, а затем вторая (исправленная) модель конной статуи «в натуральную величину». Небольшую по сравнению с памятником скульптуру даже предполагалось перевести в бронзу способом «a cire perdue» (утраченного воска), на котором решительно настаивал Трубецкой, предлагая поручить это итальянскому литейщику Карло Робекки, который отливал для него многие станковые работы. В протоколах Комиссии также указывалось, что данный опыт позволил бы проверить, способен ли Робекки исполнить крупный монументальный заказ. Паоло Трубецкой у памятника Александру III. Фото Карла Буллы, 1909 год Между тем Николай II, который сначала дал согласие на дополнительные расходы в 20 тысяч рублей и даже указывал, что «если бы статуя вышла удачно, то могла быть помещена в одном из музеев», через некоторое время от прежнего намерения отказался. Об этой «промежуточной» модели мы упоминаем не случайно, дело в том, что именно она запечатлена на некоторых архивных и журнальных фотографиях мастерской Трубецкого. Иными словами, конную статую Александра III, исполненную «в натуральную величину», иногда ошибочно принимают за окончательную большую модель, которая, как свидетельствуют документы, была завершена лишь в 1904 году. Позднее скульптор рассказывал корреспонденту «Петербургской газеты»:
Эти слова помогают представить, с каким напряжением трудился скульптор, причем не столько под влиянием сыпавшихся на него критических замечаний, сколько побуждаемый собственным стремлением к достижению максимальной выразительности реализуемого замысла. Не приходится удивляться тому, что между большинством импрессионистических работ Трубецкого и монументом Александру III огромная дистанция. Размышляя над формой, архитектоникой объемов, ритмами линий, скульптор отказывался от прежних приемов лепки и постепенно, шаг за шагом, обретал новый, подчеркнуто монументальный язык пластических обобщений. В итоге почти сказочный в своей мощи конь и столь же могучий всадник слились в ясный и цельный художественный образ, рождая то ощущение невероятной, былинной силы, которое и сделало памятник Александру III не только олицетворением одной конкретной личности, но и своего рода символом эпохи, огромной и суровой страны. Показательно, что сам Трубецкой, беседуя с Василием Розановым, говорил:
Примечательны в этой связи воспоминания Мстислава Николаевича Потоцкого о встречах художников в парижской мастерской Ивана Яковлевича Билибина:
На рубеже XIX–XX веков многие художники черпали вдохновение в народном искусстве, создавая остросовременные и даже новаторские произведения. Этот глубинный творческий импульс, как выясняется, питал и Трубецкого. Изучая историю памятника, нельзя не обратить внимания на то, что уже в 1900 году, в самом начале работы, на заседаниях Комиссии постоянно обсуждались вопросы, связанные с будущим пьедесталом, его формой, уточнявшимися размерами, сортом и цветом гранита. Для Трубецкого это тоже был творческий процесс, в ходе которого он не раз вносил коррективы. Неожиданностью для всех стало абсолютно новое решение постамента, предложенное скульптором на 37-м заседании Комиссии 20 октября 1903 года. Согласно этому проекту, пьедестал должен был представлять «натурального вида невысокую, спереди крутую, а позади постепенно спускающуюся к земле гранитную скалу, местами покрытую землей, частями поросшую мхом и проч. Статуя будет изображать Государя, как бы случайно остановившегося на горе». Именно таким предстает памятник на подписном рисунке Трубецкого из собрания Русского музея. Долгое время его ошибочно считали первоначальным проектом 1900 года. На самом деле этот набросок был сделан уже после открытия монумента 27 мая 1909 года в ответ на просьбу сотрудников газеты «Новое время» рассказать о замысле, который остался не осуществленным. Исправляя ставшую традиционной неверную датировку рисунка, следует подчеркнуть тот факт, что и сама бронзовая конная статуя Александра III, не должна датироваться годом открытия памятника, как это было принято до сих пор. Согласно архивным документам, большая модель в глине была завершена Трубецким в июне 1904 года, специально приглашенный из Турина литейщик Эмилио Сперати получил в работу гипсового всадника 31 июня 1905 года. Наконец, отлитую в бронзе и покрытую патиной монументальную скульптуру приняли от Сперати на 47-м заседании Комиссии, состоявшемся 6 марта 1907 года. Еще раньше было решено сразу по завершении перевезти ее на Знаменскую площадь и покрыть «дощатым чехлом» вплоть до постановки на пьедестал. Последний еще долго не был готов, ибо гранитные блоки для него продолжали поставлять и укладывать до середины 1908 года. Одновременно обсуждалась надпись, которая в утвержденном Николаем II варианте звучала так: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ». 