Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Прп. Феодор Студит

Токование на Божественную Литургию Преждеосвященных Даров[1]

 

Ἡ Ἐρμηνεία τῆς Θεῖας Λειτουργίας τῶν προηγιασμένων

Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν Θεοδώρου τοῦ Στουδίτου

 

Просмотреть исходную картинку

 

Послушай меня, мое чадо, о том, как нам следует и с каким благоприличием совершать служение литургии Преждеосвященных Честных Даров. Священники остальные священнодействия совершают без покрытия на голове и без колебаний. Однако Преждеосвященную Божественную литургию мы совершаем со смирением и скорбью. По этой причине это священнодействие совершается с предельной таинственностью во всем. Священник в священническом облачении читает все Трисвятое, тропарь дня и после совершает молитву на благословение кадила, становится перед Престолом, а после совершает крестообразно его каждение, и не возглашает «Благословенно Царство…», которое является трофеем победы и нелицеприятной власти, а возглашает «Благословен Бог...», как символ смирения и непрестанного моления.

Затем среди братьев проповедуется пророческая паремия, и священник читает светильничные молитвы. После того как они окончены, произносится Мирная ектенья (ἡ συναπτή), и чтец начинает прядок чтения степенных псалмов ( τόν κανόνα τῶν ἀναβαθμῶν), а божественный тайносовершитель (ὁ θεῖος μυσταγωγός) с усердием совершает проскомидию, во время которой полагается прежде освященный хлеб, само Тело Христово. Сразу после этого, на каждом антифоне священник возглашает малое прошение (малую ектенью). Как только псалом будет пропет псалмопевцем, вместе с алтарем священник окаживает фимиамом  всю паству, а за пением «Славы…» следует малый вход, но не с Евангелием. А после того, как чтения будут прочитаны, братья садятся.

 

По завершении всего этого священник начинает петь «Да исправиться…» с сопровождающими стихами, а братья становятся на колени, также и когда читаются молитвы. После входа с Божественными Дарами сразу же закрываются врата (т.е. царские врата). Священник покрывает Дары покровом, который также называют воздухом. Во время вознесения Тела Господня он не снимает покров, но поднимает под ним прежде освященный Хлеб, восклицая: «Преждеосвященная Святая святым». Покровец немедленно снимается. Таким образом, возвещается эта тайная жертва, полностью совершенная, так как она является преждеосвященной, то есть Тело соединилось с Кровью явлением креста. Затем братья призваны причаститься со страхом, верою и любовию.

Поэтому это слово указывает на образ Божественной и Животворящей Троицы: так как страх означает божественную и просвещающую славу Отца, как веру в единородного и собезначального Сына, а любовь благого и Святого Духа. После того, как братия причастятся, поется «Спаси, Господи, люди Твоя..» и после того, как священник осеняет крестообразно Дарами церковный народ, и их помещает не на святой Престол, а непосредственно на жертвенник. Молитву по причащении читает священник, который совершил священнодействие. Поэтому я обращаю твое внимание, чадо мое на то, чтобы ты мог совершать не только это, но и другие священнодействия, как я видел тех, кто их совершают, соблюдая в полной мере порядок, чин.

Patrum Nova Bibliotheca, vol.5, Roma, 1849, p.93-95

©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022

 


[1] Современные литургисты и исследователи считают, что данный текст не принадлежит прп. Феодору Студиту. В свое докторской диссертации, посвященной творчеству прп. Феодора Студита Демонсфенос Какламанос (ΔΗΜΟΣΘΕΝΗΣ Α. ΡΦΡΛΑΜΑΝΟΣ. Ο ΑΓΙΟΣ ΘΕΟΔΩΡΟΣ Ο ΣΤΟΥΔΙΤΗΣ ΚΑΙ ΤΟ ΑΓΙΟΙΓΙΚΟ ΤΟΥ ΕΡΓΟ. Συμβολή στή μελέτη τῆς ἐκκλησιαστικῆς γραμματείας τῆς μεσοβυζαντινῆς περιόδου. ΔΟΔΑΚΤΟΡΙΚΗ ΔΙΑΤΡΙΒΗ....Θεσσαλονίκη 2016) пишет в частности следующее: «Вопрос об авторстве Толкования обстоятельно исследовал проф. Д. Мораитис, в рамках своего исследования об историческом развитии типика о совершении Литургии Преждеосвященных Даров. На основании сравнительного изучения отдельных рукописей, которые содержат типик Литургии Преждеосвященных Даров и Толкование, он пришел к заключению, что писатель последнего (т.е. Толкования) может быть отнесен к промежутку времени между 12-13 вв,, поскольку именно с этого времени и далее в рукописной традиции конкретной данной Литургии замечаются различные отклонения от ее типика, как, например по причине начала ее не возгласом «Благословенно царство» а «Благословен Бог », отклонения, которые как оказывается составитель знает благодаря Толкованию, и по этой причине считает ошибочным принадлежность его святому Феодору Студиту». (σελ/ 237-238)

 



Подписка на новости

Последние обновления

События