Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Епископ Стефан (Калаиджишвили), (Грузинская Патриархия)

К ВОПРОСУ О ПЕРЕЛОЖЕНИИ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА

В статье даются объяснения датам памяти преп. Максима Исповедника в Церковном календаре 21 янва- ря ст. ст. (662 г.), установленного в честь поминовения преподобного, и 13 августа ст. ст (662 г.), установлен- ного в связи его преставления и перенесения мощей. Автор, привлекая сведения из грузинских источников XI в., полагает, что память 21 января установлена в связи с датой исповеднического страдальческого подвига преп. Максима ( отсечением языка и десницы), а память 13 августа связана с датой его кончины. Также со- общается, что в Грузинской Церкви установлена память преп. Максима Исповедника еще в четверг Светлой седмицы, связанная предположительно с перенесением мощей преподобного ( в пределах Западной Грузии) из крепости Схимари в монастырь св. Арсения.

Церковные календари под датой 13 (н. с. 26) августа указывают «Переложение мощей св. Максима Испо- ведника», а под 21 января (н. с. 3 февраля) — поминовение преп. Максима Исповедника, хотя, судя по древ- ним источникам и синаксариям, 13 августа 662 г. является днём преставления преп. Максима. Попытаемся разобраться в этом вопросе в свете имеющихся на сегодняшний день данных. Надо отметить, что во всех редакциях первоисточников жития преп. Максима Исповедника, какими яв- ляются «Письмо Анастасия Апокрисиария» и «Памятная записка»1 Феодосия Гангрского, датой преставле- ния преп. Максима Исповедника указывается 13 августа 662 г. (в некоторых поздних редакциях год кончины отодвигается на три года2 ). Точно установить время канонизации св. Максима Исповедника не удается, т. к. не имеется точных ис- торических свидетельств по этому вопросу. На Седьмом Вселенском Соборе о нем уже говорят как о «при- снопамятном Максиме, добрая слава которого распространилась по всем церквям»3 . Авторитет св. Максима к этому времени общепризнан, на него ссылаются наряду со св. Кириллом и св. Софронием4 , называют его святым исповедником5 . В подтверждение вышесказанного приведем цитату из выступления Петра Никоми- дийского на Седьмом Вселенском Соборе: «…И это сказал не какой-либо человек, а богомудрый Максим, подобный святым отцам, и сверх того, исповедник и поборник истины»6 . Как известно, канон преп. Максиму составлен Иоанном монахом7 , Л. Епифанович считает, что это мо- жет быть св. Иоанн Дамасский8 . Вероятно, признание преп. Максима вселенским церковным авторитетом произошло не позднее сере- дины VIII в., но, очевидно, не ранее падения династии Ираклидов, т. к. в службе упоминается император Филиппак Вардан изверженным тираном9 . Наверное, в это время и была составлена служба (ακολουθια)10.

