Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.) 
 

Похвальное слово Святымъ Архангеламъ, и Ангеламъ и прочимъ Небеснымъ силамъ [1].
 
 

О, божественныя и невещественныя (безплотныя) Божіи Воинства! О, Умы, одаренные духомъ и разумомъ! Однако, лучше будетъ васъ постепенно и по чину возвѣстить и возвеличить и призвать въ молитвѣ. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями [2] и въ первомъ чинѣ небесныхъ Воинствъ поставленные, вашимъ жаромъ (рвеніемъ и любовью къ Богу) вы воспламеняете всѣхъ прочихъ Ангеловъ. Вы, которые, по причинѣ непоколебимой стойкости и свободы отъ плоти и матеріальности, свойству, которое вамъ было придано оть вѣчности, и силы вѣдѣнія и пламенѣть, несете въ себѣ нѣкій образъ Божественнаго подобія; вы справедливо именуетесь «вторыми свѣтами», происходящіе въ силу озаренія отъ Перваго Свѣта, поелику величайшее и безконечное сіяніе Троичнаго и Единаго Господства Онаго, свободнаго отъ какого-либо исчисленія, вы — насколько это возможно — непосредственно отъ Него пріемлете и дѣлаете его пріемлемымъ для прочихъ Духовъ и Умовъ. Итакъ, по причинѣ силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, — будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», — молю васъ, внутреннія души моей предрасположенія (uccessus) очистите отъ скверны пороковъ и отъ тернистой матеріи, которая связана съ ними, и, спаливъ ее, внѣдрите въ мою грудь божественное слово; и послѣ того, какъ мракъ сердца моего внутри меня будетъ изгнанъ и разсѣянъ, просвѣтите чувства моего ума.

О, вы, Херувимы, многоочитые и на четыре стороны обращенные, извѣстные по внутреннимъ силамъ, присущей вамъ формы, отвѣчающимъ противоположнымъ другъ другу соотношеніямъ, именно — силой мыслительной и силой раздражительной; опять же, крѣпостію и небесной возвышенностію обильно и великимъ образомъ возвеличенные; вы — исполнены всей премудростію [3] (по каковой причинѣ вы также именуетесь и источниками и родниками знанія); усовершенствуйте меня знаніемъ божественнаго слова, и такимъ образомъ воспламените меня на борьбу противъ древняго змія и великомощно возвысьте меня отъ земли на высоту.

О, Престолы, пламенѣющіе ревностію, и неприступные, вы — которые являетесь престолами Величайшаго Бога, колесницей и упокоеніемъ Его, вы — выше всякаго низкаго и неблагороднаго и рабскаго положенія, потому что вы объемлете среди васъ Онаго Высшаго Царя всѣхъ; освободите меня отъ всякаго заблужденія и недостойнаго дѣла, и сотворите меня достойнымъ быть Божіей славы и величества.

О, достопочтенные Господства, ваше имя происходитъ на основаніи того, что въ вашемъ дарѣ вы изобразуете Божественное Господство и воспріемлете общеніе въ небесныхъ благахъ самымъ непосредственнымъ образомь и безъ какого-либо препятствія; даруйте мнѣ, дабы замѣшательства, которыя портятъ умъ, я бы возмогъ обуздать и былъ бы выше бѣсовскихъ ловушекъ, которыя тяжко вредятъ душѣ даже до послѣдняго издыханія жизни.

О, Власти, которыя слѣдуя наименованію, отвѣчающему вашему служенію, никакимъ волненіемъ не быть поколебленными, и которыя отъ Онаго Единаго Начала, отъ Котораго проистекаетъ всякое могущество, получили власть и твердость; — надѣлите меня силой на видимыхъ и невидимыхъ враговъ, которые нападаютъ на мою душу и имѣютъ цѣлью увести мой умъ въ свой плѣнъ, и силятся совратить мои стопы, такъ чтобы онѣ не шли по Божіему пути.