16 октября 1908 года Комиссия осматривала «как пьедестал, уже вполне законченный, так и поставленную на нем статую. Все эти работы признаны исполненными удовлетворительно». Присутствующие сочли «полезным для охраны как самого памятника, так и окружающего его места установить особый полицейский пост внутри деревянного забора». Что касается Трубецкого, то он последний раз присутствовал на заседании Комиссии 15 апреля 1906 года. Тогда ее члены единогласно (разумеется, за исключением скульптора) одобрили составленное на высочайшее имя ходатайство, в котором предлагалось работы по сооружению пьедестала памятника предоставить «или единолично князю Трубецкому, с возложением на него и всей по этому предмету денежной отчетности и технической ответственности», или же «исключительно Комиссии, с устранением князя Трубецкого от всякого участия в этом деле. При этом Комиссия сама выработает проекты пьедестала и представит таковые на Высочайшее одобрение». На это ходатайство Сергей Юльевич Витте ответил письменным согласием: «…в виду того, что ретушь восковых частей статуи князем Трубецким исполнена, роль его в деле постройки памятника должна считаться совершенно законченной и заботы по сооружению постамента возведены на Комиссию». Окончательный вариант пьедестала был разработан архитекторами Ф.О. Шехтелем и А.А. Полищуком лишь с «небольшим уклонением от высочайше одобренной 3 июля 1901 года модели». https://historyrussia.org/proekty/pamyatnik-imperatoru-aleksandru-iii/istoriya-sozdaniya-pamyatnika-imperatoru-aleksandru-iii.html Санкт-Петербург, столица Российского государства - проблемы восстановления исторической идентичности городаЦерковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская церковь)В послереволюционные годы Санкт-Петербург планомерно разрушался, искажался его исторический облик. И неверно говорить сегодня о том, что Петербург из всех городов России сохранил свой исторической облик. Первому тотальному обезображиванию подверглась одна из главных площадей столицы - Знаменская площадь. Здесь было сделано все, чтобы символы варварского "воинствующего коммунизма" в союзе с безбожием придали части Петрограда-Ленинграда далеко не петербургский облик. Мы уверены, что сегодня необходимо приложить все усилия к тому, чтобы вернуть северной столице, в особенности ее центральным кварталам ее подлинно исторический облик.
Фото А. Ф. Лоренса, 1865-1870 гг. (добавил Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская церковь) Утраченное здание пл. Восстания Деревянная церковь 1794-1804 - арх. Демерцов Федор Иванович 1809 - арх. Демерцов Федор Иванович - ограда и две угловых часовни 1863-1865 - арх. Чепыжников Павел Андреевич - переделка часовен
Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. По прошению, бывшего при дворе ЕИВ купчины Григория Безсчастного последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя св. мч. Севастиана и дружины его, другой во имя св. Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца». Исходотайствовав разрешение, Безсчастный с задачей не справился и не выполнил взятый на себя труд. 26 октября 1763 г. обыватели вновь обратились с прошением об устройстве церкви к архиепископу санкт-петербургскому Гавриилу, объясняя, что на строительство церкви уже было Высочайшее разрешение. В результате всех просьб 11 сентября 1965 г. была освящена придельная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, поэтому приход получил название Знаменского. 22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах в честь св. Николая Чудотворца. Главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех приделов совершил преосвященный Гавриил Кременецкий , архиепископ санкт-петербургский и ревельский. В апреле 1767 г. последовало перенесение в новоустроенную церковь утвари из бывшей домовой церкви Иконостас писанный в византийском стиле масляными красками на холсте до последнего находился в Знаменском приделе церкви.
