«Зеленые» пропуска или сертификаты: защита основных прав и правовые последствия (см. пункты 4-11, запрещающие любого рода дискриминацию)
Covid passes or certificates: protection of fundamental rights and legal implications
Резолюция 2383 (2021) (предварительная версия)
Автор(-ы):
Парламентская ассамблея
Источник
Обсуждение во время Ассамблеи от 22 июня 2021 г. (17-е заседание) (см. Док. 15309, доклад Комиссии по юридическим вопросам и правам человека, докладчик: г-н Дэмиен Коттье; и Док. 15323, заключение Комиссии по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию, докладчик: г-жа Кармен Лейте). Текст принят Ассамблеей 22 июня 2021 г. (17-е заседание).).
1. Социально-экономические издержки ограничений, связанных с Covid-19, по-прежнему огромны, а политическое давление с целью их ограничения и отмены является реальным и понятным. В то же время санитарная ситуация остается очень нестабильной — Covid-19 по-прежнему является заболеванием, которое легко может выйти из-под контроля, что приведет к дальнейшему распространению заболевания и смерти. В этой связи Парламентская ассамблея напоминает о своей резолюции 2338 (2020) «Влияние пандемии Covid-19 на права человека и верховенство закона», в которой она напомнила, что «прямые обязательства в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека и основных свобод (ETS № 5, «Конвенция») предусматривают, чтобы государства предпринимали меры по защите жизни и здоровья своего населения». Кроме того, выход из социально-экономического кризиса станет возможным только после обретения полного контроля над заболеванием. Вакцинация станет важной мерой общественного здравоохранения на пути достижения этой цели, но сама по себе не является достаточной мерой.
2. Многие европейские государства изъявили желание ввести систему зеленых пропусков или сертификатов (Covid pass или certificate), которые будут представлять собой официальную документацию, подтверждающую вакцинацию против Covid-19, выздоровление после Covid-19 и/или отрицательный результат теста на инфекцию SARS-CoV-2. Сертификация статуса вакцинации будет применяться как инструмент права и медицинской оценки. Использование зеленых пропусков для возобновления пользования определенными правами и свободами путем частичного снятия ограничений чревато юридическими осложнениями и проблемами в области прав человека и, прежде всего, зависит от высокой степени уверенности в отношении медицинских рисков.
3. Вакцинация и выздоровление после перенесенной инфекции вполне могут снизить риск распространения заболевания, но степень и продолжительность этого эффекта в настоящее время не установлены. Кроме того, разные вакцины и режимы вакцинации могут иметь разную эффективность в снижении риска передачи, и они различаются по своей эффективности против штаммов SARS-CoV-2. Отрицательный результат теста свидетельствует только о временной ситуации, которая может измениться в любой момент после взятия образца для анализа. Эти различия следует учитывать для того, чтобы определить, являются ли конкретные случаи использования зеленых пропусков оправданными с медицинской точки зрения и недискриминационными.
4. Если зеленые пропуска будут использоваться в качестве основания для предпочтения одних людей другим (преференциального отношения), они могут повлиять на охраняемые законом права и свободы. Такой преференциальный режим может быть приравнен к незаконной дискриминации по смыслу статьи 14 Конвенции, если не имеет объективного и разумного оправдания. Необходимо, чтобы каждая мера преследовала законную цель и была соразмерной. Соразмерность требует справедливого баланса между защитой интересов общества (законная цель) и уважением прав и свобод человека.
5. Дискриминация может происходить либо из-за того, что к людям относятся по-разному на основании несущественного различия, либо из-за одинакового отношения к лицам, между которыми имеются существенные различия в определённых отношениях. Отражает ли зеленый пропуск существенное различие или нет, зависит от того, в какой степени конкретный медицинский статус, который он представляет, подразумевает значительную разницу в риске передачи вируса SARS-CoV-2 другим лицам. Значительно более низкий риск передачи может также означать, что ограничения прав и свобод больше не являются оправданными для данного лица, независимо от условий, в которых находятся другие лица.
