Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Подготовка пути антихристами для Антихриста[1]

Η προετοιμασία της οδού του Αντιχρίστου από τους αντιχρίστους

Антихрист. Знамения, предваряющие Второе Христово пришествие  (nashavera.com, 4 Окт 2017)

В святоотеческой письменности те персоны, которые называются антихристами, характеризуются как и предтечи и прообразы Антихриста. Мнение о том, что антихристы вместе с ересями подготовят явление Антихриста, или, более того, что дьявол антихрист подготавливает через малых антихристов явление Антихриста последних времен составляет главное положение святоотеческого учения.

Согласно прп. Иоанну Дамаскину ереси, открывая путь Антихристу, ведут к нему. .Они составляют «тайну беззакония» (το «μυστήριον της ανομίας »), которая действует в истории, подготавливая полное свое раскрытие в личности Антихриста.

Все ереси открывают путь для Антихриста. Но, ни одна из них не достигнет того нечестия, которое явит зверь. Одни нечестие являют в большей мере, а другие в меньшей. Святитель Александр Александрийский в своем послании, которое подписывают и многое пресвитеры Александрии называет Арианское учение «отступлением» (αποστασία) и «предтечей Антихриста». Он считает, что ариане приближаются в нечестию Антихриста в большей степени, нежели другие ереси. Но и прп. Антоний Великий ахарактеризовал арианизм как «ересь последних времен» (εσχάτη αίρεση) и предтечей Антихриста.

Прп. Иларий Пиктавийский взирает на арианскую ересь как на план, которым руководит сам сатана, который имеет в качестве своей конечной цели явление Антихриста. Согласно прп. Иларию отрицание арианами Божества Сына Божия не можго произойти по причине только невежества. Имеется столько цитат, которые доказывают, что следует заняться поиском иного центра. Им является ненависть. Ненависть, которая внушается еретикам сатаной, который ее выражает через своих пророков и предтечей своего явления. Он ее выскажет сам, когда придет как Антихрист. Для прп. Илария тот, кто считает Христа творением, считает  Христа за Антихриста и принимает Антихриста как Христа.

В целом все еретики, которые характеризуются как антихристы, расцениваются как и предтеци Антихриста. Св. Ириней Лионский и Епифаний Саланинский называют предтечу Антихриста еретиком Марком. Согласно свт. Афанасию Великому всякий еретик является предтечей Антихриста. Св. Ипатий назвал ересь ересь Нестория «подготовкой к Антихристу». Св. Кирилл Скифопольский расценивает как предтечу Антихриста некоего монаха Феодосия, который ввел в заблуждние императрицу Евдокию, клевеща на Халкидонский Собор и который с помощью хитрости завладел патриаршей кафедрой в Иерусалиме и создал в Церкви многие проблемы. Мученик Михаил характеризует Мухаммеда как предтечу Антихриста. И прп. Иоанн Дамаскин оценивает как предтечу Антихриста и религию Ислама. В целом малые антихристы также называются предтечами Антихриста.

Святой Никифор Константинопольский расценивают как «предтечу Антихриста» иконоборца Антония, добавляя и другие высказывания, которые заявляют о подобии и связи с Антихристом последних времен. Для святого Никифора Антоний это «мерзость запустения, первое отступление-апостасия, предтеча Антихриста, человек беззакония, сын погибели, который откроется в последнее время»[2]. Эта характеристика делается во время произнесения гомилии Никифора, предназначенной для православной полноты Царьграда в священном храме Святой Софии, в котором предается анафеме иконоборец Антоний. Это высказывание показывает как воспринимаются предтечи Антихриста свт. Никифором Константинопольским. Но и согласно прп. Феодору Студиту предтечи Антихриста являются антихристами до Антихриста.[3]

Подготовкой пути для Антихриста .называется и гонение Православной Церкви со стороны государственной власти.

Прп. Антоний Великий расценивает гонение на Православных со стороны арианствующей государственной власти как преамбулу к явлению Антихриста и говорит об императоре Константине, что он подготавливает путь для его признания (т.е признания Антихриста).[4] Свт. Афанасий Великий подчеркивает, что кроме использования насилия для навязывания арианской ереси в особенности власти использовали передачу еретикам православных храмов.[5] Прежние ереси не ставили в церквах идолов. Но это в точности делают ереси. Это не является гонением, но чем то большим, чем гонение, подобное подготовке к Антихристу. Святитель Иоанн Златоуст называет прообразом Антихриста первого Римского императора, который гнал христиан, т.е. Нерона.[6]