О, непоколебимыя и могучія Силы, вы, которыя, по причинѣ твердости души и крѣпости и непобѣдимаго превосходства силы, носите въ себѣ начертаніе Божественнаго всемогущества и силы, — меня, слабаго и немощнаго, опояшите божественной твердостію и крѣпостію и сдѣлайте способнымъ на то, чтобы оныхъ духовныхъ змѣй и скорпіоновъ я бы возмогъ мужественно попирать.

О, невѣдущія уклона или поползновенія Начальства, которыя безъ всякаго прекословія, пріяли отъ Божественнаго и Безначальнаго Главы всякаго начальства и ваше имя и достоинство начальства, и которыя являетесь возглавителями третьяго чина Ангеловъ, — помогите мнѣ, вѣрному (Богу) и окажите мнѣ содѣйствіе для того, чтобы я возмогъ восторжествовать надъ жесточайшими врагами и даже до конца неустрашимо и невредимо противостать имъ.

О, трижды святѣйшій и любимѣйшій и честнѣйшій Князь священнаго Небеснаго Воинства и воевода, Михаиле, корифей Ангеловь достойнѣйшій всякаго почитанія и похвалы и прославленія, ты, который нѣкогда явилъ себя какъ вождь Іудейскаго народа и достовѣрнѣйшимъ образомъ показалъ ему путь ведущій ко спасенію; и который имѣешь нѣкогда вострубить въ оную великую и страшную и оглашающую всѣ концы вселенной трубу, при страшномъ звучаніи которой, бывшіе отъ вѣка мертвецы возстанутъ изъ скрытыхъ хранилищъ земли, и земля, какъ вращающаяся праща [4] подвинется изъ своихъ основаній, и элементы растворятся, и солнце окрасится въ иной цвѣтъ и помрачится на подобіе цвѣта власяницы; и полная луна обратится въ кровь; и звѣзды также, подобно тому какъ съ фиговаго дерева, во время сильнаго вѣтра, спадаютъ незрѣлыя смоквы, спадутъ съ неба на землю; и универсальный эѳиръ (небесная сфера), какъ бы покрытый четырьмя рядами тучъ, обратитъ день въ ночь; и небо, на подобіе свитка, свіется и исчезнетъ; и всякая гора и долина, и островъ и городъ подвигнется со своихъ мѣстъ; и великіе міра сего и мощные и вожди и судіи земли, какъ и весь остальной народъ, смирятся; потому что — какъ показываетъ это примѣръ и въ нынѣшнія времена — люди, по причинѣ тягчайшихъ скорбей и стенаній и скрежета зубовъ, будутъ умирать отъ страха и ужаса. Тогда тѣ, которые до сего времени оставались въ живыхъ, въ одинъ моментъ, какъ бы въ одно мгновеніе ока, умрутъ и тутъ же измѣнятся [5]; и тогда море и рѣки и адъ, потрясенные великимъ страхомъ передъ нависшими бѣдствіями и ужасомъ, выдадутъ мертвыхъ, которыхъ они заключили въ себѣ; тогда праведники, по-истинѣ, подъятые въ высь свѣтлыми облаками, будутъ восхищены навстрѣчу Господу Христу, для того чтобы пребывать съ Нимъ въ жизни вѣчной; а грѣшники будутъ отосланы въ муки, уготованныя для нихъ; и, вотъ, когда всѣ эти ожидаемыя поразительныя вещи будутъ совершаться при звукѣ трубы, въ которую ты будешь трубить, тогда, о, Святый Архистратиже, наставниче заблуждающихся, возстановителю павшихъ, защитниче душъ, сохранителю тѣлъ, бѣсовъ прогонителю, и всея твари просвѣтителю, — тогда, молю тебя, тогда то не откажи мнѣ быть вѣрнымъ моимъ покровителемъ въ моемъ положеніи. О, святѣйшій Михаиле, ты — который Израильскій народъ, по Божію велѣнію перешедшій Чермное море, установилъ въ Обѣтованной землѣ, и вооружилъ Іисуса Навина на враговъ, и Моисееву скинію освободилъ отъ свирѣпаго врага, а также просвѣтилъ души многихъ иныхъ Святыхъ, — и мои также внутреннія чувства просвѣти и озари душевное мое око; и сердце мое, волнуемое волнами этой жизни, сдѣлай твердымъ; и умъ мой, склоненный къ землѣ, возвысь горѣ и къ небесному благому образу мысли; и руки мои разслабленныя укрѣпи въ борьбѣ съ опытными въ бореніи врагами; и омертвѣвшія мои стопы, которыя оставляютъ стезю ведущую къ небу, утверди; и шею мою, нагруженную грѣхами, подними; и мои зловонныя и гніющія раны исцѣли; и жаръ моихъ пылкихъ страстей и душевныхъ волненій угаси; и, наконецъ, позаботься относительно прочихъ тягостныхъ моихъ несчастій и трудовъ. И опять, тебя сущаго и по дѣламъ твоимъ и по имени,  М и х а и л а  [6], я прошу и, насколько это въ моихъ душевныхъ силахъ, умоляю тебя: чтобы, когда я буду уходить изъ круга этой жизни, ты явился мнѣ благорасположеннымъ и успокаивающимъ, и подъ покровомъ честныхъ твоихъ крыльевъ укрылъ меня и, восхитивъ меня отъ тяжкихъ и мрачныхъ адскихъ мѣстъ, помѣстилъ меня въ чудесныхъ небесныхъ обителяхъ, возводя меня даже до дому Божію, во гласѣ радованія и исповѣданія, шума празднующаго (Псал. 40, 5).

