Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Византология

Новая Церковь Богородицы в Иерусалиме,

построенная императором Юстинианом на Храмовой горе

New Church of the Virgin Mary in Jerusalem built by Emperor Justinian on the Temple Mount

 

Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне

 

 

История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея  :: Общество :: РБК

 

остатки храма Богородицы Неа

Эпоха правления императора Юстинина была временем политического и культурного взлета Византийской – Восточно-Римской империи. Ее главным символом до сих пор является храм Святой Софии в Константинополе. В правление императора Юстиниана Римская империя, которая теперь сосредотачивалась не вокруг Древнего Рима, а в Новом Риме, Константинополе, вернула большинство утраченных провинций после падения Западной Римской империи, которое считается, произошло в 396г. 

Выдающийся ученый и византолог Г. А. Острогорский в своем известном труде "История Византийского государства" дает нам очень точную и верную характеристику личности императора Юстинина: "Бесспорным свидетельством величия личности Юстиниана является охватывающая весь мир широта его политических целей и исключительная многосторонность его деятельности. Весьма многочисленные и прискорбные слабости его характера бледнеют перед мощью его всеохватного ума. Конечно, не он, а Велисарий и после него Нарсес вели завоевательные войны, не он, а Трибониан провел масштабную кодификацию права, не он, а префект претория Иоанн Каппадокиец принимал важнейшие меры в управлении. Но тем не менее именно он был вдохновителем всех великих деяний своей великой эпохи. Восстановление всемирной Римской империи было вечным желанием византийцев. Этому желанию реставрационная политика Юстиниана дала грандиозное выражение. И потому для будущих поколений она является великим примером, даже несмотря на то, что дело реставрации оказалось недолговечным, а его неудача имела для Империи тяжелейшие последствия."

 

Введение во храм Богородицы, монастырь Хора в Константинополе. Праздник Введения был установлен в честь освящения церки Богоматери Неа в Иерусалиме

Византийские императоры всегда стремились вернуть захваченные земли Западной империи, и каждый византиец, считавший себя римлянином, видел в покоренных варварами землях Западной империи свою землю.  Идея о единой Римской империи органически жила в душе всякого византийца, а тем более императора. "В кризисе, погубившем западную половину Римской империи, выстоял более здоровый организм экономически более сильной и более густонаселенной восточной ее части. Однако даже эта часть Империи подверглась этому кризису, пережив все ужасы переселения народов и в течение столетия борясь с опасностью варваризации своего государства и армии. В то время, когда волны переселения народов сомкнулись над Западом, сама Византия, ослабленная во всех частях, лишь изредка решалась выйти из роли просто пассивного наблюдателя. На рубеже V-VI вв. этнический кризис на Востоке был окончательно преодолен, и Византия наконец оказалась в состоянии проводить более активную политику и предпринять попытку спасения утраченных западных областей. Как удавалось сохраняться идее единства Империи, несмотря на раздельное управление ее обеих частей, так же осталась жива и идея универсальности Римской империи, несмотря на германское завоевание Запада. Как и раньше, римский император считался главой всего римского мира и христианской ойкумены. Территории, которые некогда принадлежали Римской державе, считались ее вечным и неотъемлемым владением, даже когда ими управляли германские короли. Начнем с того, что и сами эти короли признавали суверенные права римского императора, пользуясь всего лишь делегированной им, императором, властью147. Естественным правом римского императора было возвратить себе римское наследие. Более того, его священной миссией было освободить римскую землю от господства иноплеменных варваров и арианских еретиков, дабы восстановить Империю в ее старых границах как единственную римскую православную христианскую державу. Служению этой миссии была подчинена политика Юстиниана I (527–565)." (А. Г. Острогорский. История Византийской империи. 3. Реставрационная политика Юстиниана и ее крушение. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vizantijskogo-gosudarstva/1_4) И только императору Юстиниану удалось осуществить то, чего не мог никто сделать из его предшественников - вернуть большую часть Западной империи. 

Расширение территории Византии с начала правления Юстиниана (синим цветом выделена империя на момент начала правления Юстиниана в 527 году) и до его смерти (фиолетовым цветом выделены завоёванные полководцами Юстиниана территории к 565 году)

Храмоздание и активное строительство городов в эпоху императора Юстиниана Великого велось повсеместно. И в Иерусалиме императором была также построена одна из прекраснейших базилик, здание которой до нашего времени не сохранилось. Базилика, посвященная Богоматери на Храмовой горе, так называемая Новая Церковь (Νέα Ἐκκλησία) Но именно об этой базилике мы хотели бы привести некоторые сведения, поскольку на протяжении многих столетий она являлась одним из важных христианских символов Иерусалима. В современных доступных путеводителях по Иерусалиму и по Храмовой горе, либо ничего не говориться об этой исторической эпохе, либо говориться так: «Во время византийского периода Храмовая гора пребывала в запустении.

Σπάνια βυζαντινή εκκλησία βρέθηκε στους Αγίους Τόπους

Под её стенами была устроена городская свалка. Храмовая гора не играла значимой роли в христианской традиции и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма»[1]. На самом деле такого рода сведения имеют чисто идеологический характер, чтобы доказать путем сокрытия подлинных фактов, что в Византийскую эпоху и Иерусалим , а тем более Храмовая гора были преданы забвению.

