Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн Фундулис, почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля

Великий Канон

Μέγας Κανών

 

Пятая неделя великого поста является пиком святой Четыредесятницы. Богослужения становится наиболее длинные и наиболее изысканными. В обычное богослужение других недель добавляют два новых длинных последования: в четверг Великий Канон и в субботу Акафистное пение. Вполне законно вершину их следует искать в последующей неделе, шестой неделе Великого поста, которая является ее завершающим периодом. Но все наше богослужение упорядочено Святыми Отцами и всестороннем изучении и обдуманности. С «рассуждением», согласно церковному выражению. После последней недели следует Великая Неделя (Страстная), с насыщенными и длительными богослужениями, в соответствии с великой эортологической тематикой недели. Между этой и главенствующе неделей Четыредесятницы необходимо было внести некий период соответствующий покою, небольшой передышки. Итак столь необходимый для человека промежуток времени – это последняя неделя и некое вознесение последних неделе поддерживает предпоследнюю. В этих двух прекрасным службах пятой недели Великого поста, Великом Каноне и Акафистном пении, мы остановимся в нашей лекции и в последующей, которая совпадает с Субботой Акафиста.

Великий Канон поется во время великого повечерия частями в течение четырех дней первой Недели поста и полностью поется на утрени четверга  пятой Недели поста. НА приходах он обычно поется независимо от утрени, во время небольшого бдения, вечером в среду вместе с последованием повечерия. Большинству христиан в связи таким образом богослужения достаточно трудно за ним наблюдать. Каждый может его найти в богослужебной книге, которая содержит богослужебные последования святой Четыредесятницы, в Триоди, поскольку он составляет небольшое количество страниц. Посещение это канона в часы его пения весьма сложно, потому что смысл его очень насыщенный и ритм пения весьма быстрый. По этим причинам эти энколпии являются особенно необходимыми для тех, которые желают лучшим образом этот гимн. Нижние пусть составляют краткое введение и помощь для понимания его и побуждение для внимательного наблюдения за пением этого избранного литургического текста.

И прежде всего в двух словах о его творце. Великий Канон был свт Анедреем Иерусалимским. В самом начале он был монахом монастыря прп. Саввы в Иерусалиме, потом он пришел в Константинополь для церковной миссии. Там он жил и нес различные виды церковного служения, а в конце он стал архиепископом Критским. Он почил около 740 года в Ересо на о. Лесбос, либо возвращаясь на Крит во время одной из поездок в Константинополь, либо он был туда сослан – он был защитником святых икон. На берегу Ерисо до сих пор почитается его гробница, большой саркофаг, который находится позади священного алтаря разрушенной базилики святой Анастасии, где согласно его биографам была гробница. Св. Андрей был образованный клирик и гинограф. Его литературное и гимнографическое творчество памятно, ценно. Но наиболее важным его гимнографическим творением является Великий Канон. Он его написал, что становится очевидным из различных свидетельств, около самого конца своей жизни, согласно свидетельству синаксария, в Ересо, совсем незадолго до смерти. Если эти сведения истинны, то Великий Канон – это лебединая песнь нашего гимнографа.

 

Αρχιεπισκόπου Κρήτης

гробница свт. Андрея Критского (Иерεсалимского)

Для того чтобы понять поэтическую структуру его необходимо нм сделать небольшое отступление. Это творение принадлежит к поэтическому виду канонов, автором которого согласно мнению многих является сам свт. Андрей. Каноны  это некая система тропарей, которые написаны для одной определенной литургической цели: Чтобы украсить пение девяти песен Псалтири, которые стихословились на утрени. Пелись девятой песней и на последних стихах каждой песни вставлялись тропари, как это происходит и до сих пор в наших храмах во время пения «Господи воззвах» во время вечерни и в хвалитных псалмов на утрени. Было девять песней Псалтири, девять же и групп тропарей, которые и составляют канон. Весь канон поется на определенным гласом. Но каждая песнь представляет малый вариант, видоизменение пения таким образом, что сохраняется музыкальное единство во всем каноне, поскольку он весь поется одним и тем же гласом и тем же голосом монотонность преодолевается благодаря переменам в пении, которые появляются в каждой новой песни. Такому правилу составления этого поэтического вида церковного творения следует и Великий Канон. В нем девять песней; все они поются на с 2,-й плагиальный глас (наш 7 глас). Но каждая песнь имеет свой собственный «ирмос», на основании которого сочинены и поются его тропари.