И ты также, божественнѣйшій и преимущественнѣйшій среди Ангеловъ, Гавріиле, ты — который являешься желаннѣйшимъ и добрѣйшимъ дарователемъ міровой радости и веселія; ты — который являешься наисвѣдующимъ толкователемъ Божіихъ таинъ и всѣхъ благъ первѣйшій учредитель и распорядитель; ты — который, наконецъ, священныхъ служителей являешься предводителемъ и княземъ августѣйшимъ; вотъ, наставь мой умъ и сердце и направь ихъ на путь слѣдованія во всемъ волѣ Божіей [7] и заповѣдямъ [8] Его; Ты — который Пророку Іезекіилю при рѣкѣ Ховарѣ открыль оное, по-истинѣ, божественное видѣніе [9]; ты — который прежде безплодное чрево Елисаветы разрѣшилъ, по велѣнію Божіему, отъ узъ держащаго его безплодія и сдѣлалъ ее плодоносной [10], — и мою также несчастную и бѣдствующую душу исполни извѣстной благодатной красотой и внутренней радостью и свѣтомъ; ты — который блаженнѣйшую и непорочнѣйшую и священнѣйшую и чистѣйшую душу Владычицы нашея, Богородительницы Маріи, радостнымъ и спасительнымъ Благовѣщеніемъ преисполнилъ безконечной радостью [11]; и печаль Евы и ея плачь твоимъ торжественнымъ обѣщаніемъ несомнѣннаго спасенія претворилъ въ радость; и кратко выразить: скорбь сего міра обратилъ въ радованіе; и когда одежда скорби была содрана, облекъ всѣхъ въ торжественное одѣяніе радости; — также и я, о, Гавріиле, истинной радости устроителю и дарователю, — прошу тебя и умоляю: чтобы и меня, угнетаемаго тяжкимъ недугомъ (или: тяжкой печалью), ты милостивно посѣтилъ и исполнилъ божественной силой и духовной радостію, а также отъ адскихъ мукъ Веліала [12] и опасностей со стороны видимыхъ и невидимыхъ враговъ избавивъ, твоимъ ходатайствомъ и предстательствомъ предъ Богомъ, сочеталъ меня сонму праведниковъ и святыхъ; и, къ тому же, въ оныхъ мѣстахъ, которыя обилуютъ всѣми наслажденіями, въ безопасности помѣстилъ меня.

