Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф



Экклесиология Иоанна Дамаскина

в его догматическом труде

«Точное изложение православной веры»1

Η Εκκλησιολογία του Ιωάννου Δαμασκηνού

στο δογματικό του έργο

«Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως»

Иоаннис Р. Лиллис

доктор богословия Фессалоникского университета, преподающий догматическое и символическое богословие

в Высшей Церковной Академии Ираклиона на Крите


Ιωάννης Ν. Λίλης

Διδάκτωρ Θεολογίας Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης

Διδάσκων Δογματική και Συμβολική Θεολογία

στην Ανωτάτη Εκκλησιαστική Ακαδημία Ηρακλείου Κρήτης

 






Экклесиология византийских богословов, как она представлена в их же творениях, представляет собой следующее своеобразие. Она не систематизирована с пространные специальные главы, но органически вписывается в их учение о Святой Троице,Христологию и творение мира. В цело Церковь является творением в центре которой находится человек, который для того, чтобы существовать, жить и двигаться и совершенствоваться должен быть постоянно причастным энергии Триединого Бога, а это единство и общение человека с божественной реальностью происходит в таинствах Церкви.



Экклесиология прп. Иоанна Дамаскина

Прп. Иоанн Дамаскин, писатель 8 столетия, в своем творении «Точное изложение православной веры» предлагает обобщенное догматическое учение о Церкви, как оно излагалось еще а предшествующие восемь столетий. 2 Он свою экклесиологию во всем своем произведении не описывает в явных чертах, не конкретизирует, как, в принципе, он даже почти что совсем не упоминает слово Церковь, разве что в качестве двух исключений3, он также естественно не использует термин Экклесиология, поскольку данный конкретный термин был усвоен намного позже, уже в современной науке догматического богословия. Его триадология, то есть изложение троичного догмата о Святой Троице, также как и его Христология, то есть учение о втором лице Святой Троицы и о вочеловечении в истории, автоматически содержат и экклесиологию, поскольку Сын Божий и Бог Слово, Который являет Святую Троице в истории, является Творцом мира и основателем Церкви4. Более того в его творении Церковь отождествляется со всем творением. Показательным является то, что в 86 главе своего труда «Точное изложение Православной веры», которое озаглавлено как «О святых и пречистых таинствах Господних (Περὶ τῶν ἁγίων καὶ ἀχράντων τοῦ Κυρίου μυστηρίων)5, для того, чтобы раскрыть учение о таинствах Церкви, он пространно излагает учение о творении мира.6

Более конкретно, он говорит, что Бог сотворил весь мир в целом «по безмерному богатству Своей благости», не мог, чтобы благо пребывало одно.7 Благо (το ἀγαθὸ) или благость ( η ἀγαθότητα) это не просто добро, но сама жизнь, которую дарует Бог во всем ее многообразии, бытие, разумно-словесное и поэтому оно противоположно тому, что есть тление и смерть. Бог первыми создал умные и небесные силы, то есть ангелов, а потом видимый и чувственный мир, то есть животных и растения, а в последствии и человека, который причастен и умному и чувственному миру. «Все же сотворенное им, - замечает прп. Иоанн, - по своему бытию участвует в Его благости», участвуют по благости Божией, поскольку они восприяли от Бога бытие и жизнь, Бог постоянно с помощью своей энергии-действования поддерживает и промышляет о том, чтобы все существовало и жило. Божественная благость выражается и чувственным образом и динамично в течение всей истории - с помощью творения человека и остальной твари (творимый мир в произведении прп. Иоанна Дамаскина, но и в творениях византийских богословах он называется тварь (κτίση) и сотворенное(κτιστό)8. Появление сотворенного человека и его присутствие, а также и остального мира только собой свидетельствует о благости Божией. Разумно-словесные творения, однако, причастны благости Божией в большей мере, нежели остальные творения, поэтому и обладают бытием, но разумно-словесным (το λογικό εἶναι ). Они в особенности причастны Ему, поскольку и Создатель мира является разумно-словесным, хотя, конечно же, существует коренное различие между Творцом и творениями.9