Но Великий Канон в своем облике имеет свою характерное своеобразие. Это своеобразие состоит в том, что сравнивая его с  другими подобными канонами, он является «великим». Великй в своем абсолютном смысле. Он не мог быть еще больше, поскольку составитель пожелал сочинить не три или четыре тропаря для каждой песни, как это бывает обычно в других канонах, но ее большее число тропарей: столько, сколько всего стихов песней. Так, чтобы для каждого стиха был один соотвествующий тропарь, который вставляляся во время песнопения.. 250 песен, 250 и тропарей Великого Канона, в то время как в обычных канонах имеется примерно 30 стихов. Сегодня тропарей в Великом Каноне примерно на тридцать больше чем изначально. Последующие за свт. Андреем Иерусалимским гимнографы добавили тропари прп. Марии Египетской и самому свт. Андрею.

Переходим к содержанию Великого Канона. Он является ни чем иным как лебединой песнью, неким предсметрным плачем, неким пространным плачевным монологом. Создатель канона находится в состоянии переживания конца своей жизни. Он ощущает, что дней его жизни совсем немного, и жизнь его прошла. Он созерцает смерть и суд праведного Судии, Которые его ждет. Автор предпринимает некий обход и обзор духовного мира. Он усаживается для того, чтобы побеседовать со своей душой. Оправдание, однако же, не обнадеживает. Но совесть управляет им. Творец канона постоянно плачет из за бездны имеющихся у него злых дел. С этим плачем переплетается ретроспективный взгляд на него из Священного Писания. Это главным образом подает  творению огромное широкое пространство. Однако же соединение плача со Священным Писанием является вполне естественным. Как человек Божий, творец канона открывает книгу Божию для того, чтобы сделать оценку своих поступков. Он исследует один за другим пример из священной книги. Результат проделываемых им сравнений каждый раз становится ужасным и возникает причина для нового плача. Он подражал всем злым деяниям всех героев священной истории, но не добрым деяниям святых. У него только раскаяние, сокрушение и обращение в милости Божией. И в данном случае открывается безвыходная для творца канона перспектива. Он оказался при дверях рая, покаяния. Плоды покаяния не представлены: но он приносит Богу сокрушенное средце и свою духовную нищету. Примеры из Священного Писания – Давид, мытарь, блудница и разбойник его воодушевляют. И Судия приемлет его в свои объятия, того, который согрешил больше всех людей.

Будет петься ряд из двенадцати тропарей. Из каждоц песни мы взяли первый тропарь. Песни 2-я и 3-я имеют два ирмоса и мы берем один тропарь из каждой из них. В завершении будет петься ирмос 9-й песни «Безсеменнаго зачатия…». Это некая малый знак, образец Великого Канона. Его будут петь все вместе для того, чтобы выявить, с одной стороны, соотвествующую монотонность, но и музыкальное единство канона, но одновременно и соотвественно многообразие, которое создают вариации ирмосов каждой песни.

Песнь 1-я:

Отку́да начну́ пла́кати окая́ннаго моего́ житія́ дѣя́ній? Ко́е ли положу́ нача́ло, Христе́, ны́нѣшнему рыда́нію? Но, я́ко благоутро́бенъ, да́ждь ми́ прегрѣше́ній оставле́ніе.

Песнь 2-я :

Вонми́, не́бо, — и возглаго́лю; земле́, внуша́й гла́съ, ка́ющійся къ Бо́гу и воспѣва́ющій Его́.

