Литургическое богословие
Литургия Преждеосвященных Даров
Ἡ Λειτουργία τῶν Προηγιασμένων
Почетный профессор-литургист Фессалоникского унивеситета им. Аристотеля И. М. Фунтулис
Του Ομότ. Καθηγ. Του ΑΘΠ Ι. Μ. Φοθντούλη
Без всякого преувеличения мы можем называть эту литургию, согласно литургическим рукописям, «Литургией Великой Четыредесятницы», потому что она, на самом деле, является весьма характерным церковным последованием этого священного периода в церковной жизни. К сожалению, печальной истиной является то, что большинство христиан совершенно не знают о существовании этой литургии, или знают о ней только по названию, или же, что крайне редко — посещают ее. Я не укоряю за это. Литургия Преждеосвященных даров в наших храмах сегодня совершается утром в дни Великого поста, то есть в рабочие дни, и по этому мало таких людей, которые не связаны в эти часы своей работой или службой. В последние годы делается весьма достойная похвалы попытка совершать эту литургию в среду вечером, в те часы, когда многие, если даже не все верующие, имеют возможность присутствовать во время этой литургии в храме. Название этой литургии взято из самого содержания этого богослужения. Она является преимущественно литургией «прежде освященных даров». То есть она не является литургией такой же, как и остальные нам хорошо известные литургии свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоустого, во время которых приносятся приношение святых Даров и их освящение. Святые Дары в этой литургии являются освященными, преждеосвященными во время другой литургии, которая совершалась в другой день. Преждеосвященные дары предлагаются во время Преждеосвященной литургии для приобщения верующих людей и освящения. Иными словами, литургия Преждеосвященных даров является причащением, приобщением.
Для того, чтобы понять нам причину появления литургии Преждеосвященных Даров нам необходимо обратиться к истории. Корнями она уходит в древнейшую практику нашей Церкви. Сегодня у нас уже существует обычай причащаться достаточно редко. Однако в первые века жизни Церкви верующие причащались за каждой литургией, и только те, которые невольно впадали в различные серьезные грехи не допускались на определенное время к участию и причащению в святых Таинствах. То есть верующие обязательно причащались каждый воскресный день и каждую субботу, а в промежутке между этими днями в течение недели причащались тогда, когда совершалась Божественная литургия- регулярно или вне очереди на праздники, которые, как иногда случалось, совпадали с простыми днями недели. Свт. Василий Великий свидетельствует, что христиане его времени регулярно причащались четыре раза в неделю, то есть в среду, пятницу, субботу и воскресенье (Письмо 93).1И если даже тогда, когда не появлялось возможности совершить божественную литургию в промежуточные дни в течение недели, тогда верующие у себя хранили частицы божественного Причащения с воскресной литургии и причащались в разные дни недели. Этот обычай одобряет и свт. Василий Великий. В монастырях, а в особенности в пустынях, где монахи не имели возможности присутствовать на иных литургиях, кроме как на воскресной, то они делали тоже, что и миряне. То есть они хранили освященные частицы святого Причащения с воскресной или субботней литургии и ими причащались. Однако монахи составляли малые или большие общины и всем приходилось приходить и причащаться своими собственными святыми Дарами. Таким образом начинает создаваться и небольшое богослужебное последование. Все вместе молились до причащения, и все вместе благодарили Бога, Который их удостоил причаститься. Если же был священник, то он им преподавал святое Причащение. Это происходило после совершения вечерни или 9 часа (3 часа по полудню), потому что обыкновенно принимали пищу один раз в день, после вечерни. Потихоньку они выражали свое желание включить их причащение в рамки богослужебного последования, которое напоминает о Божественной литургии. Таким образом было сформировано последование, вошедшее в Устав (то есть по образу Божественной литургии), а в конце которого совершалось причащение. Это является материнской, древней формой Преждеосвященной литургии.
Теперь давайте перейдем к дням святой Четыредесятницы. Божественная литургия в этот период совершается только в субботу и воскресные дни. Древний обычай был утвержден церковными канонами воспретившими совершение Божественной литургии в дни всей недели, поскольку они являются днями поста и скорби. Совершение Божественной литургии было чем-то несовместимым с характером и особенностью этих дней. Литургия — это пасхальное таинство, которое носит исключительно праздничный, радостный, победный характер. Однако это породило одну проблему. Христиане из-за этого были вынуждены причащаться по крайнем мере дважды в неделю, то есть исключая промежуточные дни недели среду и пятницу, о которых упоминает свт. Василий Великий. Решение уже имелось: верующие должны будут причащаться преждеосвященными дарами. Эти дня были днями поста. Пост в ту эпоху означал полное лишение пищи, ее не вкушение вплоть до заката солнца. То есть причащение по необходимости завершало бы пост, то есть должно было бы совершаться после последования вечерни.
