Значение и вклад святителя Фотия Великого
Протопресвитер Феодор Зисис, почетный профессор Фессалоникского Университета
Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης
ΤΟ ΜΕΓΑΛΕΙΟ ΚΑΙ Η ΠΡΟΣΦΟΡΑ ΤΟΥ ΜΕΓΑΛΟΥ ΦΩΤΙΟΥ
1. Вселенский масштаб трудов святителя Фотия
Св. Фотий является одной из выдающихся, редкостных и грандиозных личностей 9 столетия. Это столетие было охарактеризовано, преимущественно западными исследователями, как век возрождения классической образованности. Другие же исследователи высказывают свое несогласие с такой характеристикой, поскольку, как вполне справедливо утверждается, в то время повсюду, кроме Византии, наблюдался упадок в распространении и преподавании древнегреческой традиции как в воспитании, так и в образовании. Если же и существовало в 9 столетии какое-то исключение, то им является свт. Фотий Великий, человек исключительной образованности.
Свт. Фотий Великий предопределил будущее не только эллинизма и Православия, но и всемирной истории, что станет вполне очевидно и ясно благодаря краткому исследования, которое мной будет предпринято. Если бы Бог не даровал нам свт. Фотия в критический период истории, в 9 столетии, то современное образование в мире было бы совершенно иным. Я даже сразу поспешу сказать, закрепляя это положение моей мысли, что путь Православия и Эллинизма в отношениях с Западом франков был утвержден именно существованием свт. Фотия Великого, как в принципе и путь духовного развития славян. Славянские народы обязаны своей культурой, своим языком, своей религией деятельности и действиям свт. Фотия, который предначертал план их христианизации и его же осуществил. Смелая и сильная позиция свт. Фотия по отношению к Римскому папе и франкам, как мы увидим, и культурное распространение Византии на славянские народы указывают на всемирный масштаб деятельности свт. Фотия Великого. Если бы свт. Фотий не принес то, что он привнес, то эллины оказались бы под угрозой олатинивания, ассимиляции франками, а славянские народы либо были бы омусульманены, или же латинизированы, в результате чего сегодня пространство Православного Востока выглядело бы совершенно иначе.
2. Европа франков и папа.
Век св. Фотия, 9 столетие, был для ромейства Византии критической эпохой в истории. Вплоть до этого времени существовала единая империя, единая ойкумена, греко-римская империя Византии, которая распространялась на Восток и на Запад. Не существовало иной политической организации, иной политической силы способной оспаривать господство Константинополя и разделять империю. Однако объединение франкских народов во главе с Карлом Великим создало на Западе некий новый политический центр, новую политическую силу. В 800 году Римским папой (Адрианом I — примеч. перев.) в Риме была совершена коронация Карла Великого в императора Римской империи германского народа. Единая империя распадается, Византия становится сильным противником Запада, который привел к последующему разложению всемирной истории.
Папа вплоть до сего времени оставался причастным единой греко-римской империи. Несмотря на абсолютистские и монархические тенденции, о которых заявлялось со стороны некоторых Римских пап, папа все же оставался просто одним из членов патриаршей пентархии, на равных правах принимая участие на Вселенских соборах, и даже на VII Вселенском соборе, созванном против иконоборчества в 787 году. Находясь в состоянии непрерывной борьбы с франками, он счел это время вполне подходящим для того, чтобы заявить о своих монархических привилегиях во вселенской Церкви, чтобы навязать свои привилегии — первенство и всемирное властительство, диктат.
В течение некоторого вполне достаточно большого промежутка времени между двумя политическими центрами — Константинополем и франками, наблюдалось равновесие, существовал политический баланс сил. И это было до тех пор, пока в конечном итоге, как вполне убедительно раскрыл в своих книгах приснопамятный профессор о. Ианн Романидис, указав на важный источник — франков, весь западный мир и Рим не подпали под власть франков, были покорены германо-франками. Этот факт имеет очень большое значение даже и для существующих современных проблем в Европе, для того, что сегодня происходит в европейском мире. И это происходит потому, что сегодня не существует такого сильного политического центра, противника Западу, каким тогда было мировое владычество Константинополя. Вероятно такую роль сегодня могла бы играть только Православная Москва.
Позиция свт. Фотия Великого в то время в отношении двух великих центров власти, которые существовали на Западе, политической и церковной, должна была предопределить и наше политическое и культурнее положение, если бы мы пожелали сохранить наш политический и духовный облик, несмотря даже на то, что наше включение в состав Объединённой Европы франков произошел без всяких обсуждений, и уже распоряжения о нашем уравнивании и уподоблении им начали работать в наших умах.
Сегодня мы все оказались под колпаком, потому что мы стали членами Европейского Союза и мы считаем, что Запад является нашим естественным жизненным пространством. Но именно из этого пространства в нашу собственную страну входят либо на официальном уровне через законодательство, либо не на официальном уровне, по причине всевозможных нужд - менталитет, мерки, нравственность и обычаи и в образовании и в повседневной жизни, которые изменяют и ослабляют наши собственные культурные традиции. Подумайте, кто и когда из наших ответственных политиков, большинство из которых теперь отвергают наше безукоризненное историческое образование, так поступал в аналогичных случаях, ибо разве великие мужи нашей нации не прилагали усилия к сохранению греко-православной культуры, одним из которых является свт. Фотий, по-истине и по существу Великий? В дальнейшем мы увидим, как сформировалось его позиция, совершенно отличная и не поддающаяся сравнению с позицией современных политиков и церковного руководства.
