Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Николаос Зисис

АНТИХРИСТ И ПАПА
согласно ожиданиям сторонников движения «Нью Эйдж», представленным в Интернете

 

Νικόλαος Ζήσης

 Ο ΑΝΤΙΧΡΙΣΤΟΣ ΚΑΙ Ο ΠΑΠΑΣ
κατὰ τὶς προσδοκίες τῶν νεοεποχιτῶν στὸ Διαδίκτυο (Internet)

"τὸ μυστήριον ἤδη ἐνεργεῖται τῆς ἀνομίας"1

«ибо тайна беззакония уже в действии»1

 

Эсхатологический образ антихриста представлен в Предании Православной Церкви в самых мрачных тонах: «В этом загадочном человеке не будет ничего святого… Неся в себе всю энергию сатаны, он покажет силу сверхчеловека, характер же и чувства нечеловеческие».2

Именно в его лице полностью исполнится ложное обещание сатаны — «вы будете, как боги» по знаниям,3 поскольку антихрист будет человеком, который захочет заменить Бога, используя силу диавола. Его пришествие, как отмечает святой Иоанн Златоуст, произойдет по попущению Божию, дабы были осуждены все, не желающие наследовать спасение. Во время Второго Пришествия неверующие будут оправдываться перед Христом, говоря: «Мы не поверили Тебе, поскольку Ты называл себя Богом», но они не будут прощены, поскольку, отвергнув Христа, приняли антихриста, пришедшего не во имя Бога Отца, но во имя свое, и поклонялись ему как богу.4

Движение или целый ряд движений под названием «Новая эра Водолея»[1] с десятками миллионов приверженцев по всему миру, уходит корнями в учение двух руководителей Теософского общества (основанного в 1875 г. в Нью-Йорке, США) — Елены Блаватской (1831-1891), соучредительницы Теософского общества, и Алисы Бейли (1880-1949),5 которые и были его главными идейными вдохновительницами. Согласно официальным документам, теософское общество изначально определило своей целью: а) основание первой небольшой группы «всемирного братства человечества» без различия расы, веры, касты, пола или цвета кожи; б) поощрение изучения сравнительного религиоведения,6 философии и науки; в) исследование необъяснимых законов природы и скрытых сил человека.7 Аналогичным образом движение «Новая Эра» или «Нью Эйдж», проистекающее из еще более продвинутых концепций Алисы Бейли, продвигает экономико-политический и религиозный альянс человечества, делая акцент на оккультизме и ожидании «Христа», новой астрологической «эпохи Водолея».8

И, конечно же, первой формой религиозного синкретизма, получившей всемирное распространение, стало масонство (франкмасонство), особенно после реформ 1723 года, внесенных «конституцией Андерсона». В масонские Ложи принимали членов различных религиозных сообществ; при этом, масоны считали себя «просвещенными», а непосвященных в масонство — «богохульниками». Все это свидетельствует о том, что масонство, исповедующее «знание» и «свет», недоступные другим «церквам» или религиям, взяло на себя роль некоей новой сверхрелигии. Масоны считают, что вера в догматы или принадлежность какой-то конкретной религии не имеют большого значения, поскольку масонство ограничивается и официально провозглашает веру в некого «Великого Архитектора Вселенной», общую для всех своих последователей. Естественная человеческая нравственность и участие в масонских таинствах считаются достаточными для совершенствования и обожения человека.9 И, хотя совершенно очевидно, что основоположники теософии принадлежали масонским ложам или их филиалам,10 в известных масонских документах не говорится об ожидании некоего Мессии, как это происходит в теософии и ее порождении — движении Нью Эйдж (в дальнейшем автор пересмотрел свое мнение. Тайные общества и масонство готовят земного Мессию, - см. статью о масонстве-теософии и антихристе = https://www.impantokratoros.gr/1CB83864.el.aspx).

Мы посчитали целесообразным представить вашему вниманию высказывания сторонников движения Нью Эйдж об ожидаемом ими «Христе», размещенные на различных интернет-ресурсах. Мы не только приведем их точку зрения, но и сравним их взгляды со Священным Преданием нашей Церкви, т.е. с учением святых пророков, апостолов и святых отцов. Независимо от того, верите ли вы учению Господа и Бога нашего Иисуса Христа и пророчествам святых отцов о последних временах и антихристе, вы не сможете не увидеть поразительное сходство антихриста, которого описывают наши святые, и «сына погибели», пришествия которого ожидают сторонники Нью Эйдж. Даже если взгляды сторонников движения Нью Эйдж являются фантазиями или следствием дезинформации, ничто не мешает нам представить их точку зрения, как их личное желание и ожидание всемирной духовной интеграции, а также как пропаганду, которая служит объявленным ими целям; мы имеем в виду, главным образом, их мессианские ожидания, которые обычно упускаются из виду. По сути, их предсказания — ничто иное, как описание всех тех ужасов, которые произойдут перед Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа, но «с другой стороны».

Соответственно, наша работа не имеет целью ни системно изучить и представить движение Нью Эйдж, как возникшее из древнейших оккультных систем — тайных обществ и восточных религий (древнего гностицизма, индуизма, буддизма, каббалы, масонства, ложи розенкрейцеров, Теософского общества и др.), ни обобщить учение Церкви об антихристе. Упоминая и сопоставляя общие для всего мира тенденции к объединению на многих уровнях (глобализация, экуменизм, религиозный синкретизм, стремление к передаче власти над миром в руки одного лидера и т.д.), а также всепроникающий оккультизм на телевидении, в музыке, прессе и других областях, мы рассчитываем на осторожных и системно мыслящих читателей, стремящихся к познанию истины и «мудрых, аки змеи».

Отображение планов антихриста можно найти в отеческом наставлении св. Кирилла Иерусалимского: «Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовию. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веры, и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины. «Тайна бо уже деется беззакония»11».12 И хотя, — говорит святой Кирилл, — не нужно определять заранее, когда все это произойдет, не стоит, однако, и расслабляться: «И не дерзай назначать времени, когда сие случится; впрочем и не засыпай от безпечности: «Бдите, — говорит Христос, — яко в оньже час не мните, Сын Человеческий придет».13 Так как надлежало нам знать признаки скончания мира, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то апостолы, подвигнутые Божественною волею, для назидания нашего приступают к истинному Учителю и говорят: «Рцы нам, когда сия будут: и что есть знамение Твоего пришествия и кончина века».14 Мы надеемся, что Ты опять придешь; но сатана «преобразуется во ангела светла»,15 для сего предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному».16

Проанализированный нами материал — взгляды сторонников движения Нью Эйдж на того, кого они называют «Христом» эпохи Водолея, уже «стоящего у ворот», — был собран на основе информации, которую распространяет по интернету, вероятно, самый главный представитель мессианского направления Нью Эйдж, лондонский писатель и лектор Бенджамин Крем (Benjamin Creme). Его деятельность за последние 20 лет насчитывает 300 телевизионных и радиовыступлений только в Соединенных Штатах, семь книг о «Христе-Майтрейе», переведенных на семь языков, и совместное с Департаментом общественной информации Организации Объединенных Наций (Department of Public Information at the United Nations) издание ежемесячного международного журнала «Share International», как минимум, на семи языках в 70 странах мира17.

Ниже в очень сжатом виде приводятся лишь несколько основных «богословских» положений Нью Эйдж, впервые изданные Б. Кремом и его единомышленниками в журнале «Share International» и повторно опубликованные в интернете. Источником этих учений, а, в особенности, учения Б. Крема, является, по его словам, духовное общение либо с учителем «Христом-Майтрейей», либо с другими «учителями», а также более ранние оккультные учения, то есть они представляют собой не что иное, как плод духовных «контактов» или, другими словами, учения демонов.

 

1. «Богословие» Новой эры Водолея (Нью Эйдж)

Новая эра Водолея не признает существование Бога как личности, а тем более — существование Ипостасей Святой Троицы. Их «бог» представляет собой совокупность всех законов и всех энергий, управляемых этими законами, которые, в свою очередь, создают все видимое или невидимое. Они также называют своего «бога» Космическим бытием (Логосом) и считают, что он одушевляет нашу планету. Эфирно-физическим воплощением этого планетарного Логоса и «Господина мира» является Санат Кумара (Sanat Kumara) с планеты Афродиты, который живет в энергетическом центре Шамбала (Shamballa), где-то над пустыней Гоби в Китае.

