Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Совершенный нравственный закон Евангелия (Второе воскресенье от Луки)

 

 

СОВЕРШЕННЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ЕВАНГЕЛИЯ (ВТОРОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ОТ ЛУКИ).

Арх. Павлос Димитракопулос ,богослов-писатель - Священной Митрополии Китиры и Антикитиры

В Китире  5 октября 2025 г.

    Сегодняшнее воскресенье, дорогие братья, – второе воскресенье Евангелия от Луки, и апостольское чтение – отрывок из Второго послания апостола Павла к Коринфянам, а евангельское – отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок   – отрывок из Нагорной проповеди Господа. Это пространная проповедь, произнесённая Господом в начале Его общественного служения в горной местности Галилеи, которую сохранили евангелисты Матфей и Лука. В этой проповеди Господь излагает законы по многим великим и важным вопросам, касающимся нравственной и духовной жизни христиан, которые вместе составляют совершенный нравственный закон Евангелия, с которым Христос приходит, чтобы дополнить и усовершенствовать несовершенный нравственный закон Ветхого Завета.

    В этом отрывке Господь говорит, среди прочего, следующее: « И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и с ними » . То есть, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и с ними. Приведенной выше фразой Господь, как совершенный законодатель показывает нам, как люди могут жить в гармонии в обществе. Он дает нам золотое правило, которое, если люди будут применять на практике, может решить все социальные проблемы. Мы все знаем, как бы мы хотели, чтобы вели себя люди, с которыми мы общаемся. Мы хотим, чтобы они любили нас, почитали нас, вели себя по-доброму, были искренни и честны с нами, не причиняли нам зла, не проклинали нас , не клеветали на нас, не эксплуатировали нас. Проявляли свою любовь и поддержку на деле , когда мы оказываемся в ситуации нужды . 

    Но, к сожалению, большинство людей сегодня, не только те, кто не имеет никакого отношения к церковной жизни, но и мы, желающие быть истинными христианами, мы, которые участвуем в жизни и таинствах нашей Церкви, часто не принимаем во внимание вышеупомянутую заповедь нашего Господа. Мы говорим и действуем, основываясь на нашем себялюбии и нашем эгоизме . Мы иногда доходим до того, что несправедливы, клевещем, ругаемся или ведем себя оскорбительно по отношению к нашим братьям во Христе , и в этом случае мы грешим перед Богом. Напротив, когда кто-то случайно оскорбляет нас или поступает с нами несправедливо, мы становимся животными, мы злимся, мы ищем мести всеми способами, справедливость душит нас, мы бежим в суды, чтобы найти свою справедливость. Мы сделали себя, свой дом, своих детей и ничего больше центром своей жизни .

    Ниже Господь идет еще на один шаг дальше и приглашает нас подняться на еще одну ступень лестницы любви. Он показывает нам путь совершенной , бескорыстной любви , которая не ограничивается только теми, кто любит нас, но простирается даже на врагов. Он говорит: Если вы любите только любящих вас, какая вам награда от Бога? Никакая. Ибо и грешники любят любящих их. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам награда от Бога? Никакая. Ибо и грешники делают то же самое. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам награда? Никакая. Ибо и грешники делают то же самое. Они дают взаймы, надеясь получить обратно то, что заняли. Но вы должны любить своих , и делать им добро, и давать им взаймы, не ожидая ничего взамен. 

    Этими словами Господь являет нам совершенную меру христианской любви , то есть любви, простирающейся даже на врагов. Любви, неведомой в дохристианские времена. Эта любовь обращена не только к тем, кто нам благотворит или не причиняет нам зла, но охватывает всех людей без какой-либо религиозной, политической или расовой дискриминации. Она предлагается даже врагам. То есть тем , кто нас огорчил, обидел, оклеветал, причинил нам какой-либо вред. Мы призваны любить их, помогать им и молиться об их спасении. не ограничился тем, что научил нас Господь  только на словах, но Сам первым воплотил её в жизнь, когда, будучи пригвождённым ко кресту, простил Своих распинателей: « Отче! прости им, ибо не ведают, что творят » .

    Однако практическое применение любви к нашим врагам - задача не из лёгких. Она требует большой борьбы и духовных усилий. Она требует от нас борьбы с самими собой, со своим ветхим человеком . Бороться с нашим эгоизмом , жаждущим мести и наказания того, кто причинил нам зло. Однако в этой борьбе мы не одиноки, потому что только своими силами мы не можем победить ветхого человека, который есть в нас. Нам нужна благодать Божия , которую мы можем сделать своим достоянием через наше участие в жизни и таинствах нашей Церкви. Постараемся на первом этапе не воздавать за зло, которое причинили нам наши враги, памятуя слово Господа нашего: « Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь » . Начнём эту борьбу с молитвы из глубины наших сердец о покаянии и спасении наших врагов, чтобы они осознали свои ошибки и затем приступили к их исправлению. Поразмыслим о том, что Господь не может простить великое множество наших грехов, даже если мы не прощаем врагов наших всем сердцем . Подвизаясь таким образом, мы, по благодати Божией , не только не будем мстить , но и будем помогать тем, кто причинил нам зло .

    Однако здесь Господь заповедью любви к врагам не возлагает на нас обязанности открывать близкие дружеские отношения с людьми явно злыми и развращенными , отчужденными от жизни Церкви . В этих случаях на нас лежит долг и обязанность пресечь с ними всякие отношения и общение, которые могли бы увести нас к мирскому образу ни, имея в виду вдохновенное слово апостола: « Не делайтесь участниками тьмы, ибо какое общение света со тьмою? » В то же время будем молиться с болью и сочувствием об их греховном состоянии, чтобы, по крайней мере, если не иначе, не допустить, чтобы яд ненависти и мстительности овладел нашей душой .

    В связи с сегодняшним евангельским отрывком , братья мои, мы все призваны к самокритике и самоконтролю внутри себя . Мы призваны проверить, исполнили ли мы всё, что Господь повелел нам в этом отрывке, и в какой мере . И после того, как мы увидим, сколько у нас больших пробелов и сколько недостатков , постараемся исполнить всё, что мы сказали , что, надеюсь, и случится со всеми нами благодатью и любовью Господа нашего Иисуса Христа, заступничеством Владычицы Богородицы и всех святых, аминь . 

Источник: http://aktines.blogspot.com/2025/10/blog-post_59.html



Подписка на новости

Последние обновления

События