Фото №2 - это еще до ремонта церкви и перестройки ограды и часовен 1863-1865 гг. Фасад церкви на ней тоже еще другой - не такой, как на фото №6, сделанной сразу после ремонта. (
В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова. 29 мая в день св. Духа начали копать рвы, а 5 июля вывели фундамент. В 1799 г. купец Дмитрий Колмыков обратился с прошением на имя митрополита Гавриила о том, что он желает достроить церковь в три года с условием, что придел во имя Николая Чудотворца был назван в честь св. Дмитрия Царевича. Консистория указам от 16 февраля 1799 г. запросила согласие причта, которое было получено. 17 марта того же года был дан указ на постройку церкви. 22 августа 1801 г. г. церковь была отстроена вчерне на церковные суммы. В том же 1801 г. умер Калмыков и церковь осталась внутри неотделанной. Окончательно она была отдела лишь в 1804 г. попечением церковного старосты купца Мирона Муратова, причем придел св. Николая Чудотворца сохранил свое посвящение. 6 ноября 1804 г. в ветхой деревянной церкви была отслужена литургия и молебен, антиминс был перенесен крестным ходом в новую церковь. Придел Знамения Божией Матери был освящен 6 ноября, чин совершил благочинный невско-приходской церкви протоиерей Сергей Алексеев. В тот же день церковь Входа Господня в Иерусалим освятил митрополит Амвросий. К освящению церкви была устроена голубая бархатная ризница, вышитая золотом первым золотошвейным мастером столицы Иваном Моллером. Ризница сохраналась и в ХХ в. Особо чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы находилось в Знаменском приделе. Она стояла стоявшая на возвышении в старинном серебряном окладе. Написанная в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым.
Здание было увенчано пятью шлемообразными куполами, средний из которых несколько выше и шире. Фасады рустованы, входы оформлены ионическими колоннами. Демерцов увеличил боковые купола почти до размеров главного. Внутри церкви пространство под куполами охватывала легкая колоннада коринфского ордера, выделяя средний неф.
В 1805 г. указом консистории было подписано ветхую деревянную церковь разобрать и разрешено устроить ограду вокруг церкви с двумя каменными часовнями. Это также было сделано по проекту Демерцова. В 1813 г. церковь попечением старосты В. Шульгина была устроена теплою. В 1821 г. попечением купца А. Тимофеева сооружен большой колокол. В 1836 г. был произведен ремонт внутри и снаружи. А в 1863-1865 гг. произведен капитальный ремонт, построены две новые каменные часовни и устроена новая ограда. Работы велись под руководством арх.П. А. Чепыжникова. В 1868 г. вследствие прошения причта был устроен новый червертый придел на хорах под северо-западным куполом во имя Сретенья Господня на средства мануфактур-советника А. И. Варгунина. Придел освящен 6 апреля 1868 г.
При Знаменской церкви с 1865 г. существовало приходское благотворительное общество для вспоможения бедным. Общество содержало богадельню для престарелых и увечных женщин на 59 кроватей, основанную 15 августа 1866 г., дневной приют для 200 приходящих детей обоего пола, учрежденный 20 сентября 1867 г., убежище для малолетних для 22, преимущественно круглых сирот, учрежденное 23 декабря 1884 г. с двумя школами церковно-приходской и школой грамоты, бесплатные квартиры для 120 бедных женщин и при них 40 детей, отделение дешевых квартир , состоящее из 16 комнат с общею кухней для семейных и одиноких бедных женщин и бесплатную столовую для бедных, учрежденную 6 февраля 1900 г.
К началу ХХ в. кроме двух каменных часовне, построенных в 1864 г. на углах каменной ограды церкви принадлежал каменный дом причта рядом с церковью, каменный трехэтажный дом с каменным флигелем и разными службами по Знаменской ул., каменный
Церковь была закрыта в марте 1938 г. (соответствующие попытки делались в 1932, 1934, 1936 ) после капремонта. Чтимая икона была передана в Никольский собор, убранство в Госфонд Молва приписывала долгое незакрытие церкви тому, что ее любил посещать академик И. П. Павлов, что не соответствует действительности. В Марте 1941 г. церковь была взорвана, чтобы освободить место для станции метрополитена "
Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия. СПб 1909 г. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии под ред. Н. М. Кутепова, 1899 г.
Санкт-Петербург - Третий , Новейший Рим на берегах Невы краткий исторический очерк
Вид на Стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, Дворцовый мост через Неву в Белые ночи.