Существует и еще одна группа существ, учителей и известных личностей, находящихся на высшей ступени развития, которые возвышаются над обычными людьми и составляют Духовную Иерархию (именуемую также Белым Братством, Обществом Просвещенных, Силами Света, «махатмами»). Эта большая группа разделена на 49 более мелких групп, так называемых «ашрамов» (Ashram). Каждым ашрамом руководит Мастер Мудрости (Master of Wisdom). Главу всей этой иерархии называют «Христом», или Мировым Учителем, или Учителем Мастеров. Степень иерархии, которую он имеет на данном этапе — в астрологической эпохе Водолея продолжительностью около 2150 лет, — называется «Владыка Майтрейя», который якобы обладает «энергией Космического Христа» и «сознанием Христа». При этом, та личность, которую они называют «Христом», не отождествляется с Иисусом из Назарета, который является Спасителем, Помазанником[2] и Мессией согласно христианской вере.

Время от времени в различных религиях появляются высшие духовные существа человеческого, планетарного или космического происхождения, так называемые «Аватары», которые оказывают помощь людям и, нисходя на землю, учат людей правильному пути развития.18

2. Антропология сторонников движения Нью Эйдж

Человек является не кем иным, как «Богом», некоей «искрой Божией» (a spark of God).19 Познание Бога — это ничто иное, как познание самого себя.20 Закон Возрождения, реинкарнации, не несет в себе никакой иной цели, кроме как постепенно, через определенное количество жизней, привести нас к единению и уподоблению Богу.21 Помимо любого другого элемента, тела, духа, разума есть божественная «самость» (Self), наше «эго», которому мы должны обеспечить свободу для самовыражения. Именно по этой причине мы не должны следовать за другими или подвергаться ограничениям с их стороны: «Будь самим собой», «Be what you are» — это девиз представителей Новой Эры. Самое важное для человека — это дарованная ему свобода, а величайшее благословение, которого он может достичь — чувство одиночества.22

Духовность нельзя отождествлять с религиозностью, поскольку она подразумевает также наличие научной мысли.23 Постепенно, в результате ряда изменений, такие понятия, как богопочитание и благочестие должны уступить место знанию и оккультизму.24

Чтобы человек освободился от низших элементов, ему необходимо сосредоточиться на трех основных вещах: знание, независимость и окружающая среда (awareness, detachment, environment). Не следуйте за другими,25 но одновременно и не считайте себя самодостаточными, что касается ваших взглядов: причина всякого зла — это убеждение в собственной правоте: «я прав, мне ничего не нужно исправить». Самодостаточность — это худшее из всех зол.26

Греха на самом деле нет, поскольку это всего лишь изобретение, вымысел Церкви. Есть только совершенство и несовершенство.27 Злом является все то, что противостоит эволюционному развитию и процессу, иными словами, естественному обожению человека и мира, одухотворению материи.28


3. Учение представителей Новой Эры о появлении антихриста

Ньюэйджевцы говорят, что каждая религиозная община ожидает своего Мессию одинаковым образом. Это тот, о пришествии которого «благовествует» и движение Нью Эйдж. Христос, второго пришествия которого ожидают христиане; ожидаемый евреями Мошиах; Имам Махди у мусульман; реинкарнация Кришны у индуистов и пятый Будда (т.е. «Майтрейя» — «благородный») у буддистов — это одно и то же лицо, Мастер Майтрейя, который в ближайшее время придет к людям.29

«Христос» Майтрейя придет к людям как человек, но не как обыкновенный человек, а как человек, который смог достичь «полноты божества».30

До этого момента он уже 200 раз являлся чудесным образом в разных уголках мира и совершил множество «чудес», среди которых — появление светящихся крестов, водных источников и многое другое.31

«Христос Майтрейя», родом из Гималаев, сам сформировал свое тело (mayavirupa), которое будет подходящим местом для его воплощения, и в котором он будет жить среди людей Новой Эры.32 Он придет как Водолей (Aquarius), дабы наполнить человечество новыми силами: «Моя задача — передать вам эти воды жизни, наполняя вас этими водами. Аз есмь водолей, аз есмь сосуд истины».33

Подготовка к его пришествию началась уже давно, и на данный момент практически все готово к его господству, и это действительно произойдет, как только люди осознают необходимость его прихода с целью установления социальной справедливости и равного распределения благ. «В настоящее время существует огромная группа людей, можно сказать, целая армия, готовая последовать его указаниям: в каждой стране появляются такие группы, требующие справедливости и свободы». Все это настолько соответствует общему плану действий, что сегодня совсем немногие могут сомневаться в том, что именно невидимая рука Майтрейи руководит и определяет внешний ход событий.34

Его официальное появление на всемирном уровне произойдет в определенный день в будущем, в «День Провозглашения» (Day of Declaration), чтобы весь мир узнал о его пришествии. Необходимо именно такое официальное признание и объявление о его присутствии на земле, поскольку в противном случае многие не заметят пришествия «Учителя».35

Для того, чтобы о пришествии новоявленного «Христа» узнало как можно больше людей, его выступление будет транслироваться с помощью спутникового телевидения и радиовещания по всему миру. Появившись в СМИ, Майтрейя не будет говорить в словесной форме, но направит свое сообщение человечеству на тему справедливости и пр. с помощью «телепатии». Люди смогут внутренне почувствовать и понять его послание так, как если бы они услышали его на своем родном языке, и поэтому этот день будет чем-то напоминать христианскую Пятидесятницу. Для тех, кто не имеет доступа к подобным средствам массовой информации, «День Провозглашения» будет объявлен специальным образом — путем особого чувственного (и физического) контакта, «осенения» (overshadowing), прикосновения. Таким образом «Христос» Майтрейя попытается воздействовать даже на «ортодоксальных» христиан, убеждая их в том, что он является настоящим Христом, Мировым Учителем, общим для всех людей, верующих или неверующих. Его пришествие будет сопровождаться появлением сотен тысяч целебных источников по всему миру. Это будет тремя основными признаками его пришествия36 и началом его деяний на земле.

«Христос» не будет настаивать на своем участии в политической и государственной жизни, однако, кода потребуется его помощь и совет в сложных и неразрешимых вопросах, он поможет всем ответственным лицам успешно разрешить сложившуюся ситуацию.37 Руководители государств, под давлением народа, последуют его советам после всемирного экономического краха, начало которому будет положено в Японии и который уже был предсказан Майтрейей.38 Иными словами, он уже контактировал со многими крупными политическими вождями и лидерами, помощь которых потребуется еще прежде «Дня Провозглашения».39

После видимого пришествия Майтрейи ему будут помогать три других «Учителя», а именно — Кут Хуми, Морья и «Иисус»40 (заметим, что во многих источниках пришествие «Христа» эры Водолея рассматривается как кульминационный момент прихода «Учителей», а именно «экстернализацией Иерархии») [externalization of the Hierarchy]41). Также, Майтрейе будут помогать существа, которые до сих пор были нам известны как «инопланетяне». Они являются не кем иным, как нашими «космическими братьями» (Space Brothers), и уже на нынешнем этапе заботятся о сохранении траектории Земли и предотвращении ужасающих экологических катастроф.42 Кроме того, Майтрейю будет сопровождать «Армия Света» (Army of Light), «небесное воинство» ангелов (Devas), которое будет способствовать его победе над темными силами — армия, которая сначала будет невидима для людей.43 Их пришествие будет означать начало нового порядка (a new order): сотрудничества ангелов и людей, целью которого станет обожение.44

Эти существа «света», «старшие братья человечества» (Elder Brothers) уже доносят до нас свои послания при помощи представителей Новой Эры, являющихся «проводниками» их учений (общеизвестных как «медиумы»):

«Мы, ваши старшие братья, находимся здесь вместе с вами,

Наш призыв берет свое начало из древней эпохи:

«Вернитесь, вернитесь, время пришло».