Мы приведем интересные сведения из докторской диссертации Димитрия К. Цулканаки «Византийское присутствие на Святой Земле с Константина Великого и до арабского зовоевания» (Διδακτορική διατριβή του Δημητρίου Κ. Τσουλκανάκη “Η βυζαντινή παρουσία στους Αγίους Τόπους από το Μέγα Κωνσταντίνο έως την αραβική κατάκτηση”.)[2]

мозаичный пол одной из византийских базилик в Иерусалиме эпохи императора Юстиниана

«Эпоха Юстиниана принесла новое дыхание для экономического развития в Палестине. Император выделил значительные средства на строительство. впечатляющих храмов и для проведения важных общественных работ, а также для поддержания уже ведущихся работ. 20 ноября 543 года им был в Иерусалиме открыт внушительных размеров храм «Новая церковь» Богородицы, подробное описание которого оставил нам Прокопий в его произведении «О постройках» (Περί κτισμάτων). Историк, полный восхищения, утверждает, что огромные валуны кладки должны были доставляется из карьера на строительную площадку специально изготовленными тележками, которые тащили 40 избранных крепких быков, что крышу храма поддерживали огромные колонны пурпурового цвета и этот огромный комплекс включал в себя монастырь, больницу и общежитие.4 Группа израильтян археологов Иерусалимского университета под руководством Н. Авигад (Avigad) обнаружил ктиторскую надпись храма (κτητορική επιγραφή του ναού), текст которой упоминает как покровителя работы императора Флавия Юстиниана и сторожа-эпистата священника и игумен Константина:

“Κ(αί) τοῦτο τό ἔργον ἐφιλοτιμήσατο ὁ εὐσεβ(έστατος) ἡμῶν βασιλεύς Φλ(άουιος) Ἰουστινιανός, προνοίᾳ κ(αί) σπουδῇ Κωνσταντίνου ὁσιωτά(του) πρεσβ(υτέρου) κ(αί) ἡγουμέ(νου), ἰνδ(ικτιῶνος) ιγ'”»[3]

«И это дело, которое наш благочестивый император Флавий Юстиниан щедро выполнил под опекой и преданностью преподобнейшего Константина, пресвитера и игумена в тринадцатого [году] индикта».

 

Этот снимок сделан на остатках апсиды церкви Неа за южной стеной Старого города. На переднем плане видна изогнутая апсида.

Большая кладка в центре картины - стена церкви Неа.

На строительство «Новой» Церкви Юстиниан потратил значительные средства из государственной казны Палестины, дав приказ фермерам (τρακτευτές) оказать финансовую поддержку проекту. Другой, не менее важный общественный проект, финансируемый Юстиниана в Иерусалиме, согласно имеющимся археологическим свидетельствам, было строительство южной части Кардо Максимус (cardo maximus)[4], которая проходила прямо напротив «Новой» Церкви Самая центральная улица Иерусалима начиналась к северу от ворот Св. Стефана (имеется в виду ворота Дамаска = Дамасские Ворота Πύλη της Δαμασκού=Damascus Gate) и, пересекая город, заканчивались на юге в районе, сегодня он называется «гора Сион». Юстиниан, протягивая cardo на юг, должен был быть направлен на строительство единой главной магистрали, которая объединила бы два важнейших здания византийского Иерусалима: Храм Воскресения Константина и его собственную «Новой Церковь».[5]

cardo-drawing

храм Новая Церковь (Νέα Εκκλησία) в честь Богородицы, графическая реконструкция церкви, находившейся в южной оконечности главной улицы Иерусалима времен императора Юстиниана  Cardo Maximus, реконструкция сделана Anna Yamim. (https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/who-built-the-nea-church-and-the-cardo-in-jerusalem/)

 На месте октогонального Храма Рождества Христова в Вифлееме, который был подожжен во время великого восстания самаритян в 529 г. Юстиниан решил построить новый, более крупный и обильно украшенный храм. Постройка императора Константина IV века коренным образом изменилась, потому что Святилище, в котором были встроены три ниши, приобрело форму трилистника. Кроме того, были открыты два входа в Пещеру Рождества под полом Святилища, тем самым давая доступ паломникам к месту, где напротив Святилища-алтаря по традиции родился Христос.

Запись общественных работ, в результате которых были отремонтированы или построены Юстинианом снова здания в Иерусалиме и во всем регионе Палестины, делает Прокопий Кесарийский в своем труде «О постройках». Историк утверждает, что Император отремонтировал многие церкви и монастыри, построил новые колодцы питьевой вода, дома для бедных и странников, а также стены в Тивериаде и Вифлеем.[6]

карта Мадабы 6в., показывающая, что Новая Церковь в честь Богородицы (Νέα Εκκλησία)располагалась по главной улице Иерусалима Cardo Maximus

Наконец, византийский император Юстиниан Великий обратил внимание на растущее политическое значение Элии Капитолины, так назывался Иерусалим после его разрушения императором Титом в 70 г. по Р. Х. и решил превратить этот город в великий религиозный центр. В этот момент произошел большой пересмотр государственной политики Священной Восточной Римской Империи в отношении Харам-эш-Шерифа. Юстиниан правил более тридцати лет. За это время он значительно преобразил Иерусалим. В это время город приобрел такое великолепие, которое он не видал за всю свою историю, как прошлую, так и будущую. Тогда это был воистину христианский Иерусалим – краса и гордость Востока. Паломники поражались византийским великолепием Святого града и восхваляли Господа, позволившего создать всю эту красоту. С этим периодом связано два двунадесятых христианских праздника: Введение Богородицы во Храм и Сретение Господне. Многие христиане, как католики, так и православные чтят эти праздники, но мало кто может рассказать историю их возникновения. А ведь это очень важно для понимания многих вещей, что творятся и сегодня. История этих праздников тесно связана с Харам-эш-Шериф. Юстиниан Великий все же решил упразднить «мерзость запустения» и вновь превратить Священный двор в святое место. Юстиниан I в одном из своих указов обратился с мольбой к Деве Марии, прося ее о ходатайстве перед Богом для восстановления Римской империи. Затем он начал строительство одного из самых величественных храмов в истории человечества – Неа (Новая Церковь). Сейчас уже стерлась даже память об этом храме, но тогда он был знаменит во всем мире. Там, где уходят вниз склоны горы Мориа, этот прославленный христианский храм Богородицы поражал своим великолепием паломников. Чтобы выровнять поверхность для постройки здания, потребовалось в восточной и южной части горы возвести каменную стену, начинавшуюся в долине внизу, и соорудить обширное основание, частично из сплошного камня, а частично в виде арок и колонн. Камни были просто огромными – каждую глыбу нужно было перевозить в телеге, запряженной сорока сильнейшими быками императора. Чтобы обеспечить проход этим телегам, пришлось расширить дороги, ведущие в Иерусалим. Леса Ливана отдали прекраснейшие свои кедры для брусов кровли, и созданная поблизости в горах каменоломня, где добывали разноцветный мрамор, обогатила здание великолепными мраморными колоннами. Рядом с храмом Юстиниан приказал соорудить странноприимные дома для путников, больных и нищих всех национальностей. Это грандиозное строительство было предпринято св. императором Юстинианом прп. Саввой Освященным в качество одного из главных условия возрождения с Божьей помощи Римской империи. По своему великолепию этот храм напоминал лишь храм Софии в Константинополе, а по мнению многих современников, и превосходил его. Само название базилики – Новый храм было необычным, в нем не было ни имен святых, ни воспоминания священных событий. Оно показывало особый статус этого храма в христианском мире. Новый храм Богородицы взамен старого храма евреев, разрушенного Титом. День освящения базилики Неа и празднуется многими христианами мира как праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