Константинополь, реконструкция 16-27 мая 1703г. Всероссийский, тогда еще Московский, царь Петр Алексеевич в ходе успешного ведения Северной войны со Швецией, в устье Невы, этом историческом для русских месте, основывает новую крепость-город Санкт-Питербурхъ. Этому городу промыслом Божиим и по изволению императора Петра Великого в 1712 году суждено было стать новой столицей Российского государства, государства, которое из Московского, сравнительно небольшого по площади, государства, стремительно превращалось в огромную империю. Несмотря на то, что волей энергичного императора было сломлено старое русское благочестие, которое оберегало самобытность русского народа и его, хотя чисто внешне, византийское преемство, тем не менее, идеи восстановления в России былой мощи присущей Византийской империи, не оставляли и этого самодержца. Знал ли подлинную историю Восточной Римской империи царь Петр I, который в 1721г. стал титуловаться в подражание восточно-римским василевсам даже «императором»? Знал ли царь Петр подлинную Византию, величие которой пленяло умы многих и раздражало варваров франков и немцев? Сказать трудно. Наши рассуждения по данному вопросу будут, скорее всего, просто поиском вслепую. И вот почему. Сам царь, основывая Петербург, говорил, что «как Македонский (то есть царь Александр Великий) основал на берегу Нила Александрию, так и я на берегах Невы построю новую столицу». Судя по высказываниям очевидцев и приближенных, царь Петр негативно отзывался о греческих царях, то есть византийских царях. И если предшественники царя Петра, прекрасным примером, по нашему мнению, является царь Феодор Алексеевич, принимали самое деятельное участие в решении т.н. «Восточного вопроса», оказывая постоянную помощь порабощенным турками православных христианам Востока, то посольство от Иерусалимской Патриархии в 1700 в связи с захватом иезуитами, при активной поддержки Франции и содействии Турецкой Порты, встретило у царя Петра холодный прием. И со стороны Московского государства не последовало никаких мер по защите Святых Мест. Некоторые историки-византинисты считают, что не только для Запада, но и для России подлинная история Византии, ее облик был после падения Константинополя надолго закрыт. Русские цари лишь знали о своем законном праве на Константинополь, о своем византийской преемстве через породнение с последним родом восточно-римских императоров Палеологами при великом князе Московском Иоанн Васильевиче III, а также неоднократном породнении Рюриковичей с ромейскими императорами. Знали они и то, что обряд венчания русских царей совершался по византийскому образцу. Но простирались ли их знания вглубь истории? Ответить на это достаточно сложно. По крайней мере, сознание византийского преемства русских царей было присуще такой выдающейся и высокообразованной личности как царь Иоанн Грозный, который легко вел любые богословские прения с представителями Папской курии. В одном из своих посланий польскому королю писал: «Мы ведем род от Августа-кесаря, а ты судишь о нас вопреки воле Бога…»[1] А шведского короля Густава он упрекал в том, что тот свое имя ставит впереди его имени, что делается вопреки исторической справедливости: «Ты пишешь свое имя впереди нашего – это неприлично, ибо нам брат – цесарь римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться их братом…»[2] Но имел ли это мироощущение и ясное знание о своем византийско-римском наследии царь Петр? Знал ли он о своих законных претензиях, в силу династического преемства от Палеологов, на Восточно - Римскую империю? Ответить на эти вопроса точно, безошибочно очень сложно. Вероятно, судя по высказываниям самого Петра, он недооценивал то, что он имел. Причиной тому могли быть – недостаточная и даже ущербная образованность Петра, глубокое влияние на него идей и ментальности немецкого запада, который исторически был врагом Восточно-Римской империи, символом и жемчужиной которой был Константинополь. Немцы и франки, кичившиеся своими достижениями в области технического прогресса, даже в 17-18 веке не достигли уровня Византии Палеологов, не говоря уже о крайней степени духовной и культурной бедности этих «западных варваров». Но, тем не менее, по нашему мнению, дата основания Санкт-Петербурга, которому суждено было играть центральную роль в культурной и политической жизни Российского государства на протяжении более чем двухсот лет, а именно 16-27 мая неслучайна. Если мы обратим внимание на Константинополь, столицу Римской империи, именовавшимся также Новым Римом, то мы увидим поразительную близость к основанию Петербурга и даты провозглашения его столицей Российской империи много сходного. 11 мая 330 года св. император Константин официально совершил перенос столицы Римской империи в Новый Рим, Константинополь. 12 мая 1712 года состоялся официальный перенос столицы Русского государства из Москвы в Санкт-Петербург. 