Крещальное богословие
Преосвященный Иерофей, митрополит Навпактский и св. Власия
Βαπτισματική Θεολογία
Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου
(повторная публикация)
В прошлом и в настоящем ведутся многочисленные споры в отношении крещения еретиков, т.е., если еретики, которые уклонились от Православной веры и желают возвратиться в нее, их следует крестить заново или просто миропомазывать, после того как подают грамоту-рукописание (либеллиум – т.е. рукописание об отречении от ереси). По данному вопросу имеются решения Поместных и Вселенских Соборов.[1]
Однако в данном тексте мне хотелось бы представить в качестве одного из примеров документ, который согласован между «Постоянной Конференцией Канонических епископов Америки» (SCOBA) и «Конференцией Католических епископов Америки» (ABCD) 3 июня 1999г. Перевод на греческий язык оригинала этого текста выполнил протоиерей о. Георгий Драгас, профессор Богословской Школы Честного Креста в Бостоне, который одновременно сделал сокращенное описание и критику согласованного между православными и папистами текста-документа в Америке.
Основанием этого текста служит Баламандское соглашение 1993г. «Униатство, Методы соединения в прошлом и современные поиски полного общения», которое он и стремиться утвердить.
Текст, который мы комментируем, то есть текст, подписанный в Америке между православными и папистами под названием «Крещение и общение в Таинствах» содержит утверждения в нескольких положениях, как я замечал, которые являются характерными и выявляют все содержание современного экуменического движения.
Первое положение – что «крещение покоится на вере самого Христа, вере Церкви, и вере верующего, из которой вытекает ее сущность» (13). С первого взгляда здесь создаётся впечатление об отсутствии Троичного Бога, может быть для того, чтобы оправдать широкое толкование Крещения. Итак, вера является основным положением и принципом Крещения.
Второе положение – это то, что Крещение не является неким действием, которое требуется Церковью, «но более основание Церкви . Крещение закладывает фундамент Церкви» (26).В данном случае представляется истина, что святое Крещение не является «вводным» таинством с помощью которого мы входим в Церковь, но основанием Церкви.
Третье положение – это то, что «крещение никогда не рассматривалось как частный обряд, но в большей мере в качестве общественного события»(13). Это означает, что Крещение оглашенных составляло «обстоятельное покаяние и всецелое возрождение общины» (13). Крещённый «обязан быть причислен общей вере общины в личностной вере и заповедям Спасителя» (14),
Четвертое положение является продолжением и следствием предыдущих. В то время как Крещение основывается на вере во Христа, поскольку оно является основанием Церкви и более того, оно является делом общины, это означает, что признание Крещения влечет за собой и признание Церкви. В совместном согласованном тексте говорится: «Оба члена этой Совместной Комиссии, Православные и римо-католики, признаем в традициях друг друга общее учение и общую веру о Крещении, несмотря на различную практику его совершения, которые, как мы верим, не влияют на существо Таинства». (17) Согласно тексту имеется в двух «Церквах» общая вера и учение о Крещении, но и существующие разные практики крещения не влияют на сущность таинства. Обе стороны признают единую церковную сущность «в обеих из них, и если даже они считают насилие сущности Церкви над другой в качестве дефекта или преступления» (17). В этом положении находится «надежное основание для современного использования фразы «церкви-сестры». Православная и Латинская Церкви являются двумя сестрами, поскольку имеют одно и то же предание, ту же веру и то же Крещение, несмотря на то, что имеются частичные разногласия. Поэтому и в тексте неоднократно поддерживается мнение: «Считаем это признание экклезиологической сущности крещения, несмотря на наши разделения, полностью согласным с извечным учением обеих церквей» (26). Искажая учение свт. Василия Великого, они настаивают на том, что две «Церкви», вопреки установленным «несовершенствам», составляют ту же сущность Церкви. «Благодать в дарах Божиих, мы имеем обе «из Церквей» согласно слову святого Василия»(26).
Пятое положение заключается в том, что осудил прп. Никодим Святогорец, который, и разъясняя мнение свт. Киприана Карфагенского, свт. Василия Великого и II Вселенского собора, делает вывод, какой делают и все Отцы Добротолюбия 18 столетия в отношении акривии и икономии как о способах принятия еретиков в Православную Церковь. То есть, иначе говоря, Отцы принимают еретиков по акривии, т.е. через Крещение, или же иначе по икономии, т.е. совершая миропомазание. Но когда Церковь кого-то принимает по икономии, это означает, что в тот момент, когда она приемлет, действует таинство спасения, в точности, потому что Церковь стоит выше канонов, а не каноны выше Церкви. И Церковь является источником Таинств и Крещения, а не Крещение является основой Церкви. Церковь может принять какого-либо еретика по принципу икономии, и это не будет означать, что она признает как Церковь общину, которая прежде его крестила. Соответствующее решение II Вселенского собора толкуется в такой перспективе.
