Священное Писание осуждает добровольное принятие антихриста
и всей сопровождающей его неправды, не уточняя
о сознательном принятии.
О способах внедрения лжеучений.
дьякон Евгений Моргун
Данная статья является откликом на дискуссии, возникшие на круглом столе «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе», который прошел в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре 6 сентября 2016 года.
Описывая характерные признаки людей последнего времени, апостол Павел пишет: «…Любве истины не прияша во еже спастися им. И сего ради послет (попустит) им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи, да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде»(2Сол. 2,10-12). Здесь под именем «неправды», т.е. беззакония в широком смысле, о котором апостол говорил ранее в этой главе – (2Сол. 2, 7) – «тайна беззакония в действии», следует понимать все проявления богоборчества, которые в итоге реализуются в лице антихриста и его царства («системы антихриста»).
Выражение «благоволившии в неправде» (в оригинале на древнегреческом стоит выражение «ευδοκήσαντες τη̣ αδικία̣») можно прочесть и как «согласившиеся, найдя удовольствие в неправедности». Поэтому именно добровольное согласие на вхождение в богоборческую систему подпадает под осуждение Божие – то есть является греховным, независимо от того, было ли это действие совершено сознательно, или нет. Более того, апостол прямо говорит о том, что эти люди («погибающие») будут обольщены, попустит им Бог «действо льсти, во еже веровати им лжи», за то, что они «не приняли любви к истине для своего спасения». Аналогично этому, ап. Иоанн Богослов, пророчествуя о начертании антихриста, пишет: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающиеначертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14, 9-12).
Столь обширное цитирование Священного Писания преследует одну цель: показать, что речь идет о «принимающих» без уточнения о некоем пресловутом «сознательном принятии». Подразумевается только согласие – добровольное действие, отдание своей воли. По аналогии с первым грехом прародителей, всякий грех имеет разные стадии развития: прилог, сочетание, сложение, пленение, страсть – по изъяснению прп. Нила Сорского, выразившего идеи, присутствующие в ранних аскетических творениях святых отцов IV-V веков. Согласно этой схеме, люди будут принимать начертание и все его проявления (т.е. систему антихриста), находясь в разнообразном обольщении, то есть пленившись разными диавольскими прилогами, принятыми в качестве образа мыслей, слов и действий, что совершенно исключает сознательную деятельность по воле Божией.
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на 2Сол. 2,10-12 пишет следующее:
«Да будут осуждены. Не сказал: да получат наказание, так как и без того их ожидало наказание, но: «да будут осуждены», т. е. подвергнутся осуждению на том страшном судилище, чтобы им быть безответными. Кто же это будет? (Апостол) сам изъяснил это, говоря: «не веровавшие истине, но возлюбившие неправду». А любовью истины он называет Христа: «за то, – говорит, – что они не приняли любви истины». Христос был и то и другое, и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего. «Но возлюбившие, – говорит, – неправду». Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в то время? Все приведет в смятение и в замешательство, как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях – и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит (апостол), только над погибающими»[1].
Свт. Феофилакт Болгарский уточняет: «Не сказал: да получат наказание (ибо, если бы и не пришел антихрист, неверующие должны были быть наказаны); но говорит: да будут осуждены, чтобы им быть безответными. Скажут ли они, что мы потому не уверовали во Христа, что Богом его проповедали ученики, а мы слышали, что один Бог, от Которого все? В таком случае как вы поверили антихристу, который выдает себя за бога? Христос все относил к Отцу, а этот наоборот. Но скажут: мы видели знамения. И Христом совершено было много великих чудес. Кроме того, о Христе пророки предсказывали, что Он – Спаситель, а тот – сын беззакония и погибели. Потому-то они и будут осуждены, что, оставивши истину, они благоволили, то есть им понравилась и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей, который сам есть воплощенная неправда»[2].
То есть, по апостолу Павлу, антихриста и его систему примут «погибающие» – те, кто уже не принял Христа. Те же, кто утверждает, что греховно будет именно сознательное приятие антихриста, совершают простую логическую ошибку или подмену понятий: меняют причину и следствие местами. Согласно апостолу, антихристу поклонятся непринявшие Христа, находясь в обольщении, в состоянии неправедности, и такое состояние осуждается как греховное, будучи следствием добровольного выбора и потому, что им понравилась неправда.
