Фантазия-воображение, оккультизм и психические заболевания
Константинос Х. Нафплиотис
ВООБРАЖЕНИЕ, ОККУЛЬТИЗМ И ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Κωνσταντίνου Χ. Ναυπλιώτη
ΦΑΝΤΑΣΙΑ, ΑΠΟΚΡΥΦΙΣΜΟΣ ΚΑΙ ΨΥΧΙΚΕΣ ΑΣΘΕΝΕΙΕΣ
Ум, не охраняемый от помыслов бдительностью и молитвой Иисусовой, — это дверь, распахнутая настежь для всякого дурного влияния. В тексте Иоанниса Милиониса о гипнозе ясно, что глубокое расслабление и «опустошение ума» (термин, используемый в оккультных практиках) делают человека «открытым для всякого влияния »; тогда « всегда существует возможность проникновения чего-то тёмного», и, поскольку разум « захвачен и украшен », входят « семь других духов, злейших » , делая первого хуже первого1 .
В историческом обзоре европейского оккультизма 2 подчеркивается, что от искушения Евы до неоплатонизма «Дьявол… жаждущий исполнить всякое греховное желание» требовал взамен «душу»; оккультизм — его известная уловка, « чтобы вы стали как боги ». И в то время как современный человек считает технологическую цивилизацию защитой от духовной реальности, статья г-на Милиониса о «научной фантастике» показывает, что сверхразвитые герои научно-фантастической литературы просто перерабатывают традиционные оккультные дары: телепатию, материализацию, одержимость телом, «позитивное мышление», преобразующее материю; все это — « данные практики и притязания магов и демонов » 3. Другими словами, когда мы позволяем нашему разуму бежать безудержно, без внимания или охраны, наше воображение начинает действовать как магнит для магически-воображаемых событий. И мало-помалу это может стать способом соприкосновения с духовным миром.
Обсуждение на форуме 4 , посвящённое связи оккультизма и психических заболеваний, под названием « Почему оккультизм привлекает людей с психологическими проблемами », дало нам повод для этих размышлений . Поскольку в обсуждении участвуют люди, утверждающие, что страдают психическими расстройствами, но при этом являющиеся поклонниками оккультизма, оно автоматически приобретает особый интерес с теологической точки зрения.
« У меня куча (многочисленных и разнообразных) психических расстройств (ОКР, СДВГ, депрессия)… Язык оккультизма заставляет нас думать, что мы страдаем от бредовых расстройств » (создается впечатление, что описываемые ими проблемы настолько экстремальны или абсурдны, как будто это бредовые расстройства ). 5
И: « Оккультная или эзотерическая интерпретация делает наши переживания приемлемыми (…) Здесь они чувствуют себя в безопасности, отпустив все свое безумие ».
Другой комментатор, подчеркивая это, пишет: « Это не нападение инкубов (демонов); это скрытая депрессия ». 6
Отсюда мы понимаем , что оккультизм описывает данное расстройство как «общение с духами», и что человек находит в нем социальное принятие — вместо сомнений, с которыми он столкнулся бы в науке и обществе.
На другом сайте7 африканский шаман Малидома Сомэ интерпретирует психическое заболевание как «рождение целителя»:
« Психическое заболевание знаменует собой «рождение целителя»... Человек, переживающий кризис, был выбран в качестве посредника для передачи послания из духовного мира ».
Он описывает, как в американской психиатрической клинике он увидел вокруг пациентов « сущности », « сущности », которые « вызвали кризис » и пытались «слиться » с больными, в то время как антипсихотические препараты предотвращали этот процесс: « В больнице я увидел вокруг пациентов «сущности», которые «вызвали кризис » ».
И он подчеркивает, что: « Духов привлекают люди, чьи чувства не притуплены (имеется в виду медикаментозное лечение)... Их чувствительность — это приглашение войти ».
Эти свидетельства показывают, что когда разум уязвим – будь то из-за психической нестабильности или из-за «духовных практик», – открывается канал для неких духовных сил. Согласно свидетельствам, которые мы читаем, так называемое психическое заболевание – это не только биологическое событие, но и духовный проход .
Современная психиатрия не говорит о «демонах», но признаёт, что многие люди испытывают чувство внешнего контроля, которое они сами или их окружение интерпретируют как одержимость духами. В классификациях существует специальный термин. МКБ-11 определяет его следующим образом: « Расстройство трансовой одержимости характеризуется состояниями, подобными трансу, при которых происходит выраженное изменение сознания, а привычное чувство личной идентичности заменяется внешней, «живущей» идентичностью; движения или поведение человека воспринимаются как контролируемые одержимым агентом » . 8
Согласно данным нейробиологии, при височной эпилепсии регистрируются интенсивные религиозные переживания. В случае, наблюдавшемся с помощью видео-ЭЭГ, « мы зафиксировали в реальном времени мессианское откровение у пациента с правосторонней височной эпилепсией; эпизод произошёл через несколько часов после парциального припадка, зафиксированного на ЭЭГ , и соответствовал психотическому эпизоду » 9 .
Наука рассматривает эти переживания как комплекс неврологических, психологических и культурных факторов . Она не исключает, что страдающий переживает нечто «реальное»; она просто объясняет, что этот опыт может быть результатом мозговых цепей или даже какой-то психологической травмы, которые затем «облачаются» в местные религиозные образы.
Очевидно, существует множество подобных случаев неврологических расстройств, но не все случаи одинаковы. В православии подчёркивается роль воображения. Г-н И. Милионис замечает, что первый «учитель» медитации «манипулирует» практикующим посредством внушения, в то время как позже « медитирующий один » уже усвоил послушание; затем, в состоянии глубокого расслабления, « что-то тёмное » находит ум « украшенным » и поселяется навсегда10 . Современная психиатрия описала бы тот же процесс как объединение внешних и внутренних стимулов в иллюзорном содержании, но язык святых отцов говорит о мыслях, которые убеждают душу принять или открыться «чужой энергии». Православное учение считает различие мыслей и избегание любого вида воображения терапевтическим для этих явлений.
Святой Никодим Святогорец описывает воображение как « мост, через который проходят смертоносные демоны и соединяются с душой »; вот почему мы должны «исправлять» его, иначе образы становятся проводниками чуждых энергий . 11 Так воображение — если его оставить без присмотра — привлекает духовные влияния.
Таким образом, обнаруживается, что многие формы «психических заболеваний» не просто патологические; они отчасти являются результатом духовного воздействия на незащищённый ум. Излечение наступает полностью только тогда, когда человек достигает теозиса, « что означает, что для достижения этого состояния человек освобождается не только от фантазий, но и от самого акта воображения , даже хорошего » 12 .
Эти явления были вызваны не только силой воображения, но и силой демонов, конечно, с уступки свободной воле человека, избравшего и последовавшего за ним путем лжи. Известно, что « истинным угодникам Божиим видения даруются лишь по благоволению и благодати Божией, а не по воле и какому-либо личному усилию человека, и даруются неожиданно, очень редко и в случаях особой нужды, по дивной воле Божией и никогда не случайно ». 13
Связь между психическим расстройством и оккультизмом не случайна. Уязвимый разум ищет интерпретации, оккультизм, кажется, предлагает смысл, и духи используют эту возможность. Решение может быть и есть духовным, с очищением воображения, охраной разума и участием в Таинствах.
Источник: http://aktines.blogspot.com/2025/07/blog-post_37.html#more