На самом месте, где в течение многих лет царила "мерзость запустения", засиял своей новой красотой Новой Храм в честь Богоматери. Рядом с храмом Юстиниан приказал соорудить странноприимные дома для путников, больных и нищих всех национальностей. По своему великолепию этот храм напоминал лишь храм Софии в Константинополе, а по мнению многих современников, и превосходил его. Само название базилики – Новый храм было необычным, в нем не было ни имен святых, ни воспоминания священных событий. Оно показывало особый статус этого храма в христианском мире. Новый храм Богородицы взамен старого храма евреев, разрушенного Титом. День освящения базилики Неа и празднуется многими христианами мира как праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. 

хорошо сохранившееся основание Новой Церкви

Безусловно, что наибольший интерес для любого историка представляет описание сооруженного императором Юстинианом храма Богородицы, которое было сделано свидетелем события Прокопием Кесарийским. В своем известном труде «О посторойках», в 5 главе он пишет:

«1. Такова была деятельность императора Юстиниана в Киликии. В Иерусалиме же он воздвиг храм богоматери, с которым никакой другой сравнить невозможно.

2. Каков он, я сейчас расскажу, только предварительно замечу, что этот город по большей части состоит из холмов, и эти холмы состоят не из земли, но они каменисты и обрывисты, и улицы по ним сверху вниз тянутся вроде лестниц.

3. Все другие сооружения в городе обычно строятся по одному способу: они воздвигаются или на вершине холма, или внизу, на ровной земле. Один только этот храм был выстроен не так.

4. Император Юстиниан приказал, чтобы он был выстроен на самом высоком из холмов, указав, каким он должен быть во всех остальных отношениях, сам определив и его ширину и длину.

5. Но ни один холм не подходил для такого сооружения согласно приказу императора: не хватало места четвертой части храма, обращенной на юго-восток, там, где полагается священникам совершать свои таинства.

6. Поэтому те, на ком лежало выполнение этого дела, придумали следующее: заложив фундамент в самом основании низины, они воздвигли сооружение, крепко прилегающее к скале.

7. Когда они вывели его вверх до самой вершины холма, они наверху на эти стены положили купол и соединили свое сооружение с остальным основанием храма.

8. Таким образом, часть храма покоится на крепкой скале, часть же висит в воздухе, мощью императора хитро приделанная к холму громада.

9. Камни этого сооружения по своей величине не такие, какие мы (обычно) знаем.

10. Назначенные руководителями этим делом, вступив в борьбу с природою места и стремясь достигнуть вершины стоящей перед ними скалы, отнеслись с презрением ко всем обычным средствам и обратились к казавшимся невероятными и совершенно неизвестным приемам.

11. Они вырубали камни огромной величины из гор, которые, уходя в небо, поднимались в окрестностях города, и, искусно обтесав их, перевозили их оттуда следующим образом.

12. Они выстроили повозки, величиной равные этим камням, и на каждую повозку клали по одному камню; взяв отборных из императорских волов, они запрягали их по сорока в повозку и тащили камень.

13. Но так как по ведущим в город дорогам тащить такие повозки было невозможно, то, вырубив насколько возможно шире горы, они сделали их доступными для созданных ими телег. Таким образом, они создали храм такой <огромной> длины, какая была угодна императору.

14. Выстроив его в ширину таким, как он указал, они никак не могли найти материала, чтобы сделать крышу над храмом.

15. Обходя все леса и чащи и всякие местечки, где, как они слыхали, росли уходящие в небо деревья, они нашли рощу, густо заросшую кедрами невероятной высоты, из которых они и сделали крышу храма, и, в соответствии с тем, какова была его ширина и длина, они вывели его высоту.

16. Все это было создано императором Юстинианом человеческими силами и искусством. Придавала энергии и уверенность в благочестии <такой деятельности>, которая воздавала ему в ответ честь и помогала в этом стремлении.

17. Этому храму со всех сторон недоставало колонн, таких, чтобы по внешнему виду они были не хуже красоты храма, и такой величины, чтобы они были в состоянии выдерживать тяжесть покоящегося на них сооружения.

18. Местность эта, находясь среди материка и вдали от моря, отовсюду огражденная отвесными горами, о чем я уже говорил, в силу своей почвы не представляла строителям удобных проезжих дорог, чтобы вывезти эти колонны из другого места.

19. Когда император был огорчен невозможностью такого выполнения, то бог в ближайших горах указал как раз подходящий для этого камень (мрамор): был ли он раньше, но только скрыт до этого времени, или бог только что сейчас его создал, кто это знает?

20. В обоих случаях высказанное предположение можно считать вероятным и причину его ставить в зависимость от воли божества.

21. Ведь мы, измеряя все человеческими силами, многое считаем невыполнимым, для бога же из всего этого нет ничего невыполнимого или невозможного.

22. И вот со всех сторон храма они подставляют огромные глыбы колонн, высеченных из этих гор и по цвету похожих на пламя огня; одни из них стояли внизу, другие наверху, иные вокруг тех галерей, которые окружали весь храм кроме стороны, обращенной к востоку. Из них две стояли перед вратами храма, поразительно чудесные: на всей земле не было вторых подобных колонн.

23. Отсюда идет другая галерея, названная по имени тростника «нартексом», – думаю, потому, что она не расширяется.

