Иоанн Фундулис
Почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля
Службы поминовения усопших
Тема данной лекции – «службы поминовения усопших», которые являются заступничеством Церкви за наших усопших братьев и сестер. Лекция состоит из двух частей. В первой мы попытаемся дать исторический обзор данной темы, то есть деть ретроспективный взгляд на традицию и практику Церкви в отношении поминальных служб с самого начала до их установления в рамках литургического порядка.
Эта ссылка на историю и, в нашем случае, а также на другие литургические вопросы делается не только из соображений исторического любопытства, но действительно существует и нуждается в рассмотрении. Этим мы подтверждаем правомерность нашей богослужебной практики и, в данном случае, заступничества за усопших, которое Церковь совершает ради их упокоения и для утешения живых. Так мыслит, действует и богословствует традиционная Церковь, такая как Православная. Традиция оправдывает и подтверждает нашу современную практику. Мы не изобретаем, а следуем порядку, полученному нами от Господа Иисуса Христа, Святых Апостолов и Отцов Церкви. Мы опираемся на нее со смирением и доверием и во имя ее продолжаем свою духовно-богослужебную жизнь в лоне Церкви, призывая милость Божию, веря, что Его человеколюбие победит множество наших грехов. Со дерзновением произносим коленопреклоненные молитвы на Вечерне Пятидесятницы по сути своей заупокойные: «Возме́ри беззако́ния на́ша щедро́тами Твои́ми, сопроти́в поста́ви бе́здну щедро́т Твои́х мно́жеству согреше́ний на́ших». (первая коленопреклоненная молитва). На вопрос, заданный верующими и неверующими относительно смысла молитв и пользы для усопших молений, которые живые возносят за них, — поскольку «во аде же покаяния несть», — мы хотели бы сослаться на древнюю практику Церкви. В кажущемся упрощенном «Вот как мы приняли» проявляется вся наша уверенность и наша непоколебимая и живая надежда на милость Божию, а также наша убежденность в том, что практика Церкви, выражающая миру свою веру и истину Божественного Откровения в Иисусе Христе, является для всех нас гарантией того, что наши молитвы согласуются с волей Божией и что они принесут пользу душам умерших. Что касается того, каким образом это произойдет, мы оставляем на бездонные глубины безмерной любви Божией. Примерно таков был бы наш ответ относительно служб поминовения усопших с литургической точки зрения.
Часть I
Христианская Церковь с самого начала установила особые моления об упокоении душ наших усопших предков и ближних. Это следствие ее веры и учения о том, что умершие верующие продолжают жить после смерти во Христе и что общность веры и любви между живыми и усопшими не перестает существовать, а выражается через взаимные молитвы. Живые молятся об усопших, а усопшие, особенно святые, имеющие дерзновение пред Богом, молятся о живых. По этой причине установлены моления и службы об усопших. Таким образом, Церковь продолжает общечеловеческую традицию и практику, которая состоит в обычаях погребения, которые существовали во время пришествия Христа, основания и распространения Церкви. Христианизированные и очищенные от чар и суеверий, они приобрели новое содержание и смысл, и мы продолжаем их соблюдать.
В Ветхом Завете мы находим свидетельство дохристианской практики евреев. В Товите, 4, 17 есть увещевание: «Положи хлеб твой на гроб праведника», что намекает на обряд поминальной трапезы у гроба или приношение милостыни от имени усопшего. В Маккавеях II, 12, 43-45 есть упоминание о «жертве за грех» от имени «богобоязненного умершего». Иуда Маккавей отправил в Иерусалим все, что требовалось, чтобы совершить жертвоприношение за павших на войне. Тесная связь с более поздней христианской практикой очевидна.
Как и следовало ожидать, христиане продолжают сказанное двояко: милостыня от имени усопших, как выражение любви и к ним, и к неимущим; и молитвы. Еще в IΙΙ веке Апостольские Постановления предполагают, что «из имущества» усопших и «в память о них» следует давать милостыню нищим (Апостольские постановления VIII 42). То же самое рекомендуют свт. Иоанн Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий и другие древние Отцы и писатели Церкви. И в то же время, однако, на могиле усопшего подаваласть еда, съестные блюда, сохранившиеся в различных формах развития в разных местах до наших дней. Эти поминальные трапезы тоже не были лишены связи с практикой милостыни, так как там вместе находились не только родные и близкие усопшего, но также духовенство, бедные и странники (Apost. Const. VIII 44, Augustine's Исповедь VI, 2, Вальсамон и др.). Стоит обратить внимание на духовный смысл, придаваемый Апостольскими постановлениями этим общим трапезам: они являются актом молитвы и заступничества живых за усопших («Когда же позовут вас на памяти их, то вкушайте с благочинием и страхом Божиим, как могущие и предстательствовать о преставившихся». VIII 44).