27 мая 1703 года состоялась закладка крепости Санкт-Питербурхъ, а 29 мая совершалось печальное историческое событие в истории средневековой Европы – завоевание Константинополя турками. И если на протяжении истории Константинополя его покровителем считался святой апостол Андрей, то именно его святые мощи полагаются при закладке новой крепости Санкт-Питербурхъ, будущего Санкт-Петербурга. Мы делаем эти сопоставления ради более глубокого осмысления события появления на свет, и без промысла Божия, столицы Российской империи на г. Неве. Святой император Константин Великий в 324г. переносит столицу империи на Восток по причине сильного противодействия его планам мощной языческой партии римской аристократии в Сенате. И Константинополь, Новый Рим основывается как исключительно христианский город. Основание Санкт-Петербурга было связано не только с успехами в Северной войне и выходом России к Балтийскому морю, но и созданием нового Российского государства не на традиционных теократических началах, а как государства совершенно иного – сильной индустриальной и военной империи. Или, как говорят некоторые истории, превращение России в светское государство. Однако в постройке самого Петербурга, изначально были заложены градостроительные принципы Константинополя и Древнего Рима. Центром города является православный храм святого апостола Петра, крепость-акрополь и дворец. В этом отношении, несомненно, имеет огромный интерес исторический генезис т.н. «генерального плана» Петербурга. Генеральный план застройки Санкт –Петербурга, составленный архитектором Е. П. Еропкина, с 1737 года он являлся главным архитектором столицы, и прежде всего центральной части новой столицы, копировал Рим. Это так называемая лучевая система главных улиц, которые вели к центру – Адмиралтейской игле: Гороховая улица, Невский проспект и Вознесенский проспект. памятник императору Александру III на Знаменской площади у Мсоквского вокзала Дальнейшее развитие столицы Российской империи, постройка грандиозных дворцов и изумительных соборов, в особенности тех, которые были выстроены в так называемом русско-византийском стиле (архитектор Парланд, Косяков, К. Тон, Старов и др.строили храмы в Петербурге именно в этом стиле) все более выявляли в столице не Венецию и не Древний Рим, а Константинополь. В особенности это было подчеркнуто в строительстве собора свт. Николая в Кронштадте, святого апостола Петра в Петергофе, Феодоровского собора в Царском Селе, Успенского собора Киево-Печерской Лавры на Николаевской набережной близ Академии Художеств и т.д. Преемники Петра Великого, величайшие русские императоры - Николай I, Александр II, Александр II, Николай II Александрович, царь мученик были живыми носителями идеи византинизма.[3] В их глазах Петербург – это Константинополь, изящный и блистательный – центр науки и культуры, центр церковной жизни Российской империи. Церковь Благовещения Богоматери, архитектор К. Тон, взорвана Эта идея создания на Неве, или воссоздания на Неве Царьграда, как задумка Перта Великого, была реализована последними императорами из династии Романовых. Но эта задумка и эта идея была разрушена страшной либеральной революцией 1917 года и последующей революцией Октябрьской. В советские годы активно разрушался именно и в первую очередь византийский облик Российской империи. Большинство разрушенных храмов Петербурга были, как это не странно, выстроены в русско-византийском стиле. И именно те, которые сформировали облик Константинополя на Неве. Если же эти храмы не были уничтожены, то беспощадно уничтожался их архитектурный облик. Им придавался облик бесцветного советского авангарда. Прекрасный пример Троицкое подворье на р. Фонтанке, служившее на протяжении почти 200 лет ярким знаком присутствия Москвы и теремного Кремля, а значит и Константинополя в самом историческом центре Петербурга. Изуродованным до неузнаваемости оказался Никольский собор в Кронштадте и Успенский храм Киево-Печеркого подворья. Разрушена прекрасная и уникальная по своему архитектурному решению и внутреннему убранству Греческая посольская церковь на Лиговском проспекте.
Сегодня ведутся дискуссии о постановке памятника императору Александру III в Гатчине, во дворце. Мы не против такого решения. Но всегда встает вопрос несколько иначе – почему не поставить статую этому выдающему императору там, где исторически такая, пусть и неудачная, была? На Знаменской площади, которая до сих пор кощунственно носит наименование Восстания. В системе ансабля центральной части города по Невскому прспекту, с точки зрения законов градоситорительного искусства, целесообразнее, этетичнее и более оправданно на Знаменской площади поставить статую императору Александру III, а не сохранять уродливый колосс, посвященный снятию блокады города. Ведь по Невской перспективе уже стоит статуя императрице Екатерине II, в Аничковом саду и Аничкова дворца, а в конце Неского проспекта у Александро-Невской Лавры стоит прекрасная статуя великому князю Александру Невскому. Статуя императору Александру III на Знаменской площади органично вольется в имперский облик центра северной столицы, в отличие от советского монумента, который разрывает стиличтическое единство и подлинную красоты Невской першпективы. Знаменская площадь, вдали виднется Знаменский собор, взорван Если сегодня мы чаще говорим о культурном возрождении не Ленинграда, а Санкт-Петербурга, как культурной столицы новой России, то следует не только подумать о демонтаже уродливых памятников идеологов разрушительной революции 1917 года, но и восстановлении имперского облика столицы, близкого к идеям последних всероссийских монархов, возвращении облика Константинополя на р. Неве.. Введенский собор у Царскосельского вокзала, взорван С.И. специально для «Православного Апологета» 2019г. |
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |