Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Исихазм и смирение: как православное учение вдохновило католического монаха

 

1 июля родился и преставился Старец Иосиф Ватопедский ...

Старец Иосиф Ватопедский

Старец Иосиф Ватопедский

В дни, предшествовавшие Благовещению в 1983 году, римско-католический монах отец Лоренцо в сопровождении своего друга-мирянина из Италии посетил монастырь, чтобы побеседовать со старцем о духовных вопросах. Старец не отказал им. Старец никогда не проявлял склонности к фундаментализму, но, конечно, всегда демонстрировал глубокое знание и строгое соблюдение святоотеческой традиции и православных догматов. Поскольку он видел искренний интерес со стороны отца Лоренцо, он вступил с ним в продолжительную беседу. Он подчеркнул, что инославные монахи играют очень важную роль, поскольку они должны помочь своей «церкви» вернуться к истокам, к Отцам Церкви, к благодати и к опыту Святого Духа. Они пробыли в монастыре несколько дней. В одном из разговоров, на котором я тоже присутствовал, он посоветовал им начать переводить труды Отцов Церкви и изучать их. Однако старец дал понять, что, хотя изучение святоотеческих текстов, особенно трудов святого Григория Паламы, которого они долго обсуждали, и даст им знания, они всё равно не смогут ощутить божественную благодать, нетварные энергии, о которых рассуждает святой Григорий, если не вступят в «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», то есть в Православную Церковь.

 

На Пасху 1983 года настоятель монастыря отца Лоренцо, отец Орфео, также посетил нас в монастыре. Он также подчеркнул, что у них в «церкви» есть высокая миссия — вернуть её в прежнее состояние, до раскола, когда она была единой, неразделённой Церковью. В ответ на вопрос отца Орфео об основах христианской монашеской жизни и о том, как можно достичь божественной благодати, старец сказал: «Отцы наши предавались строгому аскетизму, бдениям, постам и прочему. Однако начиная со Средних веков они стали менее пригодны для такой суровой жизни. Например, Симеон Новый Богослов не был особо аскетичен, но тем не менее достиг высокого духовного состояния благодаря смирению и непоколебимому послушанию своему духовному отцу». Сегодня мы очень слабы, но можем достичь того же уровня святости, что и они, благодаря смирению и отказу от своей воли».

 

Под влиянием слов Старца отец Лоренцо по возвращении в свой монастырь в Италии перевёл книгу «Монашеская мудрость» на итальянский язык. В этой книге собраны письма блаженного Старца, святого Иосифа Исихаста. Он также переводил другие святоотеческие тексты. Наш Старец произвёл на него такое впечатление, что, когда мы позже переехали в Новый Скит, он навестил нас весной 1985 года и пробыл с нами довольно долго. Он проявлял большой интерес к внутренней жизни во Христе, к исихастской жизни. То, что говорил ему старец, казалось ему необычным, но очень волнующим, поскольку, будучи инославными, они, конечно же, не имели ни знаний, ни опыта в вопросах, касающихся исихазма или бдения. Я помню, как в одном из их разговоров, на котором я тоже присутствовал, старец объяснял ему, что инославное монашество строится вокруг внешней деятельности, а не внутренней, обретения «глубокого сердца» (Пс. 62:7), то есть соединения ума и сердца. По этой причине те, кто хочет испытать эти состояния, должны принять православное крещение, которое является основой догматики и жизни.

 

В диалоге, который старец вёл с католиками, а также в более поздних беседах с другими инославными, которые приезжали к нему в гости и встречались с ним, в том числе с высокопоставленными лицами из-за рубежа, мы видим, насколько свободным был старец. Он не боялся вступать в диалог с кем угодно. На самом деле своей вежливостью, проницательностью и молитвенностью он всегда располагал к себе собеседников. Старец был очень строг в вопросах изменения православных догматов, но при этом он проявлял большое сострадание и молился за своих братьев-инославных, чьи убеждения были ошибочными. Он молился не только за них, но и за всех людей, стремящихся «придти к познанию истины» (1 Тим. 2:4).

 

 

  

Архимандрит Ватопедский Ефрем, Старец Ватопедский Иосиф, «Как он принял иноверца», перевод Свято-Великого Ватопедского монастыря (Афон, Греция: Свято-Великий Ватопедский монастырь, 2025), стр. 287–288.

Исихазм и смирение: как православное учение вдохновило католического монаха

Старец Иосиф Ватопедский

Старец Иосиф Ватопедский

В дни, предшествовавшие Благовещению в 1983 году, римско-католический монах отец Лоренцо в сопровождении своего друга-мирянина из Италии посетил монастырь, чтобы побеседовать со старцем о духовных вопросах. Старец не отказал им. Старец никогда не проявлял склонности к фундаментализму, но, конечно, всегда демонстрировал глубокое знание и строгое соблюдение святоотеческой традиции и православных догматов. Поскольку он видел искренний интерес со стороны отца Лоренцо, он вступил с ним в продолжительную беседу. Он подчеркнул, что инославные монахи играют очень важную роль, поскольку они должны помочь своей «церкви» вернуться к истокам, к Отцам Церкви, к благодати и к опыту Святого Духа. Они пробыли в монастыре несколько дней. В одном из разговоров, на котором я тоже присутствовал, он посоветовал им начать переводить труды Отцов Церкви и изучать их. Однако старец дал понять, что, хотя изучение святоотеческих текстов, особенно трудов святого Григория Паламы, которого они долго обсуждали, и даст им знания, они всё равно не смогут ощутить божественную благодать, нетварные энергии, о которых рассуждает святой Григорий, если не вступят в «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», то есть в Православную Церковь.

 

На Пасху 1983 года настоятель монастыря отца Лоренцо, отец Орфео, также посетил нас в монастыре. Он также подчеркнул, что у них в «церкви» есть высокая миссия — вернуть её в прежнее состояние, до раскола, когда она была единой, неразделённой Церковью. В ответ на вопрос отца Орфео об основах христианской монашеской жизни и о том, как можно достичь божественной благодати, старец сказал: «Отцы наши предавались строгому аскетизму, бдениям, постам и прочему. Однако начиная со Средних веков они стали менее пригодны для такой суровой жизни. Например, Симеон Новый Богослов не был особо аскетичен, но тем не менее достиг высокого духовного состояния благодаря смирению и непоколебимому послушанию своему духовному отцу». Сегодня мы очень слабы, но можем достичь того же уровня святости, что и они, благодаря смирению и отказу от своей воли».

 

Под влиянием слов Старца отец Лоренцо по возвращении в свой монастырь в Италии перевёл книгу «Монашеская мудрость» на итальянский язык. В этой книге собраны письма блаженного Старца, святого Иосифа Исихаста. Он также переводил другие святоотеческие тексты. Наш Старец произвёл на него такое впечатление, что, когда мы позже переехали в Новый Скит, он навестил нас весной 1985 года и пробыл с нами довольно долго. Он проявлял большой интерес к внутренней жизни во Христе, к исихастской жизни. То, что говорил ему старец, казалось ему необычным, но очень волнующим, поскольку, будучи инославными, они, конечно же, не имели ни знаний, ни опыта в вопросах, касающихся исихазма или бдения. Я помню, как в одном из их разговоров, на котором я тоже присутствовал, старец объяснял ему, что инославное монашество строится вокруг внешней деятельности, а не внутренней, обретения «глубокого сердца» (Пс. 62:7), то есть соединения ума и сердца. По этой причине те, кто хочет испытать эти состояния, должны принять православное крещение, которое является основой догматики и жизни.

 

В диалоге, который старец вёл с католиками, а также в более поздних беседах с другими инославными, которые приезжали к нему в гости и встречались с ним, в том числе с высокопоставленными лицами из-за рубежа, мы видим, насколько свободным был старец. Он не боялся вступать в диалог с кем угодно. На самом деле своей вежливостью, проницательностью и молитвенностью он всегда располагал к себе собеседников. Старец был очень строг в вопросах изменения православных догматов, но при этом он проявлял большое сострадание и молился за своих братьев-инославных, чьи убеждения были ошибочными. Он молился не только за них, но и за всех людей, стремящихся «придти к познанию истины» (1 Тим. 2:4).

 

 

  

Архимандрит Ватопедский Ефрем, Старец Ватопедский Иосиф, «Как он принял иноверца», перевод Свято-Великого Ватопедского монастыря (Афон, Греция: Свято-Великий Ватопедский монастырь, 2025), стр. 287–288.

