АРХИЕПИСКОП АФИНСКИЙ И ВСЕЯ ЭЛЛАДЫ
ИЕРОНИМ II
ДОКЛАД БЛАЖЕННЕЙШЕГО АРХИЕПИСКОПА АФИНСКОГО
И ВСЕЯ ЭЛЛАДЫ ИЕРОНИМА
(12 ОКТЯБРЯ 2019 г.)
АВТОКЕФАЛИЯ ЦЕРКВИ УКРАИНЫ
Уважаемые братья,
Постоянный Священный Синод Элладской Церкви в экстренном порядке занялся вопросом «автокефалии» Церкви Украины. После долгих размышлений, обмена мнениями и дискуссий все материалы были переданы на рассмотрение двум синодальным комиссиям нашей Церкви: 1) комиссии по догматическим и каноническим вопросам; 2) комиссии по межправославным и межхристианским отношениям, чтобы эти комиссии совместно дали надлежащие разъяснения Священному Синоду (см. сообщение для прессы Постоянного Священного Синода от 7 марта 2019 г.):
С этой целью мы передали все полученные нами письма и тексты этим двум комиссиям, чтобы они приняли их во внимание при изучении данного вопроса.
«Украинский» вопрос обсуждался и на других заседаниях Постоянного Священного Синода.
а) 2 апреля по случаю визита делегации Вселенского Патриархата в Священную Афинскую Архиепископию и её доклада членам Священного Синода.
б) 22 и 23 мая по случаю получения письма от Блаженнейшего митрополита г-на Онуфрия, которым он пригласил представителей Элладской Церкви на празднование дня его тезоименитства, а также
в) 27 июня и 27 августа, когда были зачитаны послания Высокопреосвященнейшего митрополита Китирского г-на Серафима на эту тему.
Между тем, 13-го августа Генеральный секретариат получил совместное заключение двух синодальных комиссий (комиссии по догматическим и каноническим вопросам, а также комиссии по межправославным и межхристианским отношениям) и пояснительный доклад под заглавием «Вопрос канонической юрисдикции священной митрополии Киева», которые также были зачитаны во время заседания Постоянного Священного Синода 28-го августа в присутствии Преосвященнейших председателей обеих комиссий, митрополита Дидимотихийского, Орестиадского и Суфлийского г-на Дамаскина и митрополита Димитриадского и Алмирского г-на Игнатия.
Дискуссия по украинскому вопросу на заседании, состоявшемся 28 августа, длилась три часа, и их Преосвященства, митрополиты Дидимотихийский и Димитриадский, которые подробно изучили эту тему, вместе с остальными членами синодальных комиссий, работавших под их руководством, ответили на все вопросы, которые были заданы членами Священного Синода. Каждый из них высказал свою точку зрения во время заседания.
Заключение обеих комиссий, которое доступно для всех желающих, сводится к следующим основным с номоканонической точки зрения тезисам:
а) Вселенский Патриархат никогда не уступал Московскому Патриархату юрисдикцию над Киевской митрополией. Соборным актом от 1686 г. он поручил Патриарху Московскому, «да имеет разрешение» и право только рукополагать и поставлять на престол митрополита Киевского, которого избирали подчинённые этой епархии. А митрополит Киевский должен был в первых поминать имя Вселенского Патриарха (Правило 120 Карфагенского собора).
б) Вселенский Патриархат имеет привилегию принимать апелляции и от архиереев другой церковной юрисдикции, если подающий апелляцию архиерей направил соответствующий запрос (см. Филарет, Макарий) (Правила 9 и 17 Четвёртого Вселенского Собора).
в) Вселенский Патриарх всегда имел и имеет непререкаемое каноническое право не только должным образом заботиться о поддержке Православных Церквей, находящихся в трудной ситуации и среди испытаний, но и связан каноническим обязательством своевременно принимать все необходимые меры для предотвращения, устранения или уврачевания опасных угроз или искушений для тела Церкви. Ведь вся история Вселенского Патриархата, будь то в периоды благополучия или же в трудные времена, является настоящим свидетельством его служения страждущим Православным Церквам, всегда бескорыстного и жертвенного.
г) Вселенский Патриархат имеет каноническую привилегию самостоятельно провозглашать автокефалию Поместных Православных Церквей (например, Грузия – 1990 г.; Чехия – 1998 г., Польша – 1924 г., Албания – 1937 г., Греция – 1850 г., Сербия – 1878 г., Румыния – 1835 г., Болгария – 1945 г. и др.).
К сожалению, поскольку Московский Патриархат отсутствовал на заседаниях Критского Собора в 2016 году, то нам не представилось возможности обсудить вопрос предоставления автокефалии, и таким образом был упущен шанс прийти к согласию с остальными Церквами.
д) Согласно статье 3 действующей Синтагмы, «Элладская Православная Церковь, которая знает лишь одного Главу – Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно объединена общими догматами веры с Великой Константинопольской Церковью и с любой другой Православной Поместной Церковью; так же, как и они, Элладская Церковь непреложно хранит священные апостольские и соборные правила и Священное Предание. Она является автокефальной и имеет свои органы управления: Архиерейский Собор, членами которого являются все действующие архиереи, и Постоянный Священный Синод, который включает часть из них и формируется согласно Уставной хартии Элладской Церкви, с соблюдением положений Патриаршего Томоса от 29 июня 1850 года и соборного акта от 4 сентября 1928 года».