Память св. Максима вначале стали чтить на Востоке — в Палестине (Иерусалимское греческое Еванге- лие X в.)11 и на Синае (Синайское греческое Евангелие IX в.)12, а затем уже в Константинополе и на Западе. В синаксаре при типиконе Великой Константинопольской церкви начала X в.13 и календаре Марчелли VIII– IX вв.14 памяти преп. Максима Исповедника ещё нет. Нет её и в западных календарях: Calendarium Floriacense, Аntiquissimus, Stabulense, Verdinense15, ни в Martyrologium Antissiodorense, Mantuanum, Brixianum16 (память св. Максима 15 декабря в Martyrologium Brixianum17 не имеет отношения к прп. Максиму Исповеднику, т. к. это память римского пресвитера Максима18), ни в мартилорогиях Беды19, Флора20, Рабина Мавра21 и Узуада22. Только в cod. Moranus мартирология Узуада впервые встречается память прп. Максима Исповедника под 13 августа23. Из вышеприведенных данных можно предположить, что празднование памяти прп. Максима Исповедника на Западе началось с IX в., а на Востоке — на век раньше (с VIII в.), как видно из древнейших списков синаксарей — Иерусалимского и Патмосского24. 21 января днем памяти прп. Максима стали отмечать позже, чем 13 августа (приблизительно с IX–X вв. на Востоке25). В древнейших синаксарях (Иерусалимском и Патмосском) нет памяти прп. Максима под 21 января, только под 13 августа. Л. Епифанович пытается обьяснить, с чем может быть связано празднова- ние памяти преп. Максима под 21 января, и предполагает, что: «На 21 января память преподобного, веро- ятно, была перенесена ввиду совпадения его памяти 13 августа с днем отдания Преображения. Вероятно, избрали для такого перенесения последние числа января месяца (некоторые (немногие) месяцесловы по- казали колебание в определении памяти святого, назначая его память то 22, то 20 января, то даже 29 фев- раля26 потому, что хотели праздновать память св. исповедника пред памятью Шестого Вселенского Собо- ра). В стихословии греческого пролога говорится, что прп. Максим преставился 21 января (ASS. Aug. III, 114C); но это поэтическая вольность, простая догадка, основанная на праздновании памяти преп. Максима 21 января»27. Л. Епифанович считает, что, возможно, празднование «перенесения мощей прп. Максима» 13 августа имеет в виду перенесение мощей не в Константинополь, а в церковь Арсеньева монастыря при крепости Мури28. Вопроса о переложении мощей прп. Максима Исповедника касается в своей работе и А. Бриллиантов. Процитируем сноску А. Бриллиантова, касающуюся этого вопроса: «О ‘‘переложении’’ и ‘‘перенесении’’ мощей св. Максима Исповедника», но неизвестно откуда, куда и в какое время, говорится в греческих синак- сариях и прологах под 13 августа, причем это есть вместе и день кончины св. Максима. ср.: Delehaye. С. 887 (в заглавии указанного выше сказания): ‘Αναμνησιζ τηζ μεταϑεσεωζ των λεφανων [но D = Paris, 1587. S. XII: Αϑλησιζ] του αγιου Μαξιμου του ομολογητου. В стишном прологе (XI в.) имеются и соответствующие стихи: Κινουσι σου, Μαξιμε, πιστοιτηνκονιν, Δηλοντεζ ωζ ξηζ εξαμειβων και τοποζ (ed. Siberius, 1727. P. 258). В Συναξαριστηζ Νικοδημου Αγιορειτου (3 изд. Νικολαδου Φιλαδελφεωζ, Αϑηνησι (1868) II, 313: Η ανακομιδηκαι μεταϑεσιζ του λειφανου του οσιου πατροζ ημων Μ. του ομ. У архиеп. Сергия (Полный месяцеслов Востока. 2-е изд. Владимир, 1901. II, 1, 244) «переложение или перенесение могилы» указано в слав. Студ. Уставе 1398 г., в стишном греч. синаксаре Schiffl et XII в. и греч. печатных минеях 1806–1820 гг. Неизвестно, на чем основывается автор, когда говорит (лишь во 2-м издании) о перенесении мощей Максима в Константинополь (II, 1, 20; II, 2, 32). Между прочим, как указывается в Acta Sanctorum augusti ( T. III (1737). P. 115A), в арабско-египетской мартирологии, переведенной с арабского на латинский язык Грацией Симонием, говорится под 13 августа o «translatio corporis s Maximi et sociorum ejus»29.