Ви́дите, ви́дите, я́ко Азъ е́смь Бо́гъ! — Внуша́й, душе́ моя́, Го́спода вопію́ща, и удали́ся пре́ждняго грѣха́, и бо́йся, я́ко Неумы́тнаго, и я́ко Судіи́ и Бо́га.

Песнь 3-я:

Огнь отъ Го́спода иногда́ Госпо́дь одожди́въ, зе́млю Содо́мскую пре́жде попали́.

Исто́чникъ живота́ стяжа́хъ — Тебе́, сме́рти Низложи́теля, и вопію́ Ти́ отъ се́рдца моего́ пре́жде конца́: согрѣши́хъ, очи́сти и спаси́ мя́.

Песнь 4-я:

Дѣ́лъ Твои́хъ да не пре́зриши, созда́нія Твоего́ да не оста́виши, Правосу́де. Аще и еди́нъ согрѣши́хъ, я́ко человѣ́къ, па́че вся́каго человѣ́ка, Человѣколю́бче, но и́маши, я́ко Госпо́дь всѣ́хъ, вла́сть оставля́ти грѣхи́.

Песнь 5-я:

Въ нощи́ житіе́ мое́ преидо́хъ при́сно: тма́ бо бы́сть и глубока́ мнѣ́ мгла́ но́щь грѣха́; но я́ко дне́ сы́на, Спа́се, покажи́ мя.

Песнь 6-я:

Сле́зы, Спа́се, о́чію мое́ю, и изъ глубины́ воздыха́нія чи́стѣ приношу́, вопію́щу се́рдцу: Бо́же, согрѣши́хъ Ти́, очи́сти мя́.

Песнь 7-я:

Согрѣши́хъ, беззако́нновахъ и отверго́хъ за́повѣдь Твою́, я́ко во грѣсѣ́хъ произведо́хся и приложи́хъ я́звамъ стру́пы себѣ́. Но Са́мъ мя́ поми́луй, я́ко Благоутро́бенъ, отце́въ Бо́же.

Песнь 8-я

Согрѣши́вша, Спа́се, поми́луй, воздви́гни мо́й у́мъ ко обраще́нію, пріими́ мя ка́ющагося, уще́дри вопію́ща: согрѣши́хъ Ти́, спаси́; беззако́нновахъ, поми́луй мя́!

Песнь 9-я

Умъ острупи́ся, тѣ́ло оболѣ́знися, неду́гуетъ ду́хъ, сло́во изнемо́же, житіе́ умертви́ся, коне́цъ при две́рехъ. Тѣ́мже, моя́ окая́нная душе́, что́ сотвори́ши, егда́ пріи́детъ Судія́ испыта́ти твоя́?

Безсѣ́меннаго зача́тія рождество́ несказа́нное, Ма́тере Безму́жныя нетлѣ́ненъ Пло́дъ: Бо́жіе бо рожде́ніе обновля́етъ естества́. Тѣ́мже Тя́ вси́ ро́ди, я́ко Богоневѣ́стную Ма́терь, правосла́вно велича́емъ

 

В пределах умилительного, печального периода Великой Четыредесятницы «преисполненный печалью» ( ὁ κατανύξεως μεστός) Великий Канон несет собой переживание потрясающую душу. Он входит в душу верующего как глас, как сигнал к пробуждению, как пробуждающее землетрясение. Как обращение к его спящей и обленившейся душе. Его венчает  удивительный подобен кондака Романа Сладкопевца, который поется вместе с Великим Каноном.

Душе́ моя́, душе́ моя́, воста́ни, что́ спи́ши? Коне́цъ приближа́ется, и и́маши смути́тися. Воспряни́ у́бо, да пощади́тъ тя́ Христо́съ Бо́гъ, вездѣ́ сы́й и вся́ исполня́яй.

 

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Правосалвный Апологет»2022

Источник: Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ.55 - 62



Подписка на новости

Последние обновления

События