Состояние неправедности не может считаться в духовном смысле сознательным, так как человек в таком состоянии находится под властью лжи и начальника всякой лжи – диавола и его слуг. Если же мы будем следовать логике тех, кто мнит, будто грехом является только сознательное принятие антихриста, и это принятие будет сопровождаться явным и гласным отречением от Христа, то тем самым превратно перетолкуем слова апостола и слова святителя Иоанна Златоуста, и многих других святых. Ведь антихрист будет иметь силу только над «погибающими», его примут только те, кто уже отрекся от Христа своими прошлыми действиями, главное из которых – это неприятие любви к истине для своего спасения и добровольное согласие с разнообразной неправедностью, в которой они нашли удовольствие.[3]
Таким образом, добровольно принимающие – это «благоволившии» или согласившиеся, нашедшие удовольствие в неправедности (согласно древнегреческому тексту); действующие по собственному желанию, а не по принуждению. Сознательно принимающие – это адекватно оценивающие, понимающие окружающее и обдуманно, намеренно принимающие, не по некоей сиюминутной прихоти. Эти понятия можно различить по способу действия: желание по причине удовольствия и желание по причине обдуманности поступка, и, можно сказать, коренное различие этих понятий находится в области решающего момента выбора: «добровольно» – это по прихоти для удовольствия «здесь и сейчас», а «сознательно» – это по всесторонней обдуманности и, необходимо добавить, с молитвой Всеведущему и Всемилостивому Богу о просвещении «разумных очес сердечных» – см., например, молитву ап. Павла (Еф. 1, 17-23). Кроме того, говорить о наличии сознательности в духовном смысле чаще всего не приходится – мы все в какой-то мере находимся в обольщении, о чем ясно во многих местах свидетельствует Священное Писание, описывая свойства «ветхого человека» (Рим. Глава 7), (Пс. 115, 2).
Исходя из вышесказанного, принятие человеком антихриста и его системы («неправды») является следствием добровольного выбора, причем речь не идет о некоей «сознательности» этого выбора, учитывая еще и то обстоятельство, что понятие «сознательности» отличается разнообразием толкований с разных позиций, включая обиходное, научно-психологическое, юридическое, духовное. Имея ввиду духовное толкование термина «сознательность», Священное Писание говорит о том, что все мы в состоянии падения находимся в помрачении ума, сознательность в духовном смысле означает живую и действенную связь со Христом. Человеку, отвергающему сознательность и тем самым отвергающему Христа, попускается Богом состояние обольщения, когда он подпадает под влияние антихриста и его слуг, добровольно и с удовольствием избирая неправедность. И Священное Писание возвещает нам, что это добровольное принятие антихриста и всей его неправды является греховным, осуждается Богом.
Цитата «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или мечь?» (Рим. 8, 35) подразумевает разнообразные гонения на тех, кто следует за Христом, взяв свой крест (Мк. 10, 21), ибо «вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут: лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» (2Тим. 3, 12-13). Свт. Кесарий Арелатский в толковании на Рим. 8, 35 пишет: «Добрых христиан даже пытками не отвратить от Христа. Вялые же и небрежные подчас отходят от Него под влиянием пустых басен. И если даже они претерпят хотя бы незначительный ущерб, непрестанно возмущаются, и принимаются роптать против Бога, и прибегают к нечестивым и мерзостным гаданиям»[4].
Невозможно переформулировать процитированную мысль Священного Писания в том смысле, что «ничто нас не разлучит от Христа, в том числе и грех». Поэтому те, кто хранит верность Христу Спасителю, всячески охраняют себя от диавольских внушений, так как их принятие разлучает со Христом.
Далее по тексту 2-го Послания к Солунянам, с цитирования которого мы начали, апостол призывает верных к хранению чистоты вероучения для того, чтобы не войти в число погибающих: «Темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» (2Сол. 2, 15). Вторит апостолу Павлу и апостол Иоанн Богослов, пророчески передавая нам слова Христа: «Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота! … Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 2, 10; 3, 11) Поэтому так важно хранить себя от разнообразных современных вызовов глобализации, направленных против Православия, и основной из них – это ересь экуменизма во всех ее проявлениях.
Суть экуменизма – в смешении, в подмене смысла понятий, определяющих христианское вероучение, переданное от апостолов. Это новый Вавилон, выступающий в Откровении Иоанна Богослова под именем «блудницы вавилонской», которая «от вина ярости любодеяния своего напои вся языки» (Откр. 18, 2) – то есть распространила лжеучение на все народы.
В качестве яркого примера реализации принципов антихристова глобализма, приведем ситуацию, сложившуюся вокруг так называемого «Великого и Святого Собора», прошедшего на Крите в 2016 году. В полном согласии с этими принципами, от епископов-участников критского «совещания» требовалось лишь добровольно согласиться с его регламентом, по которому они обязаны были признать легитимность голосования только на уровне делегаций Поместных Церквей. Но тем самым они отвергли церковную традицию, по которой на соборах все епископы обладают равным правом голоса для принятия решений – в чем состоит реализация одного из главных принципов соборности Церкви. Даже если бы участники и осознали неправость предложенных к рассмотрению документов, имеющих явно экуменический характер, само по себе согласие с регламентом делает их ответственными за решение, принятое этим «собранием» на основании такого регламента. Но в данном случае и несознательное следование «общей линии» является отвержением апостольской традиции, и потому является грехом. Подобные действия являются следствием добровольного выбора, охотно принятого согласия, ставшего для епископов «путевкой» на это собрание. Единственно возможный для них выход из сложившейся ситуации – это полностью отвергнуть данное «собрание», как не соответствующее церковным канонам.