3 . Иконоборчество включало в себя и дехристианизацию образования
Помимо противостояния этих трех центров политической власти, то есть Константинополя, Рима и франков (Аахен), эпоху свт. Фотия Великого характеризуют такими явлениями как катастрофические последствия периода иконоборчества, во второй фазе которого, в первой половине 9 столетия, жил свт. Фотий. Достаточно известным фактом является то, что политической инициативой иконоборчества императора Льва III Исавра стало реформирование образования и придание ему светского характера в Константинопольском университете по причине того, что монахи составляли главную силу в защите иконопочитания. Он хотел расцерковить, дехристианизировать образование и империи, ее сделать светским государством, с тем, чтобы монахи перестали оказывать духовное влияние на верующих людей, чего в действительности и добились намного уже позже на Западе, благодаря Просвещению и Возрождению, в особенности после Французской революции и учреждения светских государств, по крайней мере отделенных от Церкви и враждебных к ней. Образование в Византии вплоть до периода иконоборчества имело двойной характер, как оно было определено Тремя Святителями. Оно было эллинским и христианским одновременно. В школах Римской империи, Византии, одновременно преподавали и учение древнегреческих писателей, и Отцов Церкви. Итак, Лев Исаврянин хотел дать культуре и образованию непосредственно «передовое» направление, точно также как и сейчас новые иконоборцы здесь в Греции стремятся дать образованию «передовое» направление. Он возжелал образованию придать светский характер в большей степени. И как сегодня речь идет об исключении предмета Религиоведение из наших школ, дабы в них не преподавалось Священное Писание, Отцы Церкви, начала веры, примерно тоже самое решил сделать и император Лев Исаврянин во время иконоборчества. Он изгнал из Константинопольского Университета христианских профессоров, как это сделал в еще больших размерах император Юлиан Отступник, изгнав христиан из всех школ. Однако его планам не суждено было свершиться. Поскольку после его кончины доминирующее положение заняла линия Трех Святителей, которые удержали в нашем образовании эллинизм и христианство одновременно, здравые стороны древнегреческого традиционного образования, которые сочетались с Евангельскими началами.
Итак, в этот исторический период, когда традиция в образовании непоколеблемо удерживалась, рождается и расцветает свт. Фотий Великий. Его родители были почитателями святых икон, а свт. Тарасий, патриарх Константинопольский, который созвал VII Вселенский собор, был его дядей, братом его отца, несмотря на то, что оба его родителя были гонимы иконоборцами. В этой атмосфере свт. Фотий Великий сформировал свою позицию в отношении образования.
4 . Троякое величие свт. Фотия
Помимо этих названных нами факторов, то есть автономизации Запада и иконоборческого движения, появляется и еще один, третий фактор, который также был учтен свт. Фотием при формировании его церковной политики — речь идет о территориальном, географическом сокращении империи из-за появления в 7 веке арабов, которые постоянно отрывали от империи ее восточные области и устанавливали в них новую религию Мухаммеда, ислам.
Итак, со стороны западных франков предпринимаются попытки к учреждению единой империи, или они стремятся оспаривать вселенскость Константинополя. Франки стремятся завладеть этой всемирной гегемонией, имея для этого в качестве помощника Римского папу, который теперь, обладая политической поддержкой со стороны франков, дерзает распространить свое церковное влияние на территорию церковной юрисдикции Константинополя с помощью посольства миссионеров-франков в Болгарию, которая совсем незадолго до этого официально приняла от Константинополя христианство (864 год). А с востока империя также территориально сокращалась из-за арабов, как мы уже об э
том ранее упоминали. Многие исследователи считают, что это вторжение с Востока и с Запада встретило достойный отпор в величественном плане свт. Фотия Великого, направленном на то, чтобы полностью обновить и предотвратить гибель живой страны, как по территории так и в отношении культуры Для такого плана необходим был глубокий и тонкий ум, которым обладал свт. Фотий. И поскольку темой моей беседы является величие и вклад свт. Фотия Великого, то эта тема раскрывается на основании трех основных разделов, т. е. его вклад условно подразделяется нами на три части, так что даже при достижения успеха только в одной из этих частей это давало бы право нам право характеризовать свт. Фотия как Великого. Итак. Свт. Фотий был велик а) как церковный руководитель, б) как филолог, в)как богослов.
