Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иеродиакон Кесариос Хронис

 

Икономия при принятии еретиков в Церковь

 

Η Οικονομία κατά την αποδοχή των αιρετικών στην Εκκλησία

Πηγή: www.diakonima.gr

 

В опубликованном отрывке из работы иеродиакона Кесариоса (Димитриоса) Хрониса на тему пастырского богословия и священнодейственного аспекта таинства Крещения (см. предыдущую публикацию на веб-сайте: www.pemptousia.gr/?p=83344) мы продолжаем изучать способы принятия инославных в Церковь.

  1. 6 Крещение и способ принятия еретиков и раскольников

Уже со времени жизни апостола Павла учили тому, что существует только «едино Крещение» (71), и это учение было включено в Символ веры. Кроме идолопоклонников, а, главным образом, безбожников и безрелигигиозных людей, которые приходили в Христианство и входили в лоно Церкви (с помощью катехизации, исповедания веры, крещения, миропомазания), компетентные церковные органы часто сталкиваются с проблемой принятия тех, которые обращались к ней от различных еретиков и раскольничьих церковных групп. В этом случае возникает вопрос, какой процедуре необходимо следовать по отношению к ним, чтобы они становились законными и настоящими членами Православной Церкви [72]?

Основной канонический принцип состоит в том, что крещение еретиков и раскольников не считается действительным [73].

В этом отношении характерными являются те решения, которые были приняты на соборах в Малой Азии и Карфагене. Свт. Киприан поднял этот вопрос на Карфагенском соборе в 255 г. На нем единодушно было принято решение о том, что крещение еретиков является недействительным. Ту же позиция высказывают и апостольские правила, которые в 46 правиле определяют: «Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?». Эта позиция преобладает и у Отцов Церкви, преимущественно у тех, которые вели борьбу с ересями, и в ней верно выражается православная экклесиология.

В отношении способа принятия инославных Церковь все-таки применяла икономию. Крещение еретиков признается недействительным, но в то же время оно упрощает их принятие в Церковь. Основных правил, определяющих способ принятия еретиков, два – 7-е Правило Второго Вселенского Собора и 95-е Правило Пято-Шестого (Трулльского) Собора. Второе, по сути, повторяет то, что устанавливает первое, с той лишь разницей, что оно относится также к еретикам, появившимся после Второго Вселенского Собора, особенно к монофизитам. Говоря о принятии еретиков, оба правила определяют способ совершения «крещения» еретиками и его содержание. То есть если они крестились во имя Святой Троицы, Церковь принимала их через письменное отречение от своих ересей и помазание святым миром, в противном случае, их крестили. Конечно, этот принцип не всегда соблюдался строго, и были нередки случаи, когда Церковь действовала исключительно по принципу акривии, если к этому обязывали пастырские причины. То, что Церковь двумя правилами Вселенских соборов предпочла икономию для облегчения возвращения еретиков, не означает, что Она полностью отказалась от акривии [74].

Несмотря на то, что Церковь строго осуждает еретиков и уход в ересь, тем не менее, Она прилагает большие усилия для их повторной евангелизации, открывая им истину. Церковь желает и борется за то, чтобы еретики вернулись в Её лоно, поэтому Она призывает верующих «молиться за нечестивых, еретиков же и Эллинов и всех грешников и не причинять им вреда [75]». Способ принятия еретиков и раскольников в Церковь – так, как он определен священными канонами, – в действительности выражает пастырское отношение к ним со стороны Церкви. Это пастырское отношение формируется в соответствии с конкретными личностями, историческими эпохами и условиями, в которых имеют место отношения Церкви с еретиками.

Святая Православная Церковь, являясь носителем Истины и в истине существуя, подходит к находящимся за Её оградой с духом милосердия, деликатности, великодушия, правдивости, равноправия, по примеру Христа, апостолов и других святых нашей Церкви [76]. Здесь следует понимать, что Церковь как хранитель и распорядитель даров Божией благодати имеет возможность предлагать, «наполнять» Божией благодатью форму таинства, которая имела место в еретическом или раскольническом христианском сообществе, когда тот, кто участвовал в таинстве по форме, приходит в Православную Церковь. Ведь единство церковного тела реализуется в истине веры [77].

Правила, которые касаются способа принятия приходящих в Православие еретиков-раскольников, – это 7-е и 8-е Правила поместного Собора Лаодикийского, 1-е правило Василия Великого, 7-е правило Второго Вселенского Собора и 95-е правило Пято-Шестого Вселенского Собора.

Из этих правил следует, что Церковь:

Α. Разделяет еретиков на «перекрещиваемых», т.е. тех, кто должен креститься повторно, и тех, кто не должен креститься повторно.

Таким образом, Церковь отвергла крещение тех еретиков, которые не верили в Святую Троицу и, следовательно, не крестились во имя трёх Её Ипостасей. И, напротив, Она принимала крещение тех еретиков, которые верили в Святую Троицу, но имели ложные воззрения о Ней или о другом догматическом учении Церкви. От них всего лишь требовалось подписать отречение от своих ересей, которым они предавали ереси анафеме, и их принимали через миропомазание, поскольку они приняли крещение по форме, соответствующей обычной практике Церкви.