Поэтому некоторые из нас обращают свои шаги назад,

Снова возвращаясь к миру людей.

Мы делаем это с удовольствием; мы с удовольствием принимаем возможность

служить и возделывать, преобразовывать.

Наша радость велика, поскольку мы видим пред собою людей,

Приветствующих новые отношения с родом человеческим,

И, сотрудничая с ними, мы создадим славное будущее,

которое ожидает всех людей».45

«Христос» Майтрейя утверждает, что не будет использовать насилие против своих противников.46 Однако, в то же самое время, он отмечает, что у людей есть только две возможности: принять Майтрейю или пассивно ожидать развития событий, оставаясь в стороне от происходящего.47 «Меч разделения» (Sword of Cleavage), которым является его любовь, разделит мир на два полюса: тех, кто примет новую ситуацию, и тех, кто будет настаивать на старых путях разделения, неизбежно ведущих мир к хаосу.48 «Силы света» смогут преодолеть и победить «силы тьмы» старой цивилизации.49 Майтрейя постарается сделать этот разрыв, разделение между полюсами как можно менее заметным.50 «Многие примут меня, но не все. Однако, моя Армия Света, безусловно, восторжествует», — утверждает Майтрейя.51 Здесь следует добавить, что это утверждение, конечно же, может быть воспринято по-разному, особенно если принять во внимание тот факт, что те, кто настаивает на старых «формах», воспринимаются сторонниками движения Нью Эйдж как «виновные в постоянных разделениях».52 Что касается «христианского тоталитаризма», то они считают, что «он исчезнет последним».53 Иными словами, «злом» представители Новой Эры именуют все, что противоречит эволюционному процессу потери духовности или «раздухотворения» материи.

Государство Майтрейи в первую очередь продемонстрирует заботу о борьбе с голодом во всем мире путем равного распределения продовольственных товаров и продуктов питания, а за разрешением этого вопроса сразу же последует борьба с экологическими катастрофами во всем мире. Надзор со стороны Организации Объединенных Наций, которая будет являться единым правительством для всего мира,54 будет осуществляться путем распределения продовольственных товаров через всемирную систему — сеть обмена товарами, которая придет на смену нынешней экономической системе, несмотря на противодействие со стороны некоторых лиц, занимающих ныне высокое и привилегированное положение, которые будут вынуждены отойти в сторону.55 Воспринимая землю, как «бога», такого же, как и они сами (и как все остальные существа), люди осознают свою нерушимую связь с «Матерью-землей» (the Great Mother of all). Земля, в свою очередь, откроет людям свои тайные законы, благодаря которым человек сможет достичь уровня бога.56

Преступность исчезнет: благодаря новым «технологиям света», когда кто-то попытается совершить преступление, он будут моментально «заморожен» на месте преступления. Терроризм исчезнет благодаря новым способам контроля, потому что террористам больше негде будет скрываться.57 Майтрейя уже повлиял на глобальное потепление. Когда же он пожелает восстановить равновесие в мире при помощи специально предназначенной для этого энергии (equilibrium), полученной от Аватара Синтеза, то увеличение продуктов питания на земле окажется вне всяких ожиданий.58

Пребывание Майтрейи в мире будет продолжаться в течение всей Эры Водолея, т.е. в течение последующих 2500 лет.59 Он будет постепенно открывать человечеству различные «истины», начиная с объединения людей, понятия души, распределения благ, а также закона причины и следствия (т.е. кармы), реинкарнации, невинности.60 Однажды он покинет землю, чтобы вернуться в конце седьмого «космического цикла» как высший, «космический Майтрейя».61

По той причине, что Майтрейя обладает способностью появляться из ниоткуда и таким же образом исчезать в никуда, никто не может каким-либо образом причинить ему вред или лишить его жизни.62 Ведь будучи «Христом» он уже прошел через «четвертую степень посвящения», степень «ученика Иисуса» — иными словами, степень самопожертвования и распятия.

4. Майтрейя и Папа: учитель и слуга

Однако особый интерес представляет совершенно неожиданное откровение сторонников движения Нью Эйдж, а именно Бенджамина Крема, о той роли, которую, согласно их ожиданиям, сыграет институт папизма в подготовке к пришествию Майтрейи.

Как мы уже отметили выше, ньюэйджевцы отличают личность Христа (Майтрейи) от исторической личности Иисуса из Назарета. Человек Иисус был — по их пониманию — реинкарнацией Иисуса Навина, Исаии, а также Иисуса, о котором говорит пророк Захария63 и который во время крещения в Иордане воспринял осенение (overshadowing) от Христа Майтрейи.64 После распятия он реинкарнировался в Аполлония Тианского65 и в качестве «Учителя» (Master Jesus) отправился в Индию. В течение последних 600 лет он был реинкарнирован в теле одного сирийца и с 1984 года проживает в Риме. Он принадлежит к Духовной Иерархии (Spiritual Hierarchy) и является не кем иным, как учеником и помощником «Христа» Майтрейи.66

Размещение в сети Интернет новой статьи в феврале 2000 года, а также еще одной в апреле 2001 года, дополнили уже существующий на тот момент портрет «Иисуса». В первой статье, написанной Аартом Джурриаансе (Aart Jurriaanse) о спасении Запада «Учителем Иисусом», говорится следующее: «Все это находится в поле ответственности Учителя Иисуса — и какая же это задача! Но нет никаких сомнений по поводу того, что имеется прогресс, и что он [«Иисус»] надеется достичь еще большего успеха благодаря новому подходу со стороны христианских Церквей, прокладывая путь и в Европе, и в Америке для возвращения Христа. Предполагается, что Учитель Иисус воссядет на троне Папы Римского и что, занимая это положение, он будет иметь возможность дать новое дыхание всей христианской религии и перенаправить ее в новое русло, переориентировав ее от современных политических и светских тенденций к более духовному подходу».67

Во второй статье сам г-н Бенджамин Крем подтверждает слова Джурриаансе (Jurriaanse): «Теперь [Иисус] находится в теле одного сирийца, возраст которого — около 600 лет, и проживает в Риме. На протяжении последних 2000 лет он очень плотно сотрудничал с Христом, экономя тем самым свое время и энергию, где это возможно, и осуществлял особую работу с христианскими Церквями. Он один из Учителей, которые совсем скоро возвратятся к своей работе в мире, восприяв престол Святого Петра в Риме. Далее он попытается преобразовать христианские Церкви таким образом, чтобы они стали максимально «гибкими», дабы должным образом отреагировать на новую реальность, которая настанет после возвращения Христа и Учителей».68

«Иисус», который уже направил многих богословов и клириков каждой конфессии на предначертанный путь69 «эзотеризма», останется на стороне Майтрейи после всемирного провозглашения последнего, сотрудничая с ним и показывая всем, что он — ученик Майтрейи, давая Евангелию «правильное», апокрифическое толкование.70 С этого момента Новой Эры благодаря личному пришествию Майтрейи, богословам и священникам уже не понадобится толковать или опровергать его учения.71

Отправной точкой для возникновения у сторонников движения Нью Эйдж подобных ожиданий является то понимание религии, которое свойственно движению Новой Эры. Эта концепция была унаследована от многообразного гностицизма, оккультизма, Каббалы (еврейского оккультизма), франкмасонства (масонства), теософии и всех видов «эзотеризма» (т. е. знаний о «тайных силах» видимого и невидимого мира). Согласно этой концепции, все религии имеют одно общее ядро, сокрытое от простых верующих и различимое только посвященным в тайное «знание». Этим ядром, как мы смогли убедиться, анализируя взгляды нео-гностиков Новой Эры, является учение о том, что человек по естеству является «Богом», «искрой Божества», и что он должен привести в действие свои тайные «божественные» силы. Учение различных «Учителей», основателей религий, было неверно истолковано их последователями, которые находились в постоянном противостоянии друг к другу только по причине этого недоразумения.72