Несколько лет назад, в 1991 году, мы праздновали на межправославной уровне и на международном научном уровне 1100-летие со дня кончины свт. Фотия Великого (+891). В связи с празднованием этого юбилея были организованы на разных уровнях церковные и университетские конференции и симпозиумы на которых должным образом была раскрыта личность и деятельность свт. Фотия. В Фессалониках были проведены две научные конференции: первая была организована священной митрополией Фессалоникийской, в деяниях которой имеются соответствующие упоминания о трех видах вклада ст. Фотия (1), а вторая была проведена в Центре Византийских Исследований Фессалоникийского университета, на которой главной темой были две великие личности — архиепископы Константинопольские свт. Григорий Богослов и свт. Фотий Великий: «Память Святых Григория Богослова и Фотия Великого архиепископов Константинопольских» (14-17 октября 1993) (2). Итак, будучи тогда председателем Центра Византийских Исследований мной был представлен в главном зале Университета во время заседания конференции подготовленный доклад о вкладе и деятельности свт. Фотия Великого: « Половина тысячелетия разделяющая этих двух великих личностей Византия, свт. Григория Богослова (+391) и свт. Фотия Великого (+891). Первый из них живет в период зарождения начал византийского государства, в эпоху духовного взлета и богословского расцвета, неотъемлемой частью которого он являлся сам. Другой же, свт. Фотий, живет в такой исторический период, когда христианская империя достигла своего апогея, своего блеска мощи, обладая сильным и притягательным сиянием света, который использовался с одной стороны для принятия славянами христианства, а с другой стороны для их самостоятельного определения по отношению к Западу, который боролся за свою вселенскость и стремился к духовной самоизоляции. Выразитель этого сознания - это свт. Фотий, патриарх Константинопольский. В 9 столетии он занимает главенствующее положение и дополняет триаду отцов, которые называются великими, становясь в действительности Великим вместе со свт. Афанасием Великим и свт. Василием Великим. Спустя пять веков после эпохи этих великих отцов Церкви свт.Фотий, являясь высшим государственным чиновником и профессором Магнаврского Университета, стал патриархом. Его церковная политика, которую он стремился осуществить, имела перед собой две цели: оправление миссионерской группы к славянам и нивелирование влияния папских притязаний на Востоке, что создало реальные основания для славного блеска империи и для ее оживления почти что на пять столетий. Богословские способности св. Фотия обнаруживаются во всех его богословских трудах, преимущественно в его труде «О Святом Духе», который предопределил намного столетий вперед пневматологию Православной Церкви. В целом не достает только-лишь оценки его вклада в области философии и филологии, что следует из исследований филологов, касающихся его огромного филологического наследия, и из его характеристики как гуманиста. Таким образом, свт. Фотий творчески давал ответы на вызовы его времени, ибо эти вызовы своей целью имели географическое сокращение империи и сокращение ее духовного влияния. Благодаря его миссионерским трудам были расширены границы влияния Византии, в то время как богословие и гуманизм святителя усилили духовные основы православной культуры и ее сияние миру. Таким образом он привел Церковь к невероятной славе в государстве, которое само в то время находилось в состоянии полного расцвета. Итак, мы должны выделить троякое величие свт. Фотия: как великого богослова, великого церковного политика и великого человека». (3)
а) Свт. Фотий Великий как филолог и гуманист
Что же касается этих трех сторон деятельности свт. Фотия: как филолога, как богослова и как церковного политика, то я представлю несколько фактов. Во-первых, что же является основанием для того, чтобы считать свт. Фотия великим филологом? Блаженной памяти профессор философии философского факультета Фессалоникийского университета В. Татакис пишет, что свт. Фотия вполне справедливо и преимущественно почитают филологи, нежели богословы, что он в большей мере является филологом, нежели богословом. (4). Свт. Фотий Великий являлся обладателем некой исключительной, уникальной мудрости и знаний, посему он вызывал восхищение и похвалы со стороны его и противников, и врагов. Прежде чем стать патриархом он преподавал в своей частной школе, которую он устроил в своем доме. Он также преподавал и в Магнаврском университете. Свт. Фотий преподавал грамматику, философию, логику, диалектику, и даже математику (5). С великой скорбью он оставлял свою преподавательскую деятельность, когда его возвели, не без принуждения, на патриарший престол, что произошло когда ему было 40 лет. В своем письме к надменному папе Николаю, обвинявшего его в том, что он был «сразу же» возведен на патриарший престол, то есть из мирянина сразу же стал епископом, быстро прошел все степени иерархического служения, он пишет, что не сего стороны было никакого повода, что он не стремился оставить преподавание, и воспринять на себя весьма ответственное служение патриарха. Чтобы показать насколько плодотворным и эффективным была его деятельность в области образования рассказывают: когда он уходил из своей собственной школы для того, чтобы появиться во дворце, где он занимал высокое государственное положение, то его сопровождали ученики с болью и печалью, хотя свт. Фотий их покидал лишь ненадолго. Он настолько притягивал к себе внимание как учитель, что даже и недолгое его отсутствие вызывало грусть у его учеников. Когда же он возвращался из дворца, все его встречали с тем, чтобы окружить его плотным кольцом (6). Из этого круга учеников свт. Фотия вышли великие личности, такие как: император Лев VI Мудрый, братья-апостолы славян Кирилл и Мефодий, патриарх Николай I Мистик, Арефа Кесарийский и другие.