Согласно прп. Феодору Студиту путь для Антихриста подготавливается и проявлением терпимости Церкви к попиранию законов Евангелия царями и сильными мира сего. В рамках борьбы с противозаконным браком императора Константина прп. Феодор расценивает такое попустительство, терпимость  как «антихристово предшествие»[7] Прп. Феодор Студит с сильной манере слова выставляет на позор бессердечное беззаконие. «Он увидел иное предшествующее антихристу.. И как отсюда не появиться при дверях Антихристу?. Спрашивал прп. Феодор. …» В дополнение к своей ярости по поводу «прелюбодеяния» или «супружества» Императора, прп. Феодор Студит сосредотачивает свое внимание на вопросе дисциплины церковных мужей воле политической власти. Он находит аналогию, сходство между событиями своего времени и событиями кончины мира. Подобно тому, как Император хочет, чтобы его воля была удовлетворена, что бы что не делал, Антихрист потребует того же самого. Святой Феодор Студит считает эту ересь худшей из всех ересей до прихода Антихриста. И он верит, что эта ересь, начавшая его время, закончится Антихристом.[8]

Затем, оглядываясь на весь путь шествия Церкви и нападения, которые она испытывала от сект, он убеждается в прогрессе зла. Вначале ереси пришли из чуждых Евангелию мест. Когда эти ереси были отвергнуты, дьявол вернулся с ересями, которые он породил сам, и которые были основаны на Евангелии. Они действовали до иконоборчества. Тогда дьявол понял, что люди следуют за ним, и вернулся к своей первой тактике противодействия Евангелию. Таким образом, люди теперь сознательно противостоят Евангелию и полностью осознают, что они делают.[9]

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2020г.

 


[1] Из докторской диссертации Таимолакиса Василия. Учение Отцов Церкви об Антихристе (Догматическое исследование) ΤΑΜΙΩΛΑΚΗΣ ΒΑΣΙΛΕΙΟΣ . Η ΔΙΔΑΣΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ. ΓΙΑ ΤΟΝ ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟ. ( ΔΟΓΜΑΤΙΚΗ ΔΙΕΡΕΥΝΗΣΗ ).  ΔΙΔΑΚΤΟΡΙΚΗ ΔΙΑΤΡΙΒΗ που υποβάλλεται στο Τμήμα Θεολογίας της Θεολογικής.  Σχολής Α.Π.Θ.

 Θεσσαλονίκη 2011, σσ.66-69

[2] Иоанн Дамаскин : Письмо императору Феофилу о священных иконах. Ιωάννου του Δαμασκηνού, Επιστολή εις τον Αυτοκράτορα Θεόφιλο περί ιερών εικόνων, P.G. 95, 373, « Ὁ οὖν μέγας ἀρχιερεύς ὁ θεοφάντωρ Νικηφόρος… φησίν… Ἀντώνιος ὁ νέος Ἄρειος δεδεμένος ἐστίν ἐν τῷ νῦν αἰώνι καί ἐν τῷ μέλλοντι… τῶν ἱερέων τό μῦσος, τῶν πατριαρχῶν ὁ ἐξάγιστος, τό βδέλυγμα τῆς ἐρημώσεως, ἡ πρώτη ἀποστασία … ».  

[3] Πρβλ. και Θεοδώρου του Στουδίτου, Επιστολή ΟΕ΄, Στεφάνω Ασηκρήτις, P.G. 99,1312 και Ε.Π.Ε. Φιλοκαλία, 18Γ, σελ. 62 « … το προεισόδιον τοῦ Ἀντιχρίστου… τί γέγονεν ἐν Γραικοῖς· πρό τοῦ Ἀντιχρίστου ἀντίχριστος ».  

[4]  См. прп. Антоний Великий. О происходящем от ариан.  Μεγάλου Αθανασίου, Περί των γεγενημένων παρ’ Αρειανών, 46, Β.Ε.Π.Ε.Σ. 31, σελ. 268 και ΕΠΕ 9, σελ. 308 « Οὐ γάρ δι’ ἐγκλήματα γεγόνασιν αἱ συσκευαί οὐδέ διά κατηγορίαν ἕκαστος ἐξωρίσθη, ἀλλ’ ἐπανάστασις ἐστι τῆς ἀσεβείας κατά τῆς εὐσεβείας, καί σπουδή μέν ὑπέρ τῆς ἀρειανῆς αἱρέσεως, προοίμια δέ τῆς τοῦ ἀντιχρίστου παρόδου Κωνσταντίου ταύτην προκατασκευάζοντος ἐκείνῳ ».  