Поэтому целью Майтрейи и других «Учителей» является не отмена религий, а наделение их новым смыслом и продвижение идеи о том, что все они имеют нечто общее. Это неизбежно повлечет за собой появление единой мировой религии (One World Religion)73 с пирамидальными (тетраэдрическими) храмами.74 Ожидается, что ведущую роль в этом процессе должен сыграть институт Папы Римского в качестве лидера, который поведет за собой к объединению разделившийся Христианский Запад и Восток (следует отметить, что этому будет способствовать и его «непогрешимость»). Кроме того, после дня своего всемирного провозглашения, Майтрейя совершит серию путешествий по примеру Папы, дабы снискать известность среди разных народов.75 Майтрейя будет посещать храмы, которые сам же воздвигнет, посвящая своих сторонников в учение, создателем которого будет в действительности он сам. Церкви, мечети и другие храмы будут общими местами молитвы для всех.76

Бенджамин Крем утверждает, что о присутствии «Христа» на земле уже известно чиновникам Ватикана: два кардинала, члены Курии, Папского Синода, являются сторонниками «Христа» Майтрейи. Один из клириков Ватикана, также являющийся последователем Майтрейи, дал интервью на эту тему журналу National Examiner, однако Ватикан опроверг изложенные им взгляды. И все же Бенджамин Крем надеется, что после Дня Провозглашения Папа Римский станет близким соратником «Учителя Иисуса».77 Однако, ортодоксальные христианские лидеры (предположительно, представители консервативного крыла78 каждой конфессии) будут последними, кто примет Майтрейю, который не является Сыном Божиим, а «Великим братом» всего человечества.79

В дополнение к вышесказанному следует упомянуть и общеизвестную инициативу «Святого Престола» по продвижению межрелигиозного диалога и совместных молитв с буддистами и мусульманами. Уже только эта инициатива показывает, что, возможно, ожидания сторонников движения Нью Эйдж, согласно которым Ватикан сыграет важную роль в продвижении всемирной религии, столь благоприятной для внедрения любого «Майтрейи», могут в итоге оказаться весьма далекими от утопических.


5. Искажение пророчеств Священного Писания

На основании вышеизложенного обязательно следует отметить, что нет ни единого элемента в слове Божием и в учении Церкви, который остался бы неискаженным в учении Новой Эры. Для опровержения этих заблуждений с помощью богословия потребовалось бы сделать общий обзор всего богословского наследия Православной Церкви против ереси гностицизма и несторианства.

Однако здесь следует отметить, что Майтрейя, действуя посредством «мистиков», искажает многие значения, которые на протяжении веков сохраняли в христианском мире напоминание об окончательном отступничестве последних времен. Типичными примерами искажений являются следующие:

Сатана не существует как сущность, как личность, а является олицетворением зла, которое живет внутри нас. Понятие «Люцифер» рассматривается как положительное: оно символизирует передачу света, как об этом говорит и само его имя (lux fero — «нести свет»).80 Кроме того, мы должны отметить, что во многих текстах ньюэйджевцы называют Новую Эру «эрой света» (см. также понятия «технология света», «силы света» и т. д.).81

«Мистики» также искажают христианскую концепцию об антихристе, говоря, что антихрист — это не конкретный человек, а разрушительная энергия воли Божией, которая сознательно готовит почву для наступления каждой новой астрологической эпохи, разрушая при этом старые условия существования. Энергия антихриста до появления христианства («Эры Рыб», согласно терминологии Нью Эйдж) воплотилась в Нероне, а до пришествия Майтрейи — в Гитлере; соответственно, мы не должны ожидать прихода другого антихриста, по крайней мере, в течение следующих 3000 лет.82

И наконец, стремление связать число 666 с каким-либо будущим тираном, согласно их мнению, неверно, потому что число 666 относится исключительно к императору Нерону.83 Такое мнение ньюэйджевцев не кажется нам странным в силу того, что несколько десятилетий назад «духовная мать» всех последователей Нью Эйдж Алиса Бейли пропагандировала, что число 666 — это число, в котором заложен священный смысл, и что его частое использование ускоряет приход Новой Эры.84

Многие искажения смысла Священного Писания и пророчеств о Втором Пришествии содержат тексты бывшего пастора-методиста, а ныне пропагандиста учения Новой Эры Ховарда Рея Кэрри (Howard Ray Carey).85

6. Замечания, основанные на Священном Предании Православной Церкви

Поскольку рассматриваемые нами вопросы являются весьма обширными, мы вынуждены изложить их в виде очень краткого обзора. Далее мы лишь поверхностно коснемся некоторых моментов, связанных с пришествием антихриста, основываясь на Священном Предании нашей Церкви и довольствуясь только самыми основными свидетельствами.86

Первое предупреждение о пришествии антихриста исходит из уст самого Господа нашего Иисуса Христа в одной из строк Евангелия от Иоанна, значение которой для рассматриваемой нами темы с первого взгляда кажется не очень понятным. Господь, сетуя на неверие в Него иудеев, открывает, что иудеи, которые не признали Его, несмотря на то, что он пришел во имя Отца, примут того, кто придет под своим, особым именем, используя его, чтобы гарантировать успех своего дела: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5, 43).87 Здесь следует отметить, что тот, кого иудеи примут как Мессию, придет не как посланник Бога Отца, но как самостоятельный спаситель; причина же неверия иудеев в истинного Христа, согласно следующим словам Господа, — это любовь к человеческой славе, а не ко славе, которую дает Бог (Ин. 5, 44).88

На вопрос учеников о признаках последних времен, заслуживающий особого внимания, Господь открывает им ряд знамений, указывающих на пришествие антихриста, которые, согласно сводному описанию евангелистов (Мф. гл. 24, Мк. гл. 13, Лк. Гл. 21)89 и согласно анализу св. Кирилла Иерусалимского, — следующие: а) появление множества «лжехристов»; б) ведение войн; в) распространение эпидемий и голода, землетрясений и неблагоприятных погодных условий («ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21,11)90); г) возрастание искушений, ненависти, братоненавистничества и вообще охлаждение любви; д) провозглашение Евангелия по всему миру. После всего этого наступит «мерзость запустения на месте Святом» и будет объявлен некий земной «Христос».91 Но Иисус Христос нас предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: "Вот, здесь Христос", или "Там", — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "Вот, Он в пустыне", — не выходите; "Вот, Он в потаенных комнатах", — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 23-27).92

Апостол Павел отмечает еще несколько отличительных характеристик антихриста, разъясняя первым фессалоникийским христианам, какие признаки непременно должны предшествовать Второму Пришествию. Эти признаки, приведенные в стихах 1-12 второй главы Второго послания к Фессалоникийцам, таковы: а) до Второго пришествия Христа произойдет отступление от Бога, а затем — явление «человека греха», «сына погибели»; б) человек этот превознесется выше всякого бога или святыни, пытаясь доказать, что он есть Бог; в) этот человек сядет на место Бога в храме Божием;93 г) есть нечто, что не допускает совершения всего этого сейчас, хотя «тайна беззакония уже в действии»; и, наконец, д) этот «человек погибели», антихрист, будет творить силою сатаны разного вида чудеса (силы, знамения и чудеса ложные), но он обольстит (по попущению Божию) только тех, кто не хочет спастись. И будут осуждены все, возлюбившие неправду, поскольку принятие антихриста является непростительным грехом (о чем мы уже говорили вначале).94

Святой Иоанн Златоуст, как и другие толкователи Священного Писания (св. Ириней, Тертуллиан, Лактанций, св. Иоанн Дамаскин, Феофилакт, Зигабен), разделяют мнение, что «катехон» («Удерживающий»), который не допускает прихода антихриста, — это Римская империя, и они связывают явление антихриста с ее распадом. Менее распространенными являются точки зрения, что «катехон» — это граница, которую определил Бог (Феодор Мопсуестийский, Феодорит Кирский, Фотий Великий), незавершенность дела распространения Евангелия у всех народов (Феодорит) или Святой Дух (Севириан).95

Феодор, епископ Мопсуестийский, очень метко замечает, что дьявол создал ереси и религии как временные опоры, на которых он построит «арку», свой культ во имя антихриста. Когда этот культ будет построен, опоры станут не нужны. Вот тогда-то антихрист и упразднит ереси и религии, всякого «бога» и «святыни», и открыто провозгласит свой культ — как «арку», возведенную с помощью этих, уже ненужных, временных опор.96

