Таинство Церкви и феномен ересей
Το μυστήριον της
Εκκλησίας και το
φαινόμενον των αιρέσεων
пропр. Василий Георгопулос, лектор Богословского факультета Фессалоникского унивеситета
Του πρωτ. Βασιλείου Α. Γεωργοπούλου, Λέκτορος Θεολογικής Σχολής Α.Π.Θ.
Появление ересей является феноменом, который в настоящее время рассматривается как явление встречавшееся еще при первых исторических шагах Цекрви на ее пути по распространению Евангелия в мире. Ереси являются феноменом, который уже во времена апостольские рассматривался как выражения тайны беззакония. (του μυστηρίου της ανομίας)1
В Новом Завете и в творениях Святых Отцов Церкви нам даются описания основных признаков и зхарактеристик этого явления, но также и укзывается на важные сотериологические последствия этого феномена (1 Тимю 1, 19; 2 Петр 2, 1). Некоторые из этих характеристик данного феномена, которые являются на протяжении истории в разнообразных ересях, мы постараемся обозначить далее.
а) Известно, что Церковь как тело Христово является таинством, которое превозмогает время и превышает его. Каждая же ересь, напротив, имеет хронологический и локальный облик, выбор и создание сомнительного исторического пути, который не имеет своего продолжения.
б) Для нашей же Православной веры истина не является некой абстратктной и отвлеченной мыслью, понятием или интеллектуальной дефиницией. Истина это личность. Это достохвальная личность Богочеловека (Ин. 14, 6). Церковь является Его Телом, она благовествует о Христе, распространяет Христа, живет Христа, передает Христа и Его Евангелие не как идеологию, но как факт переживаемый опытно, как переживали его (1 Ин. 1, 1-4) и «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лук. 1, 2)
Напротив того, ересь выбирает, отвергая, добавляя или отнимая что-либо от полноты Божественного Откровения во Христе Иисусе, искажает истину, то есть искажает Христа.. Весьма характерную особенноость отмечает свт. Григорий Палама: «Те же. которые в истине, те находятся в Церкви Христовой, а те, которые не в истине, те не находятся в Церкви Христовой» (Αναίρεσις γράμματος Ιγνατίου, 3)
в) Свт. Амфилохий Иконийский, описывая сотериологические последствия присоединения некоего христианина к одной из еретических групп, исходя из литургической практики Церкви и ее жизни в таинствах, замечет между прочим что вполне рельно следующее: «Как крестившийся во Христа во Христа облекся, также и покинувший Церковь совлекся Христа» (Κατά Αποτακτικών ή Γεμελλιτών, 7). Уход из Церкви по сути является отказом от Христа и совлечением Его. Есть ли для христианина что-то еще более прискорбное? Полагаю что нет.
г) Много раз в течение истории мы уверялись в появлении разделений при разделениях между различными еретическими движениями. Этот факт вскрывает существование некоего духовного болезненного очага в самой ереси. разделении. Это весьма образно описывает святитель Иоанн Златоуст, когда он замечает, что древо ереси «насадила неуместная пытливость умствований, напоила горделивая надменность и возрастила страсть славолюбия». (Против Аномеев слово 3-е, PG 48, 719)
д) Нет малых или больших ересей, малых или больших отклонений от церковного учения. Истина никогда не является темой для измерений. Наша Православная вера, церковный этот и богослужение Церкви имеет единое и уникальное имерение, которое не делится на части. Свт. Иоанн Златоуст соотвественно замечает: «Подобно тому как тот, кто хотя бы незначительно испортит в царских монетах печать, делает негодной всю монету. Точно также и тот, кто извратит и малейщий догмат здравой веры, все уже подвергает разрушению, постепенно переходя о одного повреждения к другому-худшему» (Толкование на послание ап. Павла к Галатам. PG 61, 622)
е) Всякая ересь является , что касается ее начальной стадии, повторением того самого изначального искушения, которое потерпели прародители. Она является другой верой, иной позицией в жизни, которую, как говорит свмч. Ириней Лионский, «ни пророки не возвещали, ни Господь не научал, ни Апостолы не передавали». (Έλεγχος ψευδωνύμου γνώσεως 8, 1) Речь идет об образе жизни, который находится вне церковных установлений и координат. Это дорога, которую измышляет еретик по причине безрассудства и неосведомленности, потому что доврился обещанию некой безболезненности и ложному надписанию о спасении.
ж) Завершая написание этих немногих наших замечаний мы хотели бы остановиться еще на одном замечании. Церковь как Тело Христово остается уникальным и единственным местом для терапии человечека и мастерской святости. В лице своих Святых Церкви убедительно доказывается то, что предложение Церкви принять мир и его преобразить - вовсе не является утопическим, но является предложением, которое исходит от жизненного опыта, единственного безошибочного образа жизни, направленного на то, чтобы создать из каждого человека новое творение во Христе (2 Кор. 5, 17).
Напротив того, всякая ересь, как система заблуждений, непосредственно лишает средства терапии челоческого существа, которое явил Христос, а его мы можем видеть и наблюдать в богодухновенном подвижничестве и в христоподражательном нраве наших Святых. Всякая ересь, поскольку она игнорирует и не знает этого процесса пеображения человека и основных и непреложных его условий необходимых для достижения человеком славы во Христе, противопоставляет ей свою собственную идеологию, с ложным ощущением самодовольного сиюминутного спасения, которое выражается в виде эгоистической благочестивой деятельности.
© перевоод выполнен интернет-содружеством
«Православный Апологет» 2014 год.
Источник: http://aktines.blogspot.ru/2014/02/blog-post_6126.html
12 Фесал. 2. 7