Именно так следует поступать и с другими веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться сознательно или нет. Условие добровольности, согласия на принятие, соблюдается слугами диавола именно потому, что так и рождается грех – со времен падения Адама, когда человек добровольно отдал свою свободу в служение сатане, предварительно утратив сознательность в результате обольщения. Сам Господь предупреждает нас о последних временах: «Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя» (Мф. 23, 24).
Заметим также, что учение Церкви является православным, а епископы являются преемниками святых апостолов именно благодаря непрерывному преемству апостольского вероучения. В Церкви все епископы равны по своей власти, и поэтому евхаристическое единение их общин – видимое свидетельство единства Церкви, является зрелым плодом общей веры, а не официальным «протоколом» соблюдения неких административных форм, являющихся по отношению к вере следствиями, а не причиной. «Благодатию бо есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар; не от дел, да никтоже похвалится» (Еф. 2, 8) – то есть и сама эта общая вера является даром Божиим для тех, кто готов всем сердцем ее воспринять: «Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои Моя пути да соблюдают (Притч. 23, 26), сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10, 10).
Переворот этих основополагающих понятий, когда следствие (административное подчинение, которое «от человек») меняется местами с причиной (вера, которая от Бога), производится как на практике, – на уровне иерархии и принимаемых соборных документов, так и исподволь подготавливается в мировоззрении верующих путем поощрения «слепого послушания». Это довольно обширная тема для рассуждений, но все они укладываются в такое фундаментальное понятие христианства, как «синергия», содействие Бога и человека. Именно на понятии синергии основаны ключевые богословские понятия, относящиеся как к экклезиологии, так и к другим разделам богословия, включая и духовное обоснование термина «сознательность» (со-знание – знание, возникающее при содействии с Богом).
Необходимо осознать, что церковное единство зиждется не на властной административной вертикали, требующей подчинения и карающей за непослушание изгнанием, а на евхаристическом общении, в основе которого с одной стороны – дар Божий, а с другой стороны требуется единство в изъяснении догматов церковного вероучения среди тех, кто действительно носит имя христиан, и тогда возникают необходимые условия для согласия, содействия Бога и человека – синергии, венцом которой является практическое исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). «Я есмь лоза, а вы ветви; … Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; ... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам» (Ин. 15, 5‑7).
Те же, кто преподносит евхаристическое общение как некий символ административного порядка, совершают подмену и переворот в незыблемых основах истинного христианства, порождая тем самым антихристианство, как будто бы они властны над даром Божиим. Протокольно-словесная видимость «евхаристического единства» выражает в этом случае лишь декорацию для административного порядка, распространяющегося с помощью страха, принуждения или безысходности, порожденной недостатком мужества и трезвения. При этом, вероучительные догматы лишаются возможности воплотиться в жизнь по заповедям Христа – в том числе и на уровне принимаемых официальных соборных документов. И это по той причине, что административно-командная система, выведенная на церковной почве, является апофеозом лицемерия – «закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 6; Лк. 12, 1). Это лицемерие становится неким условием, принимаемым по умолчанию, своего рода «лже-догматом», который исповедуется самим образом жизни, лишая по-видимому «добрые дела» их сокровенной сути – этого самого дара благодати Божией. Со временем это приводит к потере целей христианской жизни, что сопровождается разложением церковной организации изнутри, приводящем потере спасения ее членов. Таков печальный итог римо-католицизма, и по сходному пути слуги антихриста – обольщенные люди, добровольно подчинившиеся падшим духам злобы (Еф. 6, 12), стараются направить и Православную Церковь. «Не делайтесь рабами человеков» (1Кор. 7, 23).
Отступление от апостольского вероучения ведет к тому, что именование «православный» перестает отображать внутреннюю суть и смысл, и такое отступление прерывает духовное преемство апостольского служения. Это и дает вход всякому бесовскому прельщению, которое печатлеется поклонением антихристу и его системе, от чего да сохранит нас Всемилостивый Господь наш Иисус Христос!
[1] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е Послание к Фессалоникийцам. Беседа 2, п. 2. http://azbyka.ru/otechnik/Ioan
[2] Блаж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. Толкование на 2-е Послание к Фессалоникийцам. http://bible.optina.ru/new:2so
[3] Заметим ещё, что подробное исследование темы «добровольное или сознательное» было проведено в книге иеродиакона Авеля (Семенова) «Знамение пререкаемо», глава 14. https://religion.wikireading.r
[4] Свт. Кесарий Арелатский. Проповеди. http://bible.optina.ru/new:rim