Православие: Церковь Святых Отцов
Г-н Иоанну В. Костакис
1-й
Лик, хор Святых Отцов
С большой мудростью и благоразумием богоносные Отцы Православной Церкви установили праздничный цикл богослужебного времени. Но то, что Церковь часто напоминает верующим о присутствии и вкладе Святых Отцов, посвящая их памяти некоторые воскресенья церковного года, имеет особое и важное значение.
Особое значение он придает празднованию памяти 318 святых отцов, составивших Первый Вселенский Собор в 325 году нашей эры. в Никее Вифинской, во времена первого христианского правителя императора Константина Великого.
Этот Собор, как известно, занимался низложением и осуждением еретического учения священника Ария, отрицавшего божественность второго лица Святой Троицы, Сына и Слова Божия, называя его «творением Отца», и, следовательно, по его мнению, «было время, когда Его не было, и не было до того, как Бог Слово появился». Решение этого Собора суммировало православное учение, сформулированное в первых семи статьях Символа веры (верую...), и было дополнено остальными пятью статьями решением Второго Вселенского Собора 381г.
Святые Отцы всех Соборов, память которых совершается в различные воскресенья года, боролись «на смерть» вплоть до мученичества, чтобы защитить чистоту веры и единство церковного тела. Каждое воспоминание о них напоминает нам о великих духовных подвигах, войнах, которые они вели в смутное для Церкви время. Их упорная борьба вознаграждалась всесильной божественной благодатью и всегда заканчивалось «восстанием-воскресением веры».
Эти победоносные битвы Святых Отцов являются надеждой, но также и заверением в том, что «даже врата ада не одолеют» Церковь. На протяжении веков множество ересей и других врагов (внутренних и внешних) вели войны против Церкви, чтобы истощить и уничтожить ее. Однако все они так или иначе «ведя войну против Церкви погибли». Но Церковь «сияет выше солнца».
ПУТЬ БОРЬБЫ
Праздники Святых Отцов доказывают, что Церковь переживала более трудные времена, чем те многочисленные трудности, с которыми она сталкивается сегодня. Несмотря на различные войны, она оставалась твердой и непоколебимой на недвижимой скале православной веры и традиции. Поэтому на всех своих битвах она становились все ярче и ярче. Замки, которые воздвигли вокруг нее достоуважаемые Отцы, множились и крепли. Сокровища православия были лучшим образом защищены от воров и грабителей - ересей.
Боями многоопытных воинов святых битв Отцы ответили подделщикам истины, еретикам, единогласием соборных терминов, правил и решений. Все это включается в православие и праводелание (ἡ ὀρθοδοξία καὶ ἡ ὀρθοπραξία), т. е. правильный образ христианской жизни и правильную веру Церкви. Этими каноническими и вероучительными решениями Соборов Богодвижимые Отцы достоверно истолковывают Священное Писание, своей жизнью и учением утверждают традицию православия.
Эта традиция является самым прекрасным и самым надежным толкователем Божественного Откровения, тесно связанным с духом Евангелия. В этом согласии Святых Отцов обнаруживается единство церковной жизни, являющееся плодом божественного просвещения и божественной благодати.
Святые Отцы точностью своего учения и своей святой жизнью достигли озарением Святого Духа святости. Он выделил «богословов-рыбаков», просвещая их правильно толковать и учить слову и жизни. Вот почему святое православие называется «Церковью Святых Отцов». Покойный отец Феоклит Дионисиатский комментирует это так: «Мы узнали о божественном присутствии Святого Духа в Церкви через Святых Отцов. Толкование Евангелия Христа было дано миру по благодати Отцами. Чем была бы Церковь без золотых уст Слова, этих Богоревнителей, воинов войска Господня, этих орудий Святого Духа?