Из области литературно-филологической деятельности свт. Фотия хорошо известны специалистам его две выдающиеся работы. Первым из его трудов является Словарь, «Λέξεων Συναγωγή». Вплоть до 20 столетия это весьма важное творение частично сохранялось в некоторых рукописях. К счастью, в 1959 профессор факультета Философии Фессалоникского университета Линос Политис (Λίνος Πολίτης) открыл одну рукопись в священной обители св. Никанора (Заворда) в Гревене, которая содержала все творение вт. Фотия, которую он предпринял попытку издать. А осуществил это издание профессор Философского факультета Христос Феодоридис. И уже издано да тома этого творения(7). В Словаре свт. Фотия Великого были собраны все трудные слова древне-греческого языка, которые он изъясняет этимологически и с точки зрения смысла и понятий для того, чтобы облегчить изучение языка своим ученикам, а в дальнейшем вызвать у них интерес к древне-греческим текстам.
Но самым известным творением свт. Фотия в области филологии и литературы является известный «Μυριόβιβλος» или же «Библиотека» («Βιβλιοθήκη), как ее похвально и верно назвали последующие поколения. Сам свт. Фотий это творение характеризовал как «Список и упорядочение неизвестных нам книг». В этом труде он анализирует и комментирует двадцать восемь творений предшествующих писателей как древнегреческих, так и христианских писателей отцов. Огромное значение этого творения, и в особенности бесценных комментариев свт Фотия, следует из того, то он нам дает сведения о трудах, которые уже утрачены, а ,следовательно, без этого творения святителя мы не знали бы ни о их существовании, ни о их содержании.
В этой связи мы хотели бы обратить внимание на то, что профессор В. Татакис написал, между прочим, и исследование под названием «Фотий великий гуманист» (Φώτιος ὁ μέγας ἀνθρωπιστής) (8). Поскольку термин «человеколюбец-гуманист» (ἀνθρωπιστὴς) может быть неверно истолкован, то мы сделали добавление или внесли некое отличие в нашу собственную статью по отношению к труду и мнению профессора Татакиса, придав нашей статье вопросительный характер: «Был ли гуманистом свт. Фотий?» Поскольку обычно слово «человеколюбие-гуманизм» (ἀνθρωπισμὸς) можно понять при обращении к древнегреческой мысли и при этом часто отвергается христианское понимание этого слова, а, более того, оно понимается как чуждое Церкви, посему нам следует понять, что к присущему Западному Гуманизму антпроцентризму и атеизму свт. Фотий не имел никакого отношения. Он был христианским гуманистом, который следовал по стопам Святых Апостолов и Святых Отцов, и он не был похож на гуманистов европейского Возрождения и европейского Просвещения.
б) свт. Фотий как богослов
Свт. Фотий выделялся не только как филолог, но и как богослов. Вплоть до 38 лет он
не верил, что он будет вмешиваться в вопросы Церкви и богословия. Он был одним из подающих успехи светских профессоров, государственным чиновником при императорском дворе и опытным дипломатом. Однако с того момента, как он по неволе взошел на патриаршую кафедру, он естественно и неотложно стал заниматься существующими богословскими вопросами. Его богословское наследие отличается разносторонностью и обширностью. Но здесь я сделаю замечание относительно его богословского вклада. Самым важным в нем является то, что он первый и единственный, кто мужественно и с самопожертвованием, противостал богословию франков, которое уже можно была разглядеть и в Ветхом Риме. Франкские богословы из круга Карла Великого и их последователи захотели обладать независимостью и автономией в области богословия, дабы не следовать богословию Востока в догматах веры, в богослужении, в праве, как это было на Западе ранее, когда в сущности Запад был учеником у Востока. Они возжелали выстроить свою собственную культуру как наиболее сильного политического центра, и все это передать другим народам. Точно также как и сегодня, когда Америка создала собственную культуру, элементы которой она передает и другим народам, передает их она и нам, при этом без какого-либо нашего сопротивления. Таким же образом и франки захотели внедриться в область богословия. Это вторжение произошло при усвоении ими и поддержки еретического учения об исхождении Святого Духа «и от Сына» (καὶ ἐκ τοῦ Υἱοῦ), известного латинского учения «filioque», и добавления этой ереси в Символ веры. И несмотря на то, что православные Римские папы противодействовали такого рода попыткам, тем не мнее в эпоху свт. Фотия именно оттуда захотели навязать Востоку это учение и добавление в Символ веры. Папы посыласи миссионеров в Боггарию, несмотря на то,что туда прежде были посланы и трудились миссионеры из Константинополя и крестили болагар. Франко-латинские миссионеры обучали новоначальных христиан ереси filioque и упразднили все наши собственные литургические обычаи и иные правила и обычаи, которые перечисляет свт. Фотий, сообщая об этом в Окружном послании восточным патриархам.(10) Франкская культура несла серьезну угрозу Православной культуре, пытаясь ее подчинить себе.
К счастью, в тот исторический период нашлась такая сильная личность, как свт. Фотий Великий, который смог противодействовать вторжению франков в православное богословие. По данному впросу он написал первое выдающееся бгословское произведение под названием “О Святом Духе Тайноводство” (Περὶ τῆς τοῦ Ἁγίου Πνεύματος Μυσταγωγίας). Он очень строго высказывается в отношени к франкским богословам, которых он называет “мужи вынурнувшие из тьмы” и разрушает все их бгословские аргументы. Этот труд стал фундаментальным богословским творением на которое опирались и утверждались все последущие богословы при противоействии еретическим уениям папизма об исхождении Святого Духа “и от Сына”.