Поэтому то человек и является самовластным, он обладает силой-произволением и для того, чтобы постоянно пребывать в единении с Творцом Богом и пребывать в благости, но и чтобы идти в направлении противоположном злу, тлению и смерти. Эта способность человека может привлечь и все неразумное творение. Человек, в конечном итоге, избрал тление и смерть, и непослушание Божественной благости. Но даже и в этом случае Творец из преизбытка Своего человеколюбия не оставил Своего творения. Поскольку мы не сохранили своего образа и духа, который нам был дан: «Ибо так как Он уделил нам Свой собственный образ и Свой собственное дыхание, но мы не сохранили этого»10, - замечает прп. Иоанн Дамаскин. То для того, чтобы нас очистить и сделать нетленными Сын и Бог Слово, второе лицо Святой Троицы (которое именуется Христос, но только после вочеловечения) стало человеком и само восприяло нашу тленную и смертную природу кроме греха: «уподобился нам, сделавшись человеком по всему, кроме греха и соединился с нашим естеством».11 Грех не является элементом, частью человеческой природы, но имеет свое происхождение от свободного волеизъявления человека, которое при трагическим своем выборе вызвало тление и привело к смерти человеческую природу.12 Конечно же, несмотря на то, что Бог Слово воспринял тление и смерть и воскрес для того, чтобы соделать нетленным человека, человек наследует смерть, потому что зло проникло в вещество, которое как тварное является и изменчивым и инертным, и не может с легкостью уйти, но в одинаковой мере инертна. Характерно то, что прп. Иоанн Дамаскин, раскрывая в своем творении следствия тварности созданного Богом и указывая на факт, что смерть, поскольку она вошла, она не может теперь так просто исчезнуть, но несмотря на это она приносит и некое благодеяние: она не дозволяет злу быть бессмертным.13



б) Вочеловечение Господа и Его Таинства



Выше мы затронули учение прп. Иоанна Дамаскина о тлении человека и его исцеления Христом, и оно имеет непосредственное отношение к его экклесиологии, поскольку нам оно дает разъяснение почему существуют Таинства. Таинства Крещения (второе рождение) и Божественное Причащение (удивительная пища) даны Христом для того, чтобы даровать человеку исцеление и жизнь в нетлении. Злые страсти и эгоцентризм принесли в жизнь человека тление и смерть, а поэтому Христос из полноты Своего человеколюбия воплощается и подает в Своих Таинствах жизнь, нетление и воскресение.14

Новое рождение и новая пища, которые принес Христосэто святое Крещение и честные Его дары, хлеб и вино, которые Он предложил в Сионской горнице во время Тайной вечери. Во время Тайной Вечери Христос умыл ноги своим ученикам, совершил Ветхозаветную Пасху и им преподал образ крещения. Прп. Иоанн Дамаскин связывает умывание Господом ног с образом-символом крещения,15 и не только символом крещения Господа было крещение совершаемое Иоанном Кестителем. Более того, поскольку Он преломил и раздал хлеб, нам Он преподал Свое тело, и поскольку Он взял чашу с вином и водой и преподал говоря «пийте от нея вси, сия есть кровь Нового Завета», тем самым Он нам преподал Свою Кровь.16 Что же касается нашего Крещения, то он разъясняет почему оно необходимым, каким образом оно связано и с помазанием елеем, подразумевая здесь таинство Миропомазания. Елей в Крещении особым образом указывает на то, что он используется для того, чтобы нас сделать помазанными, чтобы указать на помазание человечества божеством, которое принес Христос, а также для того, чтобы даровать милость Божию. 17

Берется хлеб ( ρτος) и вино, разъясняет прп. Иоанн Дамаскин, потому что человек отвращается от от многого, что совершается несогласно с обычаем. Христос взял обычное и сообразное природе ради того, чтобы совершить то, что превышает природу.18 Что же касается Крещения, поскольку люди обыкновенно купаются в воде и помазываются елеем, Он соединил благодать Духа с елеем и водой и тем самым установил баню пакибытия, возрождения. Точно таким же образом, поскольку люди ядят хлеб и пьют вино, Он взял конкретно эти вещества и их соделал Своим Телом и Кровью, для того чтобы мы принимали Его дар через естественные и привычные средства.19

Тело же, которое принимают и которого причащаются члены Церкви есть истинное тело соединенное с божеством (σῶμα ἀληθῶς ἡνωμένον θεότητι), и не потому что тело Христа вознесшееся на небо само сходит на землю, но потому что сам хлеб и само вино прелагаются, изменяются в тело и Кровь Божию. Прп. Иоана Дамаскин подчеркивает, что если кто-то захочет понять способ (τρόπος) преложения-изменения хлеба и вина в тело и кровь Господни, то следует знать, что это совершается действием Святого Духа. Это неисследимо. Точно также Господь при содействии Святого Духа доставил Богоматери плоть, для Себя и в Себе (ἑαυτῷ καὶ ἐν ἑαυτῷ ) и мы не знаем способа с помощью которого это произошло, но только знаем, что Господь истинно и действительно стал человеком, точно также и хлеб и вино изменяются (μετατρέπονται ) в тело и кровь Христовы, и мы не знаем способа этого изменения. Нам вполне достаточно знать, что они действительно переменяются.20 Там же, где он это подчеркивает в особенности, он также говорит, что хлеб и вино являются не просто образами (τύπος) тела и крови Христаон конечно же говорит о неприемлемости такой мыслино самое тело обоженного Господа. Поэтому он и замечает, что Христос согласно преданию о честных дарах во время Тайной Вечери сказал сие есть тело Мое и кровь Моя, это есть образ (τύπος) Моего тела и образ Моей крови, как он также говорил и иудеям «тот, кто не будет есть тела Сына Человеческого, не будет иметь жизни вечной. Ибо Моя плоть есть истинно ястие и тело Мое есть истинное питие», а также «ядущий Меня жить будет».21

