Рождество Христово, время, историческое преемство, традиция Церкви
историческая достоверность празднования его Православной Церковью по Юлианскому календарю и о необходимости ее сохранения
Γέννησις τοῦ Χριστοῦ,
καιρός, ἱστορική παράδοση, και ἡ παράδοση τῆς Ἐκκλησίας
ιστορική αξιοπιστία της εορτής της Ορθόδοξης Εκκλησίας κατά Ιουλιανού ημερολογίου και για την ανάγκη διατήρησης της
Christmas, time, historical continuity, the tradition of the Church
historical reliability of the celebration of its Orthodox Church in the Julian calendar and on the need for conservation
продолжение часть 2
chapter 2
τέυχος 2
Проповедь свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово, как важный историко-культурный памятник
а) свидетельства о введении на Востоке праздника Рождества Христова 25 декабря по Юлианскому календарю
Прежде чем перейти к гомиии свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово, мы считаем необходимым указать на факт достаточно быстрого усвоения на Востоке этого праздника. Гомилии на Рождество Христово свт. Василия Великого (+ 380г.)1, а также свт. Григория Нисского уже дают нам свидетельство об отдельном праздновании Рождества Христова, то есть он не соединялось с Богоявлением, которое установилось ранее 380г. Профессор В. Стефанидис определяет время произнесения этой проповеди свт. Василия Великого 376г.2 Свою проповедь на Рождество Христово свт. Василий начинает такими словами: «Рождество Христово, как вселение и первое самого Божества, да почитается молчанием. Посему не станем нашими мыслями этого исследовать, не станем излишне любопытствовать о том, образ чего не может быть представлен, где не было зрителя. Как может представить ум?
Как язык может послужить размышлениям?»....Оставим речь о присносущном и неизреченном Рождестве, потому что ум не в силах постигнуть непостижимое естество...Бог на земле, Бог — среди людей, Бог — во плоти».3 В этой проповеди свт. Василий дает обширный экзегетический комментарий Евангелия от Матфея (1, 22 -2, 2), одновременно полемизируя с арианством и докетизмом. Свт. Амфилохий епископ Иконийский, ближайший сподвижник св. Василия Великого и свт. Григория Нисского4 в своих проповедях дает ясные свидетельства о праздновании в его епархии Рождества Христова и Богоявления как отдельных праздников.5
Об установлении раздельного празднования Рождества Христова и Богоявления в иерусалимской церкви не существует каких-то конкретных данных, они весьма сбивчивы. Об установлении отдельного празднования Рождества Христова шли между св. Юлием, папой Римский и свт. Кириллом Иерусалимским. Паломница Этерия в своих воспоминаниях за 385г. упоминает о религиозной процессии Иерусалимского епископа в Вифлеем вечером накануне Рождества Христова и о совершении праздничного служения на следующий день в Иерусалиме.
Сюда же приведём и имеющееся свидетельство о совершении праздника Рождества Христова в Риме и до свт. Юлия при папе Либерии. Свт. Амвросий Медиоланский в своём замечательном произведении «De virginibus» (О девстве) в 3 книге, рассказывая по посвящении своей сестры Марцеллины в служение дев папой Либерием приводит слова из проповеди Римского святителя: «Сегодня, действительно, он родился приняв человеческую природу от Девы, но был рождён от Отца прежде всех вещей: мать по телу, приняв власть от Отца. Единородный на земле, и Единородный на небесах. Бог от Бога, Который родился от Девы:..»6
В надписи на статуе святого Ипполита Римского день Рождества Христова помечен 25 декабря. В открытой Георгиадисом (в Халки) части комментария святого Ипполита на книгу пророка Даниила есть замечание: «Первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря, в среду, в 42 год Августа… а пострадал Он 25 марта, в пятницу, в 18 году Тиверия, в консульство Руфа и Рубелия».7
Тем не менее мы упомянем и том, что бл. Августин (354-430), епископ Иппонский упускает из упоминания среди важных христианских праздников Рождество Христово, хотя оно к этому времени, несомненно, было установлено как праздник великий, совершаемый 25 декабря.8