6. Степень, в которой оправдание разного отношения является объективным и разумным, зависит от характера рассматриваемого права или свободы и от серьезности вмешательства. Национальные органы власти должны четко разграничить различные варианты использования зеленого пропуска на основании затрагиваемых прав и свобод, а также продолжительность освобождения от ограничений, предусмотренную пропуском. Точно так же, если частные субъекты могут (или даже обязаны по закону) требовать предъявления зеленого пропуска прежде чем обслуживать клиентов, следует четко разграничивать основные и второстепенные товары и услуги. Продолжительность дифференцированного лечения, основанного на зеленом пропуске, также может иметь отношение к тому, является ли оно соразмерным.
7. При оценке риска передачи инфекции необходимо учитывать конкретные условия, с которыми сталкиваются обладатели зеленого пропуска, в том числе будут ли они вступать в контакт с людьми, не имеющими иммунитета против Covid-19, находятся ли эти люди в группе более высокого риска тяжелого заболевания или смерти, а также наличие местных штаммов вируса, особенно тех, которые легче передаются или могут быть устойчивыми к вакцинам, и могут ли они быть занесены владельцем пропуска.
8. До тех пор, пока не будут получены четкие и надежные научные данные, снятие ограничений для вакцинировавшихся лиц и их сохранение для невакцинировавшихся может рассматриваться как дискриминационный подход. Единственным основанием для различения этих двух групп становится вакцинация. Однако только такое основание (чаще всего, уязвимость к Covid-19), может не иметь отношения к снятию ограничений, направленных на прекращение передачи заболевания.
9. Даже если научных данных будет достаточно, чтобы оправдать преференциальное отношение к обладателям зеленого пропуска, могут существовать веские причины государственной политики для отказа от их использования. Их использование может подорвать фундаментальную связь между правами человека, ответственностью и солидарностью, которая имеет важное значение при управлении рисками для здоровья. Расходы на систему зеленых пропусков могут компенсироваться за счет и так ограниченных ресурсов, предусмотренных для других мероприятий, которые могли бы быстрее открыть общество для всех. Это было бы особенно пагубно при достаточно коротком временном промежутке между получением достаточных научных доказательств, оправдывающих использование зеленых пропусков, и вакцинированием большого числа людей, чтобы ослабить ограничения в целом.
10. Если последствия отказа от вакцинации — включая продолжающиеся ограничения пользования свободами и стигматизацию — настолько серьезны, что исключают элемент выбора при принятии решения, вакцинация может стать практически обязательной. Это может привести к нарушению охраняемых законом прав и/или к проявлениям дискриминации. Ассамблея напоминает о своей Резолюции 2361 (2020) «Вакцины против Covid-19: этические, правовые и практические соображения», в которой она призвала государства-члены ЕС «обеспечить информирование граждан о том, что вакцинация не является обязательной, и что никто не может поддаваться политическому, социальному или иному давлению с целью вакцинации, если он/она не желает этого». Любое, даже косвенное, ненадлежащее давление на людей, которые не могут или не хотят проходить вакцинацию, может быть смягчено, если зеленые пропуска будут выдаваться по причинам, отличным от вакцинации.
11. Зеленый пропуск будет основан на конфиденциальной персональной медицинской информации, к которой должны применяться строгие стандарты защиты данных. Эти стандарты включают наличие четкой правовой основы, которая также имеет отношение к приемлемости мер, которые могут ограничивать права или приводить к потенциально дискриминационному обращению.
12. Ассамблея ссылается на информационный документ «Защита прав человека и «зеленый пропуск», выпущенный Генеральным секретарем Совета Европы, «Заявление об аспектах прав человека, имеющих отношение к «зеленому пропуску» и аналогичные документы», выпущенные Комитетом Совета Европы по биоэтике (DH-BIO), а также «Заявление о вакцинации против Covid-19, аттестациях и защите данных», выпущенным Консультативным комитетом Конвенции Совета Европы для защиты физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (T-PD).