О, вы, остальные всѣ Ангелы и Архангелы, сонмъ небесный, Воинство непреодолимое, полкъ доблестнѣйшій, множество огромное, армія неисчислимая, ликъ (хоръ) несравненный, величіе, которое выше всякаго оскудѣнія, радость неизреченная, торжество въ высшей степени восхитительное, мощь превосходящая всякое разумѣніе, точность неограниченная, подвижность каковой нѣтъ подобной никакой иной, порядокъ безконечно-сложный (или: трудно-постижный), скорость невыразимая, существо неописуемое, слава не могущая быть постигнутой помысломъ ума, сила высшая всякой силы и крѣпости; вы — служители Царя всѣхъ; вы — и вѣтры и духи, и воды, и князи, и конница, и пѣхота, и діаконы (или: слуги), и апостолы, и проповѣдники, и пророки, и евангелисты, и толкователи божественныхъ вещей, и стражники, и защитники, и сохранители, и отгонители (хищниковъ), и собиратели, и путеводители, и судебные слѣдователи и взвѣшиватели (нашихъ дѣлъ и намѣреній), и производители расчетовъ, и попечители, и просвѣтители, и помощники, и свѣточи, и свѣтильники, и лампады, и горы, и долины, и облака, и судіи, и начинатели (судебнаго процесса), и докладчики, и адвокаты, и отразители обвиненій (нашихъ враговъ), и поборники за насъ, и божественный оплотъ и защита наша, и отраженія Бога и образы Его, и мореплаватели, и корабли и кормчіи (въ нашемъ житейскомъ плаваніи). Вы являетесь тѣми, которые направляете небо по наисовершеннѣйшему его теченію; которые въ скорѣйшемъ и стремительнѣйшемъ движеніи пересѣкаете воздухъ; которые наполняете небо и эѳирь; которые присутствуете при каждомь человѣкѣ какъ его хранители и провожатые; которые волю Творца неуклонно исполняете; которые гласъ Его словъ непосредственно слышите; которые непрестанно возрастаете и преуспѣваете и въ непрестанномъ возрастаніи восходите все выше и выше (потому что только Богъ, въ Которомъ не происходить никакого измѣненія, выше — какого-либо возрастанія [13]; которые именуются «небесными тѣлами»; которые называются «Умами» и «Божіей Скиніей»; которые зоветесь «Углями» и «Колесами» и «Пламенями»; которые носите наименованія «Таинниковъ» и «Изъяснителей таинъ»; и про васъ говорится также, что вы — «Друзья Царя всѣхъ» и «Исполнители небесной музыки», какъ и «Служители Таинствъ» и «Слуги».

