Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Прп. Иустин Попович

Церковь не может разделиться! Раскольники и еретики отделяются от одной единственной Церкви!

1. Единство и единственность Церкви

Как Личность Богочеловека Христа – одна и единственная, так и Церковь – Им, и в Нем, и на Нем основанная – одна и единственная. Единство Церкви неминуемо следует из единства Личности Богочеловека Христа. Будучи одним и единственным Богочеловеческим организмом на небе и на земле, Церковь, по всем небо-земным законам, не может разделяться. Любое разделение означало бы ее смерть. Вся – в Богочеловеке, она прежде всего и во всем – Богочеловеческий организм, а затем – Богочеловеческая организация. В ней – всё Богочеловеческое: и жизнь, и вера, и любовь, и Крещение, и Евхаристия, и каждое ее святое таинство, и каждая ее святая добродетель, и все ее учение, и вся ее жизнь, и все ее бессмертие, и вся ее вечность, и все ее устройство. Да, именно так: в ней всё Богочеловечески едино и неделимо: и единение со Христом, и освящение, и обожение, и преображение, и отроичение, и спасение. В ней всё органически и благодатно связано в единое Богочеловеческое Тело под единой Главой – под Богочеловеком, Владыкой Христом. Все ее члены, хотя как личности они всегда целостны, свободны и неприкосновенны, сплачиваемые одной благодатью Святого Духа через Святые Таинства и святые добродетели в органическое единство составляют одно тело и исповедуют одну веру, сочетавающую их взаимно и с Господом Иисусом Христом.

Христоносные Апостолы богодухновенно благовествуют о единстве и единственности Церкви, утверждая свою проповедь на единстве и единственности ее Основателя – Богочеловека, Владыки Христа, и Его Богочеловеческой Личности, «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11).

Святые Таинства и святые добродетели своей обращенной ко Христу, христолюбивой силой соединяют с Господом Иисусом Христом всех членов Церкви из всех народов и времен, так что «все одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28; ср.: Кол.3:11, 15). Это единство верных зарождается с изначального таинства – со святого Крещения, продолжается и укрепляется через прочие святые таинства и достигает вершины в святой Евхаристии, осуществляющей самое совершенное единство верных с Владыкой Христом, а также их единство друг с другом (см. 1Кор.10:16–17, 12:12). Единая по всему своему Богочеловеческому существу, Церковь в то же время множественна по личностям. В этом она в какой-то степени являет в себе образ Пресвятой Троицы: единство в тройстве, тройство в единстве. И это благодаря тому, что второе Лицо Святой Троицы – Бог Слово – сделалось человеком и Собою уподобило [тем самым] Церковь Святой Троице. Собственно говоря, Церковь Господа Иисуса Христа – это благодатно-добродетельные образ и подобие Пресвятой Троицы на земле, всецело исполненные благодатных, Божественных сил отроичения и обогочеловечения. В Церкви исполняется Первосвященническая молитва Спасителя: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин.17:21–23). Таково Богочеловеческое единство веры, таково и Богочеловеческое единство Церкви; онтология веры, онтология Церкви: по всему и во всем они взаимозависимы, причем и то, и другое – всецело от Богочеловека, в Богочеловеке, по Богочеловеку.

Единство и единственность Богочеловеческой веры – вот основа, фундамент всей Христовой Церкви. А в этой вере всё и вся – Богочеловек, Господь Иисус Христос, Который Собою как Церковью навсегда сочетал небо с землей, Ангелов с людьми и, что важнее всего самого важного, – Бога с человеками. Исторически очевидно и несомненно то, что в Богочеловеческой вере содержатся все Богочеловеческие святые таинства и святые добродетели, совершающие наше облечение во Христа, наше обогочеловечивание, наше обожение, наше о-троичение и через всё это – наше спасение. Из веры как из первой добродетели источаются все святые добродетели и все святые таинства. Они при посредстве досточудного Богочеловека, воплощенного Бога Слова, и соединяют нас с Трисвятым Божеством. Для нас, людей, – это самое совершенное и самое полное единство, то есть всеединство.

Святой Максим Исповедник благовествует Богочеловеческую истину: «В Церкви, по Промыслу Божию, все люди делаются как одно естество и как одна воля, Духом Святым сочетаваемые с Богом и между собой». Эта истина вся присуща, вся жива, вся явна, вся животворна и бессмертна в богослужении Православной Церкви, в ее Богочеловеческой благодатно-подвижнической жизни. Нам, людям, Богочеловеческая вера Христова подает всё и вся, что только нужно для нашего человеческого существа для вечной жизни на земле и на небе.

Без нее человеческое существо – ужас превыше всех ужасов, проклятие над проклятиями. Этой верой мы стоим и вечно существуем в Церкви Спасителя. Она – вся от Церкви и вся в Церкви. Одна и единственная с вершины до основания, эта вера «однажды предана святым» (ср.: Иуд.3): Богочеловеком, Владыкой Христом через Его Богочеловеческое домостроительство спасения – через ПравославнуюЦерковь.

Божественную истину благовествует святой Иоанн Кассиан: «Без сомнения, вне Церкви – тот, кто не содержит веры Церкви».

Подражая святым Апостолам, святые Отцы и учители Церкви по-херувимски богомудро и по-серафимски ревностно исповедуют единство и единственность Православной Церкви. Поэтому понятна ревность святых Отцов Церкви при любом отделении и отпадении кого-либо от Церкви и их строгое отношение к ересям и расколам. В этом смысле исключительную Богочеловеческую важность имеют Святые Вселенские и Святые Поместные Соборы. Их мудрый во Христе дух свидетельствует о том, что Церковь – не только едина, но и единственна. Как у Господа Иисуса Христа не может быть несколько тел, так у Него не может быть и несколько Церквей. По своему Богочеловеческому существу Церковь – одна и единственная, как и Богочеловек Христос – один и единственный. Отсюда следует, что разделение, раздел Церкви онтологически, существенно невозможен. Раскола Церкви никогда не было и быть не может, а были и будут лишь отпадения (отколы) от Церкви, как добровольно бесплодные ветви засыхают и отторгаются от вечно живой Богочеловеческой Лозы – от Господа Иисуса Христа (см. Ин.15:1–6). От одной-единственной нераздельной Христовой Церкви в разные времена отделялись и отпадали еретики и раскольники – переставая тем самым быть членами Церкви и сопричастниками ее Богочеловеческого Тела. Так, прежде других отпали гностики, затем ариане, затем духоборы, затем монофизиты, затем иконоборцы, затем римокатолики купно с отделившимися от них протестантами, затем униаты, затем... по порядку все прочие приверженцы еретическо-раскольнического легиона.

преподобный Иустин (Попович), Челийский
Том III. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. часть 4. Экклесиология



Подписка на новости

Последние обновления

События