Богословское приношение свт. Фотия, безусловно, не исчерпывается только противлодействием папистам, но оно распространяется и на гимнографию, на искусство проповеди, каноническое право, епистолографию, герменевтику. К его герменевтискому наследию относится труд “Амфилохии”, большой сборник вопросов и ответов, которые были написаны для епископа Кизического Амфилохия, от которого было и взято наименование труда свт. Фотия. То, чем является “Мириобиблион” (Μυριόβιβλος) для филологов, тем для богословов является “Амфилохии”. Свт. Фотий отвечает на 300 богословских вопросов, большинство из которых имеют отношение к изъяснению сложных мест из Священного Писания.
в) Свт. Фотий как церковный политик
Ранее я сделал исчерпыващее сообщение относительно вклада свт. Фотия Великого в качестве церковного политика, деятельность которого имела два направления: твердую позицию в отношении Европы франков и почти-что полностью попавшего под влияние франков папства, а также и миссионерская направленность империи к славянским народам северо-восточной Европы и России. Миссионерская деятельность свт. Фотия Великаго может быть сопоставима только с аналогичными трудами его также великого и неутомимого предшественника на патриаршей кафедре свт. Иоанном Златоустом. Христианизация славян Моравии святыми Кириллом и Мефодием, болгар и русских, входят в рамки этой деятельности свт. Фотия.
5 Суждения о свт. Фотие Великом
Прежде чем я подойду к епилогу своей статьи, где мной будут сделаны некоторые относящиеся к нашему времени замечания, я представлю некоторые важные отзывы о свт. Фотие Великом, которые хорошо раскрывают безусловно выдающийся и уникальный характер его вклада. Характерно то, что даже фанатичные противники святителя Фотия признают наличие у него природных и приобретенных благодатных даров, точно также как это случилось некогда и с известным писателем Никитой Давидом Пафлагонийцем, который в жизнеописании патриарха Игнатия пишет следующие слова, хорошо известные тем, кто занимается исследованием личности и деятельности свт. Фотия Великого: «что же касается этого не безродного и не безызвестного (свт. Фотия), но благородного по плоти и весьма известного мудростью светской, он всегда был известен в государстве как пользовашийся всегда славой благодаря разуму. Грамматике и поэзии, риторике и философии, а также медицине и всякой иной внешней науке настолько он был привержен, что он почти - что не только в своем поколении превосходил остальных, но уже состязался в учености с древними. Все в нем сочеталось: природные способности, образование, богатство, и бессонные ночи над трудами, которые были им прокомментированы».(11) Преемник папы Николая I, великого врага свт. Фотия, папа Иоанн V, при котором отношения между Римом и Константинополем получили мирное развитие, хотя и без разрешения соответствующих проблем, пишет в своем письме к византийскому императору о свт. Фотие: «Разузнаем же почти - что все к нам приходящее об этом муже, о котором рапространяется молва как об украшенном всяческими превосходствами. Он распространяет всюду людям мудрость и разумение о божественных предметах, здесь же между всем прочим прославляется его деятельная добродетель и усердное попечение об исполнении божественных заповедей. И не справедливо его осуждать, сего столь важного в летах ччеловека и не сделавшего ничего достойного порицания» (12).
Диакон и ритор Иоанн, комментатор жития Иосифа Песнописца, благосклонно относящийся к антифотианам «зилотам», пишет: «Фотий по решению синклита получил первенство за многие познания и переизбыточествующие знания, и в то же время за необыкновенный ум, а к сему можно добавить украшенность способностями» (13).
Из последующих авторов мы можем упомянуть заметки о святителе Фотии издателя «Достопамятного» сказания Сильветра Сиропула о Ферраро-Флорентийском соборе R. Greyghton, у которого это сказание получило разъяснительное и подходящее наименование: Vera Historia unionis non verae inter Graecos et Latinos (Подлинная история соединения между греами и латинами, которая не была истинной). Итак, он пишет о Свт. Фотие: «Тем, которые желают увидеть истинный смысл вещей собственными глазами, а не чужими, думаю, следует согласиться со мной, что никогда не было столь мудрого в познаниях, разумного в вопросах управления, божественного или человеческого права, никого столь украшенного из взошедших на кафедру, ни из числа пап в Риме, ни из числа патриахов в Константинополе, нежели он». (14) Также французский аббат Jaeger в своей работе Historie de Rhotios (Париж 1854) как никто замечательно описывает таланты этого мужа: «Фотий вопреки природе воедино собрал в себе лучшии дарования, которые он щедро раздавал и после свей кончины. Высокий ум, глубокая проницательность, живой дух, терпеливость, деятельность, любочестие и желание активности, к тому же не переплавляемый как золото, не сгибаемый как железо. Являясь по сути пламенным любителем наук.. приятный ритор, признанный творец прозы и поэзии, он не уступал древним изящным стихословцам, он серьезно занимался всеми науками того века и предшествующих столетий, явив и в них между всем прочим невероятную высоту...» 15.