13 августа днем «переложения мощей» поминается в Σιναξαριστηζ, XIII, 55; Вел. Четьи-Минеи30, мино- логий императора Василия II (976–1025)31, синаксарь Сирмона32, стишный молитвослов Христофора XI в.33, Menaea Schiffl eti34, Martirologium Arabico-Aegiptium (G. Simonii)35, Минея крипто-ферратского монастыря XIII в.36, Устав Студийского монастыря XIV в.37 Надо отметить, что во многих древних календарях 13 августа отмечается просто память преп. Максима, а не «переложение мощей». Например: Menologium Slavo-Russicum Sparowenfeldianum (ASS. Aug. III, 114F), Sirleti (Canisius III, 457); типикон Константинопольской церкви IX–X вв.38, синодальный месяцеслов № 4439, № 4340, преосвящ. Порфирия41, славянские прологи42 и др. В Грузинской Церкви память прп. Максима праз- дновалась 13 августа и 21 января. Это видно из заглавия пространной редакции, переведённого св. Евфими- ем Святогорцем, а также из синаксаря св. Георгия Святогорца, в котором под 13 августа имеется и Житие св. Максима (краткая редакция) и последование службы в честь его, а под 21 января — только память43 . «Переложение мощей» не могло произойти 13 августа 662 г., как это указано в современных церковных календарях. Феодосий Гангрский находился в Лазике в 668 г. и вполне четко сообщает, что могила св. Мак- сима в то время находилась в Схимари. До 680 г., т. е. до Шестого Вселенского Собора, исключено, чтобы кто-либо прибыл из Византии в Схи- мари для перенесения мощей св. Максима в Константинополь. Но и после Собора наблюдается сложная си- туация как в Византии, так и в Грузии. Начинаются вторжения арабов-мусульман, затем в Византии — ико- ноборческий период, который продлился почти два века. О перенесении мощей св. Максима в Константинополь не сообщает ни св. Евфимий Афонский, ни св. Георгий Афонский в XI в., тем более, что у них есть возможность ознакомиться практически со всеми пер- воисточниками того времени. В переведенных ими греческих синаксариях, как видно, нигде не упоминается об этом. Зато они сообщают нам, что св. Максим покоится в Грузии, в монастыре св. Арсения. О том, что св. Максим Исповедник похоронен в монастыре св. Арсения, сообщают и греческие рукописи. Наиболее ранним из источников, указывающих местом погребения монастырь Арсения, является Αϑλησιζ εν επιτομω του...44. Надо отметить, что в «Письме Анастасия Апокрисиария» и «Памятной записке» Феодосия Гангрского монастырь св. Арсения не упоминается, а сообщается, что преп. Максим Исповедник преставился в крепости Схимари45 и там же был похоронен. Можно думать, соглашаясь с предположением Л. Епифановича, что поминание «переложения мощей прп. Максима Исповедника» связано не с перенесением его мощей в Константинополь, а переложением мо- щей из крепости Схимари в монастырь св. Арсения. Тем более, что информацию о его захоронении в монас- тыре св. Арсения мы имеем из довольно ранних (не позднее IX в.) греческих источников. Примерно в это же время появляется в календарях поминание «перенесения мощей» преподобного. Тот аргумент против этого предположения, что Грузия настолько удалена от Константинополя, что переложение мощей преп. Максима из крепости Схимари в монастырь св. Арсения было событием местного значения и осталось незаметным в Константинополе, опровергается именно греческими источниками, которые сообщают нам (кстати, намно- го раньше, чем грузинские источники), что мощи прп. Максима покоятся уже не в Схимари, а в монастыре св. Арсения в Грузии. Сообщение о «переложении мощей прп. Максима в Константинополь» появляется намного позже, чем сообщение о просто «переложении мощей» святого. Вот что пишет об этом А. Бриллиантов: «Неизвестно,на чем основывается автор (греческих печатных миней 1806–1820 гг. — еп. С.), когда говорит (лишь во 2-м издании) о перенесении мощей Максима в Константинополь»46. Хотя возможен еще один вариант, который даст хоть какое-то объяснение этому вопросу. С большой степенью вероятности, возможно, это упоминание о «переложении мощей св. Максима в Константинополь» связано с отсеченной правой рукой, которая после казни была спрятана