http://www.freepen.gr/2016/06/blog-post_2319.html
Магнаврский Университет – Византия, Константинополь
Πανεπιστήμιο Μαγναύρας - Βυζαντινή Κωνσταντινούπολη
Димитра Рецина Фотиниди
Филолог – магистр гражданской философии
философии Фессалоникийского университета
Высшее образование византийцы получали в имевшем славу Магнаврском Университете () при Константинопольском императорском дворце, в так называемом Пандидактирионе или Вселенском Дидаскалионе. Византийцы усваивали древне-греческую философию и науку и завершали , что известный эллиновед Sir Henri Summer Maine[1] воспевал Эллинов за то, что «они извлекают из слепых законов природы все настолько, так что все что в этом мире вращается это имеет греческое происхождение».
В течение истории Константинопольский Университет менял свои имена. При императоре Константине Великом – Великий Дидаскалион , при Феодосии II Auditorium или Школа при Капитолии (425г. По Р. Х), Пандидактирион и Вселенский Дидаскалион несколько позднее и Кафолический Мусеон в 15 столетии. При Константине Мономахе была учреждена Школа юридических наук, которая называлась Дидаскалион Законов.
Магнаврский Пандидактирион получил свое название от императорского дворца в Магнаврах, в котором он был устроен. Известные духовные лица того времени были непосредственно связаны с этим учреждением, среди них: Лев Математик и философ, который стал его руководителем, Патриарх Фотий, который даже в нем преподавал и Фессалоникский Кирилл, который вместе со своим братом Мефодием христианизировали и окультурили славян, составили славянский алфавит. Духовную независимость отстаивал и кесарь Варда.
Занятия в Пандидактирионе начинались в октябре, студенты (учащиеся) были с 16 до 26 лет и обучение велось в Школе, в традиционной аудитории дидаскалом или магистром, который имел название грамматика, ритора, философа и др. в соответствии с тем предметом, который он преподавал. Преподавателя преимущественно приветствовали – разумнейший, светлейший ().
Предметы, начиная с 425г. По Р. Х и до 8 столетия велись на двух языках – греческом и латинском.В аудитории была кафедра для профессора, который носил особое украшение: «украшение почета и уважения, которого за знания профессора и учителя удостаиваются». Ученики, то есть учащиеся Пандидактириона, должны быть прилежными, трудолюбивыми и нравственными. Михаил Пселл, который был ректором Пандидактириона произнес слово о «ленивых учениках», которые удостаивались наказаний. Император Юстиниан назначил надзирателей в Константинополе и Берите, дабы если юноши чрезмерно увлекаются Ипподромом и случайными играми, таковые бы отправлялись бы на свою родину…
Учащиеся были из разных стран. Профессор Иоанн Итал, его преемник Михаил Пселл, с гордостью заверяли Патриарха Михаила Керуллария, что у них были слушатели не только из числа византийцев, но и арабы, египтяне, персы, кельты, эфиопы и др. В течение 14 и 15 столетия многие итальянцы приезжали в Константинополь для изучения греческого языка. Двуязычное преподавание было необходимым преимущественно для преподавания юридических дисциплин, которые следовали преподаванию на латинском. (Латинский язык использовался и в Александрийском университете еще до арабского завоевания, и в Берите, городи юриспруденции, матери юридического образования вплоть до 551г. По Р. Х.)
Византийские императоры проявляли большой интерес к университетским занятиям, поскольку Пандидактириона являлся и Высшей школой Права. С конца 5 столетия по Р. Х. профессора должны были быть христианами. К качествам преподавателей должны были относиться преподавательский опыт, удовлетворительность в герменевтике, многообразованность и красноречивоть. Профессора права должны были в точности знать греческий и латинский языки. В соответствии с «Неара» Константина Мономаха, Номофилакс, то есть заведующий Кафедрой Права, должен был развивать в юношах познание законов (ratio legis) «ночью изучающие вносящие свой вклад их истолкование».