Исихазм и смирение: как православное учение вдохновило католического монаха

Старец Иосиф Ватопедский

Старец Иосиф Ватопедский

В дни, предшествовавшие Благовещению в 1983 году, римско-католический монах отец Лоренцо в сопровождении своего друга-мирянина из Италии посетил монастырь, чтобы побеседовать со старцем о духовных вопросах. Старец не отказал им. Старец никогда не проявлял склонности к фундаментализму, но, конечно, всегда демонстрировал глубокое знание и строгое соблюдение святоотеческой традиции и православных догматов. Поскольку он видел искренний интерес со стороны отца Лоренцо, он вступил с ним в продолжительную беседу. Он подчеркнул, что инославные монахи играют очень важную роль, поскольку они должны помочь своей «церкви» вернуться к истокам, к Отцам Церкви, к благодати и к опыту Святого Духа. Они пробыли в монастыре несколько дней. В одном из разговоров, на котором я тоже присутствовал, он посоветовал им начать переводить труды Отцов Церкви и изучать их. Однако старец дал понять, что, хотя изучение святоотеческих текстов, особенно трудов святого Григория Паламы, которого они долго обсуждали, и даст им знания, они всё равно не смогут ощутить божественную благодать, нетварные энергии, о которых рассуждает святой Григорий, если не вступят в «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», то есть в Православную Церковь.

 

На Пасху 1983 года настоятель монастыря отца Лоренцо, отец Орфео, также посетил нас в монастыре. Он также подчеркнул, что у них в «церкви» есть высокая миссия — вернуть её в прежнее состояние, до раскола, когда она была единой, неразделённой Церковью. В ответ на вопрос отца Орфео об основах христианской монашеской жизни и о том, как можно достичь божественной благодати, старец сказал: «Отцы наши предавались строгому аскетизму, бдениям, постам и прочему. Однако начиная со Средних веков они стали менее пригодны для такой суровой жизни. Например, Симеон Новый Богослов не был особо аскетичен, но тем не менее достиг высокого духовного состояния благодаря смирению и непоколебимому послушанию своему духовному отцу». Сегодня мы очень слабы, но можем достичь того же уровня святости, что и они, благодаря смирению и отказу от своей воли».

 

Под влиянием слов Старца отец Лоренцо по возвращении в свой монастырь в Италии перевёл книгу «Монашеская мудрость» на итальянский язык. В этой книге собраны письма блаженного Старца, святого Иосифа Исихаста. Он также переводил другие святоотеческие тексты. Наш Старец произвёл на него такое впечатление, что, когда мы позже переехали в Новый Скит, он навестил нас весной 1985 года и пробыл с нами довольно долго. Он проявлял большой интерес к внутренней жизни во Христе, к исихастской жизни. То, что говорил ему старец, казалось ему необычным, но очень волнующим, поскольку, будучи инославными, они, конечно же, не имели ни знаний, ни опыта в вопросах, касающихся исихазма или бдения. Я помню, как в одном из их разговоров, на котором я тоже присутствовал, старец объяснял ему, что инославное монашество строится вокруг внешней деятельности, а не внутренней, обретения «глубокого сердца» (Пс. 62:7), то есть соединения ума и сердца. По этой причине те, кто хочет испытать эти состояния, должны принять православное крещение, которое является основой догматики и жизни.

 

В диалоге, который старец вёл с католиками, а также в более поздних беседах с другими инославными, которые приезжали к нему в гости и встречались с ним, в том числе с высокопоставленными лицами из-за рубежа, мы видим, насколько свободным был старец. Он не боялся вступать в диалог с кем угодно. На самом деле своей вежливостью, проницательностью и молитвенностью он всегда располагал к себе собеседников. Старец был очень строг в вопросах изменения православных догматов, но при этом он проявлял большое сострадание и молился за своих братьев-инославных, чьи убеждения были ошибочными. Он молился не только за них, но и за всех людей, стремящихся «придти к познанию истины» (1 Тим. 2:4).

 

 

  

Архимандрит Ватопедский Ефрем, Старец Ватопедский Иосиф, «Как он принял иноверца», перевод Свято-Великого Ватопедского монастыря (Афон, Греция: Свято-Великий Ватопедский монастырь, 2025), стр. 287–288.