Из новейших греческих историков мы остановимся на двух, первый трудится в области политической истории, а другой к области церковной истории, но оба удостоены научного авторитета и неизменно удеживают его, хотя существует множество и других ученых, древних и новейших, которые с восхищением высказываются о величии и вкладе свт. Фотия. Мнения большинства из них, положительные и отрицательные, собраны в исследовании ученого митрополита Илиопольского и Фирейсского Геннадия под названием «Суждения о свт. Фотие древних историков и историков нашей эпохи»(«Αἱ περὶ τοῦ Ἱεροῦ Φωτίου κρίσεις τῶν ἀρχαίων καὶ τῶν ἱστορικῶν τῆς ἐποχῆς μας») (16). Итак, о свт. Фотие пишет следующее наш национальный историк Константинос Папаригопуло: «Несомненно то, что свт. Фотий был выдающимся человеком между первым Константином, имевшим повод для основания восточного государства, и последним (Константином), при котором пали стены Константинополя и прекратило существование это государство, на протяжении 1000лет, на небосводе нашей истории не сияло столь ярко ни одно имя как имя свт. Фотия, который, находясь исторически между двумя Константинами, первого — как в сущности представителя античности, а второго как представителя вполне определившегося завершения средневекового эллинизма, сверх всего прочего он послужил созданию этого Эллинизма». (17) Также профессор Церковной истории Богословского факультета Афинского университета архиепископ Афинский Хризостомос Пападопулос (1923-1938) пишет: «Для этой достохвальной борьбы новой исторической эпохи был свт. Фотий, который выделялся сиянием греческого духа, посредством которого средневековый Эллинизм вошел в новую стезю духовной жизни и развития... Как Платон светил в классические дни древнего эллинизма, также и Фотий был великим в эти средневековые времена, как воздвигнутый колосс, священный хранитель греческой традиции и ковчег греческой культуры, живой библиотекой греческой мудрости и науки... будь то филология или богословие, они получили от Фотия сильный импульс для их дальнейшего развития, благодаря чему и сформировался новейший эллинизм”. (18)
В завершении добавим мнение новейшего великого святого и отца нашей Церкви Нектария Пентапольского чудтворца, который в своей небольшой работе под названием “Каковы причины гнева Западных на Фотия” («Τίνες οἱ λόγοι τῆς μήνιδος τῶν Δυτικῶν κατὰ τοῦ Φωτίου»)подчеркивает: “Позиция Фотия и жертвенность свт. Фотия проявленная в отстаивании независимости и православности Восточной Церкви привели к спасению Церкви и ко многому подобному, так что когда временами передовые защитникии ее с обеих сторон бледнели перед этими защитниками, с другой же стороны воспринятая свт. Фотием борьба за Церковь является примером достойным подражания. Если Восток не подчинился Западу, по несомненная заслуга в этом свт. Фотия. Если бы Фотий подражал Игнатию, то не был бы созван VIII Вселенский собор, и весь Восток подинился бы папе. Фотий не только разрушил все то, что происходило в отношении Игнатия и сам лично устраивал православные уреждения, но и он спас от инославия Болгарию. А если болгары и сохранили православную веру, то это благодаря Фотию. Здесь и кроется причина, почему паписты возбуждали гнев против Фотия. Совершенно верно говорить о том, что если не было бы Фотия, то не было бы и раскола-схизмы, но не было бы и Эллинизма и Православия, существовало бы духовное рабство и религиозное мышление и языческое заблуждение. Фотий смог спасти и сохранить и Эллинизм и Православие, ведя напряженную борьбу против вторжения и нападения с Запада». (19)
Eпилог
что касается епилога нашего исследования, то здесь мне хотелось бы сделать несколько касающихся нашей современности замечаний относительно тех проблем, которые нас живо волнуют. Свт. Фотий Великий смотрел на греческое образование как на единое целое и неделимое, мы бо сказали соединенное, согласно халкидонскому догмату, как оно складывалось на протяжении истории, диахронически, в течение огромного периода истории дохристианского и послехристианского.
Утопические попытки Юлиана Отступника и Георгия Гемиста Плифона отвергнуть эллино-христианское сознание потерпели неудачу. Христианство не пострадало, но принесло пользу и помощь эллинизму, а если говорить п существу, то оно его спасло. Это сегодня пытаются всячески игнорировать и скрывать, особенно в эти последние десять лет, когда полагается основание для усиленных и спланированных попыток для расхристианизации образования и нашей культуры со стороны атеистических партий и ненавистников Церкви, при отсутствии какого-либо последующего противодействия со стороны партий считающих себя проявляющих любовь к Церкви, ни даже со стороны руководства Церкви. Мы таким образом дойдем лишь до исчезновения Эллинизма и Православия внутри расплавленной Западной франко-литинской культуры.
Второе замечание касается того, что, к сожалению, в отношении этого культурного тупика, безвыходности, в этом многостороннем давлении, в котором изощряется Запад сейчас и на протяжении десятилетий, не появились лидеры, ни политические ни церковные, обладающие сознанием исторической ответственности необходимости отразить эту опасность. Да, конечно, многие усиленно трудятся в этом направлении. Святитель Фотий не стремился соединиться с Европой франков и папы, ни тем более допускать внедрения западной культуры в область Ромейства (византийско-римской культуры). Он вел борьбу за унитожение такой опасности, и это ему удалось.
