17/4 июля
Память святых Царственных Мучеников-Страстотерпцев:
Государя императора Николая Александровича, государыни императрицы Александры Феодоровны, цесаревича наследника Алексия, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии
Подвиг — история - осмысление
повторная и дополненная публикация
Кто труды твои не ублажит во славу Божию, о Царю мучениче Николае; кто не воспоет бездну страданий твоих; сия попусти Господь за грехи народа, да явит благочестие твое, яко новаго Иова, и да стяжати славный мученический венец на небесех сподоби, идеже ныне ликуя со ангелы, предстательствуя за ны пред Богом, Того моли, блаженне, спастися душам нашим.
Стихиры великой вечерни на Господи воззвах.
Собственно, цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских, темных сил…
Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознает, наконец, свою ошибку. В начале XVII столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке — на исходе уже восьмое десятилетие смуты…
Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная.
СПб, «Царское Дело», 1995, с.38 — 41.
Память святых Царственных мучеников, — это день памяти зверской расправы над ними врагов нашего Российского Отечества, врагов Христа и Его Святой Церкви. Это память и о их исповеднической и страдальческой жизни в условиях боле чем годового заточения, времени их подготовки к переходу в блаженную вечность. Это и память о том, что они живы у Бога и являются одними из первых помощников русского православного народа в его земном историческом бытии, времени наполненном многочисленными сложностями, невзгодами, скорбями. Но нам необходимо помнить и знать, что без правильного понимания подвига святых царственных страстотерпцев-мучеников, без глубокого их почитания, что было бы свидетельством столь желанного покаяния в русском народе, невозможно возрождение России как сильного, мощного и христианского государства. То есть того государства, которое исторически выполняет Божественную миссию удерживающего в этом мире от прихода антихриста, а с ним и окончательного завершения человеческой истории. Облик царской семьи, подлинный облик, достоверный, тщательно и умело затушевывался врагами России, лилась умно сфабрикованная ложь и клевета. Но в наше время опубликовано много исследований, опровергающих эту беспрецедентную ложь, опирающуюся только на безрассудную ненависть и страстность отошедших далеко от Бога представителей интеллигенции, лиц императорского дома, министров и т. д. Поэтому и издаваемые ими мемуары — это не документы, содержащие в себе беспристрастные оценки императорской России.1 Все они также нуждаются в серьезной экспертизе. Одним из таких ярких свидетельств является отзыв государя императора Николая Александровича относительно написания С. Ю. Витте «Воспоминаний». Государь кратко, лаконично, но весьма откровенно дал оценку этим «мемуарам»: «Я представляю, что он там напишет!!!».
В советское время вопрос о воссоздании подлинного портрета царя и его семьи был неразрешим. Идеология давала свои четкие руководственные указания. Тем более, необходимо не забывать, что у истоков революции 1917г. стояли лица сознательно идущие по пути разрушения монархии, как способа разрушения государства, христианской империи.
Безусловно, многие люди даже из числа чиновников были ослеплены и отравлены лживыми сплетнями и интригами. И насколько это было так, замечательно доказывает вырвавшееся из уст А. Керенского откровение после его длительной беседы с Государем, которая произошла вскоре после ареста последнего в Царском Селе: «Какое несчастье случилось! Что мы наделали...Как мы могли, Его не зная, сделать то, что мы совершили! Понимаете ли, что совершенно не того человека ожидал увидеть, какого увидел... Какие у него одновременно и царственная простота, и царское величие! И как мудро и проникновенно Он говорил... И какая кротость, какая доброта, какая любовь и жалость к людям... Понимаете ли, что это есть идеал народного правителя! Его-то мы свергли, Его-то окрутили своим заговором! Мы оказались величайшими преступниками». Хотя у А. Керенского не хватило мужества и решительности исправить сложившееся уже положение, а на это повлияли и заокеанские финансисты Февральской революции, однако это признание ценно.
Эти же идеи, идеи революционного разрушения всех христианских начал и принципов в обществе, ставит и осуществляет сегодня, в наше время уже в мировом масштабе мондиализм-глобализм, с идеологией цифровизации, трасгуманизации, фактически уничтожения человека как личности, созданной «по образу Божию». Революция 1917 г. и последующее большевистское рабство создало новый тип мышления человека, новую личность, оторванную от религиозно-исторических корней. Об этом писал выдающийся русский мыслитель и философ Ив. Ильин. Революция 1917г. была лишь репетицией и апробацией идей глобализма на территории христианской Российской империи.