В прочем да и все в Церкви является освященным. Прп. Иоанн Дамаскин подчеркивает и явно, что честный Крест Господень освящен, потому что на нем была честная кровь Христова и распято тело Его. «Должно поклоняться самому этому досточтимому и поистине драгоценному древу, на котором Христос принес Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением святого тела и крови»,22 - соответственно замечает он. Всякий раз, когда человек ему поклоняется он получает исцеление и освящение. Тоже самое относится и к гвоздям, копью, яслям, Голгофе, животворящему гробу Христа, поскольку он приняли Христа и они получили освящение.23

Поскольку прп. Иоанна Дамаскин говорит о Таинствах и о врачевании, которое доставляет святое Причащение честного Тела и Крови Господних, то он ясно заявляет, что для того, чтобы они доставили человеку исцеление, ему необходимо всему, всему его существу, его сердцу, телу его, его пожеланию быть очищенными и иметь доброе расположение. Наоборот причащение тела и крови Господних не подает оставление грехов, но становится мукой и наказанием, точно также как и смерть Господа для верующих стала жизнью и нетлением, в тоже время для тех, Его чернили они стали мукой и наказанием.24 Пример, который он приводит из жизни Самого Господа весьма точен и характерен. Благодать святого Духа, которой обладают Таинства Господни, освящает человека настолько насколько человек, как обладающий свободой и самовластием, являет доброе произволение и очищает себя, а не марает себя грехом, основным проявлением которого является зло.

На вероятный вопрос относительно того, как в жизни людей проявляется исцеление святым Духом, Который дарует причащение святыми дарами, прп. Иоанн Дамаскин отвечает, что члены Церкви, когда они причащаются, то они достигают сочетания, единства и гармонии души и тела: «Тело и Кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь».25 Человеческие же страсти, такие как злость, зависть и эгоизм со всеми их последующими проявлениями, раскалывают человека, а освящение таинствами оставляет человека в его пустыне, тишине, что проявляется внешним образом в единстве и гармонии человеческого бытия. Божественное Причащение для человека является «отражением всякого вреда» и «очищением от всякой скверны». Это лекарство, которое истребляет и уничтожает всякие болезни и всякий вид внезапного бедствия и насилия.26

Честны дары Господни также называются а) причащением (μετάληψη), б) общением (κοινωνία) и в) вместообразные будущего века (αντίτυπα των μελλόντων). Причащением, потому что через них мы причащаемся божества Иисуса Христа. Общением, потому что мы через них входим в общение со Христом, поскольку мы причащаемся плоти Его и Его божества, но также и входим в общение между собой, поскольку причащаемся одного хлеба и становимся сотелесными Христу.27 Вместообразными будущего века, потому что через них мы теперь уже становимся причастными божества Христа ( а не потому, что становимся причастными истинного тела и Крови Бога), в то время как в будущем веке будем причащаться умно, только посредством божества Бога. 28



продолжение следует

© перевод «Православного Апологета», 4/17/ 12. 2011г.

Память прп. Иоанна Дамаскина

1 Исследование, которое было опубликовано в Бюллетене Критской Церкви «Апостол Тит» Μελέτη που δημοσιεύθηκε στο επίσημο δελτίο της Εκκλησίας της Κρήτης Απόστολος Τίτος, περίοδος Γ΄ τεύχος 8, Δεκέμβριος 2007, σελ. 145160.