24. За ней идет зала, покоящаяся в четырех углах на подобных же колоннах. Двери посередине, ведущие из этой залы, до такой степени вызывают благоговейное удивление, что тем, которые входят извне, дают почувствовать, что предстоит им тут увидать.

25. Отсюда ведут чудесные пропилеи, и на двух колоннах поднимается круглая арка несказанной высоты. Если идти вперед, то с той и другой стороны дороги к храму находятся друг против друга два полукруга. По другой дороге с той и другой стороны находятся две гостиницы, сооружение императора Юстиниана: одна из них – пристанище для прибывающих сюда иноземцев, другая же – дом отдохновения для бедных больных.

26. Чтя этот храм Богородицы, император Юстиниан пожертвовал <для поддержания его> большие денежные доходы. Вот что было создано императором Юстинианом в Иерусалиме.»

Несколько интересных замечаний относительно созданной императором Юстинианом Новой Церкви в честь Богородице в Иерусалиме, делает греческий археолог Анастасиос Танцис «Галерея в строении византийского храма».[7] Он в частности пишет: «Церковь, которая стала известной как «Новая» (Νέα) эта та, которую Прокопий приписывает Юстиниану, построенную в Иерусалиме, и  которой он дает краткое описание. Церковь связана с особым усердием Юстиниана в построении храмов в честь Пресвятой Девы. И исходя из сделанного описания этой церкви, следует, что она имела структуру базилики с боковыми галереями. Эта была самая большая церковь Иерусалима, доказательство стремления Юстиниана превзойти в великолепии здания храма всех своих предшественников, имена которых были связаны с финансированием строительства церковных зданий в Иерусалиме».[8]

Однако идея создания именно такого храма и на Храмовой горе была намного глубже, а не просто некие честолюбивые устремления императора. Храм, который по своим размерам превосходил в два раза Иерусалимский храм имел значение духовного символа торжества христианства над отверженными Богом иудеями, и органического преемства между Ветхим и Новым Заветами. Эта идея преемства очень хорошо была отражена в богослужебных текстах праздника Введения Пресвятой Богородицы, который был установлен в день именно открытия этого прекрасного храма. Размеры храма превышали в два раза размеры Иерусалимского храма. На основании проведенных раскопок можно сказать, что все здание было в длину 116 метров, а в ширину 105 метров. Сама базилика была длиной 100 метров, а в ширину 52. Она имела прямоугольный вид . В восточной части ее находилась алтарная апсида, диаметром 12 м.  Это была трехнефная базилика с нартексом. (ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ι. ΠΑΡΘΕΝΙΑΔΗΣ. H ΝΑΟΔΟΜΙΑ ΣΤΗΝ ΕΠΟΧΗ ΤΟΥ ΙΟΥΣΤΙΑΝΟΣ. ΙΔΕΟΛΟΓΙΚΗ ΚΑΙ ΤΥΠΟΛΟΓΙΚΗ ΘΕΩΡΗΣΗ. Θεσσαλονίκη 2010, σελ. 99-101)

Аэрофотоснимок южной окраины Старого города (вверху справа), южной стены Старого города и раскопок за южной стеной. Накладывается план церкви Неа. Самая южная апсида Неа (3) выступает за стену и примыкает к руинам византийского приюта. По периферии стены (4) расположены жилые дома и другие постройки времен Второго Храма, византийских и раннеисламских времен. Постройки, доходящие почти до Навозных ворот (2) внутри стен, представляют собой постройки восстановленного Еврейского квартала.

"Подобно инженерам  царя Ирода, которым пришлось расширить южный конец платформы Храма, архитекторы Юстиниана сделали то же самое; и так же, как Соломон были привезены кедры из Хирама Тирского для кровли Храма, Юстиниан привез кедры из Ливана. Прокопий ссылается на монументальные колонны Яхим и Вооз, которые обрамляли вход в Храм, описывая колонны, украшавшие вход в Новую Церковь Богородицы. Наконец, существует этимологическая связь между Новой Церковью и Храмом в описании Прокопия. В Новом Завете для обозначения «Храм» используются два разных греческих слова. Чаще «иерон» относится к общей территории храма (например, от Матфея 21: 14–15). Для обозначения фактического Храма или внутреннего святилища в Новом Завете используется слово «наос» (например, от Матфея 23: 16–17). Последний термин был использован и переосмыслен Прокопием, таким образом, перенеся этот священный термин на недавно построенный храм Неа (Νέα Εκκλησία). Последствия создания нового священного пространства, посвященного Деве, попытка унаследовать священную мифологию Храма Соломона, довольно глубоки. Мало того, попытка Юстиниана создать сакральное сооружение была связана не столько с политическими мотивами, ибо для христиан шестого века Новая Церковь в честь Богородицы, несомненно, Новая Церковь символизировала превосходство христианства и Девы над заброшенной Храмовой горой, которая представляла иудаизм." (New Church of the Theotokos. https://www.wikizero.com/en/New_Church_of_the_Theotokos)

Это великолепное сооружение императора Юстиниана «Νέα Εκκλησία» в честь Пресвятой Богородицы просуществовало, к сожалению, недолго. Оно в 614 году, год нашествия персов и захвата Иерусалима, было разрушена. То есть в то же время, когда из Иерусалима был похищен Животворящий Крест Господень. Однако, судя по более поздним упоминаниям, церковь была восстановлена и просуществовала вплоть до начала 9 столетия. В 9 столетии она упоминается как разрушенная.

 

Βρέθηκε άθικτο μωσαϊκό 1.500 χρόνων με ελληνική επιγραφή στην Ιερουσαλήμ [εικόνες]  | iefimerida.gr 1

мозаичная надпись, найденная в ходе недавних раскопок в Старом Городе группой израильских археологов под руководством Дейвида Гельмана. (https://www.iefimerida.gr/news/357731/vrethike-athikto-mosaiko-1500-hronon-me-elliniki-epigrafi-stin-ieroysalim-eikones)

Надпись гласит: "«Благочестивейший Римский император Флавиос Юстиниан и боголюбивейший священник и игумен Константин, построили здание, в котором разместили (мозаичную надпись) 14 индикта».
 