О праздновании Рождества Христова в Александрии тоже не имеется точных и ясных свидетельств. По крайней мере среди творений свт. Афанасия Александрийского сохранилась «Проповедь на Рождество Христово» (Sermo in nativitatem Christi, ΤΟΥ ΕΝ ΑΓΙΟΙΣ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΑΘΑΝΑΣΙΟΥ ΕΙΣ ΤΗΝ ΓΕΝΝΗΣΙΝ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ.) И само содержание этой проповеди, несомненно относится в самому «чудному таинству... неописуемого явления от Девы вместо солнца солнца правды».9 Этот документ вносит ясность в ситуацию в Александрии, поскольку до сих пор была принята точка зрения, со ссылкой на Климента Александрийского, что праздник Богоявления и церемонии в этот день, не упоминая о Рождестве, совершались лишь сторонниками ереси василиадов. Слово же свт. Афанасия Александрийского подтверждает уже более позднее свидетельство о праздновании Рождества Христова, но вместе в Богоявлением в Александрийской церкви как «древнего обычая» в монастырях у прп. Иоанна Кассиана Римлянина.10 «В египетской стране, по древнему преданию (mos itse antiqua traditione servatur), соблюдается такой обычай, что после Богоявления (под которым священники той области разумеют Крещение Господне так и Рождество по плоти, и потому торжество того и другого таинства празднуется не в два дня (non bifarie), как в западных областях, а в один день11), Александрийский первосвященник разсылает послания по всем церквам Египта, в которых назначал начало четыредесятницы и день Пасхи не только по всем городам, но и по всем монастырям».12 Тем не менее, вероятно, во времена возникновения несторианских споров, праздник Рождества Христова совершался в Александрии при свт. Кирилле уже отдельно. На это указывает и его гомилия, в которой он раскрывает содержание праздника не Богоявления, а только «вочеловечения и воплощения» Бога Слова.13
В Константинопольской церкви праздник Рождества Христова был введён свт. Григорием Богословом около 379-380гг.,14 который он установил сразу же после кончины императора арианина Валента и восстановления Православия. Им произнесена была проповедь, специально посвящённая этому празднику (Hom. X, P.G., XXXVI). Эта проповедь начинается рождественскими праздничными восклицаниями, которые вошли в состав богослужебного последования Рождества Христова: «Христос раждается: славьте! Христос с небес; выходите сретение! Христос на земле возноситель! Воспойте Господеви вся земля (Пс. 95, 1)! И скажу тебе обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля (11) ради Небесного, потом Земного Христос во плоти; с трепетом и радостью возвеселитесь....И я провозглашу силу дня. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим». При этом свт. Григорий, подчёркивая важность боговоплощения, его спасительность и необычайность, особенно указывает, что его следует праздновать «не пышно, но божественно (θεϊκῶς), не по мирскому, а премирно (ὑπερκοσμίως)». Сам праздник он именует «праздником уврачевания» (τὰ τῆς ἰατρίας) и «праздником воссоздания»(τά τῆς ἀναπλάσεως). Однако, после вынужденного удаления свт. Григория Богослова из столицы империи, этот праздник, вероятно, некоторое время не праздновался. Однако это только предположение, которое было выдвинуто римо-католическими исследователями. Несомненно, что он праздновался во времена святительского служения Иоанна Златоуста, который его принес из Антиохии.
б) Слово свт. Иоанна Златоуста
Как известно, слово свт. Иоанна Златоуста на Рождество Христово было произнесено, когда будущий епископ Константинополя был уж прествитером и известным проповедником позднеантичной Антиохии, города славившегося своим историческим прошлым. Антиохия во времена свт. Иоанна Златоуста имело огромное по тем временам население, которое приближалось к трехстам тысячам. Основанная еще в конце 4 столетия как столица эллинистического царства Селевкидов, она вместе с Александрией становится одним из наиважнейших центров эллинистической культуры.15 Свое центральное положение на Востоке уже во времена Римской империи Антиохия сохраняла даже и после основания Константинополя св. императором Константином Великим.16 Она славилась своими школами красноречия, юриспруденции. Многие знатные люди стремились получить весь круг энциклических наук. Известно, что именно такое светское классическое античное образование получил и свт. Иоанн Златоуст. «Его отец, Секунд, был военачальником высокого положения в сирийской армии. После его смерти, и вскоре после рождения Иоанна, Анфуса, его жена, только еще двадцати лет, взяла под свое воспитание своих двух детей, Иоанна и его старшую сестру. К счастью, она была женщиной глубокого ума и характера. Она не только наставила своего сына в благочестии, но и отправила его в лучшие школы Антиохии, хотя в отношении морали и религии многие возражения могут быть выдвинуты против этих школ. Помимо лекций Андрагафия, философа не иначе известного, Златоуст следует также за Либанием, за одним из самых известных ораторов этого времени и самым упорным сторонником сохранения и возрождения язычества Рима.