или потеряна, а потом обнаружена и положена в одном из храмов Константинополя. Мы знаем, что эта рука сейчас находится в монастыре св. Павла Евнуха на Афонской горе. Как уже было отмечено выше, 21 января нельзя считать датой кончины св. Максима Исповедника. Так с чем же связано празднование памяти преподобного именно в этот день, с давних времён внесённый в цер- ковные календари? Объяснение этому мы находим только лишь в грузинских синаксариях св. Евфимия Свя- тогорца, а затем и св. Георгия Святогорца (XI в.), где сообщается: «…память его совершается… января 21-го, когда отрезаны были у них (у св. Максима и его ученика Анастасия. — еп. С.) языки и руки, ибо так определе- но Святыми Отцами Шестого Собора»47. Хотя справедливость требует отметить, о таком определении Шес- того Собора ничего не сказано ни в греческом оригинале Правил Шестого Собора, ни в греческом тексте «Жития прп. Максима». Более того, несмотря на совершившуюся на этом Соборе победу над монофелитс- твом, которую не в малой степени подготовил преп. Максим, его на этом Соборе ни разу не упомянули в по- ложительном контексте. Лишь только на Седьмом Вселенском Соборе призошла его полная реабилитация. Несмотря на это, всё-таки то, что 21 января считалось днём исповеднического страдальческого подвига преподобного Максима ещё в XI в., дает повод для того, чтобы признать причину этого поминания, соот- ветствующей действительности, пусть даже если его не учреждали отцы Шестого Вселенского Собора. Интересно пронаблюдать хронологию событий в том случае, если в действительности 21 января 662 г. был днём отсечения языка и десницы св. Максима. Как мы знаем из источников, вскоре после казни его с учениками сослали в Лазику. Из источников же знаем, что сосланные достигли Лазики 8 июня 662 г.48 Про- межуток времени от конца января до начала июня вполне может быть реальным промежутком времени для того, чтобы, учитывая физическое состояние сосланных, из Константинополя достичь Лазики. Таким образом, с большой степенью вероятности можно утверждать, что 21 января 662 г. является днем страдальческого подвига преподобного Максима, как об этом сообщают святые Евфимий и Георгий Святогорцы. По сведению К. Кекелидзе, «помимо 13 августа память св. Максима на его могиле торжественно честву- ется в четверг пасхальной седмицы; в этот день в вышеназванной церкви св. Максима собираются местные жители в громадном большинстве, сперва возносят молитвы преподобному, а потом, разсевшись кругом, угощаются. Праздник этот называется ‘‘Гогашоба’’»49. Об этом же сказано и в сообщении начальника Лечхумского уезда А. Энкеля: «Имя святого Максима жители местности Мур чтут ежегодно в четверг Пасхальной седмицы: в этот день они собираются на моленье святому в часовне “Мур” и после богослужения садятся на поляне за общею трапезой»50. Сегодня этот праздник называется «Бугашоба» и ежегодно отмечается местными жителями в четверг Светлой Седмицы. Возможно, мощи св. Максима Исповедника перенесли из крепости Схимари в монастырь св. Арсения именно в четверг Светлой Cедмицы, чем и было положено начало этой местной традиции. Хотя для того, чтобы утверждать это, явно недостаточно имеющихся на сегодняшний день данных, но для объяснения про- исхождения праздника, думаем, эта мысль не лишена логики. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Переложения мощей преп. Максима 13 августа 662 г. не могло произойти, так как это есть день его преставления. В древнейших синаксарях и календарях (VIII в.) не отмечалось празднование «переложения мощей» преподобного Максима, хотя его уже отмечают в некоторых месяцесловах с IX–X вв. «Переложение мощей» преподобного Максима из Грузии в Константинополь ничем не подтверждается. Фактов, подтверждающих это, не существует. Празднование дня «переложения мощей» святого может быть связано либо с обнаружением его от- сечённой руки и переложением ее в одну из церквей Константинополя, либо отображено переложение мо- щей преп. Максима Исповедника из крепости Схимари, где он первоначально был погребен, в монастырь св. Арсения.