И.С. кандидат богословия

Некоторые статьи о Новой Церкви и результатах раскопок:

  1. The Emperor’s New Church on Main Street, Jerusalem.https://www.baslibrary.org/biblical-archaeology-review/39/6/2

2.New Church of the Theotokos.https://www.wikizero.com/en/New_Church_of_the_Theotokos

3.Found After 1400 Years—The Magnificent Nea. https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/found-after-1400-years-the-magnificent-nea/

4. Who Built the Cardo in Jerusalem? https://www.biblicalarchaeology.org/daily/biblical-sites-places/jerusalem/who-built-the-nea-church-and-the-cardo-in-jerusalem/

 

 

 


[1] История храмовой горы. https://guide-israel.ru/history/5171-istoriya-xramovoj-gory/

[2] ΠΑΝΕΠΙΣΤΗΜΙΟ ΘΕΣΣΑΛΙΑΣ Σχολή Επιστημών του Ανθρώπου Τμήμα Ιστορίας, Αρχαιολογίας και Κοινωνικής Ανθρωπολογίας Διδακτορική διατριβή του Δημητρίου Κ. Τσουλκανάκη Θέμα: “Η βυζαντινή παρουσία στους Αγίους Τόπους από το Μέγα Κωνσταντίνο έως την αραβική κατάκτηση”. Βόλος, Σεπτέμβριος 2011

[3]» Di Segni, “Urban building”,, стр. 330. Надпись, обнаруженная в 1977 г. в одной из стены подземной цистерны, поддерживающей надземный комплекс храма, интегрирован в tabula ansata длиной 1,58 метра, при этом каждый его рельефный характер имеет высоту 8-10 см и окрашен в красный цвет. Увидеть Авигад, Иерусалим, стр. 240-245, Авигад, «Неа», стр. 133, Гева, «Иерусалим», стр. 777. Идентификация старшего и Игумен Константин из надписи игуменом «Нового», о котором упоминается Иоанниса Мошоса (Leimon, PG 87.3, 2857A) в конце 6 или начале 7 века, позволили археологам с абсолютной уверенностью идентифицировать весь комплекс как "Новая церковь" Юстиниана.

[4] cardo был главной магистралью, которая пересекала каждый римский город по прямой линии с направление с севера на юг. cardo был разрезан decumanus вертикально под углом 90 градусов, который пересекал город с востока на запад.

[5] См. Avigad, “The Nea”, σ. 128.

[6] Προκόπιος, Περί κτισμάτων, 5.9.1-21.

[7] Ανασράσιος Τάντσης. Βυζαντινή αρχαιολογία. ΤΟ ΥΠΕΡΩΟ ΣΤΗ ΒΥΖΑΝΤΙΝΗ ΝΑΟΔΟΜΙΑ. ΔΙΔΑΚΤΟΡΙΚΗ ΔΙΑΤΡΙΒΗ. Θεσσαλονίκη 2008, σελ. 416

[8]Σελ. 416

[9] Дата разрушения церкви Неа точно не известна. Согласно отчетам, сохранившимся в «Взятии Иерусалима» (Expugnationis Hierosolymae), персы-завоеватели и их еврейские союзники разрушили церковь и убили духовенство в 614 году. Степень ущерба неясна, поскольку патриарх Софроний произнес свою рождественскую проповедь в церкви Неа в 634 году. Дальнейший ущерб церкви мог быть нанесен землетрясением в 746 году. В 808 году упоминание о церкви появилось в Commemoratorium de casis Dei, а в 870 году она была упомянута Бернаром Монахом, который останавливался в хосписе рядом с монастырем. церковь. В X веке Евтихий, мелькитский патриарх Александрии, обратил внимание на руины церкви Неа. Ущерб, нанесенный персами в 614 году, мог быть серьезным, поскольку персы, возможно, искали сокровища, которые, как предполагается, хранились в церкви, как предполагалось в сообщении Прокопия о том, что император Юстиниан отправил священные предметы в Иерусалим.https://en.wikipedia.org/wiki/New_Church_of_the_Theotokos

Пять мифов о Византии

Слово «византийский» используют в значениях «роскошный» и «коварный»; Византия ассоциируется одновременно с духовностью и деспотичностью. Arzamas выясняет, соответствуют ли стереотипы о Византии действительности и откуда они берутся

Автор Артемий Стрелецкий

Стереотип № 1. Деспотизм

Миф о византийском деспотизме является едва ли не самым распространен­ным среди мифов о Византии. Можно вспомнить слова русского поэта Иосифа Бродского о византийской государственности как «деспотии без опыта демократии» или замечание британского историософа Арнольда Тойнби о «средневековом византийском тоталитарном государстве», которое оказало разрушительное влияние на византийскую цивилизацию.

Проявления

«Главная беда нынешнего времени — византийский деспотизм, помноженный на партийные рефлексы с добавлением коррупции как формы управления страной».

Галина Старовойтова. «Россия, которую мы обретаем» («Деловые люди», 1 января 1997 года)


«Разумеется, мадам де Сталь зачастую несправедлива к Наполеону. (Противников его писательница неуклонно идеализирует, будь то генерал Бернадот, позднее ставший королем Швеции, или император Александр I, чей византийский деспотизм вообще-то стоил прагматичной тирании Бонапарта.)».

Андрей Немзер. «Сочинительница и император» (Ruthenia.ru, 22 августа 2003 года)

Происхождение

Как и большинство мифов о Византии, миф о византийском деспотизме восходит к эпохе Просвещения. Он не возник сам по себе, но появился на фоне распространенной во Франции в эпоху Людовика XIII и Людовика XIV моды на Византию. Французские короли считали себя истинными преемниками византийских императоров, а государственное устройство Византии представлялось им примером для подражания, единственным изъяном которого было отсутствие наследственного принципа передачи власти. В ответ на это французские просветители, боровшиеся с абсолютизмом, создали едкую карикатуру на Византию с целью высмеять все то, что вдохновляло французских королей. Византия представала в их трудах образчиком абсолютной деспотии, в которую, с точки зрения просветителей, могла выродиться французская монархия без должного контроля со стороны общества. Монтескьё подвел под эту идею целую научную теорию, которая гласила, что государство, расположенное на Востоке и обладающее чрезмерно большой территорией, было обречено на деспотическую форму правления, в то время как небольшие западные страны должны были идти по пути ограниченной монархии.

