Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Установление празднования Успения Богородицы

15 августа.

 

Чествование личности Богородицы, несомненно, является одной из главных моментов годового праздничного цикла, литургической и особенно духовной жизни Церкви. Богородица, единственная среди всех смертных, пользуется таким почетом, что Церковь празднует ее память несколько раз в течение церковного года, начиная с праздников Рождества Богоматери (8-21 сентября),  Покрова Богоматери (1 или 14 октября), Введения (1 или 28 октября), Введения ( 21 ноября), Собора в честь Богоматери (26 декабря), Сретения (2 февраля, праздник господско-богородичный), Благовещение (25 марта), в различные другие дни памяти и чествования по случаю местных чудес, знаменитых и чудотворных икон , но главным образом в день чести Ее Успения и Преставления (15-28 августа).

Последний праздник в честь Богородицы является в сознании Церкви самым значимым из ранее упомянутых. Не случайно народное благочестие назвало ее «Летней Пасхой», при этом празднование ее длится дольше всех других, так как послепраздничный период (попразднства) длится 9 дней, до 23 августа, когда празднуется совершение праздника.

Гефсимания, Иерусалим, Гроб Богоматери

Календарное определение празднования Успения Богородицы напрямую связано и исходит из раннехристианского уважения к личности Матери Христа, поскольку уже первая Церковь признавала Ее выдающееся положение в ней. Установленное, конкретное время чествования ее памяти ведь вытекает из самого ее содержания, то есть чествования ее. Существование этого содержания праздника, или, по мнению Г. Филия, «первобытного богословского праздничного материала», приведшего к празднику, связано с местностью «Кафизма- Κάθισμα», расположенной в трех милях от Иерусалима, на пути в Вифлеем. Святость этого места связана с апокрифической книгой  «Протоевангелие Иакова» (Πρωτευγγέλιο του Ιακώβου )  и связанными с ней свидетельствами паломника Феодора (X век), которые отождествляют его с местом, где чревоносящая Дева просила сойти с л повозки и сделать отдых во время ее путешествие в Вифлеем.

«Κάθισμα» была первым местом особого почитания Божией Матери, поскольку в начале V века, во времена патриархата Ювеналия Иерусалимского, римская паломница Икелия или Икилия построила храм в память Богородицы. Этот храм также связан с первым установленным ежегодного празднования памяти Девы Марии, которое Теодорос Петрас характеризует как «в память Богородицы μνήμην Θεοτόκου». Дата этого празднования не точна, но исследования даты приводит к промежутку между 13 и 15 августа, при этом предполагается, что она связано с открытием храма Икелии, возможно, 13 августа. Последняя точка зрения, предложенная  Баумстарком  и принятая профессором Иоанном Фундулисом, склоняющаяся, вероятно, к 15 августа не способствует сближению воспоминания о «Κάθισμα» с соответствующим праздником Успения, так как у них совершенно разные праздничные дни. содержания, несмотря на то, что первое является предшественником второго.

Заключительное влияние на установление календарного дня празднования Успения Богоматери оказывает строительство императором Маркианом церкви Богородицы в Гефсимании, где находится гробница Девы Марии. В 460 году, через три года после смерти Маркиана, празднование Успения Богородицы появляется в Гефсиманском храме 15 августа, поставив на второе место более древнее празднование в «Κάθισμα», которое первоначально ограничивалось 13 августа и постепенно совсем угасало.

Установление дня в честь праздновния Успения Богородицы имеет непосредственную связь с Третьим Вселенским Ефесским собором (431 г.), в ходе которого было сформулировано догматическое учение Церкви о Богородице. Однако официальное установление конкретной даты Успения происходит в конце VI века, когда император Маврикий издает соответствующий указ, по свидетельству Никифора Каллиста в  его «Церковной истории».

Установление императорским указом конкретного дня для празднования Успения подтверждает, что рассматриваемое праздничное торжество уже существовало по своему содержанию и стало достоянием церковного созания. Почтение верующих к месту погребения Богородицы в Гефсимании в сочетании с его превращением в главное место паломничества являются дополнительными факторами, укрепившими решение императора издать указ.

Официальное установление даты празднования 15 августа  не предполагает ее навязывания каждой поместной Церкви. Честь лику Богородицы, но и память о Ее Успении даны. Однако до VII века Успение не праздновалось во всем христианском мире 15 августа ,  по свидетельству Иоанна Солунского, который в число упоминаемых им областей включает и свою церковную провинцию — Салоники.

Сирийская церковь устанавливает праздник Успения в V столетии, онтеся его, однако, на 26 декабря, а не на 15 августа, исходя из древней апокрифической традиции, согласно которой Успение Богородицы совершалось в один день с Рождеством Христовым, но сдвигая празднование первого на один день, чтобы они не совпадали. Римская церковь приняла праздник из Сирии. Первая попытка была предпринята в VII веке. папой Феодором I, но успехом не увенчалась. Его введение в римский календарь было осуществлено Папой Сергием I, который был сирийцем по происхождению, а Папа Адриан совершил его празднование в Риме примерно во второй половине VIII века. Церковь Египта знает праздник Успения с VI века. Разница в праздновании здесь очевидна, поскольку, по старой сирийской традиции, Успение отмечают 16 января, считая его частью рождественского цикла, а Преображение празднуют 15 августа. Эфиопская Церковь следует точно такой же календарной традиции.

 

Библиография:

 

Βρακά Χρ. Π.Η εορτή της Κοιμήσεως της Θεοτόκου. Ιστορία-Γραμματεία, Διπλωματική εργασία, Θεσσαλονίκη 2010.

Σιώτη Μ. Δ.Η εμφάνισις της λατρείας της Θεοτόκου και η επί της εορτής της Κοιμήσεως εκκλησιαστική παράδοσις, Θεσσαλονίκη 1950.

Φίλια Γ. Ν., «Οι Θεομητορικές Εορτές», Το Χριστιανικόν Εορτολόγιον. Πρακτικά Η’ Λειτουργικού Συμποσίου Στελεχών Ι. Μητροπόλεων, Σειρά: Ποιμαντική Βιβλιοθήκη, τ. 15, εκδ. Κλάδος Εκδόσεων ΕΜΥΕΕ, Αθήναι 2007, σ. 323-361.

Του ΙδίουΟι Θεομητορικές Εορτές στη λατρεία της Εκκλησίας, εκδ. Γρηγόρη, Αθήνα 20133.

Φουντούλη Ιω., «Γένεσις των χριστιανικών εορτών», Το Χριστιανικόν Εορτολόγιον. Πρακτικά Η’ Λειτουργικού Συμποσίου Στελεχών Ι. Μητροπόλεων, Σειρά: Ποιμαντική Βιβλιοθήκη, τ. 15, εκδ. Κλάδος Εκδόσεων ΕΜΥΕΕ, Αθήναι 2007, σ. 47-64.

 А также, «Κοιμήσεως της Θεοτόκου εορτή», ΘΗΕ, 7 (1965), στ. 705-707.

 

Источник: https://www.pemptousia.gr/2024/08/i-kathierosi-eortasmou-tis-kimiseos-tis-theotokou-ti-15i-avgoustou/

перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2024г.



Подписка на новости

Последние обновления

События