Событие, с которым связано поминовение преп. Максима под 21 января, сообщается грузинскими источниками XI в. По данным св. Евфимия и св. Георгия Святогорцев, 21 января 662 г. является днем страдальческого подвига преп. Максима, когда ему отсекли десницу и язык.

сноски

1.Творения св. отца нашего Максима Исповедника. Ч. 1. Житие прп. Максима и служба ему / Пер., изд. и примеч. проф. Му- ретова. Сергиев Посад, 1915; Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917. PL. 129; PG. 90. Pitra, Juris ecclesiastici Graecorum historiaet monumenta. II. Romae, 1868. Рп. Αϑλησιζ εν επιτομω… из «Acta Sanctorum» болландистов издан С. П. Епифановичем по cod. Vindob. hist. gr. 14 (45). Рп. опубл. Комбефисом в издании творений св. Максима, I, по cod. Tilifnus, и перепеч. в PG 90. 209–212; Латышев В. В. Византийская «Царская» минея: Изследование // Записки Академии наук по истор.-филолог. отделению. Т. XII. № 7). Петроград, 1915. С. 277–280. Груз. рп. изд. Кекелидзе К. Сведения грузинских источников о препод. Максиме Исповеднике // Труды Киевской дух. академии. 1912. С. 1–77. 2 Pitra, Juris ecclesiastici Graecorum historiaet monumenta.II. Romae, 1868. Рп. Αϑλησιζ εν επιτομω… из «Acta Sanctorum» болландис- тов издан С. П. Епифановичем по cod. Vindob. hist. gr. 14 (45). 3 Mansi XIII. 361 D. Деяния Вселенских Соборов. VII–2. 278. 4 Mansi XIII. 269 А. Деяния. Вселенских Соборов. VII–2. 235. 5 Mansi XIII. 37 Е. Деяния Вселенских Соборов. VII–2. 127. 6 Mansi XIII. 40 D. Деяния Вселенских Соборов. VII–2. 128. 7 PG 90. 216. 8 Епифанович Л. Из неопубл. работы (Украинская нац. библиотека, отд. рукописей). Гл. 6 «Исповеднический подвиг прп. Макси- ма». С. 30. 9 PG 90. 217 А. 10 Combefis издал 2 службы (ακολουθια) преп. Максиму — одну, по codice Tiliano, 13 Aug. (PG 90. 202–212), другую — из греческих миней (PG 90. 213–221).

11 Сергий, архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. II. С. 20. 12 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1. Τοπικα, Киев. 212. Прим. 4. 13 Сергий, архиеп. Цит. соч. Т. I. С. 28. 14 Morchelli. Calendarium ecclesiae Constantinopolitanae. Roma, 1788. Vol. I, 44, 65. 15 PL 138, 118D, 1190C, 1193D, 1203D. 16 PL 138, 1250C, 1264A, 1278B. 17 PL 138, 1279А. 18 Martyrologium Adonis. PL 123, 175, 397B. 19 PL 138, 1300C. 20 PL 94, 1011В (St. Maximi Confessor — упоминаемый под 20 августа, был учеником Мартина Туринского). 21 PL 110, 1164A (св. Максим под 20 августа — галльский монах). 22 PL 124, 711B (19 ноября — св. Максим, пресвитер римский). 23 PL 124, 362B. 24 Delehaye. 887, 24. 25 Сергий, архиеп. Цит. соч. Т. II. С. 20. 26 Там же. Ср.: I. 107,123,132. 27 Епифанович Л. Из неопубл. работы (Украинская нац. библиотека, отд. рукописей). Гл. 6 «Исповеднический подвиг преп. Мак- сима». С. 31. 28 Там же. 29 См.: Бриллиантов А. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. Хр. Восток, СПб., 1918. С. 31–32.

30 Иосиф., архим. Подробное оглавление Великих Четьих Миней всероссийского митрополита Макария, хран. в Московской пат- риаршей библиотеке. М., 1892. С. 409. 31 PG 117, 582C. 32 Delehaye, 887, 3. 33 Сергий, архиеп. Цит. соч. Т. I. С. 249; PG 90, 221B; ASS. Aug. III, 114D-E. 34 ASS. Aug. III, 114F. 35 ASS. Aug. III, 115A. 36 Сергий, архиеп. Цит. соч. Т. II. С. 244. 37 Там же. Т. I. С. 455. 38 Там же. С. 138; Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1. Τοπικα. Киев, 103. 39 Там же. С. 433. 40 Там же. С. 439. 41 Там же. С. 493. 42 Там же. С. 585. 43 Кекелидзе К. Цит соч. С. 42, 75–77. 44 Рп. Αϑλησιζ εν επιτομω… из «Acta Sanctorum» болландистов издан С. П. Епифановичем по cod. Vindob. hist. gr. 14 (45). Епифа- нович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917. 45 Подробнее об этом см.: Стефан, еп. Место переселения, кончины и погребения св. Максима Исповедника в свете новых дан- ных // Труды Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2005.

46 Бриллиантов А. Цит. соч. С. 31. 47 Кекелидзе К. Цит. соч. С. 77. 48 Письмо Анастасия Апокрисиария. 49 Кекелидзе К. Цит. соч. С. 35–36, 38–39. 50 Бриллиантов А. Цит. соч. С. 26–27.



Подписка на новости

Последние обновления

События