Как видно из более поздних трудов Златоуста, он достиг значительной степени греческой учености и классической культуры, от которой он отнюдь не отрекался и в свои последующие годы жизни».17 Для нас это важно потому, что иначе мы сможем упустить из виду весьма важный факт — свт. Иоанн Златоуст был не только церковнослужителем, но и носителем позднеримской классической образованности и культуры и выдающимся представителем римской аристократии в Антиохии, но преображенный благодатью Божией благодаря многим трудам, строгой подвижнической жизнью. Он жил в то время, когда Римская империя ещё формально не была разделена на две части в 395г. императором Феодосием18, и все граждане огромной ойкумены чувствовали себя гражданами единого государства.19
Интересуемое нас слово, гомилия на Рождество Христово, было произнесено свт. Иоанна Златоустом в главном храме в Антиохии по просьбе отсутствовавшего тогда в городе свт. Флавиана.20
Постоянное упоминание об этом слове в историко-критической литературе может означать ни что иное, как то, что это важный и авторитетный исторический памятник по истории Церкви «золотого века». На него ссылаются как на достоверное указание на начало введения в Антиохии празднования Рождества Христова 25 декабря все известные литургисты и даже сторонники научной критики. И. Фунтулис считает, что эта проповедь была произнесена в 386г.21
Прежде всего мы приведём важные свидетельства свт. Иоанна Златоуста о времени появления празднования Рождества Христова в Антиохии: «Хотя нет ещё и десяти лет, как день этот стал известен и знаком нам, но, как будто издавна и за много лет переданный нам, так он прославился от вашего усердия. Посему не погрешил бы тот, кто назвал бы его и новым и вместе древним, — новым потому, что он недавно стал известен нам, а древним и давним потому, что он скоро сравнялся с древнейшими и возрос до одинаковой с ними степени».22
Далее, что очень важно, свт. Иоанн Златоуст указывает на обычай Римской Церкви праздновать этот праздник, как на день «живущим на западе издавна известный».23 Ссылаясь на сохраненные до его времени кодексы с переписью императора Августа, которые тогда «публично хранились» (τοῖς δημοσία κειμένοις κώδιξιν ἐπὶ τῆς Ρώμης),свт. Иоанн также говорит: «Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию (ἄνωθεν καὶ ἐκ παλαιᾶς παραδόσεως αὐτὴν ἐπιτελοῦντες), теперь переслали сведения о нём и нам».24 Это свидетельство свт. Иоанна Златоуста важно потому, что в нем выражается глубокая вера в древность традиции Римской Церкви совершать Рождество Христово 25 декабря. И совершенно очевидно, что дошедшие до нас письменные памятники времени 4 столетия о начале, как сейчас принято говорить и считать, празднования Рождества Христова в Риме не ранее 354г., ещё дают право говорить с полной уверенностью, что это было именно так. По крайней мере слова свт. Иоанна Златоуста дают нам полное право сомневаться в имеющихся на сегодня «научных» выводах о достаточно позднем появлении праздника Рождества Христова даже в Западной Церкви.
Упоминание свт. Иоанном Златоустом кодексов с переписью также является интересным фактом и свидетельством, но которое бесследно ушло после окончательного разграбления Рима в 476г. Одоакром, а возможно и раньше при завоевании Рима Аттилой и Гейнзерихом25, нещадно грабившими «Вечный Город» и уничтожавшие в пламени пожара бесценные сокровища по истории и культуре Рима. Однако, по особому промыслу Божию свт. Иоанну пришлось жить во время еще величия Древнего Рима, но уже видевшего свой недалекий закат.