Итакъ, поелику вы украшены такой великой славой и преисполнены таковыми преимуществами, то заслуженно я прошу и молю о вашемъ благопріятномъ отношеніи ко мнѣ, о, благіе и всенепорочные Ангелы и Архангелы; ваше — о, чистые духи, — умоляю великолѣпіе, сохранить мою жизнь невредимой, надежду незыблемой, поведеніе безупречнымъ, любовь къ Богу и къ ближнему неизмѣнной и отъ всякаго ущерба свободной. Молю, руководите меня во всемъ и наставьте на всякую спасительную и богоугодную стезю. Опять же, о, божественные дуси, я желаю, чтобы вы молились и больше всего молили обо мнѣ Бога тогда, когда при послѣднемъ издыханіи моей жизни, я буду принуждаемъ выйти изъ этого моего смиреннаго сосуда (моего тѣла), и чтобы вы были вѣсами, взвѣшивающими всѣ мои дѣла, и оцѣнщиками всего того, что я или явно совершилъ или тайно намѣривался совершить, и чтобы тогда или всѣ вы, или только тѣ, которыхъ изъ вашего чина тогда пошлетъ ко мнѣ Богъ, дабы вы приняли мою несчастную и жалкую душу, — явили себя снисходительными и милостивыми ко мнѣ, и чашечку вѣсовъ, которую пагубнымъ образомъ я нагрузилъ моими негодными дѣлами, вы благосердно приподняли бы и потщились, какъ служители единаго милостиваго Бога, какимъ угодно образомъ и способомъ разгрузить ея. И даже, вмѣсто добрыхъ и честныхъ дѣлъ, на которыя возможно было бы полагать надежду, приведите на середину безграничное милосердіе Божіе, моля благосерднаго и милостиваго Бога, — о, вы, достойнѣйшіе хвалы и высочайшіе Умы, — дабы, по вашему ходатайству, всѣ тѣ скорби, болѣзни и огорченія и бѣдствія, которые я когда-либо въ жизни перенесъ, были бы удостоены быть принятыми въ возмѣщеніе моихъ дурныхъ поступковъ; и вмѣсто осужденія и тѣхъ страшныхъ мукъ, которыя по справедливости я заслужилъ, оныя мои страданія допустили бы оказать мнѣ облегченіе и снисхожденіе; такъ чтобы, когда врагъ оказался полностью превзойденъ и вмѣстѣ съ этимъ побѣжденъ Божіимъ милосердіемъ, на небѣ произошла бы великая радость по причинѣ того, что моя несчастная душа спаслась (по слову Господню): Радуйтеся со Мною, друзи, яко обрѣтохъ овцу, которая нѣкогда заблудилась въ горахъ (Лук. 15, 6). И, наконецъ, когда наступитъ завершительный день и конецъ міра будетъ уже при дверяхъ, и небеса восколеблятся, и небесный сводъ дрогнетъ, и задрожатъ основанія земли, и бездна бездны оцѣпенѣетъ отъ страха, и преисподніи окоченѣютъ отъ ужаса, и огромные морскіе предѣлы обратятся въ огонь, и всѣ элементы разстаютъ какъ воскъ предъ лицемъ огня, и скрывавшіеся въ земныхъ убѣжищахъ погибнутъ, (а затѣмъ) воскреснутъ (exsuscitabuntur) [14], и образъ міра сего минуетъ, и страшный Судья явится въ самомъ свѣтѣ, и вы, опережая Его Пришествіе, пробѣжите предѣлы и края земли, дабы всѣхъ мертвыхъ умершихъ отъ вѣка, собрать во едино и представить ихъ всѣхъ вмѣстѣ предъ неподкупнымъ Судьею, чтобы каждый далъ отчетъ о всякомъ своемъ дѣлѣ и всякой мысли и замыслѣ, — тогда — молю васъ и не перестану молить до конца моей жизни, васъ, которые все озаряете и несете, по уполномочію Бога, общественное его служеніе, и посему выставляете напоказъ извѣстное ваше царское достоинство, что и скиптромъ и тростью и копьемъ, въ рукахъ съ которымъ вы изображаетесь на иконахъ [15], вы наглядно являете власть усмирять и наказывать, данную вамъ [16], — тогда-то, тогда, молю васъ, будьте милостивы ко мнѣ жалкому и несчастному, какъ добрѣйшіе князи Онаго Царя, и пощадите меня, и вашимъ ходатайствомъ у Бога освободите меня отъ онаго скорбнаго и гнѣвнаго приговора, отсылающаго въ огонь вѣчный. И, наоборотъ, онаго радостнаго и сладостнаго призыва къ жизни совершенно безпечальной и отнюдь ни въ чемъ не имѣющей недостатка, — меня, вмѣстѣ съ моими сотрудниками и родными мнѣ людьми, имена которыхъ и званія вѣдаетъ только Тотъ, для Кого нѣтъ ничего не извѣстнаго, — сдѣлайте участниками, и радости, не имущей конца, объявите наслѣдникомъ.