13. В связи с этим Ассамблея призывает государства-члены Совета Европы:
13.1 продолжать осуществлять весь спектр действий в сфере общественного здравоохранения, необходимых для долгосрочного контроля над Covid-19, в соответствии с их прямыми обязательствами в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и вводить режимы зеленых пропусков только при наличии четких и надежных научных доказательств того, что такие режимы снижают риск передачи вируса SARS-CoV-2 до приемлемого уровня с точки зрения общественного здравоохранения;
13.2 полностью учитывать последние данные и советы экспертов, в частности, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), при реализации таких мер, как зеленые пропуска, которые предусматривают ослабление ограничений, направленных на предотвращение распространения вируса SARS-CoV-2;
13.3 гарантировать, что такие меры, как зеленые пропуска, освобождающие их владельцев от определенных ограничений в отношении охраняемых законом прав и свобод, применяются таким образом, чтобы поддерживать эффективную защиту от распространения вируса SARS-CoV-2 и избегать дискриминации, в частности, путем обеспечения:
13.3.1 доступности вакцинации для всех в равной степени, а если это невозможно, подобное должно иметь объективные и разумные причины, которые не должны включать платежеспособность или любые другие основания, способные привести к незаконной дискриминации, для установления приоритета одних групп над другими;
13.3.2 наличия различных категорий зеленых пропусков для групп людей с разными отличительными особенностями, которые доказано снижают риск передачи вируса SARS-CoV-2;
13.3.3 того, чтобы наличие зеленых пропусков на основании недавних тестов с отрицательным результатом не ограничивалось только платежеспособными лицами из-за высокой цены тестов;
13.3.4 чтобы степень, в которой обладатели различных категорий зеленых пропусков освобождены от ограничений, соответствовала степени, в которой снижен риск передачи вируса SARS-CoV-2, и чтобы должным образом учитывалась текущая эпидемиологическая ситуация в соответствующей стране;
13.3.5 чтобы должным образом учитывалось фундаментальное различие в медицинском статусе между лицами, которые приобрели иммунитет в результате вакцинации или после выздоровления, с одной стороны, и лицами с отрицательным результатом недавнего теста, с другой, и возникающие в результате этого различия в риске передачи инфекции между этими двумя группами;
13.3.6 чтобы должным образом учитывалась относительная стойкость иммунитета, приобретенного в результате вакцинации или после выздоровления, а также относительная эффективность различных вакцин и режимов вакцинации в предотвращении передачи SARS-CoV-2, включая разные штаммы;
13.3.7 чтобы должным образом учитывались относительные риски передачи, связанные с различными видами деятельности, которые могут быть разрешены для владельцев зеленых пропусков, особенно в тех случаях, когда они могут контактировать с лицами, которые не приобрели иммунитет в результате вакцинации или предшествующего заражения, не зависимо от того, относятся ли эти лица к группе повышенного риска развития тяжелого заболевания или смерти;
13.3.8 чтобы должным образом учитывалось положение тех, кто по медицинским причинам не может или по личным причинам, или в силу своих убеждений отказывается от вакцинации; что касается последней группы, то любая система зеленых пропусков исключает любое проявление принуждения и обязательности вакцинации;
13.3.9 чтобы зеленые пропуска были доступны в цифровом формате и в документарной форме;
13.4 гарантии того, что любая система зеленых пропусков имеет под собой четкую юридическую базу;
13.5 гарантии того, что любая система зеленых пропусков полностью соответствует стандартам Совета Европы по защите данных и конфиденциальности, в частности, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и Протокола о внесении поправок в нее (ETS № 108 и CETS № 223, «Конвенции 108 и 108+»), и отдает предпочтение системам с децентрализованным хранением данных;
13.6 обеспечение принятия надлежащих мер для предотвращения подделки или другого преступного злоупотребления зелеными пропусками в соответствии со стандартами, установленными в Конвенции Совета Европы о подделке медицинских продуктов и аналогичных преступлениях, связанных с угрозой здоровью населения (CETS № 211, «Конвенция Medicrime») и Конвенция Совета Европы о киберпреступности (ETS № 185, «Будапештская конвенция»);
13.7 гарантии того, что любая система зеленых пропусков строго ограничена по применению и продолжительности действия в соответствии с потребностями чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, связанной с Covid-19, и что соответствующая инфраструктура не будет перепрофилирована для других целей без предварительного демократического контроля и эффективного правового надзора.
Источник: https://pace.coe.int/en/files/29348/html