Современная практика, которая имеет сегодня авторитетность в Греческих Университетах признает Византийские традиции преподавания предметов, когда профессор преподавал «устно, речетативно», то есть предмет задиктовывался, когда он был ранее записан, а студенты на пергаменте вносили разные комментарии. Отсюда и имеет свое происхождение название университета Auditorium.
Дисциплины были разные: грамматика, риторика, философия, физика, математика, астрономия, медицина, музыка. Если быть более конкретным, то изучали Платона, Аристотеля, Эпикра и стоиков, Порфирия, Иамвлиха, Епихармоса, Никандра, Сапфо, Пиндара, Гомера, Архелая, Аристофана и Менандра. Поскольку христанство было официальной религией профессора давал христианскую интерпретацию античным и древним текстам «откуда видно». Например, при изучении Гомера, битве богов и Арею давали истолкование страстей, животным Керкиры это удовольствия, которые лишают нас человеческого облика и др.
Если быть более конкретными, в лице немногих мужей, это было организованное высшее образование без дробления на научные ответвления, принятого сегодня. Так, например, Ориген в Александрии преподавал риторику, диалектику, физику, геометрию, этику и естественные науки. При Льве Исаврянине число университетских профессоров было 13. Ректор назывался ипатом или почтеннейшим среди философов, великим философом, вселенским учителем или кафолическим учителем. Кроме этих постоянных профессоров были также и доценты, которые назывались ипограмматы.
Преподаватели университета были наделены со стороны Византийского государства почестями и привилегиями. Они были освобождены от уплаты налогов и особых повинностей – реквизиции домов для размещения войска. При кесаре Варде университет был реорганизован, и оплата преподавателей была достаточно щедрой. Кроме того обучение вознаграждалось дарами. Выборочными были дары студентов преподавателям. Кроме денежного вознаграждения университетские преподаватели имели суточный паек (зерно и масло.)
Духовная жизнь Византии достигла своего апогея в период между 9 и 12 столетиями. Среди некоторых высокообразованных и деятельных духовных лиц той эпохи был свт. Фотий Великий, которые собрал 279 греческих рукописей в свою Библиотеку, Солунские братья Кирилл и Мефодий были инициаторами в христианизации и включения в византийскую культуру. Славянских народов, божественный и дядя и министр Михаила кесарь Варда, Конатнин Порфирогенет, в его дворце находилась Академия исторических исследований. Также Михаил Пселл, который кроме изучения Платона, занимался исследованием человеческой природы и законов общения, Арефа «Отец» родился позднее в середине 9 столетия), который спас множество творений древних писателей и др.
Диахроническим было влияние духа Магнавры. Оттуда Эммануил Хрисолар (1355-1415)перенес греческое образование в Западную и Центральную Европу, давая образование многим видным итальянцам и иным европейцам в классическом виде.
Одним из таких величайших учителей и известного вероятно как математика Византии был Лев Философ, или Математик. Его достижения в алгебре и сегодня считаются передовыми. Под его руководством работал Пандидактирион, а сам он преподавал в нем квадривиум. Говоря о Льве необходимо, между прочим, сказать и об одном из наиважнейших изобретении византийской эпохи – оптическом телеграфе.
Лев создал и двое совершенных модернизмрованных часов. Одни из них были размещены на стенах Лула, возле Тарса, а другие на солнечных часах Фароса, в Константинополе. Между двумя часамы находился ряд из семи фрикториев, то есть башен, откуда исходил свет. Вся система составляла единый оптический телеграф, который мог передавать десять различных сообщений. Например, десять часов =нападение арабов, первый час=пожар и т.д. Таким образом, если арабское нападение происходило на границе с Киликией, то первый фрикторий включался в точности в двенадцать часов и, благодаря совершенной синхронии, которую изобрел Лев, сообщение достигало дворца в первом часу!
©Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2019год.
[1] Sir Henry James Sumner Maine Английский юрист, антрополог, историк и социолог права. 1822-1888, профессор Оксфордского университета Международного права