Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей
τοῦ Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου κ. Ἱεροθέου
«Неведомому Православию»[1]
«Τῇ ἀγνώστῳ Ὀρθοδοξίᾳ»
Расшифровка магнитофонной записи Проповеди Митрополита Навпактского и св. Власия г. Ирофея на Неделю Православия, 25 февраля, в митрополичьем храме святого Димитрия Навпактского
Сегодня, мои возлюбленные, Неделя Православия. И его Православная Церковь празднует как богословие и как Церковь и как жизнь. То есть это не только православная вера, но и православная жизнь, это правое-славление (прославление- ἡ ὀρθο-δοξία) и правое-житие (ἡ ὀρθο-ζωΐα).
Как установлено, сегодня везде, во всех святых храмах, где совершается Божественная литургия, будут слушать проповеди о Православии, и о нем будут говорить многие епископы, духовенство и богословы. Все выступающие с речью, православные, неоправославные, постправославные, патристы и метапатристы, неопатристы, сторонники модерна и постмодерна будут говорить о Православии и стремиться его представить таким, как они сами понимают чем является Православная Церковь, православное богословие и Православная Традиция.
Однако вопрос, который задается – таков: Что такое Православие? Это вопрос, на который следует ответить. Естественно, недостаточно одной литургийной проповеди для того, чтобы кто-то смог бы дать на него ответ, т.е. что есть Православие. Но как бы то ни было я постараюсь сегодня в Неделю Православия сформулировать несколько моих взглядов. Вчера вечером, размышляя над этим вопросом – что такое Православие – мне на ум пришла мысль о беседе, которую вел апостол Павел в Ареопаге. Среди всего прочего он сказал следующее…он пришел на агору и увидел статуи, которые там были, статуи всех богов, и среди них он увидел статую[2] (в тексте Деяний написано о жертвеннике Деян. 17, 22-23), посвященную «неведомому Богу», то есть там было написано «Неведомому Богу»[3]. Этот случай навел меня на мысль о теме моего слова в нынешний день. Я подумал о том, что то же происходит и с Православием. Все говорят о Православии, но в итоге Православие для многих является неведомым. Исходя из этого, мы могли бы сегодня дать Православию эпиграф, могли бы говорить о «Неведомом -неизвестном Православии».
Полагаю, что для многих Православие является неизвестным, хотя все и говорят о нем, все о нем пишут, и есть книги, которые о нем дают сведения. Во всех них говорится о Православной Церкви, Православной Традиции, православном богословии, православной жизни, но все они избирательны и поверхностны.
Вероятно, и вы меня спросите: «Почему сегодня Православие неизвестно? Почему вы это говорите?»
Есть две основные причины, по которым мы имеем право утверждать, что Православие для большинства народа неизвестно, и не только для народа, но и для духовенства всех степеней.
Во-первых, для многих Православие остается неизвестным потому, что существует огромная путаница по православным богословским вопросам, имеется основательное незнание в отношении чистого содержания православных вопросов. Я об этом говорю легко. Поскольку у многих существует незнание Православия, именно потому, что существует путаница по богословским вопросам. Это происходит потому, что существует столько примесей, столько влияний со стороны всех направлений: философских, богословских, христианских, религиозных, что в итоге кто-то скажет: разве это Православие? А поскольку существует множество примесей и влияний, то посему имеется незнание глубины Православия.
Тот, кто наблюдает за различными богословскими и философскими течениями, которые преобладают на Западе, видит насколько православные богословские вопросы испытали влияние со стороны схоластики, Реформации, Просвещения, а также от некоторых других восточных традиций. Но даже если кто-то в какой-то степени знаком с патристическим учением или с учением Вселенских Соборов и со вниманием читает некоторые старые учебники по Догматике, которые написаны профессорами Богословских факультетов, то он увидит там взгляды, которые не являются святоотеческими. Потому что они писались теми, которые стремились превзойти патристическую традицию, Отцов и которые были привнесены в православие извне. Исходя из этого кто-то говорит: разве возможно, чтобы кто-то, читая Догматическое богословие Церкви, встретился бы с влияниями и воздействиями со стороны других традиций? Те, которые занимаются учением Святых Отцов и христианскими потрясениями, которые происходили в Европе с 11 столетия, знают, что богословы схоласты Средневековья использовали философов для интерпретации богословских догматов. Мы также знаем, что у протестантов существует тенденция к усвоению еретических взглядов, при этом они скептически относятся к тому, что эти взгляды осуждены Отцами Вселенских Соборов. Они считают это несправедливым, как, например, осуждение Ария, Нестория, Феодора Мопсуетского, Аполлинария, Диоскора и других. И они, естественно, пишут исследования по этим вопросам.
