Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Навпактский и св. Власия

 

Исихастские прения[1]

Ησυχαστικες  συζητήσεις 

Hesychast debates

 

 

Различия между западным и восточным христианством выявляются в вопросах догматических, преимущественно в Христологии и Триадологии. Однако же, это отличие предполагает отсутствие у западных методологии постижения догматов, которым является православный исихазм. То есть, методом для достижения кем-либо созерцания Бога и непогрешительного богословия и богодухновенности является священное безмолвие-исихия, во всем понимании этого слова. Когда оно утрачено, тогда человек рассуждает о Боге по-философски, а в результате он впадает в ересь.

Я упомяну о трех из многочисленных прений, дискуссий, которые велись по вопросу об отличиях между западным схоластицизмом и православным исихазмом.

А) Варлаам – Григорий Палама

Варлаам был монахом униатом, который вначале появился в Константинополе, а затем в Фессалониках, как православный, происходящий из Калабрии, нижней Италии. Однако же с самого начала он выделялся приверженностью к схоластическому богословию. Несмотря на то, что он явился как противник Фомы Аквинского, но в действительности его взгляды были схоластическими, потому что он чрезмерно превозносил философию и ее ставил выше боговидения. Он говорил о том, что видение Пророков было «хуже нашего умного», принимая теорию о analogia entis, уничижая тело человека, считая его темницей для души, и учил, что оно не может быть причастно боготворящей божественной энергии-действованию. В действительности он пропагандировал платонические взгляды на человеческое тело, считал Божественную энергию тварной и т. д.

Важным является то, что прения между Григорием Паламой и Варлаамом начались со Святой Горы, потому что Варлаам имел агностические взгляды о Боге. В дальнейшем они привели к формированию его концепции о том, каком же на самом деле является действование Бога или Его энергия – созданной или несозданной – и, в конечном итоге, как человек может переживать и быть причастным несозданой Божественной энергии. Это указывает на то, что одно - это исхождение Святого Духа только от Отца, как сущности, а другое – это ниспослание Святого Духа, как действования, в мир, которое совершается и через Сына. То есть существует отличие между сущностным исхождением Святого Духа только от Отца и ниспосланием Святого Духа по действованию в мир, которое совершается через Сына. Причастность Божественным действованиям-энергиям осуществляется посредством традиции исихазма в Православной Церкви. Тем самым доказывается, что неразделимое различение сущности и энергии в Боге - это не философский вопрос, а, прежде всего, эмпирически-опытный. Следовательно, исихазм оказывается самым тесным образом связанным с переживанием богооткровенной истины, с причастностью боготворящим действованиям-энергиям Бога и изложением догматов веры.

В очень важном творении свт. Григория Паламы «В защиту священно-безмолвствующих» опровергаются схоластические и западные взгляды Варлаама, которые настаивал на том, что человеческое знание является даром Божиим, а, следовательно, оно является равноценным или даже более высоким, нежели познание Апостолов и Пророков; что молитва не должна совершаться с помощью тела и страстной части души, но она должна совершаться умом, который выводится из тела, а также, что свет, который становится ощутимым для чувств является созданным (тварным), а, следовательно, он ниже умно-разумного. Свт. Григорий Палама ниспроверг все эти нечестивые учения, используя тексты из священного Писания и Святых Отцов. Очень важным является то, что все эти тексты он истолковывал на основании своего личного опыта, не говоря об этом вполне ясно, но что становится достаточно видно, если кто-то параллельно будет читать биографию святителя, составленную свт. Филофеем Коккиным.

В этом прении между свт. Григорием и Варлаамом, вызванной по причине высказывания мнений вторым, который являлся выразителем франко-латинской схоластической традиции о Боге, мире и человеческом теле, были затронуты многие вопросы, наиболее важными из которых являются: «мудрость и опыт христианина», «психосоматический метод молитв: суждение об «омфалопсихии», «сердце, престол ума», «преображенное тело», «очищение и бесстрастие, необходимость в истинном знании», «умная молитва и «единословная» молитва», «обожение, энергия-действование Бога, а не природный дар», «причастность боготворящей благодати, не Божественной сущности», «Божественные энергии отличаются от божественной сущности», «фаворский свет является несозданной энергией».[2]

@ Перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2020 г.

 

[1] Главы из книги Митрополита Иерофея. Древний и Новый Рим., стр.209-212

[2] Димитрий Куцури, с. 39



Подписка на новости

Последние обновления

События