И завершу я мое исследование третьим замечанием. Наши предки создали удивительную культуру Ромейства Византии, высочайшую, уникальную и неповторимую культуру. Эту культуру избрали и облобызали, и развили благодаря их собственным символам славянские народы и Румыния, в последствии чего, как это доказывает профессор Оболенский в одноименном своем труде, стала существовать единая «Византийская общественная культура» (20) народов и наций с соединящим ее элементом — греко-православной культурой. Создателем начал и корня этой сильной общественной культуры является Фотий. И мы вместо того, чтобы укреплять наши связи между этими единоверными народами, к сожалению имеем ослепленные глаза в отношении к Западу, к папе и франкам, которые на протяжении всей истории нас пытались принять только для того, чтобы ассимилировать франками. Ранее мной была написана книга под названием «Мы ассимилированы франками» (Φρανκέψαμη) (21). Мой друг святогорский монах мне советовал, что может быть было бы лучше сделать название книги вопросительным, с тем чтобы стало бы понятно, что мы еще не все являемся франками, но это является ожидаемой перспективой. Верю, что сегодня из-за слишком поспешного следования по пути разрушения культур не следует ставить вопроса, ибо не только наша культура, но и богословие и Церковь по причине Экуменического движения и нескончаемого филопапизма, с новоявленными антиканоническими и антиправославными распростертостями по отношению к Ватикану и к протестантскому Вемирному Совету Церквей, становятся ассимилированными франками. В культурном и церковном отношении мы становимся недостойными наследниками свт. Фотия Великого, свт. Григория Паламы, свт. Марка Евгеника и в целом всех Святых Отцов и учителей.
____________________________________
Сноски
1. Πρακτικὰ ΙΕ’ Θεολογικοῦ Συνεδρίου «Μέγας Φώτιος», Ιερᾶς Μητροπόλεως Θεσσαλονίκης, Θεσσαλονίκη 1995. Труды ХV Конференции “Фотий Великий”, Священная Митрополия Фессалоник, Фессалоники 1995.
2. Θεσσαλονίκη 1994.
3. Там же. Αὐτόθι, σελ. 27-28.(изумительно интересный билейный том посвященный 1000 лети о дня конины свт. Фотия, подготовлен был прежним митрополитом Фиатирский Мефодием Фунга в каестве 10 тома Церковного и Богословского Юбилея, который издан под названием “Церковь и богословие” с змеаельыми науными символам “Церковь и Богословие”. В этом же томе помещена прекрасная и исерпывающая библиография о свт. Фотие Великом, представленная в хронологиеском порядке, которую подготовил протопресвитер Георгий Драга) Ἐξαιρετικὰ ἐνδιαφέρων ἑόρτιος τόμος γιὰ τὰ 1100 χρόνια ἀπὸ τὴν”ίμηση τοῦ Ἁγίου Φωτίου ἑτοιμάσθηκε ἀπὸ τὸν μητροπολίτη πρῲην Θυατείρων Μεθόδιο Φούγια ὡς 10ος τόμος τῆς Ἐκκλησιαστικῆς καὶ Θεολογικῆς Ἐπετηρίδος ποὺ ἐκδίδει μὲ τίτλο «Ἐκκλησία καὶ Θεολογία», μὲ ἐξαιρετικὲς ἐπιστημονικὲς συμβολές· Ἐκκλησία καὶ Θεολογία 10 (1989-1991). Στὸν ἴδιο τόμο ὑπάρχει ἐξαντλητικὴ και ἄριστη βιβλιογραφία γιὰ τὸν Μέγα Φώτιο παρατιθέμενη χρονολογικά, τὴν ὁποία ἑτοίμασε ἀξιεπαίνως ὁ πρωτοπρεσβύτερος - καθηγητὴς π. Γεώργιος Δράγας (1561-1990): Protopresbyter Dr George Dragas, “Towards a complete Bibliographia Photiana in chronological progression, with an Index to autors”, σελ. 531-669.
4.В . Татакис. “Фотий великий гуманист”. Β. Τατάκη, «Φώτιος ὁ μεγάλος ἀνθρωπιστής», στοῦ ἰδίου Μελετήματα Χριστιανικῆς Φιλοσοφίας, Ἀθῆναι 1967, ἐκδ. οἶκος «Ἀστήρ», σελ. 105: «Ὁ κύριος τόνος ποὺ χαρακτηρίζει τη σοφία του δὲν παύει νὰ εἶναι ὁ φιλολογικός. Εἶναι ἕνας μεγάλος, πολὺ μεγάλος λόγιος».
5. Γιὰ τὸ διδακτικὸ ἔργο τοῦ Φωτίου βλ. Π. Χρήστου, «Τὸ διδακτικὸ ἔργο τοῦ Ἱεροῦ Φωτίου», εἰς Πρακτικὰ ΙΕ’ Θεολογικοῦ Συνεδρίου, Ἱ. Μ. Θεσσαλονίκης, ἔνθ. ἀνωτ., σσ. 537-556.
