Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Богословские труды. Сборник двадцать шестой. Издание Московской Патриархии

КАРФАГЕНСКИЙ ЕПИСКОПАТ ВРЕМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ КИПРИАНА[1]

(Опыт характеристики)

 

Похожее изображение

В сентябре 256 г. святитель Киприан, епископ Карфагенский, созвал Собор, на который съехались предстоятели всех африканских Церквей: восемьдесят три человека. Собран был Собор по следующей причине: еретиков и раскольников, покаянно возвращающихся в лоно истинной Церкви, или крестили, или только помазывали миром. Практика тут была разная: на Востоке и в Африке крестили, на Западе ограничивались помазанием; следовали своим, издавна укоренившимся обычаям, и ни Восток от Запада, ни Запад от Востока не требовал отказа от этих, стариной освященных обычаев.

 

Все было мирно, пока на Римской кафедре епископом не оказался Стефан, человек крутой и властный. Он объявил себя «епископом епископов», потребовал, чтобы Восток и Африка еретиков не крестили, а только миропомазывали, и пригрозил ослушникам отлучением.

 

Африка возмутилась. Карфагенская Церковь всегда поддерживала добрые отношения с Римом, Римского епископа чтили как преемника апостола Петра, но никогда не считали, что он имеет право распоряжаться во всех Церквах и всюду устанавливать свои порядки. Возмутился и Восток. Епископ Каппадокийский Фирмилиан[2], человек авторитетный и весьма уважаемый, назвал в письме к святителю Киприану Римского епископа самонадеянным и невоспитанным глупцом. Святитель Киприан решил, по своему обыкновению, привлечь к обсуждению вопроса о крещении еретиков, взволновавшего и Церковь, и мирян, всех африканских епископов. Собралось, как мы уже сказали, восемьдесят три епископа. Каждому было предложено «свободно и спокойно» изложить в письменной форме свое мнение[3]. Эти мнения («сентенции») и содержат материал для характеристики африканских епископов, современных святителю Кнприану.

 

Это —люди церковно образованные: они знают Священное Писание и любят подкреплять свои мысли ссылками из Ветхого Завета, Евангелия, Посланий апостола Павла и апостола Иоанна. Они интересуются историей родной африканской Церкви: знают о прежде бывших Соборах, знакомы с их постановлениями. Некоторые окончили грамматическую школу, а может быть, и риторскую: хорошо пишут, мастера антитез (1) и (22), доказывают свою мысль от Писания и здравого смысла и выражают ее коротко и убедительно. «Кто говорит, что еретики имеют власть крестить, пусть сначала скажет, кто основатель ереси. Если ересь от Бога, то еретики имеют и милость Божию; если же ересь не от Бога, то могут ли еретики иметь благодать Божию или кому-либо ее сообщать?» (Приватиан из Суфетулы, 19). Неожиданно выдвинуто доказательство, подсказанное не логикой, а горячей любовью и предан ностью Церкви: «Если муж, отправляясь в дальнее путешествие, поручил жену свою заботам друга, то друг прилагает всяческое старание к тому, чтобы никто не посягнул на ее чистоту и целомудрие. Христос и Бог наш, отходя к Отцу, поручил нам Церковь, невесту Свою: сохраним ли мы ее в чистоте и непорочности, или выдадим, непорочную и целомудренную, прелюбодеям и совратителям? Тот, кто ставит церковное Крещение наравне с еретическим, выдает ее распутникам» (Венантий из Финиссы, 49).

 

Еретики не живут отдельной общиной; они вкраплены в гущу всего народа, перемешаны с ним; епископы встречаются с ними ежедневно. И они не только осыпают еретиков бранью из своего ругательного лексикона, небогатого, но весьма выразительного (враги Христовы; сыны антихристовы, покрытые зловонным гноем ереси; синагога сатанинская; все одержимы бесом, и надо их отчитывать), но и предъявляют им конкретное обвинение: они уводят овец Христовых из Церкви, этого вместилища истины, всегда там пребывавшей и пребывающей; «расставляя ловушки, расхищают стадо Христово» (17) и занимаются пропагандой своей ереси, пользуясь Писанием, которое истолковывают по-своему, в свою пользу: «они рвут своими лживыми словами святые и дивные слова Писания» (31). Нигде у святителя Киприана — ни в письмах, ни в его трактатах — нет упоминания о публичных диспутах, вроде тех, которые Иустин Философ вел с язычником Крискентом, но можно не сомневаться, что епископы возражали еретикам в своих проповедях или в окружных посланиях к пастве своих епархий. Вернуть в Церковь, освободить душу человеческую от власти диавола — это их обязанность, чувство, ярко выраженное в приводимых ниже словах епископа Секундиана.