Но наиболее точные и конкретные признаки и описание деятельности антихриста можно найти в книге Нового Завета «Откровение святого Иоанна Богослова» (95 г. н.э.), которые следует изучать на основании толкований святых отцов Церкви.97

В ХІІІ-й главе «Апокалипсиса», где подробно описывается все, что предвидел и пророк Даниил (Дан. Гл. 7),98 говорится о двух зверях — одном, выходящем из моря, которое символизирует народы и неспокойную, нестабильную ситуацию в мире,99 и втором, выходящем из земли. Второй зверь отождествляется со лжепророком, о котором говорится позже,100 и его роль по отношению к первому зверю второстепенна. Первому зверю, который у всех толкователей отождествляется с антихристом, дракон (сатана) дал «силу свою, и престол свой, и великую власть». Далее рассказывается, что возродится одна из семи голов его от смертельной раны (возможно, он воскресит кого-то их своих помощников, или же здесь подразумевается восстановление объединенной Римской Империи101), что этим чудом он обольстит всю землю и что, ведя войну со святыми, он их победит. Также там говорится о том, что он будет хулить Бога и святых, и что ему поклонится вся земля, кроме тех, чьи имена записаны в Книге жизни. Второй зверь — лжепророк, имеющий два рога, похож на агнца, но говорит речи сатанинские («и говорит, как дракон»). Властью первого зверя он будет обольщать всю землю неслыханными чудесами, чтобы все народы поклонились антихристу, зверю из моря. Он будет убеждать людей сделать образ первого зверя, который под воздействием духа (имеется в виду лукавый дух102) оживет и будет говорить. Все, кто не будет поклоняться этому образу, будут убиты, а право покупать или продавать будут иметь только те люди, независимо от их социального класса, которые согласятся, чтобы им поставили на правой руке или лбу начертание, или имя зверя, или число имени его. Число имени зверя — это «число человеческое», число шестьсот шестьдесят шесть (Апок., 13, 1-18).103 В другом месте «Апокалипсис» представляет десятерых царей, которые будут союзниками со зверем и передадут ему силу и власть свою (Апок. 17, 12-14).104 Власть сатаны в этот период сопоставляется с властью, которая до этого была присуща спасительному делу Господа нашего. Таким образом, дракон, который был скован на тысячу лет в бездне, дабы не прельщал народы (во время земного царствования Церкви), будет в конце истории освобожден и, поднявшись из бездны, соберет народы на брань против Церкви (Апок. 20, 1-10).105 Тирании зверя будет предшествовать проповедь о покаянии двух пророков и мучеников, которые будут убиты зверем (Апок. 11, 3-13).106 Следует отметить общее для всех толкователей мнение, что второй зверь, лжепророк, — это носитель духовной и священнической власти.107 Кроме того, из текста «Откровения» следует, что образу зверя будут поклоняться по всей земле.

Помимо Священного Писания, много сведений об антихристе можно найти и в творениях святых отцов, которые являются либо божественным откровением, полученным самими святыми, либо записью более раннего устного предания или толкованием библейских текстов. Приведем несколько показательных свидетельств об антихристе, принадлежащих некоторым отцам Церкви.

Под именем святого Ипполита Римского (170-236 н.э.) вышли в свет два «Слова», имеющие отношение к нашей теме: «О Христе и антихристе» и «О кончине мира».108 Второе из них является псевдоэпиграфом,[3] произведением VII века — обработкой подлинного первого «Слова» с вкраплениями элементов из произведений святого Ефрема.109

Святой Ипполит, в аутентичном произведении которого собраны практически все фрагменты из Священного Писания, где упоминается об антихристе, говорит (как ранее и святой Ириней, епископ Лионский) о происхождении антихриста из еврейского рода Дана.110

В псевдоэпиграфе «О кончине мира» мы заметили описание еще двух моментов: поначалу антихрист будет упорно отказываться принять царство над всеми людьми, до тех пор, пока в результате их настойчивости не примет его; а также что через своих глашатаев (людей и демонов, и, возможно, даже человекоподобных демонов)111 он распространит слух, что может дать людям еду, поскольку ему подчиняются земля и море: «Идите все посмотреть могущество силы его. Вот он даст вам хлеб и одарит вас вином, богатством многоценным и почестями великими. Ведь повелениям его повинуются вся земля и море».112

Преподобный Ефрем Сирин (306-373 н.э.) помимо многих других замечательных произведений написал четыре «слова», посвященные, среди прочего, и антихристу.113 Читая подробное описание событий, которые будут происходить в то время, мы узнаем следующие сведения, которые встречаются и у многих других святых отцов:

Антихрист будет сначала казаться в высшей степени добродетельным, смиренным, тихим, справедливым, ненавидящим идолов и взяточничество, благочестивым, добрым, нищелюбивым, красивым, безмятежным, ко всем ласковым, кротким и очень уважающим иудеев — настолько, что народы сами предложат ему власть, как самому подходящему, чтобы стать правителем. Он же, как только обретет власть, поразит трёх великих царей и покажет прямо противоположный, свой настоящий характер, высокомерный, жестокий и т.п.114

Дракон, как зовется у преподобного Ефрема антихрист, «в сердцах человеческих посеет боязнь, малодушие и страшное неверие» и произведет «чудеса, знамения и страхования, чтобы прельстить, если возможно, и избранных, и всех обмануть ложными знамениями и чудесами, им совершаемыми».115 Он будет ходить по морю, передвигать горы, соберет вокруг себя множество птиц и пресмыкающихся.116

Антихрист «в страшных призраках покажет себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы подобно ангелам вознесутся пред мучителем. Ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей». Будет большое волнение среди народов, которые «от концов земли придут увидеть мучителя, и многие поклоняются мучителю, с трепетом взывая: «Ты — наш спаситель». После того, как антихрист примет власть, «пошлет бесов во все концы смело проповедовать: "Великий царь явился во славе, идите и видите его"». Верующих, которые не поклонятся ему, он подвергнет гонениям на суше и на море, однако Бог, как нежный отец, будет хранить их.

Поскольку он знает, что его ложные чудеса бессильны перед силой Креста, он поставит необходимым условием для получения пищи принятие его печати на лбу или на правой руке, чтобы лишить крестное знамение силы, а христиан, принявших печать, — помощи Христовой. Кроме этой уловки, то есть вынужденного принятию печати под угрозой голода, он будет стремиться полностью искоренить любое упоминание имени Христа на земле.117 Призывание Отца и Сына и Святаго Духа будет для него нестерпимым и неприемлемым.118 Помощниками его в деле запечатления печатью и раздачи пищи будут надзиратели, поставленные им для этой цели.119 Это, конечно же, предполагает, что он будет иметь абсолютную власть в распределении богатств; также из текста становится ясным, что начертание будет предшествовать ложным чудесам антихриста, поскольку, — как уточняет преподобный Ефрем, — тот, у кого не будет печати [зверя], не будет пленен его чудесами.

Святой Кирилл Иерусалимский (313-387 н. э.), помимо всего, что мы уже сказали, отмечает, что дьявол внес в народы разделение, чтобы ему было легче склонить их к принятию антихриста, «ибо диавол наперед производит раздоры в народе, чтобы, когда придет [антихрист], удобнее приняли его». Кроме того, антихрист, силою волшебства и чародеяния, восхитит себе власть над Римским царством, когда в одно и то же время будут царствовать десять Римских царей в десяти различных царствах, и он победит троих из них. Антихрист обольстит иудеев, притворившись Мессией, а язычников обманет своими «чудесами». Поскольку антихрист будет сильным противником, Господь дал совет тем христианам, которые могут не выдержать мучений, бежать в горы (Мф. 24, 16).120 Царствование антихриста продлится только три с половиною года, как написано и в пророчестве Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7)121; он восстановит храм Соломона и воцарится в нем (но не в храме Гроба Господня).

