Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

СЛОВО

НА ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОМАТЕРИ

Ὁμιλία

ΕΙΣ ΤΑ ΕΙΣΟΔΙΑ ΤΗΣ ΥΠΕΡΑΓΙΑΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ

Το ρχιμανδρίτου Γεωργίου (Καψάνη), προυγουμένου τς ερς Μονς σίου Γρηγορίου

Архимандрит Георгий (Капсанис),

 проигумен священной обители прп. Григория, Святая Гора Афон (+2014)

 

мозаика церкви Успения Богоматери близ Дафни, ок 1100г. по Р. Х.

Сегодня вечером, отцы и братья, мы имели благословение пережить нечто от славы  и величия Пресвятой Богоматери. Величие и слава! Изумляется ум человека и удивляется он соответственным образом той славе, которой была удостоена Пресвятая Дева. И может ли кто-то представить себе, что, хотя Она была всего лишь трех лет от роду, Она была удостоена чести  быть введенной в святейшее место поклонения Богу Израиля и жить там, во Святая Святых. Туда, куда мог входить только один из всех людей, первосвященник – и он туда входил один раз в год во время праздника кущей. Он входил туда для того, чтобы совершить богопоклонение, службу и немедленно выходил. Осознаете ли вы, какой  славы и какого величия была удостоена Пресвятая Богоматерь?

 Сегодня мы празднуем вход Богоматери в земное Святая Святых, которое является прообразом Ее вхождения в небесная Святая Святых. Как говорят златые и богословствующие уста святого Григория Паламы, Пресвятая Богоматерь совершила восхождение и взошла от дольнего к горнему, откуда достигла Святой Троицы. Там где пребывает Святая Троица.[1]

Наша Пресвятая Дева была удостоена такой славы, поскольку в самой себе она достигла славы посредством своего совершенного смирения. Она настолько смирилась, насколько не мог смириться ни один из людей. Благодаря ему Она была и превознесена. Она смирилась и совершенно уничтожила свое эго.  Она совершила полное послушание. Действительно, кто еще после Господа нашего Иисуса Христа явил полное послушание Богу как не Пресвятая Богородица? А посему, благодаря Ее крайнему смирению и самоуничижению и послушанию Она была удостоена такой славы.

И мы монахи, когда задумываемся над тем, что Пресвятая Богоматерь достигла в предельной степени той цели, которую мы, монахи взыскуем, то мы радуемся, потому что у нас есть  образец для нашего монашеского подвига.

Является ли целью монаха то, чтобы совершать служение Богу день и ночь? Наша Пресвятая Дева осуществила это в полной мере. Пребывая во Святая Святых, Она постоянно служила Богу. И монах желает того, чтобы в тишине, таинственно в своем сердце совершать служение Богу день и ночь, как и наша Пресвятая Дева. Действительно,  никто бы не может взойти  на высоту добродетелей, если, прежде всего, он не взойдет на более низкие ступени лествицы, которая возводит на высшие ступени. А первой ступенью, на которую, как бы мы ни хотели, но мы обязаны на нее вступить, является отсечение воли, послушание, ниспровержение и избавление от помыслов.

Так что давайте сегодня призовем нашу Пресвятую Деву, который мы сегодня совершаем праздник, дабы Она нам оказала помощь – мы Ее дети и Она нас любит и желает нас видеть совершающих подвиг – нам необходимо сегодня положить новое начало, дабы нам обновить в нашем сознании цель, ради которой мы монахи трудимся, и те обеты, которые мы дали в день нашего пострига, дабы мы вели брань, дабы мы смирялись – чем мы являемся – земными червями? – неужели мы хотим, чтобы нас они уничтожили и истребили, нам необходимо совершенное послушание. Когда наша Пресвятая Дева видит, что мы не подвизаемся, то Она скорбит. Но нашим послушанием и нашим смирением мы доставляем покой и радость нашей Пресвятой Деве, нашему Геронде-Старцу, Ангелу-хранителю нашей души. Поскольку когда кто-то  видит – как Геронда – непослушание, своеволие, своенравие, то он огорчается, после чего он не имеет радости и покоя и терпения, которое столь необходимо, или же расшатывается его здоровье. А тем самым затруднительным становится мое пастырское окормление вас.

Но как Геронда, я преимущественно вас благодарю. Вы все подвизаетесь. Я не очень болезную, но ожидаю от некоторых братий того,  чтобы они явили в большей мере готовность к послушанию, к отсечению своей воли, к смирению. В особенности это относится к тем братьям, которые по благодати Божией  через пострижение в монашество возжелали большей решимости явить духовный подвиг. Нам необходимо возжелать постоянно жить в служении Богу таинственно в нашем сердце. Беседы и встречи и развлечения нам не помогут  жить в постоянном служении Богу.

 В эти дни я пришел из мира. Как страдает и мучается мир! Какое он несет наказание по неведению! Есть и благочестивые и подвизающиеся христиане, однако же, сколько наших братий в миру имеет столько же возможностей, какие имеем мы монахи, здесь, на Святой Горе? Где бедные и несчастные люди, находящиеся за пределами Горы могут найти  такие всенощные бдения и праздник?  Так что мы  являемся привилегированными, мои отцы. Посему то,  если мы ведем брань, то тогда бы не окажемся неблагодарными  в ответ на благодеяния и дары Божии и нашей Пресвятой Девы.

Сегодня у двух наших братий юбилей пострига. Им мы молитвенно желаем того, чтобы они обновили цель монашеской Схимы и совершенствовались в покаянии и освящении.

Источник: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, Καθηγουμένου Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου, Άγιον Όρος. Ομιλϊες σε ακινήτες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές. Α. Εκδ. Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου 2015, σελ. 170-174

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.

 

[1] См. Свт. Григория Палама. Беседы (гомилии) М. Паломник. 1993. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни во оном месте., стр. 133-137. Ἀγ. Γρηγορίου Παλαμᾶ, Λόγος ΝΓ’ Εἰς τήν πρός τά Ἅγια Ἁγίων εἴσοδον καί τόν ν ατος θεοειδβίον τς  πανυπεράγνου Δεσποίνης μν Θεοτόκου καί ειπαρθένου Μαρίας, ΕΠΕ, Θες/νίκη 1986, τόμ. 11, σελ. 338-344, $$ 59- 63



Подписка на новости

Последние обновления

События