2 Это творение прп. Иоанна Дамаскина уже в ту эпоху, когда жил еще прп. Иоанна Дамаскин, началось переводиться на различные иностранные языки. До 12 столетия оно было переведено на сирийский, арабский, армянский, древнеболгарский и славянский, грузинский и латинский языки. Под руководством папы Евгения III был в 1150г. Начат его перевод на латинский язык, то есть через сто лет после Великого раскола, этот факт указывает на важность этого творения и то, какой отзвук это догматическое творение получило. Γεωργίου Φλορόφσκυ, Οι βυζαντινοί πατέρες του έκτου, εβδόμου και ογδόου αιώνα. Μετάφραση Παναγιώτου Κ. Πάλλη. Εκδόσεις Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 1993, σελ. 406˙ Bonifatius Kotter, Die Schriften des Johannes von Damaskos, ΙΙ, BerlinNew York 1973, σελ. 43. Βλ. επίσης για το θέμα των μεταφράσεων του συγκεκριμένου έργου του Ι. Δαμασκηνού J. de Ghellink, Lentrée de Jean de Damas dans le monde literraire occidentale, στο Byzantinische Zaitschtift 21 (1912), σελ. 448457.

3Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, Kotter II (Bonifatius kotter, Die schriften des Johannes von Damaskos ΙΙ˙ Berlin, New York 1973) 896 σελ. 22˙ 132223 σελ. 38.

4Таким образом Отцы Церкви выражали экклесиологию в своем догматическом учении. См.Νίκου Ματσούκα, Δογματική και συμβολική θεολογία Β΄, (έκθεση της ορθόδοξης πίστης), εκδ. Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 1992, σελ. 354356.

5В издании Творений прп. Иоана Дамаскина .СпбДА 1913, т.1, стр. 309-314 эта глава расположена в ч. 4, гл. 13

6В главе о таинствах существуют непосредственно те же ссылки на творение мира, которые имеются и в особой главе под названием О творении (Περὶ δημιουργίας), в котором описывается почему Бог из ничего мир. См. Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, Kotter II 16 28.

7Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, Kotter II 86 25, σελ. 191

8 Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, Kotter II, 80 37, σελ. 178179:

9Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, B. kotter, ΙΙ, 86 514 , σελ. 191

10Прп. Иоанн Дамаскин во многих замечаниях своего произведения «Точное изложение Православной веры» подчеркивает, что человек является созданным по образу Божию, потому что имеет ум. Πρβλ. Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, B. kotter, ΙΙ, 62 1623, σελ. 157158

11Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 1525, σελ. 191192.

12Γεωργίου Μαρτζέλου, Η ενανθρώπιση του Λόγου κατά τον αγ. Ιωάννη Δαμασκηνό και η σημασία της για τη θεολογία του, http://users. auth. gr/martzelo (το 74ο άρθρο) καθώς και υπό δημοσίευση στο Θεολογία 77,2 (2006), σελ. 7

13ωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 82 2730 : σελ. 182183.

14Βλ. για το θέμα Νίκου Ματσούκα, Δογματική και συμβολική θεολογία Β΄, (έκθεση της ορθόδοξης πίστης), εκδ. Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 1992, σελ. 203 βλ. Γεωργίου Μαρτζέλου Το προπατορικό αμάρτημα κατά την ορθόδοξη παράδοση, http://users. auth. gr/martzelo (το 80ο άρθρο) καθώς και υπό δημοσίευση στο Επιστημονική Επετηρίδα Θεολογικής Σχολής (Νέα σειρά), Τμήμα Θεολογίας, 14 (2004) σελ. 23

15Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter, ΙΙ, 86 4851, σελ. 193 : «Ἐν τῷ ὑπερῴῳ τοίνυν τῆς ἁγίας καὶ ἐνδόξου Σιὼν τὸ παλαιὸν πάσχα μετὰ τῶν μαθητῶν αὐτοῦ φαγὼν καὶ πληρώσας τὴν παλαιὰν διαθήκην νίπτει τῶν μαθητῶν τοὺς πόδας, σύμβολον τοῦ ἁγίου βαπτίσματος παρεχόμενος».

16Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 5159, σελ. 193.

17Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 5159, σελ. 193. русском издании кн. 4, гл. 9, с. 304)

18Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 8487, σελ. 194 (русск. с. 311)

19 Там же.

20Там же, стр. 311-312

21Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 114120 , σελ. 195. Данные конкретные ссылки его на Священное, Писание являются принятыми для Отцов Церкви, поскольку они живо смотрели на то, что описывает Священное Писание и живо воспринимали, а поэтому переносили в церковную жизнь, как это было доказано на Византийской культуре. Ин.6, 5354, 5556, 58.

22 Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, Kotter II, 84 4951, σελ. 188.  (русск. Текст, с. 306)

23Там же.

24Там же, с. 313

25Там же, с. 313

26Там же, с. 313

27Там же, с. Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 167172, σελ. 197.

28 Ἰωάννου Δαμασκηνοῦ, Ἔκδοσις ἀκριβὴς τῆς ὀρθοδόξου πίστεως, kotter ΙΙ, 86 180182, σελ. 198.



Подписка на новости

Последние обновления

События