Примечательно, что теория Монтескьё получила одобрение со стороны российской императрицы Екатерины II, которая воспользовалась ею для обоснования бесполезности реформ в своей стране. Неудивительно, что впоследствии миф о византийском деспотизме, созданный просветителями, был выпестован идеологами российского самодержавия XIX века, с тем лишь отличием, что в их сочинениях все отрицательные черты деспотизма были представлены в самых радужных тонах. Так миф о византийском деспотизме, сфабрикованный просветителями, вошел в российский политический дискурс.

Действительность

Иоанн II и его старший сын Алексей, коронуемые Иисусом Христом. Миниатюра из Евангелия Ватиканской библиотеки.
XII век
© Wikimedia Commons

Картина, созданная просветителями, была весьма далека от реальности. В Византии существовала очень изощренная и продуманная система сдержек и противовесов, не позволявшая империи превратиться в авторитарное государство. Власть императора в Византии имела двойственную природу. С одной стороны, византийский император считался верховным чиновником, власть которого делегировалась снизу — народом. В то же время византийский император считался помазанником Божиим, власть которого освящалась свыше — самим Христом. Противоречие между двумя источниками императорской власти снималось через апелляцию к ее природе. Как представитель Божественной власти император был выше закона, но как человек, удостоенный права участвовать в этой власти, он должен был подчинить свою волю воле закона. Именно это смирение и делало конкретного человека достойным императорских регалий в глазах византийцев. Конечно, императоры нарушали ранее установленные законы, но каждый такой случай считался экстраординарным и, по крайней мере в теории, мог привести к смене императора.

Так, например, византийский император XII века Мануил Комнин попытался официально узаконить права своего сына Алексея на престол, заставив константинопольского патриарха и приближенных присягнуть ему на верность. Это действие Мануила потрясало сами устои византийской государственности, ведь на деле это означало, что императорская власть переходит в собственность конкретного человека — Мануила — и его потомков. Но, как показала история, византийцы не смирились с таким положением дел. Когда Мануил умер, его сын был зверски убит, и не кем-нибудь, а родным дядей, братом Мануила Андроником Комнином, который, конечно же, тоже присягал на верность Алексею.

 

Стереотип № 2. Отсталость

Группа Галена. Врачи Гален, Диоскорид, Никандр, Руф Эфесский, Андрей, Аполлоний, Кратеуас. Иллюстрация из «Венского Диоскорида». Константинополь, VI век«Венский Диоскорид» — рукопись переписанного сочинения Педания Диоскорида «О лекарственных веществах», созданного в 77–78 годах. Была изготовлена по заказу Аникии Юлианы, дочери римского императора Олибрия.© Wikimedia Commons

Еще один распространенный миф о Византии гласит, что она была отсталым, бездарным государством, которое не внесло значительного вклада в мировую культуру.

Проявления

«Вдумайтесь: несколько сот лет просуществовала цивилизация, бывшая преемницей двух самых развитых цивилизаций античности, — и не оставила после себя ни-че-го, кроме архитектуры — книги для неграмотных, да житий святых, да бесплодных религиозных споров».

Юлия Латынина. «Византия: идеальная катастрофа» («Новая газета», 11 февраля 2015 года)


Происхождение

Миф о византийской отсталости тоже восходит к французским просветителям. Будучи рационалистами, просветители считали, что христианская религия несовместима с прогрессом. Влиянием христианства объяснялся упадок рациональной и прогрессивной, с точки зрения просветителей, античной цивилизации. Восточная часть Римской империи, которая просуществовала более тысячи лет после принятия христианства, не вписывалась в эту модель. Поэтому само восточное христианство было объявлено неполноценным и примитивным, ограничивавшим развитие империи на протяжении всего ее существования, а достижения византийской мысли — ничтожными. Как писал о восточном христианстве Монтескьё, это «грубое суеверие, которое в такой же степени унижает ум, в каком религия его возвышает, полагало всю добродетель и возлагало все упование на тупое почитание икон…».

Действительность

В действительности Византийская империя знала как времена активных интеллектуальных поисков, так и времена застоя. Традиционно считается, что византийские интеллектуалы достигли бо́льших успехов в области практики, чем в области теории — то есть в развитии тех положений, которые они считали неопровержимыми, а не в обсуждении их самих. И правда, визан­тийцы с большой неохотой отказывались от своих аксиом. Так, в области богословия они предпочитали опираться на раннехристианских Отцов Церкви, Платона и Аристотеля, в области медицины — на Гиппократа и Галена, в области астрономии и астрологии — на Птолемея.

Все это не значит, однако, что византийцы слепо следовали постулатам древних. Они пытались модернизировать свои науки, внести, по мере возможности, дополнения и исправления в труды великих предшественников, но так, чтобы это, хотя бы на словах, не противоречило самим основаниям этих трудов. Даже в том случае, когда византийцам удавалось сказать что-то совершенно новое в теоретической сфере, они старались приписать свои открытия древним авторитетам. Так, например, известен случай византийского богослова V–VI веков, который подписывался именем святого Дионисия Ареопагита, ученика святого апостола Павла. Псевдо-Дионисий устроил революцию в богословии, открыв новый способ говорения о Боге, не известный ни античным, ни раннехристианским мыслителям (Эта позиция и мнение автора статьи следует протестанской патрологической науке, отвергающей православную традицию, согласно которой автором корпуса Ареопагитикон явяется никто иной как сам свмч. Дионисий Ареопагит. См. О святомъ Діонисіѣ Ареопагитѣ и его твореніяхъ. https://apologet.spb.ru/ru/богословие/46-научные-статьи-и-публикации/4540-o-svyatom-dionisi-areopagit-i-ego-tvoreniyakh-3.html). Если традиционное (катафатическое  ) богословие предпочитало говорить о Боге через утверждение, описывая, чем он является — Бог есть любовь, добро, свет и так далее, то Псевдо-Дионисий пошел иным путем. Исходя из того, что Бог превыше всего, Псевдо-Дионисий стал говорить о Боге посредством череды отрицаний, через то, что он не есть — Бог есть не свет и не тьма, не величина и не малость, не равенство и не неравенство. «Что может быть превыше божественного света?» — вопрошал Псевдо-Дионисий. И сам отвечал на это: «Превыше божественного света может быть только божественная тьма». Так возникло новое направление в богословии — апофатика  .