Но также уже в Апостольских Постановлениях имеются не только особые молитвы и просьбы от диакона «о братьях и сёстрах наших во Христе упокоившихся», которые, в основном, содержат просьбы и даже форму слов, с которыми мы знакомы из молитв имеющихся в употреблении (чтобы Человеколюбец Бог, принявший душу его, простил ему всякое согрешение, вольное и невольное, и, милостив и верен быв, привел его в страну благочестивых, покоющихся в недре Авраама и Исаака и Иакова, со всеми от века благоугодившими Ему и сотворившими волю Его, откуда отбежали болезнь и печаль и воздыхание, VIII 41), но и свидетельство того, что уже были третий день, девятый день, сороковой день и ежегодные поминальные службы, как было установлено апостолами. Для каждого есть также библейское и элементарное богословское обоснование: «Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, и десятины, в воспоминание сущих здесь почивших, и сороковницы – по древнему образцу, – ибо так народ израильский оплакивал Моисея, – и годовщины, о памяти почившего» (VIII 42). Подобные богословские толкования с выводами из Ветхого Завета или богословского значения чисел или, в частности, из жизни и явлений Господа после Его воскресения, часто приводились в оправдание выбора дней для совершения заупокойных служб: Святой Троицы, три дня Господь провел во гробе (третий день); чины ангелов, святое число 3×3, или явление Господа на восьмой день после Воскресения (девятый день); Вознесение Господне через сорок дней после Воскресения (сорокодневки) и так далее. Святитель Симеон Солунский упоминает и другие толкования, бывшие в его время и связывающие дни заупокойных поминовений с соответствующими днями зачатия и развития зародыша, с одной стороны, и естественного разложения тела после погребения, с другой. Они основывались медицинских знаниях того времени и не были восприняты Симеоном, который справедливо предпочитал «понимать все духовно и божественно, а не из чувств слагать дела церковные» (Диалог, гл. 371). Но одно важно, а именно то, что Церковь сохранила дохристианские нравы, не противоречащие ее учению, придала им новый, христианский смысл, а некоторые изменила по богословским соображениям. Именно это она и сделала, перенеся поминовение усопших с тридцатого дня на сороковой, явно под еврейским влиянием и соотносимый с Вознесением Господним. И отмечает ежегодный юбилей не в день естественного рождения людей, а в день их рождения и кончины во Христе и вхождения в настоящую жизнь, т.е. в день «успения» верующих, в день их «рождения». Церковь не ввязывается в пустые и бессмысленные баталии и бой с тенью, а перекраивает мир во Христе. Очень мудрый ход.
Из сохранившихся Типиков (Уставов) различных монастырей мы узнаем о погребальных обычаях, соблюдавшихся в этих монастырях и, очевидно, в храмах во внешнем мире. В каждый из первых сорока дней на вечерне и утрени читалась особая молитва об усопших и за них приносилась бескровная жертва. Об особой важности совершения Божественной Евхаристии от имени усопших, их поименного поминовения при этом и о пользе, которую они от этого получают, говорят отцы от святого Кирилла Иерусалимского (4 век), который подчеркивает « великая польза» душам, «об имени которых приносится моление этой святой и страшнейшей жертвы» (Огласительные слова. Слово V 9) до святителя Симеона Солунского (15 век). Последний связывает поминовение с традиционным богословием Литургии, особенно пользу от поминовения усопших по имени во время извлечения частиц при совершении Проскомидии, потому что, таким образом, наличием их частиц на дискосе они причащаются благодати, таинственно и невидимо, причащаются, посещаются, спасаются и радуются о Христе (Диалог гл. 373). Если кто-то умирал во время Великого поста или если период сорока литургий (сорокауст) частично приходился на это время, делалось разумное приспособление. Третий день поминовения переносился на первую первую субботу, девятый — во вторую, а сорок литургий начинались в понедельник после Фоминой недели. Такое упорядочение в поминовении усопшего важно по ряду причин, и мы вернемся к нему во второй части этой лекции. Сохраним его основное учение: что главное поминовение по усопшим совершалось за Божественной литургией, или, другими словами, что настоящая поминальная служба неразрывно связана с совершением таинства Божественной Евхаристии, как это было и в более ранние времена при совершении крещения, браковенчании, миропомазании и так далее.
Кроме заупокойных служб по отдельным лицам, совершающихся на третий, девятый и сороковой день после ухода из жизни сей, и ежегодных поминовений, Церковь ввела во все богослужения прошения об упокоении душ и блаженной памяти усопших, которые уже почили, то есть общие молитвы и моления, которые можно сделать конкретными, добавив имена. Итак, у нас есть великая ектенья на вечерне, утрене и Божественной литургии («Помилуй нас, Господи... Еще молимся о блаженной памяти и вечном упокоении душ…»), чин проскомидии и диптихи после посвящения, на Литургии, «Помолимся…» на полунощнице и повечерии, песнопение по усопшему в 3/6 часах и особенно вторую часть дневной полунощницы, которая в источниках, именуется «трисвятым о усопших» и содержит два псалма (120 и 133, нумерация Септуагинты), трисвятое и т. д., три заупокойных песнопения («Помяни, Господи, Благие…» и так далее, песнопение Богородице и заупокойная молитва («Помяни, Господи, усопших раб твоих…»).
Каждая суббота в году посвящена усопшим и молитве за них. Поются заупокойные песнопения, канон на глас недели и совершаются заупокойные службы. Исключительно, две субботы в году, перед Мясопустной Неделей и перед Пятидесятницей, являются днями всеобщих и вселенских поминовений, так как в этих случаях мы «празднуем память всех от века усопших православных христиан, , наших отцев и братий». Выбор субботы в качестве дня поминальной молитвы обусловлен, с одной стороны, ее характеристикой в Бытии как дня «покоя» для Бога после Его трудов, как Творца мира (Быт. II, 2), а с другой — «субботнему упокоению» Господа нашего Иисуса Христа во гробе в тот день Субботы Страстной недели. Подобные ежегодные поминовения по умершим существовали и в дохристианском мире, и они были заменены общими поминальными службами в две уже упомянутые субботы поминовения усопших. В субботу перед Мясопустной неделей, между шестой и седьмой песнью канона на утрени, находится замечательный Синаксарь, написанный Никифором Каллистосом Ксанфопулом, в котором он анализирует учение Церкви о жизни после смерти и дает исчерпывающее изложение о действии поминальных служб и пользе от них для душ усопших.
Продолжение следует…
Источник: Ioannis M. Foundoulis, Τελετουργικά Θέματα, vol. III, Apostoliki Diakonia, Athens 2007, pp. 29-36,
©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023г.
https://pemptousia.com/2012/10/the-holy-memorial-services/