 

К вернувшимся в Церковь относятся внимательно и милостиво; каждого расспрашивают, ушел ли из Церкви уже окрещенным (вторично его, конечно, не крестят), какое место занимал в еретической иерархии. Прошлым не попрекают. «Будем в общении с ними», — ласково говорит епископ Феликс из Багаи (12). Христианским милосердием дышат слова епископа Секундиана из Фамбии: «Если они (еретики) не будут окрещены в Церкви Господа нашего Иисуса Христа и не получат поэтому отпущения грехов, то в день Суда они обвинят нас, что мы не окрестили их и потому они не получили Божественной благодати» (80).

 

Епископы проникнуты сознанием высокого достоинства своего сана — они преемники апостолов: «Истина Вселенской Церкви, Матери нашей, оставалась и остается у нас» (Монул из Гирбы, 10); «Мы, по милости Божией, именуемся друзьями Божиими» (Секунд из Цедии, 11); они управляют Церковью, «имея ту же власть, что и апостолы» (Клар из Маскулы, 79).

 

Участники Собора оставляют впечатление неизгладимое. Сильные своим единодушием, преданные Церкви, добрые пастыри, болеющие не только за свое стадо, но и за всякую душу человеческую, они сберегли единство Церкви, одолели расколы и ереси. Так мало оставили они сведений о себе: имя, место служения, краткую «сентенцию», сквозь которую проглядывает ее автор, но великого уважения и благодарной памяти заслуживают эти скромные люди.

- - - - - -

 

[Прим. редакции портала «Православный апологет»] Помимо самого председателя Карфагенского Собора сщмч. епископа Киприана Карфагенского, Церковью прославлены следующие участники Большого Карфагенского Собора 256 г.[4]:

 

Сщмч. Киприан, епископ Карфагенский (память 31 августа)

Сщмч. Феоген (Теоген), епископ Иппонский (память 26 января)

Сщмч. Иулианий (Юлиан), епископ Телевтский (Юлиан из Телепты) (память 27 января)

Свт. Немесиан (Немезиан), епископ Тубунский в Нумидии (Карфагенский календарь, дата памяти частично стерта, между 17 и 25 дек.)

Сщмчч. епископы Феликс, Луций, другой Феликс, Литтей (епископ из Гемиллы), Полиан (епископ из Милео), Виктор, Ядер (епископ из Мидилы), Датив (епископ из Вад) (все - память 11 сентября)

Сщмч. Секундиан, епископ из Тамбы (память 3 мая)

 


[1] Богословские труды. Сборник двадцать шестой. Издание Московской Патриархии. Москва 1985. ISSN 0320—0213, стр. 222-223. /images/st/3651/img_3651_98cad1a3a101af01d82b5c525e9cfd8f.pdf

 

[2] День памяти: 28 октября. Преподобный Фирмилиан, архиепископ Кесарийский (III). НАСТОЛЬНАЯ КНИГА СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ. ТОМ 2. МЕСЯЦЕСЛОВ (сентябрь-февраль). Издание Московской Патриархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ПИМЕНА. Москва, 1978. стр. 227. /images/st/3651/img_3651_67caba63b83db5e28298e67679ac314f.pdf

[3] «Мнение епископов в числе 87-ми о подлежащих крещению еретиках» (Sententiae episcoporum numero LXXXVII de haeriticis baptizandis). https://apologet.spb.ru/gr/богословие/3416-karfagenskij-sobor-pri-svyashchennomuchenike-kipriane-256-g-akty-i-protokol-sobora-pravilo-i-tolkovanie.html#_Toc524803287

 

[4] По материалам:

Доклад епископа Нафанаила представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки. 1953 г. https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940

Patrologiae cursus completus ...: Series latina, Volume 13: Series Latina. Jacques-Paul Migne. https://archive.org/details/patrologiaecurs39unkngoog/page/n618

КАРФАГЕНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/1681211.html

 



Подписка на новости

Последние обновления

События