Это доказывает, что, к сожалению, что сегодня для многих западных инославных христиан различные еретические взгляды, которые были осуждены Православной Церковью, считаются как передовые, а поскольку они озадачивают многих православных богословов, то они вносятся в православные книги. Следовательно, одна из величайших проблем, которая у нас существует сегодня, для православной стороны, это – что такое Православная Традиция и что такое иные традиции. Почему я об этом говорю? Потому что существуют многие традиции, христианские традиции, традиции разных религий, и у нас есть необходимость обратить внимание на то, чем же в точности является Православная Традиция, как она определяется и как Православная Традиция отличается от иных традиций.
Во-вторых, сегодня наблюдается незнание Православия, потому что преобладают тенденциозность и корыстность. То есть, некоторые люди могут знать о том, что говорят Отцы Церкви по разным богословским вопросам, но, поскольку они разнятся с разными тенденциями, то они не могут быть в точности представлены, то есть так как они прочитываются в самих патристических текстах. Но они представляются в соответствии с интерпретациями исследователей, в которых скрываются их страсти. Существует слишком большая тенденциозность и в отношении данного вопроса и это имеет причину в тех страстях, которые есть у этих людей. Когда я говорю о тенденциозности, то я под этим подразумеваю, кроме всего прочего, и современный национализм и геополитические стратегии, которые по сути своей ослабляют Церковь и ее поставить в положение пленения мирскими действиями.
Так что всякий, кто интерпретирует святоотеческие тексты, иди раскрывает богословские вопросы сообразно со своими страстями, то он раскрывает Православие сообразно своему собственному внутреннему болезненному состоянию. Когда кто-то хочет скрыть самого себя и оправдать себя для своих действий, то тогда он основывается на святоотеческих текстах, которые он неверно искажает. Эта огромная тенденциозность существует сегодня, и нам приходится это видеть. Поэтому многие и не знают что такое Православие, или же не хотят, чтобы его представляли в ее подлинном виде. Это связано с тем, что дают разную характеристику тем, которые желают оставаться верным учению Святых Отцов Церкви. Это такие характеристики как фундаментализм, консерватизм, традиционализм и т.д.
Кроме того, к этой категории относятся и те, которые ощущают некий страх, когда оказываются возле сильных мира сего, либо политиков, либо представителей Церкви, по причине все той же тенденциозности, и не хотят ясно и четко высказываться, но склоняются преимущественно к так называемой богословской «дипломатической неясности», которая вносит неясность в богословские вопросы, в то время как они требуют ясного и чистого изложения. Это означает, что сегодня даже в догматических вопросах используются термины и выражения, которые имеют два или более смысла, различные понимания, так что даже затемняются преимущественно реальные вещи.
Приходится даже наблюдать и такой феномен, когда какой-то клирик или богослов присутствует в аудитории, которая состоит из инославных, чтобы выказать свою вежливость, чтобы самовыразиться, ради того, чтобы инославные имели о нем некое иное мнение. Это опасно, а он не говорит авторитетно, православно и святоотечески. Однако когда он, в последствии, оказывается в окружении своей аудитории, то он становится «супер» православным. В таком менталитете всякий может распознать страх и тенденциозность. Но Православие и исповедание истины не могут выражаться с помощью синдрома страха или разными секулярными тенденциями. О. Иоанн Романидис, профессор Догматики, который сам лично принимал участие в межправославных и межхристанских встречах, говорил, что есть православные богословы духовенство, которые перед инославными стоят словно «мышки», то есть они пугливы и не правят слово истины, но когда оказываются перед своей собственной аудиторией, то тогда там они являются словно «львы Православия». В то время, как во время разных межхристианских и межправославных встречах дается возможность всякому исповедовать Христа и православное богословие, а он этого не делает, тем не менее, когда таковой приходит в свою паству, он становится пламенным исповедником Православия.
Как то таким образом, таковой становится в этот день православным. Сегодня, как я уже ранее сказал, все будут говорить о величии и достоинстве Православной веры и Православной Церкви. Но я предпочел бы, чтобы это делали, когда проводят межхристианские и межправославные встречи.
С сожалением я обратил внимание на то, что когда мы обсуждали между иерархами Элладской Церкви новую программу по предмету религиоведения, многие архиереи не говорили, но при этом их молчании оказалось, что они приняли новую программу. Но в то время когда они вернулись в свои епархии и увидели противодействие преподавателей богословия, учителей и многих других христиан, то они стали высказываться против новой программы по религиоведению.