Незаблужденные проводники
Отцы — это бдительные очи Церкви, ведущие наставники, естественные толкователи Евангелия как в теории, так и на практике. Православная Церковь основана на Священном Писании и Священном Предании, то есть на Святом Евангелии и Святых Отцах. Подвиг членов Церкви направлен на достижение божественной истины, истинной жизни, жизни Христовой. Для успеха в своей цели необходим опытный проводник. Грех затемняет разум и затуманивает духовное видение. Соответствующий опыт безопасного направления и движения отсутствует. Опасностей много, ловушек, расставленных на пути началозлобного и ненавистногоо врага, бесчисленное множество. Поэтому людям нужны опытные наставники-водители.
Таковым не может быть никто иной, как хор Святых Отцов Православия. Это самые светлые проводники людей на пути их личного спасения. Вне и за пределами их слов и жизни подстерегает опасность и скрывается ловушка ересей. В Православной Церкви Евангелие и Предание неразрывно связаны. Евангелия не существовало бы, если бы традиция не распространяла его и духовные отцы не истолковывали его достоверно. Святые даже не мыслятся без созерцания Евангелия. Святые Отцы – делатели Евангелия. Это делание показывает нам правильное учение, православие, которое является плодом святой жизни, правого делания (ὀρθοπραξία) и объединяет жизнь всей Церкви во спасение через святые Таинства. Имя Церкви, говорит Златоуст, есть имя не разделения, а «союза и согласия» («ἑνώσεως καὶ συμφωνίας».).
Если бы богословие Отцов было простым знанием религиозных предметов, без соответствующего следствия — святости жизни, то это богословское знание ничем не отличалось бы от «благочестивой болтовни» еретиков. Да ведь не будем забывать, что многие еретики были бедны образованием и знаниями. Однако недостаток святости жизни и смирение, чтобы признать свою неправоту привели их к сатанинским ересям. Таким образом, лишенные божественной благодати и освещения свыше, они оказались совращенными от Церкви. Но, по словам святителя Киприана, «вне Церкви нет спасения» (extra ecclesiam nula salus). Когда кто-то выходит из ковчега Церкви, это все равно что предать себя во власть сатаны.
Великий святой Патриарх Константинопольский Фотий делает категоричное суждение: «Ибо изгнанные из церквей, находясь вне Божественной опеки, подпадают под волю и силу сатаны».
Еретик, фальсифицирующий истину веры, отсекается от тела Церкви. Он хочет выделиться, отличаться от других, добровольно, он ставит себя за пределы веры, он отлучает себя от Церкви. Позднее Церковь, чтобы оградить своих членов от опасности заблуждения, оформляет это добровольное отлучение, отлучает заблудшего, лишая его освящающей благодати таинств, и не только этого.
Риску впасть в ересь подвергается каждый, кто, оправдывая свое бегство от Церкви, пытается обвинить ее служителей. Под предлогом человеческих ошибок они якобы возмущаются и поэтому выбирают «самостоятельную религиозную жизнь» вне Церкви, становясь посланниками радости к вечному врагу спасения, сатане.
Служители Всевышнего
«Видимым главой» каждой поместной Церкви является епископ, первосвященник, продолжатель дела Господа и Апостолов, «стоящий на месте и по образу Христа». Все священнослужения совершаются священниками от имени местного епископа, который является основой единства церковного тела. Отказ от епископа означает отказ от Церкви, что ведет к непосредственному риску впасть в ересь. Так как по словам святителя Игнатия, «где епископ, там и Церковь», а также «тот кто словершает дело без мнения епископа, тот диавол». Вот почему на каждой церковной службе верующие вместе со священником молятся: «об архиепископе...», и просят Бога даровать его «святей его Церкви целым, честным, здравым, долгоденствующим, право правящим слово истины». От него зависят души верующих. Его собственный пример ждет, чтобы его просветили те, кто останавливается на людях, а не поднимается выше в истинно христианской жизни.
Источник: https://orthodoxostypos-gr/ὀρθοδοξία-ἡ-ἐκκλησία-τῶν-πατέρων/
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет». 2024г.