Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн М. Фундулис, профессор Богословского факультета Фессалоникского университета им. Аристотеля (+)
Ιωάννης Μ. Φουντούλης, Καθηγητής της Θεολογικής Σχολής του Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης (+)

 

Литургия Преждеосвященных Даров

Η Λειτουργία των Προηγιασμένων

 

От редакции Православного Апологета: Предлагаемая нами статья профессора И. Фундулиса о Литургии Преждеосвященных даров является обзорной. Тем не менее, она указывает на ее происхождение – причащение пустынников и мирян в дни Великого поста запасными святыми Дарами, которое совершалось после полного неядения никакой пищи до вечера, то есть до 15-00, или 9 часа богослужебного времени, когда положено совершать вечерню. Современные попытки перенести Преждеосвященную литургию на вечерние часы богослужения вечерни в 5 или 6 часов и при этом допущение неядения в течение 6 часов являются грубейшими нарушениями церковной традиции, в особенности ограничение поста 6 часами. Кроме того, священные правила Православной Церкви строго предписывают совершение священнодействия литургии священниками, а значит причащения мирян натощак, то есть неядения с предыдущего дня(она должна совершаться постящимися (не вкушаюшими священниками) и она должна преподаваться постящимся (то есть не евшими), что вполне ясным образом определено 41 правилом Карфагенского собора (419г.) и закреплено 29 правилом Трулльского Пято-Шестого собора (691-2).См.Δεύτερη Συνάντηση Επιμορφωτικού Σεμιναρίου Κλήρου: Ἡ νηστεία πρὸ τῆς Θείας Κοινωνίας. Архимандрит Фотий Иоаким. (Доевхаристический и евхаристический пост). Ἀρχιμανδρίτης Φώτιος Ἰωακεὶμ. (Προευχαριστιακὴ καὶ εὐχαριστιακὴ νηστεία) http://www.immorfou.org.cy/topics-functional/715-deyteri-synantisi.html ).

 

Сердце Великой Четыредесятницы (Великого поста) – это  Божественная Литургия Преждеосвященных Даров. Вместе с литургическими рукописями мы можем назвать эту литургию «Литургией Великой Четыредесятницы», поскольку она действительно является наиболее характерным для этого периода богослужебным последованием. К сожалению, верно то, что многие христиане совершенно не знают о ее существовании, или знают о ней только по имени, или редко ее посещают. Мы не будем винить их за это. Служение Литургии Преждеосвященной литургии сегодня в наших храмах совершается сегодня утром в дни Великого Поста, то есть в рабочие дни, и поэтому очень немногие люди в эти часы оказываются не связанными своей работой.

Во многих церквах вечером в среду совершается богослужение, в то время когда многие, если не все, верующие имеют возможность посещать богослужение. Название этой литургии взято исходя из ее природной сути. Это в буквальном смысле слова литургия «преждеосвященных даров». То есть, это не такая литургия, как другие, нам известные литургии: свт Василия Великого и свт. Златоуста, где мы приносим просфоры и совершается освящение дары. Дары здесь уже освящены,  во время совершения другой литургии, которая совершалась в другой день. Во время Преждеосвященной литургии предлагаются преждеосвященные дары, чтобы ими причащались и получали бы верующие от них освящение. Другими словами, Преждеосвященная литургия это приобщение, причащение.

Чтобы понять причину происхождения Преждеосвященной литургии, нам следует взглянуть на ее историю. Ее корни восходят к древнейшей практике нашей. Сегодня у нас существует обычай причащаться в подходящее время. Однако в первые века жизни Церкви верующие причащались за каждой литургией, и только те, которые совершили различные серьезные грехи, лишались возможности причащаться святых тайн на определенное время. Иными словами, верующие обязательно должны были приобщаться каждое воскресенье и каждую субботу и в середине недели так же часто, как часто совершалась Божественная Литургия, регулярная или нерегулярно в праздники, которые выпадали на неделю.

М. Василий свидетельствует, что христиане в его время регулярно причащались четыре раза в неделю, а именно в среду, пятницу, субботу и воскресенье (Письмо 93). Если снова Божественную литургию нельзя было совершать в середине недели, то верующие хранили частицы от Божественного Причащения с литургии и общались самостоятельно. Этот обычай приветствуется и свт. Василием Великим. Так поступали в монастырях, особенно в местах пустынных, где монахи не могли посещать другие литургии, кроме Воскресной, то же самое делали и миряне. То есть они хранили святые частицы с Воскресной и субботней литургии и причащались самостоятельно. Но монахи составляли небольшие или большие группы, и все они должны были приходить и причащаться на частных этих собраниях. Вот как начинает формироваться небольшое богослужебное последование.

Все они молились вместе перед причащением, и все они благодарили Бога, Который удостоил их причаститься. Если был священник, то он преподавал им Божественное Причащение. Это происходило после вечерни или в 9 часу дня (3 часа дня по нашему времени), потому что монахи обычно ели только один раз в день, после вечера. Постепенно они хотели внести это их причащение в рамки богослужения, напоминающее им о Божественной литургии. Таким образом, была сформирована последовательность Типикона (η ακολουθία των Τυπικών) то есть по образу Божественной Литургии), в конце которой они причащались. Это материнская форма Преждеосвященной литургии.