Святой Иоанн Дамаскин (680–784 н.э.) включил в свою «Догматику», т. е. в труд «Точное изложение Православной веры» небольшую главу, посвященную личности антихриста. В этой главе он, среди прочего, подчеркивает, что предпосылкой для его прихода является провозглашение Евангелия во свидетельство всем народам. Антихрист родится от блудодеяния, будет воспитываться в тайне, а затем внезапно восстанет и захватит власть («внезапно восстает, возмущается и делается царем»). Вначале он будет прикрываться личиною святости, но потом начнет гнать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу. Знамения и чудеса ложные обольстят только тех, которые имеют слабое и неукрепившееся основание ума. Он воцарится в храме Иерусалимском, не христианском, а иудейском. На землю будут посланы св. пророки Енох и Илия Фесвитянин, чтобы проповедовать против антихриста, и они будут умерщвлены им. За сим последует пришествие Господа с небес. И святой Иоанн заканчивает словами: «Поэтому, пусть никто не ожидает Господа от земли, но с неба, как Сам Он утвердил это».122

В конце приведем еще один очень важный признак, который, среди прочего, записал св. Андрей Кесарийский (VI в.) в своем «Толковании на Апокалипсис»: антихрист произойдет из восточной части земли персидской.123

Конечно, тема об антихристе содержит и много других аспектов, которые раскрываются в Священном Писании и в святоотеческих текстах: тираническая власть антихриста, его неистовые гонения на Церковь и спасение многих верующих через усиленную молитву и мучительное самоизгнание (и, конечно же, не через вооруженное сопротивление),124 его неспособность спасти своих поклонников от голода и природных катастроф, которые будут результатом их отступничества от истинного Бога, ограничение его тирании тремя с половиною годами, и, наконец, окончательная и вечная гибель самого антихриста, сатаны, лжепророка и всех, кто был прельщен ими, в озере огненном. Эта тема столь обширна, что не может быть полностью раскрыта в одной небольшой публикации по причине ограниченного времени и места, поэтому мы отсылаем читателя к тем работам святых отцов и местам из Священного Писания, которые были упомянуты выше.

Эпилог

Если вышеуказанные ожидания сторонников движения Нью Эйдж будут истолкованы на основе логики неверующего человека, то они будут считаться лишь утопическими фантазиями тех, кто стремится к господству над миром. Однако после сравнения их высказываний о будущем мировом порядке с пророчествами святых апостолов и святых отцов мы можем сделать два предположения:

а) прочитав христианские пророчества об антихристе, сторонники движения Нью Эйдж пытаются осуществить их на деле (чего практически невозможно достигнуть человеческими силами);125

б) пророчества были сказаны в Духе Святом более тысячи лет тому назад, и они описывают сегодняшние приготовления пришествия антихриста его приверженцами на основании безупречно верного предсказания Божия, произнесенного устами пророков, апостолов и святых отцов.

Конечно, мы не знаем, когда, наконец, Бог попустит их планам осуществиться, однако в любом случае необходимо духовное ведение, трезвение и духовная брань: «Имеющим ведение [Бога] без труда сделается известным пришествие антихриста; а кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно. Ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто об этом говорит. А святые укрепятся, потому что они отринули всякое попечение о сей жизни».126

 

http://www.theodromia.gr/24D2A8D5.el.aspx

перевод Православного Апологета 2018г.

для свободного копирования и публикации

 