Конечно, путаница увеличивается по той причине, что между предложениями существует одно предложение, которое толкуется разным образом. В тексте говорится, что необходимо разъяснить, «что взаимное признание крещения не соответствует разрешению всех вопросов, которые их разделяют, ни восстановлению церковного общения между ними, даже если даже оказать помощь в удалении какого-либо одного препятствия на пути к восстановления полного общения» (с. 28)
Из небольшого анализа становится ясно, насколько по данным вопросам в экуменических кругах доминирует путаница, в то время как также и принятие Крещение еретиков (папистов, протестантов, которые изменили догмат о Святой Троице и т.д.) истолковывается как принятие существования Церкви у еретиков и даже, что еще хуже, что и «две Церкви» Православная и Латинская имеют единство, несмотря на «незначительные» различия, или произошли от той же Церкви и необходимо нам искать возможности к возвращению и к созданию единой Церкви. В данном случае явно видна теория ветвей.
Когда существует такая путаница, тогда существует необходимость принять точку зрения акривии, которая спасет истину, то есть, что те которые впадают в ересь находятся вне Церкви и там не действует Святой Дух для обожения человека.
Во всяком случае, крещальное богословие создаёт страшные проблемы для православных. Документ, в котором мы видели несколько положений, с точки зрения экклезиологии является сквозным. Святоотеческое православное учение в отношение данного вопроса таково, что Церковь является Богочеловеческим телом Христа, внутри которого содержится открытая истина – православная вера – и совершается таинство обожения посредством таинств Церкви (Крещение – Миропомазание – Божественная Евхаристия), необходимым условием для которых является причастность очищающим, просвещающим и боготворным Божественным энергиям. Крещение является вводным таинством Церкви. Церковь не основывается на Таинстве Крещения, но Крещение водой связано с Крещением Духом, действующим в Церкви и соделывает человека членом Тела Христова. Вне Церкви, живого Тела Христова, не существуют Таинства, точно также, как вне тела не существуют чувства.
Завершая свою статью, мне хотелось бы представить заключение протопресвитера Георгия Драга, после «краткого описания и критики»:
«Эти предложения не имеют силы для распространения согласно всем православным, и, конечно же для греко-говорящих (имеющих греческое мышление), следовательно что касается действительного их характера, то больше устанавливают разделения. Главная причина, которая приводит к такому критическому выводу состоит в отсутствии церковного основания во всем этом исследовании о Таинствах, как и одностороннее исследование, или искажение данных о совершении православных таинств, и, конечно же, таинственного подобия, в и инославных в разные эпохи. Предложения эти и выводы, но и весь согласованный текст, представляют западный скептицизм. Одобрение их православными богословами означает больше не преднамеренное предательство православной позиции и подчинение западным экуменическим перспективам, сколько отрицание, сокрытие! »
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», скорректирован в 2016г.
www.parembasis.gr/2001/01_12_15_12.htm - 11k
[1] Данная статья митрополита Иерофея затрагивает наиважнейший вопрос православной экклезиологии, которая разрушается «крещальным богословием», этим продуктом II Ватиканского собора. Однако именно это «богословие» активно «исповедуется», по неведению, многими иерархами и преподавателями Духовных школ. Такое положение вызвано двумя причинами: фактическим навязыванием Баламадского соглашения РПЦ на уровне официальных документов (Отношение Русской Православной Церкви к остальным христианам, формально принятом на Архиерейском соборе 2000), низким уровнем преподавания догматического богословия и канонического права, где вопросы о способах принятия инославных в лоно Православной Церкви, принципы акривии и икономии, должны даваться студентам Духовных школ в лекционных курсах. То, что этого не делается, а эти главные принципы просто остаются «на слуху», и нет необходимо глубокого и ясного богословского понимания их, приводит в серьезным последствиям и мнениям, которые не допустимыми с точки зрения православной догматики. (Мы признаем крещение римо-католиков и протестантов, мы их не перекрещиваем и т.д.)