Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Триодь Постная, как руководство по психосоматическому очищению

Το Τριώδιο, ως οδηγός για την ψυχοσωματική κάθαρση

 

Ираклис Реракис, профессор Фессалоникского универсистета им. Аристотеля,

Председатель Всегреческого союза богословов

 

Триодь — это духовный период, который укрепляет нас в нашей истине. Она напоминает нам о цели нашей жизни и ее пределах. Она указывает нам на тщетность наших целей, стремлений и приоритетов. Указывает нам на то, что возвращает нас к нашей экзистенциальной реальности. Что выводит нас на дорогу, которую мы, возможно, потеряли.

 

Это Период, который мы переживаем каждый год, чтобы напомнить нам о роли времени в нашей жизни, а также о ключевом вопросе, о котором мы обычно забываем, о том, как вернуться к исходной точке, с которой мы начали.

 

Триодь постная Церкви в очередной раз нас созидает и учит через богослужение, Молитву, Пост, Воздержание, Очищение, Любовь и все добродетели, образу жизни и нашему спасительному общение с Богом и ближними.

 

Церковная Триодь, как духовный компас, ориентирует нас на тайны ступеней добродетелей, согласно христианскому учению, имеющих исходной точкой великое решение на покаяние, чудо Божие для нашего спасения, «божественный дар, возносящий человека из ада к свету Божию», по словам святого Софрония Эссекского.

Триодь, со всей украшающей ее Божественной Мудростью, есть единственный правильный принцип и основа нашей духовной жизни. Путь покаяния, который она предлагает нам, есть не просто внутренняя борьба самокритики, а сознательное исповедание того, что для приближения к Искупителю мира прежде всего и главным является смирение.

 

Смирение имеет своим духовным чадом очищение. Однако очищение – это не то, что человек решает сделать, когда чувствует и верит, что он чист. Вот почему первый шаг, который нам нужно сделать, чтобы войти в стадию очищения Триоди, — это принять в смирении, что мы грешны, недостойны и нечисты и что наша единственная надежда — принять нам Того, Безгрешного, в Теле Его, Его любви, милосердия и сострадания и чтобы Он нам помог через Духа Святого очиститься от всякой скверны.

Однако каждый шаг к очищению должен сопровождаться смирением и сознанием своей греховности. «Господи, помилуй мя, грешнаго», есть необходимость, чтобы Ты стал спутником в нашей жизни.

Для наших Святых результатом истинного смирения является истинное покаяние. Покаяние через смирение учит нас изгонять из себя всякую злую мысль и всякую мирское и живое попечение, которые угрожают и препятствуют нашему духовному развитию и очищению.

Святой Софроний считал очень важным на нашем духовном пути уметь принять факт нашего недостоинства, но «недостойнства Бога». Это действительно может произвести огромную перемену в нашей жизни, так как освободит нас от тревог, забот и попечений, которые наполняют наши души, когда мы становимся рабами основных и главных страстей мирской жизни: скупости, честолюбия и сладострастия. Вот почему апостол Павел говорит о свободе от рабства страстей. В этом освобождении от страстей помогает пост Триоди.

 

Первый пост, который предлагает Триодь, — это пост Эгоизма, высокомерия. Так рождается смирение, которое помогает нам ощутить недостоинство, испытываемое мытарем, приклонившем свои колена в углу храма: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: И стоял мытарь далеко от жертвенника и не хотел даже поднять очей своих к небу, но бил себя в грудь, говоря! Боже, будь милостив мне грешному» (Боже, милостив мне грешному и прости меня)» (Лк. 18, 13).

 

 

Гордый человек, каким был фарисей, не может покаяться, потому что его покаяние фиктивно и лицемерно, это покаяние уст, а не сердца, покаяние слов, а не по сути, покаяние демонстративное, формальное и ложь, а не истина, поскольку оно не имеет в качестве отправной точки смирения, что он подтверждает свой позицией:

 

«Фарисей став молился сам в себе так:, - молясь, стоял высокомерно и показно, чтобы произвести впечатление, прославить себя и добродетели закона, который он применял, даже сравнивая его с другими, - Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11-12).

Он судит только себя и хвалится, считая, что он достоин пред Богом и что своими действиями он уже завоевал Небо. Он следовал иудейской традиции, где люди научились молиться формально и соблюдать закон благочестиво и религиозно, но только внешне, без смирения, сокрушения, покаяния, обращения, то есть без истинного покаяния. Образцом взаимоотношений с Богом он считает свое общение с Богом, что он выражает волю Божию и прославляет ее, с такой гордостью своим оправданием, что уверен, что никто не сможет возразить. Однако Триодь, выражающая новый Дух, который Богочеловек принес в мир, в православной духовности возвращает нас с неба на землю, ибо она является плодом Святого Духа и призывает нас отойти от таких ложных ориентиров, пристанищ, как эгоизм и самодовольство, за подвиги, которые Бог не благословляет. Вот почему Христос советует: «Всякий возвышающий себя будет унижен, а унижающий себя возвысится». «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

И святитель Иоанн Златоуст указывает: «Нисхождение к смирению становится восхождением. Смирение – это дверь в Царство. Нет ничего выше смиренномудрия». В Триоди покаяние становится мостом к оправданию, но не от нас, а от Бога, поскольку Он один — наш Судья. Человек, каясь, прославляет Бога, а Христос тогда затем прощает его, восстанавливает его и прославляет его, как теперь уже чистого человека, показывая ему Свет славы своей, из этой жизни. Так, кто прославляет Бога, предлагает Ему чистое сердце, и Он прославляет это сердце и дарует ему свою нетварную энергию, предлагает ему зреть Самого Его, Свет Славы Его, в этой жизни: «Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят». В Триоде Православия предлагается все это терапевтическое лечение, которое специфично и имеет определенные плоды.

Святитель Григорий Палама утверждает, что: «Человеколюбивый Отец через Сына примиряет нас с Собой. Он призывает нас работать в Его винограднике для себя, а за эту борьбу Он дает нам заработную плату. Какое неописуемое богатство человеколюбия. Придите, говорит Он нам, возьмите жизнь вечную, которая Мною предлагается в изобилии. Я пришел, чтобы у них была жизнь, и еще больше жизни».

Эта преизбыточная жизнь является заработной платой для тех, кто трудился для себя и совершенствовал себя. Давайте посмотрим, что же все они сделали:

Сначала вырезали все ненужное и бесполезное. Они добровольно удалились от всего, что было препятствием для их духовного плодородия и внутреннего обогащения. Что это за хлам? Богатство, пища, суета, всякая страсть души и тела порочного, всякий слух, и вид, и всякая речь, могущая причинить вред душе.

Если человек не позаботится о том, чтобы с усердием отсечь все это и не очистить стебель сердца, он никогда не принесет плода для жизни вечной».

 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2024/03/blog-post_992.html?m=1

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2024г.



Подписка на новости

Последние обновления

События