Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Мон. Даниил (Ткачев)

НАЧЕРТАНИЕ ПРЕЖДЕ АНТИХРИСТА

Доклад, прочтенный на Круглом столе в Украинской Православной Церкви 2018г.

развитие цифровых технологий

 

 

Хронология событий, описанных в 13 главе Откровения св. ап. Иоанна Богослова, как и многое другое в этой книге, не очевидна, поэтому для уяснения ее мы руководствуемся толкованиями святых отцов, которые имели сердце, очищенное от страстей и ум, просвещенный благодатью Духа Святаго, что позволяло им видеть во множестве представленных в Апокалипсисе образов и видений стройный порядок.

 

СВЯТИТЕЛЬ АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ предупреждал, что еще «предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, попытается наложить всем начертание пагубного имени отступника и обольстителя», и что «бодрствующим и трезвомыслящим» время и испытание откроют в точности то, что написано о мерзком имени антихриста, числе имени его и обо всем остальном (Ἀνδρέα Καισαρείας, «Ἐρμηνεία εἰς τήν Ἀποκάλυψιν Ἰωάννου τοῦ Θεολόγου», P.G. 106, 340, κεφ. ΛΗ΄).

 

СВЯТИТЕЛЬ АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ говорит, что начертание будет дано как «ψῆφον ἐντριβῆ καί ἐγνωσμένην ἀνθρώποις» − «нечто втертое, испытанное и известное для людей» (ρέθα Καισαρείας, «Ἐξήγησις τῆς Ἰεράς Ἀποκαλύψεως», P.G. 106, 681A).

Он пишет, что начертание или имя зверя можно понимать двояко: либо как собственное имя зверя, либо как что-то, связанное с исчислением (διὰ ψήφου). Почему c исчислением? Слово ψήφος первоначально обозначало плоский камешек, на котором писалось имя кандидата при голосовании. Здесь можно было бы увидеть предсказание о пластиковых карточках, которые сейчас широко используются, и на этом остановиться.

Но у него есть еще другие значения. Оно также может быть переведено как просто «число» само по себе. Патрология Миня (Patrologia Graeca) облегчает понимание древнегреческого текста тем, что содержит параллельный латинский перевод. Из него видно, что слово ψήφος используется в значении «вычисления, (под)счета», так как в данном месте на латыни ему соответствует слово calculus. И апостол Иоанн Богослов предлагает имеющему ум «рассчитать» (ψηφισάτω) число зверя. Таким образом, его надо понимать как число, получаемое в результате вычисления. Говорит свт. Арефа об этом «счете» имени зверя как о предмете, повсеместно распространенном для купли-продажи, не имеющие которого на руке или лбу будут погибать от нужды. Подробностей о том, как технически будет осуществляться ношение числа, в писаниях мы не находим.

Ψήφος − это вдобавок еще и камешек, используемый в ручных счетах. Важен не сам предмет, а то, что он содержит, то есть способ вычисления, говоря современным языком, кодировку.

Из дальнейшего текста толкования становится понятно, что святитель имеет ввиду изопсефию в греческом языке (или гематрию в еврейском), так как это был самый известный в то время способ представления имени в виде числа. Но нет никаких оснований утверждать, что именно об этом методе нам поведал в Откровении тайнозритель апостол Иоанн.

Далее он объясняет, почему наносимое число имени зверя названо числом человеческим. Потому что будет оно не чем-то невиданным ранее и тщательно сокрытым, но «счетом» известным и употребимым до «потертости» среди людей. Наше время нам показывает, что таковыми сейчас являются в торговых операциях как устройства-чипы, производящие счет, так и принятая во всем мире универсальная система кодирования для идентификации товаров, животных и людей стандарта EAN-13.

Отсюда видно, что апокалиптическое начертание это вещь, которая будет в обиходе людском прежде, чем придет антихрист.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН свидетельствует, что «когда он придет, чтобы обмануть весь мир, все будут носить его печать» (Ὅσιος ἘφραὶμΣύρος, «Λόγος εἰς τὴν παρουσίαν τοῦ Κυρίου, καὶ περὶ συντελείας τοῦ κόσμου, καὶ εἰς τὴν παρουσίαν τοῦ Ἀντιχρίστου», Έργα, Τόμος Δ΄, 116-117).

 В «Слове на пришествие Господне» прп. Ефрем пишет: «Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить печать зверя, когда во время свое, то есть при исполнении времен, придет он обольстить всех знамениями» (Прп. Ефрем Сирин, Творения, М. Издательский отдел МП. 1994, т. 3, С.136).

Почему нужно понимать это так, что печать должны будут носить раньше прихода антихриста? Потому что ложные знамения и чудеса он произведет для того, чтобы все уверовали в него и поклонились ему. Только после этого он сможет стать всемирным правителем.

Но преподобный Ефрем далее говорит, что если кто не будет запечатлен печатью зверя, тот не пленится и мечтательными его знамениями (там же, стр.137). Стало быть, действие печати на человека таково, что принявший ее становится подвержен дьявольским внушениям.

В этом и заключается одно из главных направлений подготовки пришествия антихриста, чтобы запечатлеть как можно большее количество людей печатью к его приходу и прельстить «аще возможно и избранных» (Мф. 24, 24).

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События