Собственно говоря, это новое мышление, разлитое как отрава и яд в душах многих последующих поколениях советского и русского народа, как раз не дает возможности даже в церковной среде ощутить и осознать величие и святость подвига всей семьи. Постоянные дискуссии вокруг терминов — как именовать царственных мучеников, возникновение новой идеи о подложности Акта Отречения государя Николая II, истеричный поиск несуществующих останков и попытка их оправдать — все это далеко не все, однако и это является факторами живучести в нашем сознании духовной болезненности. Эта болезненность отражается и попытках чисто в рамках светской ментальности понять и оценить деятельность последнего Всероссийского Императора. В то время как Государь Император это - не простой политик. С точки зрения православного сознания Царь Всероссийский — это Помазанник Божий, слуга Божий, слуга народа Божия. Главным критерием его поступков является воля Божия, христианская совесть, а не временные выгоды. По отношению к русскому народу Государь является выразителем «национальной идеи», «символом Святой Руси».
К глубокому сожалению, многие светские историки не видят в его служении ни священности власти, ни тем более святости. В наше время святость воспринимается исключительно как монашеский подвиг поста, молитвы, в лучшем случае, но в ракурсе подвига русских святителей. Однако святость как обожение, как явление в жизни человека Христа проявляется разными образами и в разных формах жизни и подвижничества. И неслучайно в иерархии святости на первом плане стоит мученичество за Христа, как самое близкое по своему содержанию и по сути подражание подвигу Страстей Христовых. Мученичество — это и кульминация того внутреннего подвига самоотречения ради Христа, ради всецелого исполнения воли, который вызревал в течение длительного периода жизни святого. В конце концов, и, как правило, святость - это итог жизни человека. В адрес последнего Всероссийского императора часто сыплются упреки в совершенных им ошибках в области внешней политики и внутренней также. Однако любая ошибка — это свойство немощной, еще не до конца преображенной природы человека. Да и совершенные ошибки, о которых часто говорится с большим подобострастием — это не личный грех Государя и только, а прежде всего его ближайшего окружения. Ведь неслучайно И. Ильин, оценивая происшедшее в 1917г., замечает, что "верных и мужественных советников не оказалось у трона" (Почему в России сокрушился монархический строй., VII). Монарх, как замечает тот же И. Ильин, что вполне оправданно и доказывается всей историей, не может полноценно совершать свое служения без преданных советников, на которых он может опереться. Однако такова была реальная обстановка вокруг царского трона накануне Февральского переворота. Произошло именно насильственное, и путем обмана свержение священной и богоустановленной власти руками ближайшего окружения императора. Безусловно прав И. Ильин, когда он говорит о необходимости даже в этот критический момент для государств бороться за трон. И Государь Император, как доказывают последние публикации и исследования, за нее боролся всеми силами, но пока это дозволяли силы и обстановка (И. Ильин. Почему сокрушился в России монархический строй. V). Однако сил для борьбы за него не оказалось. И не Государь, а высшие чиновники и генералитет были виновниками гибели Династии и государства, ибо они совершили грех клятвопреступления и толкнули на него весь народ. К сожалению, даже такой проницательный и глубоко мыслящий человек как И. Ильин не мог понять поступка Государя именно потому, что и от него было сокрыто многое. Государь знал не хуже И. Ильина Российское законодательство и тем более закон о престолонаследии в Российской империи. Он прекрасно знал о том, что Российское законодательство не допускает никакого отречения монарха от Всероссийского престола, ибо это противоречит священному смыслу священного коронования и миропомазания. Но, тем не менее, Государь это делает действительно «ради подлинного блага горячо любимой матушки России». П. Мультатулли аргументированно доказал, что данный поступок царя — это вовсе не недооценка последствий для России Его монаршего поступка, а наоборот, самая глубочайшая оценка неизбежных последствий для государства его решения удовлетворить требованиям генералитета и Думы отречься от трона.