Вполне вероятно, что во времена свт. Иоанна Златоуста в библиотеке Римского Сената, на Капитолии хранились свитки переписи, проведенной при императоре Октавиане Августе. По крайней мере мы не в праве отвергать этот факт, приводимый свт. Иоанном. Свт. Иоанн Златоуст упоминает об этом памятнике, как о достаточно известном и вполне доступном (τά δημοσία κείμενα) для желающего убедиться в проведенной переписи в дин Рождества Христова. Мы не можем не доверять этим словам свт. Иоанна, поскольку, как мы уже упоминали ранее, свт. Кирилл Иерусалимский в переписке со свт. Юлием I папой Римским, просил уточнить дату Рождетсва Христова, проведя для этого соответствующую экспертизу архива императора Тиберия Августа.
Кроме этого аргумента мы считаем немаловажным и предание о времени Благовещения Богоматери, о котором упоминает свт. Иоанн Златоуст. Наверняка не беспочвенны его утверждения о том, что Благовещение, то есть и Зачатие, произошло 25 марта, в день и светлого Воскресения Христа после Его спасительных Страстей. Если принять во внимание это «предание» свт. Иоанна Златоуста, то тогда отчасти можно «прояснить» упоминаемые часто научной критикой сведения из раннехристианских упоминаний о рождении Христа в марте (свт. Киприан Карфагенский, 28 марта), в апреле или феврале месяце.26 Мы приведём сжатое резюме расчётов свт. Иоанна Златоуста относительно зачатия праведной Елизаветы, Благовещения Богоматери и Рождества Христа Спасителя, которые делает сам святитель: «Впрочем, чтобы сказанное было для вас ещё более ясным, я опять кратко повторю то же самое вашей любви. Однажды в год входил один только первосвященник во святое святых, тогда и сообщена ему благая весть об Иоанне. Посему, когда он удалился оттуда, то зачала жена его. После же сентября, когда Елисавета была беременна шестой месяц, которым был март, зачала и Мария. Сосчитав с апреля девять месяцев, мы и дойдём до настоящего месяца, в который родился Христос».27
Интересным, но одиноким среди отцов-экзегетов, является высказанное мнение свт. Иоанна Златоуста о захождении в праздник Кущей во «святая святых» Иерусалимского храма для совершения каждения св. праведного Захарии. Так же как и то, что св. Захария это каждение совершал не просто «по чину», а как первосвященник.28 Интересное и важно замечание относительного этого события, то есть того, что именно на св. Захарию выпала честь совершать каждение в храме: «По закону Божию, дважды в день — при утренней и вечерней жертве — совершалось благовонное курение (Исход. 30, 7-8); служа́щий священник входил во святилище для каждения, т. е. свершал каждение не посредством кадильницы, а через возжение курильного благовонного порошка на алтаре кадильном, а народ в это время приносил молитву во дворе и ожидал его возвращения». При этом священники не сами выбирали что им совершать во время богослужения, а они несли именно свою чреду, то есть выполняли те конкретные священнические обязанности, которые на них падали сообразно порядку на тот день. Этот обычай, то есть совершать и каждение, как замечает М. Е. Богословский, неизбежно рассматривал всякое служение в храме в рамках особого и непосредственного Божественного промысла, само служение было выражением воли Божией. Таким образом в момент совершения каждения в храме, но не во святая святых, действительно св. Захария в своем жребии исполнял волю Божию, «что считалось особенной честью, какой, по свидетельству раввинов, не удостаивается ни один священник более одного раза в жизни».29 То есть и для св. прав. Захарии эта чреда была явлением уникальным, и само событие, во время которого произошло явление Ангела «по правую сторону алтаря кадильного», было не менее знаменательным и удивительным. На что же опирался свт. Иоанн Златоуст в своем мнении о первосвященстве св. прав. Захарии, этот глубочайший экзегет Священного Писания, сказать трудно.