Можно привести примеры византийских достижений и в более практических областях. Византийский поэт и гимнограф V–VI веков Роман Сладкопевец ввел в византийскую поэзию силлабический стих, прообраз современного силлабо-тонического стиха, который, в отличие от классической метрики, мог восприниматься не только при чтении, но и на слух. Другой пример — из области медицины. В X веке, во времена императора Константина VII Багрянородного, византийским медикам пришлось проводить операцию по разделению сиамских близнецов из-за скоропостижной кончины одного из них. Операция закончилась неудачей — выживший смог прожить лишь три дня, — и тем не менее сам факт ее проведения немаловажен с точки зрения истории медицины. Есть и более радужные примеры. Так, в XIV веке византийский ученый, придворный и писатель Никифор Григора разработал реформу календаря, которая на два столетия предвосхитила реформу, проведенную папой Григорием XIII.

Таких примеров довольно много — и, так или иначе, говорить, что византийцы были бездарным и отсталым народом, не стоит.

 

Стереотип № 3. Богатство и любовь к роскоши

Иисус Христос. Медальон из рамы иконы. Константинополь, ориентировочно 1100-е годы© The Metropolitan Museum of Art

В литературе часто встречается утверждение о том, что византийцы купались в роскоши. Недавняя коллекция, представленная домом Dolce & Gabbana, только упрочила представление о Византии как о чрезвычайно богатой, кичащейся своей роскошью стране.

Проявления

«Заметно, что Новиков физически не поспевает за ходом развития своих идей и своей поразительной интуицией. Он стал одним из первых, кто понял, что люди наигрались в роскошное византийское богатство. Теперь у тех, кто хочет быть модным, должно быть все очень просто, но очень дорого».

«Столичный парадокс by Аркадий Новиков» (DJ.ru, 13 августа 2007 года)


«Конструкторы Nissan задались целью сделать модель более „драйверской“ <...>
     Между тем все новейшие технологии развращают драйвера не меньше, чем византийская роскошь».

Артем Русланов. «Все у тебя есть»(Kommersant.ru, 25 апреля 2014 года)


«Византийская роскошь таких тканей, как кружево Шантильи и шелковый жаккард, тончайшая и сложнейшая вышивка и удачный, как никогда, выбор цветов подтвердили статус любимца всех мировых красных ковровых дорожек ливанского дизайнера».

«Haute Couture, осень 2012: Elie Saab»(Starslife.ru, 12 июля 2012 года)

 

 

Действительность

Представление о византийской роскоши опять же родом из эпохи Просвеще­ния. Тут, однако, следует сделать важную оговорку. Наше восприятие роскоши, драгоценных вещей в корне отличается от византийского. Мы видим в роско­ши вещи, ценные сами по себе, но не более. Византийцы относились к драго­ценным вещам гораздо серьезнее, поскольку все они имели свои символиче­ские значения. Пурпурные одежды символизировали императорскую власть, золото — драгоценность, а также свет и вечность. Ценность пурпура подчер­кивала статус императора — но и статус императора придавал ценность пурпуру. Золото как самый драгоценный металл, имевшийся в распоряжении иконописцев, использовали для изображения Божественного света на иконе — но и сама икона освящала золото. Одно было неотделимо от другого, и мы не должны забывать об этом, рассматривая изысканные драгоценные вещи, сделанные в Византии.

Насколько предметы роскоши были распространены в повседневной жизни? В Византии существовала монетарная экономика, которая позволяла империи справляться с тяжелыми кризисами во времена военных неудач и обеспечивала благосостояние населения в мирное время. Столица Византии, Константино­поль, по праву считалась кузницей мира. Но это не значит, что византийцы купались в золоте. Более того, сохранились византийские инструкции, согласно которым во время приезда в Константинополь высокопоставленных послов в императорский дворец со всей округи следовало свозить драгоценности, чтобы продемонстрировать гостям возможности византийского двора, — видимо, в реальности не такие уж безграничные.

Стереотип № 4. Духовность

Иоанн Кантакузин в образе императора и в образе монаха. Миниатюра из теологических произведений Иоанна Кантакузина. 1370–1375 годы© Bibliothèque nationale de France

Еще один стереотип, связанный с Византией, — ее специфическая духовность. Так, в 1926 году британский поэт Уильям Батлер Йейтс написал в стихотворении «Плавание в Византию»:

О мудрые, из пламени святого,
Как со златых мозаик на стене,
К душе моей придите и сурово
Науку пенья преподайте мне,
Мое убейте сердце: не готово
Отречься тела бренного, зане
В неведеньи оно бы не взалкало
Искомого бессмертного вокала  .

 

Проявления

«Вообще, идеал нравственного человека, по воззрениям византийцев, отличался по преимуществу церковным характером: на первом плане стояли искренняя набожность, соблюдение церковных уставов, посещение храма, почитание священного и монашеского чина, чтение и изучение Священного Писания и творений св. отцов и т. п. Таким образом, мирянин-византиец должен был совершенствоваться в тех же добродетелях, что и монах. Как мы видим, почти вся жизнь византийцев проходила в тесном общении с церковью, под сенью церкви, под руководством духовенства и монашества».

М. Ю. Апостолов. Учебное пособие по «Византологии» для III курса Нижегородской духовной семинарии (Нижний Новгород, 2000 год)


«Или взять нижнюю часть, сохранившуюся от иконы Спасителя „Христос Пантократор“. К сожалению, части иконы с лицом Спасителя нет. Но тем не менее просто очевидно, что даже через это и другие частично сохранившиеся изображения проглядывает высокая духовность Византии и ее устремленность к Богу».

