Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Фантазия-воображение, оккультизм и психические заболевания

Константинос Х. Нафплиотис

 

ВООБРАЖЕНИЕ, ОККУЛЬТИЗМ И ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

Κωνσταντίνου Χ. Ναυπλιώτη

ΦΑΝΤΑΣΙΑ, ΑΠΟΚΡΥΦΙΣΜΟΣ ΚΑΙ ΨΥΧΙΚΕΣ ΑΣΘΕΝΕΙΕΣ

    Ум, не охраняемый от помыслов бдительностью и молитвой Иисусовой, — это дверь, распахнутая настежь для всякого дурного влияния. В тексте Иоанниса Милиониса о гипнозе ясно, что глубокое расслабление и «опустошение ума» (термин, используемый в оккультных практиках) делают человека  «открытым для всякого влияния »; тогда « всегда существует возможность проникновения чего-то тёмного», и, поскольку разум « захвачен и украшен », входят « семь других духов, злейших » , делая первого хуже первого1 .

 

В историческом обзоре европейского оккультизма 2 подчеркивается, что от искушения Евы до неоплатонизма «Дьявол… жаждущий исполнить всякое греховное желание» требовал взамен «душу»; оккультизм — его известная уловка, « чтобы вы стали как боги ». И в то время как современный человек считает технологическую цивилизацию защитой от духовной реальности, статья г-на Милиониса о «научной фантастике» показывает, что сверхразвитые герои научно-фантастической литературы просто перерабатывают традиционные оккультные дары: телепатию, материализацию, одержимость телом, «позитивное мышление», преобразующее материю; все это — « данные практики и притязания магов и демонов » 3. Другими словами, когда мы позволяем нашему разуму бежать безудержно, без внимания или охраны, наше воображение начинает действовать как магнит для магически-воображаемых событий. И мало-помалу это может стать способом соприкосновения с духовным миром.

Обсуждение на форуме 4 , посвящённое связи оккультизма и психических заболеваний, под названием « Почему оккультизм привлекает людей с психологическими проблемами », дало нам повод для этих размышлений . Поскольку в обсуждении участвуют люди, утверждающие, что страдают психическими расстройствами, но при этом являющиеся поклонниками оккультизма, оно автоматически приобретает особый интерес с теологической точки зрения.

« У меня куча  (многочисленных и разнообразных) психических расстройств (ОКР, СДВГ, депрессия)… Язык оккультизма заставляет нас думать, что мы страдаем от бредовых расстройств » (создается впечатление, что описываемые ими проблемы настолько экстремальны или абсурдны, как будто это  бредовые расстройства ). 5   

И: « Оккультная или эзотерическая интерпретация делает наши переживания приемлемыми (…) Здесь они чувствуют себя в безопасности, отпустив все свое безумие ».

Другой комментатор, подчеркивая это, пишет: « Это не нападение инкубов (демонов); это скрытая депрессия ». 6

Отсюда мы понимаем , что оккультизм описывает данное расстройство как «общение с духами», и что человек находит в нем социальное принятие — вместо сомнений, с которыми он столкнулся бы в науке и обществе.

На другом сайте7 африканский шаман Малидома Сомэ интерпретирует психическое заболевание как «рождение целителя»:

« Психическое заболевание знаменует собой «рождение целителя»... Человек, переживающий кризис, был выбран в качестве посредника для передачи послания из духовного мира ».

Он описывает, как в американской психиатрической клинике он увидел вокруг пациентов « сущности », « сущности », которые « вызвали кризис » и пытались «слиться » с больными, в то время как антипсихотические препараты предотвращали этот процесс: « В больнице я увидел вокруг пациентов «сущности», которые «вызвали кризис » ».

И он подчеркивает, что: « Духов привлекают люди, чьи чувства не притуплены (имеется в виду медикаментозное лечение)... Их чувствительность — это приглашение войти ».

   Эти свидетельства показывают, что когда разум уязвим – будь то из-за психической нестабильности или из-за «духовных практик», – открывается канал для неких духовных сил. Согласно свидетельствам, которые мы читаем, так называемое психическое заболевание – это не только биологическое событие, но и  духовный проход .

Современная психиатрия не говорит о «демонах», но признаёт, что многие люди испытывают чувство внешнего контроля, которое они сами или их окружение интерпретируют как одержимость духами. В классификациях существует специальный термин.  МКБ-11  определяет его следующим образом: « Расстройство трансовой одержимости характеризуется состояниями, подобными трансу, при которых происходит выраженное изменение сознания, а привычное чувство личной идентичности заменяется внешней, «живущей» идентичностью; движения или поведение человека воспринимаются как контролируемые одержимым агентом » 8

Согласно данным нейробиологии,  при височной эпилепсии регистрируются интенсивные религиозные переживания. В случае, наблюдавшемся с помощью видео-ЭЭГ, « мы зафиксировали в реальном времени мессианское откровение у пациента с правосторонней височной эпилепсией; эпизод произошёл через несколько часов после парциального  припадка, зафиксированного на ЭЭГ  , и соответствовал психотическому эпизоду » 9 .

Наука рассматривает эти переживания как  комплекс неврологических, психологических и культурных факторов . Она не исключает, что страдающий переживает нечто «реальное»; она просто объясняет, что этот опыт может быть результатом мозговых цепей или даже какой-то психологической травмы, которые затем «облачаются» в местные религиозные образы.

Очевидно, существует множество подобных случаев неврологических расстройств, но не все случаи одинаковы. В православии подчёркивается роль воображения. Г-н И. Милионис замечает, что первый «учитель» медитации «манипулирует» практикующим посредством внушения, в то время как позже « медитирующий один » уже усвоил послушание; затем, в состоянии глубокого расслабления, « что-то тёмное » находит ум « украшенным » и поселяется навсегда10 . Современная психиатрия описала бы тот же процесс как объединение внешних и внутренних стимулов в иллюзорном содержании, но язык святых отцов говорит о мыслях, которые убеждают душу принять или открыться «чужой энергии». Православное учение считает различие мыслей и избегание любого вида воображения терапевтическим для этих явлений.

Святой  Никодим Святогорец описывает воображение как « мост, через который проходят смертоносные демоны и соединяются с душой »; вот почему мы должны «исправлять» его, иначе образы становятся проводниками чуждых энергий . 11 Так воображение — если его оставить без присмотра — привлекает духовные влияния.

Таким образом, обнаруживается, что многие формы «психических заболеваний» не просто патологические; они отчасти являются результатом духовного воздействия на незащищённый ум. Излечение наступает полностью только тогда, когда человек достигает теозиса, « что означает, что  для достижения этого состояния человек освобождается не только от фантазий, но и от самого акта воображения , даже хорошего » 12 . 

    Эти явления были вызваны не только силой воображения, но и силой демонов, конечно, с уступки свободной воле человека, избравшего и последовавшего за ним путем лжи.  Известно, что « истинным угодникам Божиим видения даруются лишь по благоволению и благодати Божией, а не по воле и какому-либо личному усилию человека, и даруются неожиданно, очень редко и в случаях особой нужды, по дивной воле Божией и никогда не случайно ». 13

Связь между психическим расстройством и оккультизмом не случайна. Уязвимый разум ищет интерпретации, оккультизм, кажется, предлагает смысл, и духи используют эту возможность. Решение может быть и есть духовным, с очищением воображения, охраной разума и участием в Таинствах.

Источник: http://aktines.blogspot.com/2025/07/blog-post_37.html#more



Подписка на новости

Последние обновления

События