Для нас должно быть важно и то, как свт. Иоанн Златоуст расценивает столь быстрое распространение праздновании Рождества Христова на Востоке. Он видит в этом явление особое действие Божественного промысла. Упоминая об обычае праздновать Рождество Христов в Риме «по древнему преданию», он также указывает о существовании такого же обычая , как «известного и славного», праздновать Рождество Христова «от Фракии до Кадиса»30. Тем не менее, как свидетельствует свт. Иоанн, хотя праздник и распространен, но и споры о нём не умолкают. То есть распространение и столь быстрое в пределах большей части Церкви Христовой, во времена ещё не окончательно завершившихся арианских смут, празднования Рождества Христова для свт. Иоанна Златоуста является доказательством его распространения силой исключительно Божией, на подобии распространения христианской веры в апостольское время. «Проповедь, подчёркивает св. Иоанн Златоуст, — в немного лет объяла всю вселенную, и хотя распространившие её везде были скинотворцы, но уничиженность служителей нисколько не повредила ей, потому что сила Проповедуемого (τῆς τοῦ κηρυττομένου δυνάμεως) предварительно устрояла всё, уничтожала препятствия и являла собственное могущество». То есть Божественное устроение, божественный промысл, или как часто принято говорить, «харизматическое начало» Церкви являлось основным мотивом и причиной для распространения в пределах Церкви Христовой нового праздника Рождества Христова. А если говорить более точным богословским языком, то в установлении и распространении праздника Рождества Христова играли два взаимозависимых фактора, которые на самом деле раскрывает мистический характер жизни Церкви Христовой как Тела Христова: божественный промысл и сознание Церкви.
Следовательно с точки зрения и церковной истории, и сточки зрения церковной эортологии «Слово» свт. Иоанна Златоуста является тем важным письменным памятником позднеантичной истории Рима, который дает бесценные свидетельства о праздновании Рождества Христова в его время, о его истоках и происхождении.
© С.Т. Специально для «Православного Апологета». 2012Г.
Продолжение следует
1P.G., XXI, 596 ΟΜΙΛΙΑ ΕΙΣ ΤΗΝ ΑΔΙΑΝ ΤΟΥ ΧΡΙΣΤΟΥ ΓΕΝΝΕΣΙΝ
-
-
2Β. Στεφανίδου, Εκκλησιαστική Ιστορία, Παπαδημητρίου, 1959, σελ. 778: "376 (περίπου) καθιερούται και εν Ανατολή ο εορτασμός των Χριστουγέννων κατά την 25ην Δεκεμβρίου."
-
3Там же, pp. 1457- 1460D Θεός ἐπὶ γῆς, Θεὸς ἐν ἀνθρώποις
4Greg. Naz. Oratio 38 in Theophania. PG 36, 311A-334A; Oratio 39 in sancta Lumina. PG 36, 335A-360A. См. также проповедь «на Крещение», произнесенную 7 января на следующий день после «торжественного дня светов»: Oratio 40 in sanctum Baptisma. PG 36, 359B-426D.
5P.G., XL, 337 XXXIX, 36
6Hodie quidem secundum hominem homo natus ex virgine, sed ante omnia generatus ex Patre; gui mater corpore, virtute referat patreni...De virginibus ad Marcellinam sorem suam, Lib III, caput.1, 2, col.174 C
7Архим. Матфей (Мормыль). Эортология и богословие Рождества Христова, ч. 1//Журнал Московской Патриархии , № 1, 1985 г
8PL 33.200, об этом говорит изветный гречекий литургист профессор И. Фунтулис в своей книге “ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ” в разделе Χριστούγεννα
9Μυστήριον ξένον βλέπω, ἀντὶ ἡλίου τὸν ἥλιον τῆς δικαιοσύνης ἀπεριγράπτως χωρήσαντα ἐν τῇ Παρθένῳ.
(00002) 0295-0373 - Athanasius Alexandrinus - Magnus - Sermo in nativitatem Christi
Данный текст не входит в PG., а принадлежит Thesaurus Linguae Graecae (TLG®), a Research Center at the
University of California, Irvine, which digitized it and owns the relevan
и размещен на www.documentacatholicaomnia.eu
10"Collations" (X, 2 in P.L., XLIX, 820), написанные им около 418-427гг.