Совместная резолюция двух комиссий заключается в следующем:
«На основании вышеизложенного, рассмотрев вопрос о предоставлении автокефалии Церкви Украины не только с канонической, но и с юридической точки зрения, мы с благоговением докладываем, что не существует никаких препятствий для признания автокефалии Церкви Украины, а также для абсолютной согласованности и общего курса Элладской Церкви с Вселенским Патриархатом.
А затем, как было изложено в сообщении для прессы от 28 августа, Постоянный Священный Синод после длительного обсуждения признал «каноническое право Вселенской патриархии даровать автокефалию, равно как и привилегию Предстоятеля Элладской Церкви далее заниматься вопросом признания Церкви Украины».
*
Все мы знаем, что административная организация Церкви ещё с апостольских времен нацелена на сохранение единства Церкви на местном, региональном и вселенском уровне, а также на предупреждение или устранение ересей, или расколов, угрожающих нарушить единство церковного тела.
Все мы знаем, что административная организация Церкви всегда была неразрывно связана с соборным строем, чтобы постоянно утверждать апостольскую преемственность веры и церковного устройства. Ведь апостолы и епископы, как их преемники, — это, прежде всего, носители духовной власти, переданной им Самим Христом «через дуновение»[1], чтобы они не только имели благодатную силу совершать действительную Божественную Евхаристию в каждой Поместной Церкви, но и служили гарантами единства для всех Поместных Церквей в общении веры и в союзе любви.
Все мы знаем, что евангельская проповедь о спасении во Христе «всем народам» (Мф. 28, 18-20) и «даже до последних земли» (Деян. 1, 7–8) потребовала ввести канонический институт автокефалии во времена Первого Вселенского Собора (325 г.) во всех римских епархиях греко-римского мира для соборного контроля за избранием, рукоположением и судом всех епископов каждой епархии.
Все мы знаем, что провокационное запугивание как митрополитов, так и епархиальных собраний потребовало отказаться от автокефалии митрополитов путем их подчинения экзархам римских диоцезов, имевшим более высокий авторитет, или пяти Патриархам, по решению Вселенских соборов.
Все мы знаем, что все народы, принявшие христианскую веру от византийской проповеди (грузины, болгары, сербы и т. д.) сразу же выдвигали требование Матери-Церкви, Вселенскому Патриархату, предоставить им церковную автокефалию для укрепления их национальной идентичности.
Все мы знаем, что после протестантской Реформации XVI века продвижение новыми философами эпохи Просвещения обмирщенной этнократической идеологии затронуло все новосозданные государства православных народов, освободившихся от оттоманского ига. Это выразилось в спорных притязаниях на автокефалию, в том числе и церковную, и выход из юрисдикции Вселенского Патриархата.
Все мы знаем, что Вселенский Патриархат всегда добровольно и бескорыстно предоставляет автокефалию Церкви независимого государства (если, конечно, для этого имеются необходимые канонические условия) для удовлетворения насущных и требующих обязательного внимания пастырских потребностей в секуляризованном государстве и при наличии преемственной православной государственной власти. При этом, церковная автокефалия не предоставляется тем православным народам, которые еще не достигли государственной независимости.
Все мы знаем, что Православная Церковь Украины постоянно, в течение веков подвергалась последовательному, династическому господству или со стороны Польши, или со стороны России, но всегда оставалась в своей канонической церковной юрисдикции, в лоне Матери-Церкви, Вселенского Патриархата, поскольку юрисдикция Вселенского Патриархата не могла быть оспорена без ущерба для господствующих государств.
Все мы знаем, что Московский Патриархат отвергает как неканоническое деяние, причем с большим возмущением, столь необходимую инициативу Вселенского Патриархата по провозглашению автокефалии Православной Церкви Украины — так, как если бы она канонически принадлежала Московскому Патриархату.
Все мы знаем, что Вселенский Патриархат, как заботливая материнская Церковь для Киевской митрополии и всей Украины, в течение целого тысячелетия не только не извлекал для себя никакой пользы, но даже, напротив, отказался от своей канонической церковной юрисдикции, чтобы многочисленная Церковь Украины, включающая около 40 миллионов православных верующих, смогла войти в сообщество автокефальных Православных Церквей и свободно осуществлять пастырское служение для испытывающего трудности благочестивого украинского народа, независимо от какого-либо внешнего вмешательства.
Все мы знаем, что провозглашение автокефалии Церкви Украины чрезвычайно полезно для всей Православной Церкви и будет иметь неоценимое значение для укрепления отношений двух автокефальных Православных Церквей-сестёр, Великой Руси и Украины.
Вот почему я предлагаю, чтобы наша Церковь признала автокефалию Православной Церкви независимой Республики Украины.
Блаженнейший Архиепископ Афинский
и всея Эллады Иероним II
[1] Ин. 20, 22.