Николай Петров-Павлов. «Маленькие рассказы о путешествиях и паломничествах по Крыму. 4. Поездка в Херсонес. Экскурсия по городищу, посещение Херсонесского музея» (Сайт «Вера и разум», 27 июня 2010 года)

 

Происхождение

Если все перечисленные выше мифы восходят к эпохе Просвещения, то этот, напротив, имеет отношение к романтизму: романтики искали на Востоке, неотъемлемой частью которого считалась Византия, тот духовный опыт, которого они не находили в Западной Европе.

Представление об особой византийской духовности было унаследовано и эпохой модерна. Так, немецкий поэт и мистик Хуго Балль пытался соединить европейское визионерство   с духовным опытом восточного христианства.

Действительность

Представление о Византии как о большом монастыре до сих пор встречается даже в научных монографиях. Это объяснимо. Дело в том, что восточное христианство ставило перед верующим чрезвычайно высокий, почти невыполнимый идеал. Восточное богословие, в отличие от западного, не знало учения о чистилище как о промежуточном месте между раем и адом, куда после смерти человека могла попасть его душа, с тем чтобы очиститься от тех грехов, которые он не успел искупить во время земной жизни. Восточные Отцы Церкви были категоричны: душа человека после смерти может попасть или в рай, или в ад. Это накладывало на верующего особую ответственность. По сути, от него требовалось быть праведником. Никакой иной возможности спастись не было.

Но наличие императива, сформулированного Святыми Отцами, еще не озна­чало, что все византийцы повально были святыми. Византийские жития и хроники донесли до нас немало свидетельств о поступках византийцев, которые никак не могли получить одобрения Церкви. Так, сохранилось множество данных о проституции, распространенной в империи. К примеру, византийский историк и чиновник VI века Прокопий Кесарийский, воспевавший в своих официальных сочинениях деяния императора Юстиниана, оставил также труд под названием «Тайная история». В этом труде Прокопий описал всю подноготную византийского двора, в том числе не умолчал и о том, что жена Юстиниана Феодора до своего замужества была гетерой. Правда, по свидетельству того же Прокопия, после восшествия на престол Феодора приложила немало усилий к тому, чтобы покончить с проституцией в империи. На территории императорского дворца в Константинополе был основан монастырь, куда то ли добровольно, то ли насильно свозились бывшие гетеры.

Еще одним увлечением византийцев, осуждавшимся Церковью, были оккультные науки. К ним прибегали как простолюдины, так и императоры: по преданию, Стефаний Александрийский, придворный астролог императора Ираклия, правившего в VII веке, предсказал ему смерть от воды. Бедный Ираклий велел засыпать все цистерны в Константинополе, но так и не смог уйти от судьбы — он умер от водянки.

Стереотип № 5. Интриганство

Юстиниан I и его окружение. Фрагмент мозаики из базилики Сан-Витале в Равенне. VI век© Wikimedia Commons

Еще один распространенный в литературе и обыденном сознании «миф» — о склонности византийцев к интригам.

«Укрепляет подобную тенденцию и характерный для российских политиков так называемый „византийский стиль“ управления, ориентированный на преимущественно теневые и полутеневые способы принятия решений, закулисные методы кадрового подбора и проч.».

Александр Соловьев. «Византийский стиль. Культура власти российской элиты» («Дружба народов» № 7, 2000 год)


«„НИ“ обратились к представителям оппозиционных партий с просьбой прокомментировать такую своеобразную конкуренцию со стороны главы Центризбиркома. В партии „Яблоко“ сразу отказались комментировать „эти византийские интриги российской власти“».

Владлен Максимов. «„Это византийские интриги власти“. Почему глава ЦИК РФ вдруг стал спорить с Кремлем» («Новые известия», 13 октября 2004 года)

Действительность

В данном случае слово «миф» недаром заключено в кавычки: представление о византийском интриганстве соответствует действительности. Разветвленный бюрократический аппарат империи располагал к интригам. Византийцы интриговали друг против друга, против чужеземцев, даже против иноземных правителей.

Характерный пример придворной интриги приводит в своей хронике анонимный хронист, вошедший в историю как Продолжатель Феофана. У византийского императора Льва VI Мудрого, правившего на рубеже
IX–X веков, был приближенный по имени Самона — он занимал должность паракимомена, постельничего. Случилось так, что слуга этого Самоны, Константин, понравился императрице и был также приближен ко двору. Это вызвало ревность Самоны, который решил во что бы то ни стало изжить Константина. Самона оклеветал Константина перед императором, обвинив его в мнимой связи с императрицей, и тот был пострижен в монахи. Однако впоследствии император сменил гнев на милость и вернул Константина ко двору. Тогда Самона, чтобы избавиться от своего слуги раз и навсегда, изготовил письмо, подделав почерк Константина, в котором возводил всяческую клевету на императора. Когда император нашел письмо, он не смог распознать почерк и стал искать автора письма. В результате проведенного дознания один из сподвижников Самоны указал на него как на автора. В результате Самона был удален от двора, а новым паракимоменом стал его бывший слуга Константин. Императорский чиновник оказался даже слишком изобретательным интриганом.  

Источники

  • Аверинцев С. С. Другой Рим: Избранные статьи. 

    СПб., 2005.

  • Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры. 

    Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973.

  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. 

    М., 1997.

  • Дагрон Ж. Император и священник. Этюд о византийском «цезарепапизме». 

    СПб., 2007.

  • Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. 

    М., 2011.

  • Каждан А. П. Византийская культура. 

    СПб., 1997.

  • Курышева М. А. «Подделка письма» в политической интриге Патрикия Самоны и проблемы идентификации почерков в первой половине X века

    Античная древность и средние века. Вып. 41. Екатеринбург, 2013.

  • Литаврин Г. Г. Как жили византийцы. 

    СПб., 1997.

  • Dagron G. La France au miroir de Byzance. 

    Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 30. СПб., 2007. 



Подписка на новости

Последние обновления

События