11Sed sub una diei hujus festivitate concelebrant. Coolacio X. De oratione, Caput II, p. 821
12В русском издании. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М. 1892, Соб 19, гл.2. Об обычае праздновать Пасху в Египте, с. 350
13P.G. t. 77, pp. 1089 C -1096 A Ὁμιλία ΙΕ' Περὶ τῆς ἐνανθρωπήσεως τοῡ Θεοῡ Λόγου
14Catholiic Encyclipedia, Christmas, http://www.newadvent.org/cathen/03724b.htm
15Таковой она была с 300 по 64 г. до Р. Х., ее последним царем был Антиоъ XIII (69-65 гг.) и ьбыл посажен на престол при содействии Помпея, Сирия же с этих пор становится римской областью.http://el.wikipedia.org/wiki/Ιστορία_της_Αντιόχειας
16Catholic Encyclopedia, St. John Chrisostomos, http://www.newadvent.org/cathen/08452b.htm
17Там же
18Император Феодосий разделил империю на Западную и Восточные части для управления ими двумя оставшимися сыновьями Гонорием и Аркадием. Но это разделение не разделяло граждан всегда считатвших себя ителями единого государства. В обеих частях греческий язык, как язык образованности, был широко распространен, благодаря чему все части Церкви Христовой могли общаться без всяких языковых барьеров.
19 См. Πρωτοπρ. Ιωάννη Ρωμανήδου. Τπ ψέμα του Καρλομάνγου το 794 και αι αρχαίοι έλληνες ρωμαίοι. О причинах радвоения империи в период раннего средневековья См. У него же FRANKS, ROMANS, FEUDALISM, AND DOCTRINE
20См. Игумен Дионисий (Шленов). Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI век
интересное заключение в статье В 386-388 гг. свт. Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления[103]. В одной из них, сказанной 20 декабря 386, 387 или 388 г. на праздник св. Филогония, бывшего еп. Антиохийского, приготавливая народ к празднику Рождества, Златоуст назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников»[104]. Через 5 дней в своей наиболее известной проповеди-апологии праздника Рождества антиохийский проповедник оставил ценное свидетельство о времени введения праздника Рождества Христова в Антиохийской Церкви: «Хотя еще не наступил десятый год, когда стал для нас ясен и известен этот день... Ибо как знатные и благородные растения, <...> так и этот день свыше известный тем, кто живет на Западе, ныне доставлен к нам, и не много лет назад...»http://de.bogoslov.ru/text/373000.html
21 Ι. Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, «ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ», Χριστούγεννα: «Το 386 ο Αγ. Ιωάννης ο Χρυσόστομος παρότρυνε την εκκλησία της Αντιόχειας να συμφωνήσει στην 25η Δεκεμβρίου ως ημέρα εορτασμού της Γέννησης».
22Jo. Chrys. Hom. in diem Natalem Domini 1. PG 49, 351:24-42
23Οὕτω καὶ αὔτη παρὰ μὲν τοῖς τήν Ἐσπέραν οἰκοῦσιν ἄνωθεν γνωρίζομένη
24Там же.
25Впервые Рим был взят и разграблен варварами в 410г. Аларихом. Так описывает последствия этого события, которые потрясли мир бл. Иероним: ««Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками». Jerome, Letter CXXVII (To Principia) В 452г. Взятие Алтиллой Рима было предотвращено свт. Львом Великим, в 455г. Рим взяли вандалы под предводительством Гейнзериха. Прокопий Кесарийский, «Война с вандалами», I.5. Рим, история города.// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронаю Спб. 1890-1907, http://ru.wikisource.org/wiki/
26Catholiic Encyclipedia, Christmas, http://www.newadvent.org/cathen/03724b.htm, Климент Александрийский (Строматы I.21) говорит даже и о 25 Pachon (, то есть о 20 мае, в 28 год царствоаания Августа.
27Цит. Текста по ств. Иоанн Златоуст. Творения. Спб. 1899, т.2, кн.1, с. 400
28См. критический комментарий на данное событие и его оценку с точки зрения обычая и правил своершения богослужения в иерусалимскойм храме стать. Проф. М. Е. Богословского. Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи Иоанна Крестителя.// М. Барсов. Толование четвероевангелия. СПб. 1803, с. 126
29Там же, с. 126
30 Καί ἄνωθεν τοῖς ἀπὸ Θρᾴκης μέχρι Γαδείρων οἱκοῦσι κατάδηλος καί ἐπίσημος γέγονε . Кадис, или Гадас, город основанный еще финикийцами ок 1100г. До Р. Х. Во времена Иоанна Златоуста он продолжал играть роль «окна в Антлантику».