Б. Более гибкой Церковь всегда была в вопросах принятия раскольников. Крещение, которое они «получили», принималось и «наполнялось» Божественной благодатью, которой прежде не было из-за отсутствия христианской любви и смирения со стороны ушедших в раскол. По этой причине раскольники не перекрещивались, но принимались в Православие после того, как приносили покаяние и в письменной форме осуждали зачинщиков раскола.

Согласно вышеизложенным рекомендациям, указанным в священных канонах, в соответствии с окружными посланиями, либо с практикой Церкви, были сформированы следующие основные способы принятия в Православную Церковь современных еретиков-инославных или христиан-раскольников:

Αмонофизиты, копты и армяне принимаются через письменное отречение от своей ереси, признание православной веры и помазание святым миром.

Б) римо-католики обычно принимаются через подписание отречения от ересей с исповеданием Православной веры (чтение вслух Символа Веры) и помазание святым миром. В этом случае недостаточно отречься от зачинщиков раскола, потому что в дополнение к расколу прибавились ереси [78]. В истории Церкви, однако, были отмечены три разных точки зрения на вопрос о возвращении в Православие римо-католиков [79]. Изначально Церковь принимала их через простое подписание отречения от ересей, в котором они отказывались от латинских лже-верований [80]. Позднее, особенно после XV века, а точнее после Константинопольского Собора (постоянно действующего собора епископов) 1484 г., был принят порядок принятия их в ряды Церкви «через миропомазание» [81]. Эта традиция сохранялась до середины XVII века, когда Константинопольская церковь на Соборе 1755 года приняла решение, что римо-католики и армяне должны приниматься в Православие через крещение [82].

[Продолжение следует]

 

перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2019г.

 

 

[71] См. Εφ. 4,5

[72] Βλ. Παναγιώτη Ι. Μπούμη , «Κανονικόν Δίκαιον» εκδ. Γ’ επηυξημένη, εκδ. Γρηγόρης, Αθήνα 2008 σελ. 104.

[73] Βλ. Χρ. Παπαδοπούλου, «Περί τοῦ βαπτίσματος τῶν ἐτεροδόξων», Ἐκκλ. Φάρ, Τομ. ΙΔ. (1915), 469-483∙ επ. Δ. Γεωργιάδου, «Το βάπτισμα τῶν αἱρετικῶν», Ν.Σιών περ., τ. ΙΘ’ (1924),σελ.73-83,97-112,165-181,253-260∙επ.  Γερμανοῦ Αἴνου, «Περί τοῦ κύρους τοῦ βαπτίσματος τῶν αἱρετικών», Ὁρθ. περ,, τομ. ΚΖ’ (1952), 295-326 Ἰ. Κοτσώνη, «Αἱρετικών βάπτισμα, Θ.Η.Ε. τομ. 1 (1962) σ.1092-1905.

[74] Βλ. Θεοδώρου Ξ. Γιάγκου, «Κανόνες και διατάξεις περί του Ιερού Βαπτίσματος» », τομ. «ΑΓΙΟ ΒΑΠΤΙΣΜΑ», εκδ. Ιερά Μητρόπολη Δράμας, Δράμα 1996, σελ. 72-73 / См. Феодор Кс. Ягос, «Правила и положения о Святом Крещении», том «СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ», изд. Св. Митрополии Драмы, Драма 1996, с. 72-73.

[75] Βλ. PG 106, 1368B. επ. βλ. PG 62,536 / См. PG 106, 1368B. дал. см. PG 62, 536.

[76] Βλ. Παναγιώτη Ι. Μπούμη , «Κανονικόν Δίκαιον» εκδ. Γ’ απηυξημένη , εκδ. Γρηγόρης, Αθήνα 2008 σ. 104 / См. Панайотис И. Бумис, «Каноническое право», изд. 3е расширенное, изд. Григорис, Афины 2008, с. 104.

[77] Βλ. Χρ. Γιανναρά, «Αλήθεια και ενότητα της Εκκλησίας», Αθήνα 1977, σ. 57 / См. Хр. Яннарас, «Истина и единство Церкви», Афины 1977, с. 57.

[78] Βλ. Παναγιώτη Ι. Μπούμη, «Κανονικόν Δίκαιον» εκδ. Γ’ απηυξημένη , εκδ. Γρηγόρης, Αθήνα 2008 σελ. 105-106 / См. Панайотис И. Бумис, «Каноническое право», изд. 3-е расширенное, изд. Григорис, Афины 2008, с. 105-106.

[79] См. T. Ware, “Eustratios Argenti.  “A studi of the Greek Church under Turkish rule”, Oxford 1964, p. 65-66.

[80] PG 118, 968B

[81] Βλ. Ιω. Καρμίρη, «Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας», Αθήναι 1953, τομ. ΙΙ, σ. 987 / См. И. Кармирис, «Догматические и символические памятники Кафолической Церкви», Афины 1953, том ΙΙ, с. 987.

[82] “Gian Domenico Mansi”, Catholic Encyclopedia, v. 38, New York, Robert Appleton Company, 1913, p. 573-634.

 

Источник: http://www.pemptousia.gr/2014/11/i-ikonomia-kata-tin-apodochi-ton-eretikon-stin-ekklisia/

 



Подписка на новости

Последние обновления

События