[5] « ἰδού γάρ καί νῦν πάλιν ἐτάραξε τάς ἐν Ἀλεξανδρείᾳ ἐκκλησίας καί τάς ἐν Αἰγύπτῷ καί Λιβύαις πάσας, καί φανερῶς προσέταξε τούς μέν τῆς καθολικῆς Ἐκκλησίας καί τῆς εὐσεβείας ἐπισκόπους ἐκβάλλεσθαι τῶν ἐκκλησιῶν, τοῖς δέ τά τοῦ Ἀρείου φρονοῦσι πάσας αὐτάς παραδίδοσθαι. Τοῦτο τέ ποιεῖν ὁ στρατηλάτης ἤρξατο. Καί λοιπόν ἐπίσκοποι δέσμιοι… καί βλεπόντων τήν τοῦ ἀντιχρίστου παρασκευήν καί τά ἴδια ἀπ’ αὐτῶν μέν ἀρπαζόμενα, τοῖς δέ αἱρετικοῖς ἐκδιδόμενα ταῦτα ». 

[6] См. Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам. Ιωάννου Χρυσοστόμου, Εις την Β΄ προς Θεσσαλονικείς, Δ΄, Α΄, P.G. 62, 485, « Νέρωνα ἐνταῦθά φησιν, ὡσανεί τύπον ὄντα τοῦ Ἀντιχρίστου ».  

[7] αντιχριστική προδρομία

[8] См. Феодор Студит. Послание 36 Еврипиану и пребывающим с ним.  Θεοδώρου του Στουδίτου, Ευπρεπιανώ καί τοις συν αυτώ, P.G. 99, 1033 A, « Καί ἴδε εἰσήλθεν εἰς τόν λόγον αὐτῶν ὁ Ἀντίχριστος. Βασιλεύς γάρ ὤν κἀκεῖνος, τοῦτο μόνον ἐπιζητήσοι, ὅ θέλει καί λέγει γίνεσθαι… Τί δέ ταύτης τῆς αἰρέσεως χεῖρον ἔσται, ἕως ἀναδείξεως αὐτῆς τοῦ Ἀντιχρίστου; Ἐγώ οὕπω δοκῶ εἶναι. Ἀλλ’ αὐτήν ταύτην εἰς πέρας ἀρξαμένην ἐκ τοῦ δεῦρο τῷ τότε καιρῷ ἀπολῆξαι ».   

[9]Прп. Федор Студит. Послание 36 Евпрепиану и находящимся вместе с ним Βλ. Θεοδώρου του Σ.τουδίτου « Ευπρεπιανώ καί τοις συν αυτώ », P.G. 99, 1036 CD, « … Ἐνταῦθα δέ φανερά ἔκπτωσις πίστεως. Οὐ περί τόν νοῦν σφαλλόμενοι ἀλλά λέγοντες Καί εἴπεν ὁ Χριστός οὕτω, κἄν νόμος ἔχη τάδε, ἐπί τῶν βασιλέων οὕτως γίνεσθαι, νικᾶσθαι το Εὐαγγέλιον. Σκόπησον πῶς τῇ ἀρχῇ τό τέλος ἀκολουθεῖ. Ἀπό Χριστοῦ ἐνανθρωπήσεως ἤρξαντο ἔξωθεν τοῦ Εὐαγγελίου αἱ αἰρέσεις. Εἷτα ἀποκρουσθείς ὁ διάβολος διά τῆς κατά μικρόν προκοπῆς τῆς χάριτος, ὑπεισῆλθε λανθανόντως ἐξ αὐτοῦ τοῦ Εὐαγγελίου. Γεννᾶ τάς αἱρέσεις μέχρι τῶν Εἰκονομάχων, ἀπό Γραφῆς καί τῶν κειμένων αὐτῶν ὑποδούμενος τό δέλεαρ. Καί ἐπάν ἤσθετο εὐηκόους αὐτῷ τούς ἀνθρώπους ὑπάρχειν, συνελαύνοντος καί τοῦ καιροῦ τῆς συντελείας, ἤρξατο ἐκ τοῦ δεῦρο ὡς τό ἀπ᾿ ἀρχῆς, κατ᾿ αὐτοῦ τοῦ Εὐαγγελίου ἀνάπτειν τόν φόνον, ὅπως καταντήση εἰς τον Ἀντίχριστον εὐθέτως, ἐφ᾿ ὅν κατοικήσει, καί ἐν ᾦ ἀποκαλυφθήσεται ἡ πᾶσα αὐτοῦ πικρία καί ἀποστασία … ».  



Подписка на новости

Последние обновления

События