Ни международный, ни справедливый! Возвращение в Средневековье?
Ούτε διεθνές , ούτε δίκαιο! Επιστροφή στο Μεσαίωνα;
Феофанис Малкидис, доктор политических наук
1. Насилие как повседневная жизнь.
Со времен Средневековья в мировом и дипломатическом плане прошло несколько столетий, в которых было все: феодальные лорды, короли, Священный союз, войны, массовые истребления и многое другое, что завершилось Первой мировой войной, но также и попыткой создать систему, где не воцарятся джунгли, а возобладает международное право.
Создание Лиги Наций стало кульминацией этой политики, а также надеждой на то, что человечество перешло от дополитической, доисторической стадии к политической. Но увы! И вместе с фашистско-нацистскими формированиями и их представителями, а также с другими элементами, международное право рухнуло на сами элементы, из которых оно состояло. Эфиопия, Европа, жизненное пространство и т. д. Вторая мировая война доказала, что человечество не готово сделать шаг вперед, а, наоборот, очень легко возвращается в пещеры…
Тем не менее, планета, люди, одержимые онтологией сосуществования, предприняли еще одну попытку в 1945 году: Нюрнбергский и Токийский процессы, создание Организации Объединенных Наций (ООН), Конвенция о предотвращении и пресечении преступления геноцида, учреждение Международного уголовного суда — вот некоторые из новых возможностей, предложенных опустошенным человечеством. Однако очень скоро, возможно, даже раньше, чем это произошло в 1918 году, ожидания рухнули: Корея, Вьетнам, Кипр, Афганистан, Ирак, Кувейт, Африка, Латинская Америка, Восточная Европа и т. д.
2. Реальность «современного» мира.
Было бы излишним описывать болезненную реальность, но это необходимо напомнить: сегодня мы переживаем крах мирового порядка, построенного после 1945 года, не просто как геополитический кризис, а как системный регресс, возвращение к логике Средневековья, где сила отождествляется с правом, а единственным «законом» является выживание сильнейшего.
(Теперь уже прежнее) международное право, каким мы его знали благодаря Уставу ООН, основывалось на трех столпах: национальном суверенитете, территориальной целостности и мирном разрешении споров. Сегодня эти столпы рухнули, другими словами, они исчезли, возможно, их даже нет в школах, которые когда-то их преподавали… Вторжение
в Украину, конфликты на Ближнем Востоке, напряженность в Южно-Китайском море и гражданские войны в Африке (например, в Судане) демонстрируют, что границы снова стали «размытыми». Нарушение международных договоров больше не влечет за собой существенных санкций, которые могли бы сдержать агрессора. В результате мы видим мир, где международные организации, такие как ООН, парализованы правом вето, напоминающим слабую, как мы уже упоминали, Лигу Наций межвоенного периода.
В Средние века власть была раздроблена между правителями, которые навязывали свою волю слабым соседям. В современную эпоху мы наблюдаем появление «геополитических вотчин», где великие державы (США, Китай, Россия) и новые региональные игроки (Турция) создают зоны влияния, игнорируя желания малых государств, игнорируя международное право…
Эта тенденция приводит к фрагментации международного сообщества, и вместо единого глобального рынка и общих правил создаются экономические и военные «блоки» вне рамок институциональной реальности. Экономика используется как оружие, а взаимозависимость, некогда считавшаяся гарантией мира, превращается в уязвимое место.
Одна из самых тревожных особенностей возвращения (?) к Средневековью — это то, что Хантингтон назвал столкновением цивилизаций или усилением религиозной и идентитарной риторики в международных отношениях. Конфликты больше не ведутся из-за территории или ресурсов, а представляются как экзистенциальная борьба между «цивилизациями» или «религиями».
Риторика «мы против других», религиозный фундаментализм и национализм вытесняют рациональность, и когда конфликт приобретает «священные» черты, компромисс становится невозможным, поскольку отступление рассматривается как предательство веры или нации.
Более того, если в Средневековье оружием были меч и осадная машина, то сегодня передовые технологии используются для навязывания современных, но средневековых практик: кибератаки, парализующие больницы и энергетические сети, искусственный интеллект, создающий «альтернативные реальности», напоминающие обскурантизм и невежество прошлых времен, в то время как смерть становится безличной и далекой, или упоминается в социальных сетях, снижая политическую цену для нападающего. Возможно, в конечном итоге, самым болезненным аспектом этого возвращения (?) в Средневековье является постепенная, усиливающаяся десенсибилизация к человеческим страданиям. Образы разбомбленных городов, голодных детей и караванов беженцев стали «фоновым шумом» в нашей повседневной жизни, а нарушение прав человека инструментализируется или рассматривается как нечто само собой разумеющееся: оно осуждается, когда совершается врагом, но замалчивается, когда совершается союзником, поэтому именно избирательная мораль убивает концепцию международного права...
3. Цивилизация против варварства.
Возвращение (?) в Средневековье — это не закон, а, по-видимому, сознательный выбор политического руководства и общества. Если ООН не получит полномочий для навязывания международного права, выходящего за рамки интересов пяти постоянных членов, её следует официально упразднить, а возвращение за стол переговоров как единственное решение, каким бы сложным оно ни казалось, является единственным решением, и признание того, что безопасность одного не может быть построена на неуверенности, терроре, отчаянии, горе и разрушении другого.
Сегодня мир находится на перепутье. Если мы позволим международному праву превратиться в «тряпичную бумагу», возвращение в Средневековье не будет под вопросом, оно станет неизбежным и завершится катастрофическими последствиями для человечества. История учит нас, что периоды тьмы заканчиваются только после великих катастроф, вопрос в том, сможем ли мы на этот раз наверстать упущенное, сможет ли свет победить тьму, прежде чем она полностью нас поглотит…
Феофанис Малкидис имеет докторскую степень, полученную в Пантийском университете. (Ο Θεοφάνης Μαλκίδης είναι διδάκτορας του Παντείου Πανεπιστημίου.)
geopolitico.gr

