Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Георгий Металлинос, Нет «первенству власти», но да «первенству в истине»

Πρωτοπρ. Γεώργιος Μεταλληνός, Όχι «πρωτείο εξουσίας», αλλά «πρωτείον αληθείας»

 

Нет «первенству власти», но да «первенству в истине»

 

ΟΧΙ «ΠΡΩΤΕΙΟΝ ΕΞΟΥΣΙΑΣ», ΑΛΛΑ «ΠΡΩΤΕΙΟΝ ΑΛΗΘΕΙΑΣ»

 

Резьме: I Вселенский собор  возглавляли два епископа незначительных городов! А III Вселенский собор предал анафеме Константинопольского патриарха  как еретика. Только «институт» Церкви, не Патриаршества, и «достоуважаемые центры», только святость.

Пишет протопресвитер Георгий Металлинос

Относительно ранее высказанных мыслей, мне их подал замечательный мой собрат и давний друг г. Панайотис Бумис, почетный профессор, в совсем недавно написанной в газете «Христианики) («Χριστιανική» (13.12.2018, σ. 5) статье, с проявлением знания и мудрости и как выдающийся канонист. Речь идет о статье под названием «Основные канонические принципы для решения украинского вопроса» («Βασικές κανονικές αρχές επιλύσεως του ουκρανικού ζητήματος». Опубликован оригинал статьи на нашем ресурсе ПА). В ней он упоминает о важной книге блаженной памяти Митрополита Сардикийского Максима: «Вселенская Патриархия в Православной Церкви» (Το Οικουμενικόν Πατριαρχείον εν τη Ορθοδόξω Εκκλησία», Θεσσαλονίκη 1972) (Фессалоники 1972г.), в которой указывается на «выдающееся положение Константинопольской Церкви среди остальных Православных Автокефалий (Церквей)», которое, однако же, не имеет какой-то формы «восточного папизма», потому что  это «вселенское служение-миссия ... как законной власти (например, GC: происходящий из священного канона) в смысле применение его в братском коллегиальном служении». Митрополит завершает свои слова в отношении Вселенской кафедры следующими замечаниями: «Положение Константинополя, конечно, не сопоставимо с положением Римского Папы, и теорией папства , собственным стремлением  или навязыванием неопапизма на Православном Востоке (351). Константинопольский епископ, он является продолжателем, обладает властью, но вовсе не как episcopus ecclesiae universalis, но как Вселенский Патриарх…, как старейший и авторитетнейший лидер на Востоке, а вовсе не как неограниченный административный лидер и непогрешимый судия в вопросах веры Церкви». И это всегда осуществляется в контексте «соборности и коллективности ... и принципа невмешательства во внутренние дела других Церквей» (с. 351). Следовательно, мудрый иерарх не должен терять необходимого баланса между «первенством чести» и канонически (в соответствии со священными канонами) установленной и достоуважаемой коллегиальностью.

Митрополит Сардикийский продолжает: Константинопольский (патриарх) «как первый и главный представитель в ряду всех остальных патриархов Православного Востока» обладает не только «первенством чести» (согласно 3 правилу 2 Вселенского собора и 28 правилу 4 Вселенского собора) «но также и реальной церковной властью ... по общим, но главным образом по самым важным церковным вопросам и всегда при общем сотрудничестве с остальными патриархами» (с. 352). Вот почему «власть» Вселенского Престола (обязательно) всегда связана с «служением-диаконией». Это тот человек которого я имел счастье и честь знать лично во время моего визита в Константинополь во Вселенскую Патриархию. И, в чем я убедился, во время нашей беседы, он был одним из самых православных иерархов Вселенского престола.

Но какое практическое значение они, эти выводы, имеют в межправославных и внутриправославных отношениях?

«Власть» архиепископа Константинопольского опирается не на его личное превосходство, а на Константинополь-Царьград, где находится его кафедра. Таким образом, Патриарх (то есть епископ) Нового Рима-Константинополя со времен III-IV и Вселенского Соборов имеет «первенство чести» (речь не идет о «первенстве власти», как на Западе после Раскола), поскольку он является епископом столицы Государства. Вот почему он является «первым по порядку» в лестнице других патриархов и архиепископов автокефальных, при собрании которых он занимает председательствующее место. Точно так же это применяется и в случае с Архиепископом Автокефальной Церкви, который является Председателем его Синода, потому что он является епископом Столицы, а не из-за его превосходных качеств (например, научных званий).

В конце концов, то, что находится в пределах юрисдикции (архиепископа) епископа, - это не «первенство власти, которое, как в приходится убеждаться, является внутренним падением и греховным влечением к властолюбию, а«первенством в истине (πρωτείον αληθείας) », связанной с православностью мышления епископа (но и каждого клирика), то есть с его верностью апостольско-патристической традиции.

При этом предварительном условии «первенствующим в истине» на I Вселенском Соборе (325 г. н.э.) были смиренные свт. Спиридон и Николай, которые были епископами небольших городов. Даже на III Вселенском Соборе (Эфес, 431 г.) «первенство в истине» имел не еретический архиепископ Константинопольский Несторий, но многие православные священнослужители и монахи, а также миряне, и особенно архиепископ Александрийский Кирилл.

Великим и Первым в Православии это тот, кто остается верным Православию Вселенских Соборов и всех Святых, а не всяким сконструированным «постпатическим богословским теориям» и метафизическим изобретениям лишенного божественного просвещения интеллектуала, который осмеливается выступать в качестве продолжателя патристического богословия и традиции, хотя таковые по своей сути являются очевидными отрицателями его.

Об этом «первенстве» знает апостольско-патристическое Православие, и в этом «первенстве» будут оставаться верные православные христиане. Потому что там, где имеется «первенство в истине», там есть и «первенство чести» - каноническое и неизменное установление в Православии – оно осуществляется благодаря духовенству и мирянам, с православным сознанием, с уважением и неугасимо. Напротив того, непослушание какой бы то ни было «мании первенства» (согласно возлюбленному о. Георгию Каралису) является для православных верующих священной обязанностью и оно ненарушимо.

Источник: http://orthodoxostypos.gr/ οχι-πρωτειον-εξουσιασ-αλλα-πρωτει/

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019г.



Подписка на новости

Последние обновления

События