О, Господи, Спасителю, Боже и Слове, Ты, Который обитаешь въ вышнихъ, Который не имѣешь начала и все содержишь въ Своей власти, Который обладаешь великимъ могуществомъ и всѣмъ даешь жизнь и внушаешь трепетъ; Ты — Который небо и землю и все что содержится въ ихъ предѣлахъ создалъ единымъ движеніемъ воли; Ты — Который сначала замыслилъ создать Ангеловъ, и Твой замыслъ сталъ дѣломъ: потому что то, что Ты замыслилъ, это и совершилъ единымъ словомъ и сотворилъ въ совершенствѣ. Затѣмъ, съ подобнымъ же искусствомъ и съ такою же легкостью Ты изъ земного праха создалъ человѣка по образу Твоему и подобію и сотворилъ его только чѣмъ-то малымъ меньшимъ въ сравненіи съ Ангелами, и надѣленнымъ свободой воли, и поставилъ его, чтобы онъ былъ царемъ и владыкой надъ всей тварной природой, и это, конечно, для того, чтобы онъ наслаждался оными благами, которыя Ты для него уготовалъ въ раю, и каковыми благами онъ и наслаждался до тѣхъ поръ, пока, оказавшись захваченнымъ въ плѣнъ со стороны змія и жены, онъ не нарушилъ Твои Божественныя заповѣди, дѣйствительно вкусивъ плодъ смертоноснаго древа; вотъ, по этой причинѣ онъ тотчасъ же лишился царскаго достоинства и, бывъ изгнанъ изъ рая, подвергся наказанію, достойному его поступкамъ, а именно: плачу и рабскому положенію, поту лица, труду и тяготамъ, скорби и печали, и что по-истинѣ тягостнѣе всѣхъ наказаній, наконецъ, повергъ себя надлежащей ему смерти и растворенію въ землѣ, изъ которой онъ былъ въ началѣ взятъ и созданъ. Ты же, Господи, будучи по-истинѣ милостивымъ и сострадательнымъ, отнюдь не презрѣлъ Твое достояніе, наиболѣе дорогое для Тебя изъ всего прочаго, чтобы оно оставалось подъ насиліемъ діавола; но постановилъ привести въ исполненіе оную приводящую въ трепетъ Тайну, которую Ты опредѣлилъ отъ вѣка: истощивъ Себя [17], Ты, Который являешься Премудростью Отчею, и Умомъ, и Словомъ, и Начертаніемъ, и Предѣломъ, и Образомъ, и Печатью, и Сыномъ и выраженнымъ Изображеніемъ Его. Потому что Ты и возъобиталъ — дѣйствіемъ Духа Святаго — во чревѣ Непорочной Дѣвы и пріялъ отъ Нея рожденіе, которое превосходитъ всякое разумѣніе. Потому что Ты отнюдь не нарушилъ дѣвство Твоей Пречистой Матери, но, будучи безплотнымъ — способомъ извѣстнымъ только Тебѣ — Ты вошелъ въ Ея чрево, а затѣмъ родился отъ Нея, облачившись въ плоть, оставивъ врата дѣвства Ея затворенными, каковыми они и были прежде. Затѣмъ Ты подъялъ крестъ, принялъ напитокъ, сдѣланный изъ смѣшанныхъ другъ съ другомъ желчи и уксуса, и былъ прободенъ копіемъ, пронзившимъ Твое ребро. Наконецъ, добровольно претерпѣвъ смерть, Ты саму смерть умертвилъ, и весь міръ одарилъ безсмертіемъ, и Твой, потерпѣвшій преткновеніе и потерявшій видъ образъ, Ты возстановилъ въ цѣлости и древнюю клятву, приключившуюся намъ по причинѣ вкушенія отъ древа, плоды котораго Богъ запретилъ человѣку ѣсть, совершенно снялъ съ насъ [18]. Итакъ, Ты — Царь и Творецъ всего, Ты — столь многочисленныхъ и такихъ поразительныхъ вещей Создатель, все то, что существуетъ доселѣ, создалъ на общую пользу смертнымъ; и подлежащихъ наказанію навыкъ наказывать не безъ отеческой любви, когда, сидя на судилищи, Ты всѣхъ призовешь на судъ, удостой меня, вмѣстѣ со всѣми тѣми, память о которыхъ я храню въ сердцѣ, стоянія одесную (по правую сторону отъ) Тебя. О, Ты, Который наблюдаешь надъ всѣмъ и вѣдаешь тайное, мои прегрѣшенія, которыя я когда-либо совершилъ, — предавъ забвенію, отверзи мнѣ двери Чертога безсмертія, т. е. — небесной славы. О, Безсмертный Женише, сподобь насъ услышать гласъ Твоего благословенія! О, Благодѣтелю, причти меня къ числу праведныхъ и Твоей радости сотвори насъ участниками, — молитвами Пренепорочной Матери Твоей, и Святыхъ Ангеловъ, и Апостоловъ, и Пророковъ, и Мучениковъ, и всѣхъ отъ вѣка бывшихъ Праведныхъ, — Ты, Который со Отцемъ Твоимъ и Духомъ Святымъ, благословенъ еси нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ Аминь [19]
 