В данном положении литургия Преждеосвященных даров оказывается связывающей историю с современной практикой. Литургия Преждеосвященных даров сегодня — это последование вечерни, во время которой предлагаются или совершается перенесение святых Даров, совершаются подготовительные молитвы, божественное Причащение и благодарение после принятия их. Формирование этой литургии в рамках Великой Четыредесятницы придало ей специфический, согласно словам прп. Феодора Студита, «скорбный, печальный» характер (Толкование Божественной литургии Преждеосвященных даров). Вместе с вечерней соединяется пение тропарей и кондаков, священники одевают печальные облачения, святой престол и святые Дары покрываются покрывалами черного цвета, молитвы преисполнены смирения и сокрушения. «Самое таинственное во всем совершается последование», согласно словам того же Святого.
Настало время обратить наши взоры на саму литургию Преждеосвященных даров, в том виде как она стала совершаться спустя много лет и после того, как она приняла окончательный вид при ее совершении в наших храмах в наш время. Мы уже указывали на два литургических элемента, которые ее составляют: последование вечерни и Божественное Причащение. Первая часть является обычной вечерней Великого поста лишь с незначительными изменениями. Священник во время пения 9 часа облачается в свое богослужебное облачение. Начало вечерни предваряется возгласом «Благословенно царство» по образцу Божественной литургии. Читается предначинательный псалом, то есть 103, который описывает творение Богом мира. «Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой возвеличился еси зело...». Это начало вечерни, но все ее умилительное последование, которое начинается, как известно, согласно службе евреев в Иерусалимском храме, с вечерни, первой частью из 24 часов считается ночью. Далее дьякон, или же при его отсутствии - сам священник, призывает верующих к совершению молитвы «Миром Господу помолимся», совершая мирную ектенью. Далее чтец читает 18 кафизму из Псалтыри: «Ко Господу внегда скорбети ми воззвах, и услыша мя...» (Пс. 119-133) Она является частью Псалтыри, которую положено читать на вечерне Великого поста. Священник между тем приготавливает к перенесению Преждеосвященные Дары, которые были приготовлены во время субботней или воскресной литургии. Он полагает святой Хлеб, Агнец на дискос, совершает соединение воды с вином и их вливает в потир и покрывает покровцами. Вечерня продолжается пением псалмов и стихир положенных для соответствующего дня, после окончания пения этих стихир совершается вход. Читаются две паремии из Ветхого Завета, одна из книги Бытие, а другая из книги Притчи. Далее поются стихи из «Да исправится молитва моя» из второго стиха 140 псалма. Поется она шесть раз после чтения паремий, священником и хором, в то время как священник совершает каждение престола.
Да исправится молитва моя як кадило пред Тобою
воздеяние руку моею жертва вечерняя
Далее произносится просительная сугубая ектенья о всех церковных чинах, ектенья об оглашенных. Готовящихся к принятию святого Крещения, «готовящихся ко святому просвещению». И о верных.
Перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, которое совершается с большим умилением, сопровождается припаданием верующих «ниц на землю», сопровождается пением древнего песнопения-гимна
Ныне силы небесныя
с нами невидимо служат;
се бо входит царь славы,
се жертва совершена дориносится.
Верою и любовию приступим,
да причастницы жизни вечныя будем.
Аллилуия
Подготовка к Божественному Причащению в основном содержит в себе молитву Господню (Отче наш, иже еси на небесех...хлеб наш насущный даждь нам днесь..) после чего происходит причащение и благодарение. Литургия завершается умилительной заамвонной молитвой. Она является молитвой, которая соединяет и связывает совершение этой умилительной литургии с периодом Великого поста. Духовный подвиг и борьба в период святой Четыредесятницы носит весьма жесткий характер, но и победа над невидимыми врагами является подтверждением для хорошо и верно проведших эту борьбу. Воскресение Христово уже недалеко. Давайте ее прочтем с вниманием. Она является одним из прекраснейших церковных текстов:
Владыко вседержителю, иже всю тварь премудростию соделавый и неизреченным твоим промыслом и многою благостию введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения: иже четыредесятьми деньми скрижали вручив, богоначертанная письмена, угоднику Твоему Моисеови , подаждь и нам, блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися, и неосужденно достигнути поклонитеся и святому Воскресению...
Божественная литургия Преждеосвященных Даров является одним из прекраснейших и умилительных богослужений нашей Церкви, но также и призывом к частому причащению святых Тайн Христовых. Это голос из глубины веков, из древней традиции Церкви. Голос, который говорит, что верующий человек не может жить жизнью Христовой, если он не обновляется постоянно единением своим с источником жизни, Телом и Кровью Господа. Поскольку Христос — это «живот наш» (Кол. 3, 4)
Источник: выдержка из книги И. М. Фунтулиса
«Λογική λατρεία». Εκδ. Α. Δ
©Перевод: И.С. 2012
1Мы сразу должны отметить, что евхаристичность христианской жизни является важной стороной, но она не приемлема для нашего времени в силу крайней духовной расслабленности и пристрастия к порокам. Более того сам литургический строй жизни христиан первых веков был всегда связан с исповедничеством, решимостью умереть за Христа. Плотской образ жизни современных христиан не дозволяет причащаться даже еженедельно.