6. Τῷ τὰ πάντα ἁγιωτάτῳ ἀδελφῷ καὶ συλλειτουργῷ Νικολάῳ, Πάπα τῆς Πρεσβυτέρας Ρώμης: «Τοιοῦτος γὰρ χορὸς τῆς ἐμῆς οἰκίας ἦν ὁ χορός. Ἐξιόντι δὲ πάλιν πρὸς τὴν βασίλειον πολλάκις αὐλὴν αἱ προπεμπτήριοι τῶν εὐχῶν καὶ τοῦ μὴ βραδύνειν ἡ προτροπή· ἦν γὰρ μοι καὶ τοῦτο γέρας ἀφωσιωμένων ἐξαίρετον, τὸ μέτρον ἔχειν τὴν βούλησιν τῆς ἐν τοῖς βασιλείοις διατριβῆς. Ἐπανιόντι δὲ πάλιν πρὸ πυλῶν ἱστάμενος ὁ σοφὸς ἐκεῖνος ὑπήντα χορός». Εἰς Ἰ. Βαλέτα, Φωτίου τοῦ σοφωτάτου καὶ ἁγιωτάτου πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως Ἐπιστολαί, Λονδῖνον 1864, σσ. 146-165. Νεώτερη ἔκδοση B. Laourdas - L. G. Westering, Photii Patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia, I. Epistularum pars prima, Teubner· Leipzig 1983, Ἐπιστολὴ 290, σελ. 50 ἑἑ.
7. Σχετικὰ μὲ τὸ Λεξικὸ βλ. L. Politis, «Die Handschriftensammlung des Klosters Zaborda und die neuaufgefundene Photios Handschrift», Philologus 105 (1961) 136-144. Κ. Τσαντσάνογλου, «Τὸ Λεξικὸ τοῦ Φωτίου. Χρονολόγηση, χειρόγραφη παράδοση», Ἑλληνικὰ 17 (1967), παράρτημα 17. Chr. Theodoridis, Photii Patriarchae Lexicon, I: Α-Δ, De Gruyter, Berlin 1982.
8. Βλ. ὑποσημείωση 4 τῆς παρούσης.
9. Πρωτοπρεσβυτέρου Θεοδώρου Ζήση, «Ἦταν ὁ Μέγας Φώτιος ἀνθρωπιστής;», Θεοδρομία 9 (2007) 10-27.
10. Ἡ πολυσήμαντη αὐτὴ Ἐγκύκλιος Ἐπιστολὴ τοῦ Μεγάλου Φωτίου «Πρὸς τοὺς τῆς Ἀνατολῆς ἀρχιερατικοὺς θρόνους» ἐδημοσιεύθη πολλάκις. Βλ. τὸ κείμενο εἰς PG 102, 721-741 καὶ εἰς Ἰ. Καρμίρη, Τὰ Δογματικὰ καὶ Συμβολικὰ Μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, τόμος 1, Ἀθῆναι 1960, σελ. 321-330.
11. Βίος Ἰγνατίου PG 105, 509.
12. August 16th, 879, Mansi XVII, 396-408.
13. Λόγος εἰς τὸν βίον Ἰωσήφ τοῦ Ὑμνογράφου, PG 105, 968-969.
14. Robertus Greygthon, Vera Historia unionis non verae inter Graecos et Latinos, sive Concilii Florentini exactissima Narratio Graece scripta per Sylvestrum Sgyropoulum, Hage - Comitis, MPCLX, σελ. 34, Praefatio.
15. Βλ. τὸ παράθεμα εἰς Στ. Σάκκου, «Τὸ φῶς ἑνὸς σοφοῦ», εἰς ἑόρτιο τόμο «Ἐκκλησία καὶ Θεολογία», ἔνθ’ ἀνωτ. σελ. 506, ὑποσημ. 1.
16. Ὀρθοδοξία 30 (1956) 37-68.
17. Ἱστορία τοῦ Ἑλληνικοῦ Ἔθνους, τόμ. 4, σ. 611.
18. Ἀρχιμ. Χρυσοστόμου Παπαδοπούλου, Περὶ τῆς ἐπιστημονικῆς δράσεως τοῦ Μεγάλου Φωτίου, Πατριάρχου Κωνσταντινουπόλεως, Ἐν Ἀθήναις 1912, σελ. 39.
19. Ἁγίου Νεκταρίου Πενταπόλεως, «Τίνες οἱ λόγοι τῆς μήνιδος τῶν Δυτικῶν κατὰ τοῦ Φωτίου», Θεοδρομία 3 (2001) τεῦχος 2, Ἀπρ. - Μάϊος, σελ. 29-32.
20. Dimitri Obolensky, Ἡ Βυζαντινὴ Κοινοπολιτεία, τόμοι α’ καὶ β’, ἐκδόσεις Βάνιας, Θεσσαλονίκη 1991.
21. Πρωτοπρεσβυτέρου Θεοδώρου Ζήση, Φραγκέψαμε. Ἡ εὐρωπαϊκή μας αἰχμαλωσία, Θεσσαλονίκη 1994.
ΘΕΟΔΡΟΜΙΑ
ΤΡΙΜΗΝΙΑΙΑ ΕΚΔΟΣΗ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΔΙΔΑΧΗΣ
ΕΤΟΣ ΙΕ' ΤΕΥΧΟΣ 2 ΑΠΡΙΛΙΟΣ ΙΟΥΝΙΟΣ 2013
© Перевод выполнен интернет-содружетвом
«Православный Апоологет» 2013 год
При ссылке на статью обязательно указывать адрес интернет-портала «Православный Апологет»