Примѣчанія: 
[1] Переводъ съ латинскаго. 
[2] Возможно, что въ греч. оригиналѣ было просто «Шестокрылые». 
[3] Текстъ въ скобкахъ принадлежитъ оригиналу. 
[4] Funda — праща, представляющая собою ремень, къ которому былъ прицѣпленъ камень, который запускался вращательнымъ движеніемъ пращи. 
[5] Здѣсь умѣстно привести примѣчаніе издателя текста: «По мнѣнію св. Софронія, живущіе во время наступленія Страшнаго Суда, въ то же мгновеніе и умрутъ и измѣнятся. Однако, иные полагаютъ, что тѣ не умрутъ, но только измѣнятся въ состояніе безсмертія». Nota 2, col. 3317-8. 
[6] «Михаилъ» означаетъ «Кто, какъ Богъ». 
[7] Ориг. «universa Dei judicia» — суды Божіи. 
[8] Ориг. «justificationes» — оправданія. 
[9] Іезек. гл. 1. 
[10] Лук. 1, 5-25. 
[11] Лук. 1, 26-38. 
[12] Belial у ап Павла «Веліаръ», по раввин. лит. то же, что и «сатана». 
[13] Текстъ въ скобкахъ принадлежитъ оригиналу, послѣднія слова добавлены нами. 
[14] Здѣсь не все понятно, и, возможно, что латин. переводъ не точенъ, или же намъ слѣдуетъ перевести это не какъ «воскреснутъ», а какъ — «придутъ въ волненіе», «обезумѣютъ». 
[15] Слова «Съ которыми вы изображаетеся на иконахъ», — добавлены нами. 
[16] Въ ориг. слова «Являете власть данную вамъ», — поставлены въ скобки. 
[17] Богословское выраженіе, означающее, что Богъ, безсмертный и всемогущій, пришелъ на землю, какъ человѣкъ, воспринявъ всю ее немощь, бѣдность и смерть. 
[18] Здѣсь мы нѣсколько разширили оригинальный текстъ. 
[19] Sophronu Hierosolymorus episcopi sanctorum Archangelorum, et Angelorum, caeterarumque coelestium Virtutum Encomion. Migne P. G. t. 87/3, col. 3315-3322. 
 

Источникъ: Проповеди святителя Софронія, Патріарха Іерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросія (Погодина). — Джорданвилъ: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 101-109. 



Подписка на новости

Последние обновления

События