Исихазм и смирение: как православное учение вдохновило католического монаха

Старец Иосиф Ватопедский

Старец Иосиф Ватопедский

В дни, предшествовавшие Благовещению в 1983 году, римско-католический монах отец Лоренцо в сопровождении своего друга-мирянина из Италии посетил монастырь, чтобы побеседовать со старцем о духовных вопросах. Старец не отказал им. Старец никогда не проявлял склонности к фундаментализму, но, конечно, всегда демонстрировал глубокое знание и строгое соблюдение святоотеческой традиции и православных догматов. Поскольку он видел искренний интерес со стороны отца Лоренцо, он вступил с ним в продолжительную беседу. Он подчеркнул, что инославные монахи играют очень важную роль, поскольку они должны помочь своей «церкви» вернуться к истокам, к Отцам Церкви, к благодати и к опыту Святого Духа. Они пробыли в монастыре несколько дней. В одном из разговоров, на котором я тоже присутствовал, он посоветовал им начать переводить труды Отцов Церкви и изучать их. Однако старец дал понять, что, хотя изучение святоотеческих текстов, особенно трудов святого Григория Паламы, которого они долго обсуждали, и даст им знания, они всё равно не смогут ощутить божественную благодать, нетварные энергии, о которых рассуждает святой Григорий, если не вступят в «единую, святую, соборную и апостольскую Церковь», то есть в Православную Церковь.

 

На Пасху 1983 года настоятель монастыря отца Лоренцо, отец Орфео, также посетил нас в монастыре. Он также подчеркнул, что у них в «церкви» есть высокая миссия — вернуть её в прежнее состояние, до раскола, когда она была единой, неразделённой Церковью. В ответ на вопрос отца Орфео об основах христианской монашеской жизни и о том, как можно достичь божественной благодати, старец сказал: «Отцы наши предавались строгому аскетизму, бдениям, постам и прочему. Однако начиная со Средних веков они стали менее пригодны для такой суровой жизни. Например, Симеон Новый Богослов не был особо аскетичен, но тем не менее достиг высокого духовного состояния благодаря смирению и непоколебимому послушанию своему духовному отцу». Сегодня мы очень слабы, но можем достичь того же уровня святости, что и они, благодаря смирению и отказу от своей воли».

 

Под влиянием слов Старца отец Лоренцо по возвращении в свой монастырь в Италии перевёл книгу «Монашеская мудрость» на итальянский язык. В этой книге собраны письма блаженного Старца, святого Иосифа Исихаста. Он также переводил другие святоотеческие тексты. Наш Старец произвёл на него такое впечатление, что, когда мы позже переехали в Новый Скит, он навестил нас весной 1985 года и пробыл с нами довольно долго. Он проявлял большой интерес к внутренней жизни во Христе, к исихастской жизни. То, что говорил ему старец, казалось ему необычным, но очень волнующим, поскольку, будучи инославными, они, конечно же, не имели ни знаний, ни опыта в вопросах, касающихся исихазма или бдения. Я помню, как в одном из их разговоров, на котором я тоже присутствовал, старец объяснял ему, что инославное монашество строится вокруг внешней деятельности, а не внутренней, обретения «глубокого сердца» (Пс. 62:7), то есть соединения ума и сердца. По этой причине те, кто хочет испытать эти состояния, должны принять православное крещение, которое является основой догматики и жизни.

 

В диалоге, который старец вёл с католиками, а также в более поздних беседах с другими инославными, которые приезжали к нему в гости и встречались с ним, в том числе с высокопоставленными лицами из-за рубежа, мы видим, насколько свободным был старец. Он не боялся вступать в диалог с кем угодно. На самом деле своей вежливостью, проницательностью и молитвенностью он всегда располагал к себе собеседников. Старец был очень строг в вопросах изменения православных догматов, но при этом он проявлял большое сострадание и молился за своих братьев-инославных, чьи убеждения были ошибочными. Он молился не только за них, но и за всех людей, стремящихся «придти к познанию истины» (1 Тим. 2:4).

 

 

  

Архимандрит Ватопедский Ефрем, Старец Ватопедский Иосиф, «Как он принял иноверца», перевод Свято-Великого Ватопедского монастыря (Афон, Греция: Свято-Великий Ватопедский монастырь, 2025), стр. 287–288.



Подписка на новости

Последние обновления

События