[1] () Исторические свидетельства и последние свидетельства вполне однозначно говорят о том, что настроенные на переворот Дума и высшие чиновники госаппарата были настроены на уничтожение царской семьи. На такой шаг были настроены революционно-настроенные массы. Убийство императора неизбежно вызвало бы гражданскую войну в условиях войны с Германией и поражение России в ней. Чего, собственно говоря, и желала сама Германия. Поэтому от Государя требовалась не просто жертва, отдать свою жизнь, а от него требовалась жертва во имя России. И он ее принес в виде своих длительных страданий в условиях заточения сначала в Царском Селе, а затем в Тобольске и Екатеринбурге. В последовании службы царской семье есть важные ориентиры, формулирующие смысл и содержание их подвига: явления образа страдания всей России, первые новомученицы Российстии, жертва за весь русский народ и т. д. Однако все эти наименования сводятся к наиболее важному определению, данному протоиереем Александром Шаргуновым — их подвиг — это таинство подвига исполнения воли Божией над ними и над Россией через Царскую семью. Но понять это может только не формально верующий человек, а живущий христианском подвигом. Ибо святые узнаются по действию Духа Божия, живущего в подвижнике и во святых. Отсутствие этого подвига порождает духовую слепоту, и никакие доводы и аргументы неспособны будут доказать то, что является очевидным и светит как яркий луч солнца, озаряя землю. Возвращаясь к святости, мы подчеркнем, что она определяется Духом Божиим, живущим в Церкви Христовой, и далеко не всегда иерархией Церкви, а часто искренне верующим простым народом, то есть самим телом Христовым, лишенным политических подобострастий и амбиций, но легко ощущающим святость. Кроме того, святость - это исполнение вечных заповедей Божиих. И Государь в управлении Своим царством руководствовался именно ими. Поэтому было бы неверно и даже близоруко давать оценку царствованию Св. мученика Государя Императора «ошибками» с точки зрения светского сознания. как несущий ответ пред Богом за свое правление, как строящий прежде всего христианское царство, он был обязан руководствоваться по преимуществу Евангелием, а не чисто политическими выгодами и расчетами.
Но сегодня каждому из нас важно понять глубочайший смысл всей трагедии исторического переворота в феврале-марте 1917 г. и убийства Царской семьи. Однако и тогда в февральские дни 1917г. было много и таких, которые осознавали опасность греха клятвопреступления. «Мы православные христиане усерднейше просим разъяснить нам — читаем мы в обращении к Святейшему Правительствующему Синоду от 15 ноября 1917 г., — что означает в предстательстве пред Господом Богом присяга, данная нами на верность Царю Николая Александровичу? У нас идут разговоры, что ежели эта присяга ничего не стоит, то ничего не будет стоить и новая присяга новому Царю. (ГАРФ ф. 3431. Оп. 1. Д. 318Б л. 36-37 об.))».
Неслучайно епископ Тихвинский, в последствии Святейший Патриарх Алексий (Симанский), видя скорбное расползание страны и обновленческие тенденции в лоне Церкви, характеризовал эти явления как «естественное и неизбежное следствие и развитие мартовского мятежа против священной власти» (Письма патриарха Алексия к своему духовнику. М. 2000, с. 89) И совершенно справедливо оценивал факт уничтожения монархии в России И. Ильин: «Крушение монархии было крушением самой России; отпала тысячелетняя государственная форма, но водворилась не «российская республика», как о том мечтала революционная полуинтеллигенция левых партий, а развернулось всероссийское бесчестие, предсказанное Достоевским, и оскудение духа, а на этом бесчестии и разложении вырос государственный Анчар большевизма...» (И. Ильин. Почему сокрушился в России монархический строй, СПб. О грядущей России. Джорданвилль США, с. 87).
Каббалистическая надпись в комнате, где произошло ритуальное убийство.
Кровавая расправа над Царской семьей в Екатеринбурге была довершением этого бунта. Этой расправой, как считали идеологи разрушения России, что было зафиксировано и в кабалистической надписи на подоконнике Ипатьевского дома[2], была поставлена точка в истории России. Россия как христианское государство, империя — уничтожена. Уничтожена Римская империя как удерживающая мир от прихода антихриста и его нового мирового порядка, порядка антихристианского, в основе которого лежит идеология всемирной диктатуры и концлагеря. Но идеология сатанинская, идеология разрушения - это ничто перед божественным замыслом. Бог, восприяв в Свои небесные чертоги Царственных Мучеников, их страдания соделал залогом возрождения России. И вот здесь для исполнения божественного замысла о России важно то столь сильное, пламенное и искреннее почитание Царской семьи, о котором и говорит святитель и мироточец Иоанн Шанхайский.
[1] См. П. Мультатулли. Свидетельствуя о Христе до смерти... СПб. Сатис. 2006, с. 46
[2] См. Сергей Фомин. ИПАТЬЕВСКИЙ ДОМ (хроника),http://arhipovvv.narod.ru/index/dom_ipateva/dom_ipateva_1.html