  • 1. 2 Фес. 2, 7.
  • 2. Андр. Феодору, Представление об антихристе (ά.τ.χ.), с. 7.
  • 3. Быт. 3, 1-5.
  • 4.  Святой Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Беседа 41, 1PG 59,236«Как скоро они не приняли говорившего им о себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу». Там же, Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам 4, 1 PG 62, 487. «Когда он придет… тогда заградятся их уста. В самом деле, если ты не веруешь Христу, то тем более не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а этот последний (будет говорить) совсем другое».
  • 5. Μ. Basilea Schlink, New Age from a biblical viewpoint, Evangelical Sisterhood of Mary, Great Britain 1988 (first English edition), с. 7ε.
  • 6. «Сравнительным религиоведением» (comparative religion) называется направление религиоведения, цель которого — сравнительное изучение мировых религий и их диахронический анализ; расцвет применения метода сравнения в науке приходится, главным образом, на XIX век.
  • 7. Shirley J. Nicholson, "Theosophical Society", в кн. The Encyclopedia of Religion 14 (1987) 464. В качестве общей критики теософии см. П.Н. Трембелас, Теософия, изд. «Сотир», Афины, 19883.
  • 8. M. Basilea Schlink, New Age from a biblical viewpoint, там же, с. 10ε. См. Протопр. Ант. Алевизопулос, Оккультизм, гуруизм, Новая Эра, изд. Монастыря Никополя, Превеза, 1990, сс. 100-108. Также см. П. Скалтсис, Гностицизм, Новая Эра и Православное Предание, Издательство монастыря г. Серрес и Нигритис, Серрес 1994.
  • 9. Наглядно см. Π. Н. ТРЕМБЕЛАС, Масонство, изд. «Сотир», Афины 19865, сс. 23ε. 122ε. 146ε. АРХИМ. ЕПИФ. ФЕОДОРОПУЛОС, Масонство в свете истины, изд. «Ортодоксос Типос», Афины 19885, сс. 95-107. Фундаментальную позицию гуманистической и релятивистской этики формулируют и сами масоны: "In der Sittlichkeit findet die Freimauererei das allen Religionen Gemeinsame, die Religion, in der alle Menschen ubereinstimmen konnen, die aber nicht als eine gottliche Offenbarung aufgefabt witd" (EUGEN LENNHOFF — OSKAR POSNER, Internationales Freimauer - Lexikon, Amalthea Verlag, Wien — Munchen 1975 с. 1466).
  • 10. Π. Н. ТРЕМБЕЛАС, Теософия, там же, с. 13. ПРОТОПР. АНТ. АЛЕВИЗОПУЛОС, Оккультизм в свете Православия, выпуски 4-10, Афины 1996, с. 124ε.
  • 11. 2 Фес. 2,7.
  • 12. Святой Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные (Катехизис для готовящихся к просвещению) 15,18 PG 33, 896Α.
  • 13. Ср. Мф. 24, 44, Мк. 13, 33, Лк. 21, 36.
  • 14. Мф. 24, 3.
  • 15. 2 Кор. 11,14.
  • 16. Святой Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные 15,4 PG 33, 876ΑΒ.
  • 17. Share International magazine, http://www.shareintl.org/magazine/SI_main.htm. Benjamin Creme: a messenger of hope, http://www.shareintl.org/background/bcreme/bc_main.htm
  • 18. Glossary of esoteric terms, http:/www.schareintl.org/background/glossary/g_main.htm και επίσης The Ageless Wisdom Teachings-in brief, http://www.schareintl.org/ background/ awteachings/AWT_main.htm
  • 19. The art of Self-realization, http://www.shareintl.org/archives/M_teachings/Mt_art-self-realiz.htm
  • 20. Maitreya's teachings on religion (2), http://www.shareintl.org/archives/Ageless Wisdom/aw_Mt-religion.htm: "Self-realization is God-realization. The teaching of the Master inspires you to look within. This has nothing to do with religion, politics or any form of ideology".
  • 21. Glossary of esoteric terms, см. выше.
  • 22. The practice of Self-realization, http//www.shareintl.org/archives/M_teachings/Mt_pract-Self-realiz.htm. A Prayer for the New Age, http://www.shareintl. org/archives/ M_teachings/Mt_prayer-newage.htm.
  • 23. Benjamin Creme, Frequently asked questions, http://www.shareintl.org/backgroung/FAQ/ faq_main.htm.
  • 24. Maitreya's teachings on religion (1), http://www.shareintl.org/archives/M-teachings/Mt-religion.htm
  • 25. The practice of Self-realization, см. выше.
  • 26. The Law of Cause and Effect, http://www.shareintl.org/archives/M-teachings/Mt-law-cause-effect.htm
  • 27. Maitreya's teachings on religion (1), см. выше.
  • 28. Glossary of esoteric terms, ένθ. ανωτ.
  • 29. Free Newsletter,  http://www.shareintl.org/newsletter/newsletter.htm
  • 30. By The Master-, through Benjamin Creme, The Son of Man, http://www. shareintl.org/ archives/M_mission/mm_sonoman.htm: "The Christ comes as a man among men, but a man who has achieved the fullness of divinity".
  • 31. Maitreya's worldwide appearances, http://www.shareintl.org/maitreya/Ma_wwa.htm. Signs and miracles, http://www.shareintl.org/background/miracles/ MI_main.htm
  • 32. Benjamin Creme, Frequently asked questions, ένθ άνωτ.
  • 33. Benjamin Creme, The esoteric work of the Christ, http://www.shareintl.org/archives/Μ _mission/Mm_bcesoteric.htm
  • 34. By The Master-, through Benjamin Creme, His name is Love, http://www. shareintl.org/archives/M_teachings/Mt_mas-name-love.htm
  • 35. By The Master -, through Benjamin Creme, The Son of Man, см. выше, "So far from the general notion is He that He would pass unnoticed in the crowd... Only His Declaration before the world will establish Him in the sight and hearts of men".  
  • 36. Highligts of Maitreya's public emergence, http://www.shareintl.org/maitreya/ Ma_emerge.htm.
  • 37. Benjamin Creme, Frequently asked questions, ένθ άνωτ. Free newsletter, см. выше: "As the benevolent changes he inspires become realities, he awaits an invitation from humanity to enter into full public life".
  • 38. The Law of Cause and Effect, см. выше
  • 39. Free newsletter, см. выше.
  • 40. PETER LIEFHIEBBER, Jesus of Nazareth and Maitreya the Christ, http://www.shareintl.org/archives/AgelessWisdom/aw_pl-JnM.htm
  • 41.  Βy The Master -, through Benjamin Creme, The Masters in the world, http://www.shareintl.org/archives/AgelessWisdorn/aw_mas-masters.htm
  • 42. UFOs-Frequently Asked Questions, http://www.shareintl.org/ archives/ UFOs/ faq_UFOs.htm
  • 43. Maitreya's teachings on religion (2), см. выше. "He does, indeed, come with a "celestial army", which will be largely invisible tο the bulk of humanity for a very long time to come. Many great and powerful Angels (Devas) attend the Christ and carry out His plans".
  • 44. Βy The Master-, through Benjamin Creme, Co-workers with God, http://www.shareintl.org/archives/AgelessWisdom/aw_mas-co-works.htm
  • 45. Βy The Master-, through Benjamin Creme, The Guardians, http://www.shareintl.org/archives/AgelessWisdom/aw_mas-guardians.htm
  • 46. Maitreya's teachings on religion (1), см. выше.
  • 47. Βy The Master -, through Benjamin Creme, The return of the Christ, http://www.shareintl.org/archives/M_teachings/Mt_mas-return.htm
  • 48. Αgeless Wisdom teachings and spirituality, http://www.shareintl.org/archives AgelessWisdom/faq_trad-ageless.htm
  • 49. Βy The Master -, through Benjamin Creme, Maitreya's call, http://www.shareintl. org/ archives/M_teachings/Mt_mas-M_call.htm
  • 50. Βy The Master -, through Benjamin Creme, The return of the Christ, http: //www.shareintl.org/archivesAngelessWisdom/aw_mas-returnofX.htm: "The task before the Christ will be so to guide this mounting cry for freedom, sharing and peace that the minimum cleavage result".
  • 51. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше: "Many will accept me, but not all, Nevertheless, my Army of Light will surely triumph".
  • 52. Maitreya's teachings on religion (1), см. выше "Those who cling to old forms will create division after division".
  • 53. Maitreya's priorities, http://www.shareintl.org/maitreya/Ma_prior.htm: "It will be the last to disappear, but eventually totalitarianism in the churches will go. Then humanity will know freedom for the first time: political freedom, economic freedom and justice, and freedom of thought and belief".
  • 54. Glimpses of the future, http://www.shareintl.org/archives/M_teachings/Mt-future.htm
  • 55. Maitreya's priorities, см. выше: "A sophisticated form of barter, on a global scale, will eventually replace the present economic system".
  • 56. Free newsletter, см. выше.
  • 56. Free newsletter, см. выше.
  • 57. Science, medicine and technology in the Age of Light, http://www.shareintl.org/archives/M_teachings/Mt_sci-med-tech.htm
  • 58. Glimpses of the future, см. выше The environment will become the number one issue, http://www.shareintl.org/archives/M_teachings/Mt_environment.htm
  • 59. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше.
  • 60. Glimpses of the future, см. выше.
  • 61. Βenjamin Creme, The esoteric work of the Christ, см. выше.
  • 62. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше.
  • 63. Зах. 3, 1.
  • 64. Концепция, которая отсылает нас непосредственно к еретическим богословским системам «усыновления», написанным в первые века существования Церкви, и к несторианству, где идет речь об «усыновлении» личности Иисуса из Назарета безличной силой — Логосом (Павел Самосатский) или личностью Сына и Слова Божия (Несторий). Ни в одном из этих случаев не идет речь о божественной Ипостаси (Сын) с двумя совершенными природами (божественной и человеческой).
  • 65. Аполлоний Тианский (1 век н.э.) был каппадокийским философом, путешественником, страстным любителем древних тайн, знаменитым реформатором идолопоклоннической морали, чудотворцем и человеком, придерживающимся строго аскетизма в своем поведении. Философы-неоплатоники Гиерокл и Порфирий противопоставляли его личность Господу Иисусу Христу.
  • 66. PETER LIEFHEBBER, Jesus of Nazareth and Maitreya the Christ, см. выше  
  • 67. Aart Jurriaanse, The Master Jesus, http:/www.shareintl.org/archives/AgelessWisdom/aw_ajJesus.htm (last modified 28 Feb. 2000): "All this is the responsibility of the Master J -and what a task! But there is no doubt that progress is being made, and he hopes to achieve greater success through a new approach from the Christian Churches, paving the way in both Europe and America for the return of the Christ. ... It is forecast that the Master Jesus will yet occupy the chair of the Pope of Rome, and that from that seat he will then be able to re-inspire and re-orient the whole field of Christian religion, diverting it from its present political and temporal trends, towards a more spiritual approach".