Поэтому-то я и ранее говорил, что Православие неизвестно, с одной стороны потому, что существует путаница между традициями, а, с другой стороны, потому что преобладают страх и тенденциозность между теми, которые должны быть исповедниками веры.
В итоге остается вопрос, и мы к нему подходим: Чем же Православие в действительности является? Мне могут сказать: «Прекрасно, на сегодня у большинства христиан наблюдается незнание Православия, но тенденциозность со страхом в отношении сильных мира сего. Что же вы в итоге могли бы нам сказать в немногих словах – что такое Православие?»
Я думаю, что в крайне сжатой форме я мог бы сказать о том, что Православие – это три основных фактора:
Во-первых, Православие это решения Вселенских соборов, то есть догматы, которые были сформулированы Вселенскими соборами, но и Поместными соборами, которые были признаны первыми. Если кто-то станет читать Деяния и решения Вселенских соборов, тогда он поймет суть Православия.
Во-вторых, Православие это содержание пятитомного творения, которое называется «Добротолюбие пребывающих в священном трезвении» (Φιλοκαλία τῶν ἱερῶν νηπτικῶν), которое указывает на способ, с помощью которого кто-то может достичь опыта общения с Богом, то есть это священно-безмолвие, исихазм, который связан с покаянием, молитвой, очищением сердца. Добротолюбие является сборником святоотеческих творений, в которых говорится о священном безмолвии, исихазме. По своей сути оно непосредственно указывает на метод, с помощью которого можно достичь духовного познания Бога, то что выражают догматы, по сути определения Вселенских соборов.
В-третьих, Православие это богослужение нашей Церкви, Таинства, во главе которых стоит таинство Божественной Евхаристии, вместе с нашим церковным искусством, то есть церковной гимнографией, священными иконами и т.д.
Впрочем, почему же Церковь установила нынешний день, который является поставлением заново священных икон, праздновать как неделю Православия? Она это сделала потому, что иконы являются тем, что они являют собой все духовное внутреннее величие православного богословия и Православной Церкви. Они некоторым образом авторитетно указывают на таинство вочеловечения Сына, и на таинство обожения человека. Следовательно, когда связуются эти три фактора, то ест догматы, которыми являются решения Вселенских соборов, традиция исихазма, как она излагается в книге Добротолюбие, и других святоотеческих творениях, церковное искусство – икнописание, наша музыкальная традиция, тот способ с помощью которого мы строим храмы, способ с помощью которого мы совершаем Божественную литургию, Божественную Евхаристию, только тогда мы сможем постичь – что такое Православие. Все что совершается в Православной Церкви это плод тех самым основополагающих признаков. Это означает, что самым тесным образом догмат связан с молитвой, которая совершается в сердце человека и богослужением нашей Церкви., в особенности с Божественным причащением Тела и Крови Христовых. Что бы выразить это более кратким образом, то я бы сказал, что Православие это встреча со святым боговидцем, который самым тесным образом связывает Божественную литургию с сердечной молитвой и опытным познанием Бога, чтобы учится подле него, чтобы следовать его советам, и чтобы ему подражать.
Только тогда из опыта можно научиться тому – как ученик, который постигает научное знание от научного исследователя (руководителя) – что такое Православие и стать православным во всех выражениях и явлениях свой жизни. Православие воспринимается как духовное рождение изнутри от духовно «живых организмов». В данном случае происходит то же, что и в биологической жизни, которая передается из поколения в поколение, от биологически живых организмов. Это то, что характеризуется как «Богословие фактов». Тогда можно научиться на деле тому, что Православие это не вербализм, не идеологии, не призывы (лозунги), не умные атаки, которые создают временное впечатление, словно небесные яркие вспышки. Отсюда следует, что для того, чтобы научиться Православию, необходимо заниматься и интересоваться глубиной этих вопросов. В завершении, Православие это то, когда оно познается в его глубине, которым является покаяние смирение. А тогда потом познается и его высота, которым является гора Фавор, свет Воскресения, и живительный дух Пятидесятницы.
Как было бы хорошо, если бы до того, как мы завершим нашу жизнь, прежде чем оставим этот тщетный мир, чтобы мы изучили, пуст даже и немного, что такое Православная Церковь, и что такое православное богословие, и дабы мы не оставались вплоть до конца нашей жизни в состоянии незнания Православия, пусть, даже если мы его и исповедуем и его светло и тожественно празднуем.
http://www.parembasis.gr/index.php/el/journal/current-issue/5167-2018-259-01
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2018г.