Давайте теперь перейдем к Великому посту. Божественная Литургия в этот период совершалась только по субботам и воскресеньям. Старый обычай, одобренный церковными правилами, запрещал совершать Божественную литургию в дни недели, потому что это были дни поста и траура. Совершение Божественной литургии было несовместимо с характером тех дней. Литургия - это Пасхальное таинство, которая ярко выраженный праздничный, радостный и победный характер. Но это порождало проблему. Христиане должны были причащаться, по крайней мере, еще два раза в неделю, хотя бы, в течение двух промежуточных дней, в среду и пятницу, как говорит свт. Василий Великий. Решение уже существовало: верующие причащались преждеосвященных даров. Эти дни были постными. Пост в это время означал полное воздержание до заката солнца. Поэтому причащение должно было завершать пост, то есть после совершения вечерни.

В этом история оказывается связанной с современной практикой. И Сегодня Преждеосвященная литургия это богослужение вечерни, к которой добавляются святые дары, подготовительные молитвы, божественное причащение и благодарение после нее. По словам Феодора Студита, ее формирование в контексте всей Четыредесятницы придало Преждеосвященной литургии глубоко «траурный» характер.[1] Вечерня соединяется с умилительными стихирами, священники носят траурные облачения, святой Престол и честные Дары покрыты черными покрывалами, молитвы наполнены смирением и сокрушением. «Во всем богослужение совершается самым таинственным образом», - согласно словам того же святого.

Настало время нам взглянуть на саму эту литургию Преждеосвященных даров, на ее форму, которая выкристаллизировалась после после долгого времени ее развития, и как она совершается сегодня в наших храмах. Мы уже указали на две составные ее части: последование вечерни и Божественное причащение Первая часть - это обычная вечерня с небольшими изменениями. Священник во время пения 9 часа одевается в свои священнические одежды и совершает каждение. Начало начинается с «Благословенно царство…» по образцу Божественной литургии. Читается предначинательный 103 псалом, который описывает дело сотворение Богом мира. Это преддверие вечерни, но также богослужения ночи, которая, как известно, по-еврейски, начинается вечером. Затем дьякон или священник произносит мирную ектенью. Далее следует чтение 18-й кафизмы Псалтири: «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах и услыша мя…».[2]

Это часть Псалтири, которая должна быть прочитана во время вечерни Великого поста. Между тем священник готовит преждеосвященные дары на жертвеннике, которые были приготовлены в предыдущую субботу или воскресенье. Он кладет святой хлеб на дискос, соединяет вино с водой в святом потире и накрывает их. Вечер продолжается пением псалмов и умилительных стихир, которые включают последние стихи этих псалмов, и совершается вход. Прочитываются два чтения из Ветхого Завета, одно из книги Бытия, а другое из книги Притчей. Мы кратко остановимся на молитвенном пении «Да исправится молитва…», втором стихе 140-го псалма. Он поется после ветхозаветных чтений шесть раз, священником и хором, в то время когда священник совершает каждение святого престола.

Затем совершается пространная ектенья за членов Церкви, оглашенных, тех, кто готовится к святому крещению, «готовящихся ко святому просвещению» и верных. И после удаления оглашенных начинается вторая часть, причащение Тайн Христовых.

Перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, которое совершается с величайшим умилением, в то время как верующие поклоняются до земли, сопровождается песнопением древнего гимна

«Ныне силы небесные с нами невидимо служат;

Се бо входит Царь славы.

Се бо жертва тайная совершенная дориносится.

Верую и любовию приступим,

Да причастницы жизни вечныя будем.

Аллилуйя».

Подготовка к божественному причащению включает в себя преимущественно Господню молитву, молитву «Отче наш ...», за которой следует причащение, а за ним благодарение. И литургия завершается умилительной заамвонной молитвой. Это молитва, которая соединяет служение этой умилительной литургии с периодом Великого поста. Духовная борьба Четыредесятницы жестока, но победа над невидимыми врагами, несомненно, будет для ведущего брань хорошей битвой. Воскресение не за горами.

Божественная литургия Преждеосвященных Даров - одна из самых красивых и умилительных последований нашей Церкви. Но в то же время это постоянное приглашение к частому причащению Божественных Тайн. Голос из глубины веков, от древней живой традиции Церкви. Голос, который говорит, что верующий не может жить жизнью Христа, если он постоянно не обновляет свой союз с источником жизни, телом и кровью Господа. Потому что Христос - это «наша жизнь».

Источник: ΙΩΑΝΝΟΥ Μ. ΦΟΥΝΤΟΥΛΗ, Καθηγητοῦ Παν/μίου Θεσσαλονίκης. ΛΟΓΙΚΗ ΛΑΤΡΕΙΑ. Έκδοση Τρίτη. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΗΣ ΔΙΑΚΟΝΙΑΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. 1997, σελ. 49-54.

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2021.

 

[1] Толкование на Божественную литургию Преждеосвященных (даров).

[2] Псалмы119-133



Подписка на новости

Последние обновления

События