  • 68. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше,: "He lives now in a Syrian body which is some 600 years old, and has his base in Rome. He has, in the last 2,000 years, worked in the closest relation to the Christ, saving his time and energy where possible, and has special work to do with the Christian Churches. He is one of the Masters who will very shortly return to outer work in the world, taking over the throne of St. Peter, in Rome. He will seek to transform the Christian Churches, in so far as they are flexible enough to respond correctly to the new reality which the return of the Christ and the Masters will create".
  • 69. Αart Jurriaanse, The Master Jesus, см. выше.
  • 70. Maitreya and jesus, http://www.shareintl.org/maitreya/Ma_&jesus.htm: "With the emergence of Maitreya, the Master Jesus is playing a major role for the second time. This open collaboration, which will be visible to all, will end any lingering doubts concerning the true relationship between Maitreya the Christ and his disciple, the Master Jesus". Με τον ερχομό του «Χριστού» "freed of the man-made dogmas and doctrines, the Christian Bible will find a new lease of life in the demonstration of the age-old story of initiation through the Gospel of the life of Jesus, and as a constant reminder of the interaction of God and man in man' s long journey to divinity" (Maitreya' s teaching on religion (1), см. выше).
  • 71. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше.
  • 72. Maitreya's teachings on religion (1), см. выше: "There is really no contradiction between the different religions. Religions have been trapped through words and slogans into vying with each other. This competition will disappear and the essence will remain. Hindus, Christians, Muslims, Jews and Buddhists will all experience Oneness". 
  • 73. Aart Jurriaanse, Individual Masters, http:/www.shareintl.org/archives/AgelessWisdom/aw_aji-masters.htm "One of the special projects on which Master KH is at present engaged, in close collaboration with the Masters Morya and Jesus, is to find a basis for the synthesis of Eastern and Western religious thought, with the objective of eventually developing the One Word Religion, which will serve as the common bond for the unification of humanity".
  • 74. Free newsletter, см. выше.
  • 75. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше.
  • 76. Maitreya's teachings on religion (1), см. выше: "Churches, mosques and temples will become meeting places, as well as centres where those in need can be helped by others... Maitreya will go from country to country and in the temples which will be set up in various countries He will act as the Initiator for those ready for this experience".
  • 77. Maitreya's teachings on religion (1), там же.
  • 78. В религиозной терминологии «ортодоксальными» называют «фундаменталистов» любой религии: православных, иудеев и т. Этот термин не обязательно означает православных христиан.
  • 79. Βenjamin Creme, Frequently asked questions, см. выше: "It may be that the orthodox Christian Ieaders will be among the last to recognize the Christ. He is not the one and only Son of God, but the friend and Elder Brother of Humanity".
  • 80. Maitreya's teachings on religion (1), см. выше.
  • 81. Еще Елена Блаватская после 1885 года издавала журнал под названием «Люцифер».
  • 82. The Ageless Wisdom Teachings -in brief, http://www.shareintl.org/background/ awteaching/ AWT_main.htm
  • 83. PETER LIEFHIEBBER, 666-and other misunderstandings,, http://www.shareintl.org/archives/ AgelessWisdom/aw_pl666.htm
  • 84. M. BASILEA SCHLINK, New Age from a biblical viewpoint, см. выше, с.17ε.
  • 85. REV. HOWARD RAY CAREY, Bible prophecy & the second coming, http://www.shareintl.org/ archives/AgelessWisdom/the_joy/aw_hcBprophecy.htm
  • 86. Обширный обзор агиографических и святоотеческих свидетельств о личности антихриста дает профессор Андр. Феодору, там же. Также в недавнем издании этого исследования Андр. Феодору, Время антихриста, изд. «Парусия», Афины 1997. Хрестоматию святоотеческих свидетельств о конце света в целом составляет труд «О кончине мира, антихристе и Втором Пришествии Христа», изд. «Ортодоксос Кипсели», Салоники 1991, в котором также помещены предсказания старцев, жития святых и т.д.
  • 87. Ин. 5, 43.
  • 88. Ин. 5, 44 «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?»
  • 89. Мф. Гл. 24, Мк. Гл. 13, Лк. Гл. 21.
  • 90. Лк. 21,11.
  • 91. Святой Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные 15, 5-9 PG 33, 876Α-880Β.
  • 92. Мф. 24, 23-27.
  • 93. Святой Иоанн Златоуст и Феофилакт имеют в виду кроме Иерусалимского храма (иудейского, соломоновского) и все христианские церкви; Феодорит и Икумений — только христианские Церкви, а не Иерусалимский храм. Святые Ириней, Ипполит, Кирилл Иерусалимский и Ориген имеют в виду Храм Соломона. И. ГАЛАНИС, Второе послание Ап. Павла Фессалоникийцам, Толкование Нового Завета 11б, изд. П. Пурнарас, Салоники 1989, сс. 178ε. 
  • 94. Святой Никодим Святогорец только на основании слов св. ап. Павла, что антихрист будет «человеком беззакония» и что он будет стараться показать себя Богом, критикует точку зрения тех, кто ограничивает деятельность антихриста лишь отдельными народами или государствами. СВЯТОЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, Толкование на 14е Послание Ап. Павла, том 3, изд. «Ортодоксос Кипсели», Салоники 1990, с. 113, прим. 14.
  • 95. И. ГАЛАНИС, там же, сс. 185εε.
  • 96. На Второе послание к Фессалоникийцам PG 66, 933C. «Когда же арка совершенно закончена и структура ее обустроена, временные опоры удаляются, и остается только сама по себе крепко стоящая арка; так же и диавол использовал многие ереси и различные виды заблуждений в качестве временных опор — до тех пор, пока не воздвиг арку, величайший культ поклонения диаволу. И когда он все ереси сам осудил и упразднил, то среди людей остался только культ поклонения диаволу в чистом виде».
  • 97. Нам известно, что монастырь Святого Никодима в Гуменисса Килкис готовит специальное издание об антихристе и его печати, которое мы ожидаем с большим интересом.
  • 98. Дан. Гл. 7.
  • 99. АРЕФА КЕСАРИЙСКИЙ Толкование на Апокалипсис 36, PG 106, 672Α. См. Также АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Толкование на Апокалипсис 36, PG 106, 332D. Π. БРАЦИОТИС, Откровение Иоанна, изд. Χ.Π. Синодину, Афины 1955, с. 208.
  • 100. Как видно из цитирования имен в Апок. 16, 13. 20, 10, и особенно в 19, 20.
  • 101. АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ, там же.  36, 37, PG 106, 333B.C. 337A.
  • 102. Как подчеркивает АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ, там же 37PG 106, 340.
  • 103. Апок. 13, 1-18.
  • 104. Апок. 17, 12-14.
  • 105. Апок. 20, 1-10.
  • 106. Апок. 11, 3-13; Отцы, ранние толкователи и некоторые современники соглашаются, что эти два свидетеля — пророки Илия и Энох, которые еще не познали смерть (см. Быт. 5, 24. 4 Царств. 2, 11). См. Π. БРАЦИОТИС, там же, с. 180.
  • 107. См. также Π. БРАЦИОТИС, там же, с. 214εε. АРХИМ. ИОИЛЬ ЯННАКОПУЛОС, Толкование на Апокалипсис, изд. Π. Пурнара, Салоники 19912, с. 144-148. С. АГУРИДИС, Апокалипсис Иоанна, Толкование Нового Завета 18, изд. Π. Пурнара, Салоники 1994, с.315.
  • 108. Также косвенные указания на это находятся в его исследовании Толкование на книгу пророка Даниила, PG 10, 637Α-669Α.
  • 109. Π. ХРИСТУ, Греческая Патрология, том. 2 изд. Патриаршего фонда святоотеческих исследований, Салоники 1978, с. 736ε.
  • 110. О Христе и антихристе, pg 10, 737A-740A.
  • 111. О кончине мира 26, PG 10, 929A.
  • 112. О кончине мира 28 и 24.25, PG 10, 932Β. 928A.Β.
  • 113. Слово о кончине мира, об антихристе и Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа;. Также три «Слова» На пришествие Господа, в кн. Преп. Ефрема Сирина «Труды, Текст — перевод — комментарии. Κ.Γ. Франдзола, изд. «То Периволи тис Панагиас (Сад Богородицы)», том 4, 1992, сс. 111-128, 180-184, 185-191 и 192‑199.
  • 114.  Слово о кончине мира, об антихристе и Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, там же, с. 119εε.
  • 115. Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, там же, с. 111ε.
  • 116. На пришествие Господне 2, там же, сс. 189ε.
  • 117 Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, там же сс. 112-114, 117.
  • 118. На пришествие Господне 2, там же, с.191.
  • 119. На пришествие Господне 1, там же, с. 182.
  • 120. Мф. 24, 16.
  • 121. Дан. 7, 25. 12, 7 Святой Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные 15, 9. 11. 12. 15. 16 PG 33, 880C. 884B-885C. 889A-893A.
  • 122. Точное изложение православной веры 4 (26) 99 PG 94, 1216A-1217C.
  • 123. АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Толкование на Апокалипсис 51, PG 106, 368C.
  • 124. См. фрагмент Апок. 13, 9. 10, в котором рекомендуется пассивное сопротивление христиан, как и подобает в период гонений.  См. Π. БРАЦИОТИС, там же, с. 212.
  • 125. Широкое распространение их учения о Майтрейе (т.е. антихристе) не может быть истолковано, как возможная попытка напугать христианский мир (который пребывает в неведении и неверии об экклезиологической концепции антихриста), следовательно, цель, ради которой действуют сторонники движения Нью Эйдж, — культивировать самоуспокоенность людей и ложный дух мира и согласия.
  •  126. Преп. Ефрем Сирин, На пришествие Господне 3, там же, с. 197.

 

 

 

[1] Англ. New Age, — прим. пер.

[2] Греческое слово Χριστός означает «Помазанник», - прим. пер. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81

[3] Псевдоэпиграф – это произведение, претендующее на авторство известного или авторитетного человека, на самом деле не создававшего его. https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84



Подписка на новости

Последние обновления

События