архимандрит Афанасий Митилинеос
Неверие и его причины
На Евангелие от Матфея, гл. 17, 14–23
Отрывок из проповеди приснопамятного архимандрита Афанасия Митилинеоса, произнесенной в Священном монастыре Комнино (г. Лариса, Греция) 4 сентября 1983 года.
Когда, возлюбленные мои, Господь с тремя Своими учениками, Иаковом, Иоанном и Петром, спустился с горы Фавор, Он пришел туда, где были остальные девять Его учеников, окруженные большой толпой народа и фарисеями. С ними был несчастный отец, который привел своего одержимого сына к апостолам, чтобы они его исцелили, но они не смогли ему помочь. И вот он подходит к Спасителю и обращается к Нему: «Господи! помилуй сына моего… я приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его исцелити» (Мф. 17, 15). Христос со вздохом сказал: «О, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». Он попросил, чтобы ребенка подвели к Нему ближе, и освободил его от беса.
Когда Он был со Своими учениками наедине, апостолы спросили: «Почему мы не могли изгнать беса?». Господь ответил: «По неверию вашему» (Мф. 17, 20).
Возникает вопрос: может ли быть так, чтобы мы, крещенные христиане, подобно ученикам, следовавшим за Господом, жили рядом с Христом, получали Его благословения и в то же самое время были неверующими? Почему те, кто были посланы проповедовать Евангелие Царствия, творить чудеса и изгонять бесов, в какой-то момент оказались лишёнными веры? Возможно ли, чтобы в глубине веры скрывалось неверие? Судя по всему, да, дорогие мои. Это мы видим из самой нашей жизни. Неверие может скрываться под покровом веры — даже той веры, которая выглядит горячей…
Что может порождать неверие и делать так, чтобы оно сохранялось в глубине сердца? Думаю, всех вас интересует ответ на этот вопрос, потому что мы все хотели бы быть по-настоящему верующими.
Возлюбленные, прежде всего в этом виноват наш рационализм, наша рассудочность. Чрезмерная опора на человеческий разум и обоснование всего с помощью своей собственной логики.
Далее Господь говорит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно», то есть небольшую веру, но живую и деятельную, «и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17, 20). А тот, кто ищет всему «логичное» и «рациональное» объяснение, сразу начнет задавать вопросы: «Как может гора сойти со своего места, пойти и упасть в море? Разве же такое возможно?».
Рационалист во всем ищет так называемые «исторические прецеденты»; он не полагается на Слово Божие, но использует свой собственный образ мышления для истолкования различных явлений. Рационализм — это болезнь человеческого разума. Способность рассуждать, человеческая логика создана Богом. Но разум, как творение Божие, должен уметь понимать свою ограниченность и знать, что его возможность постигать окружающий мир имеет пределы. В какой-то момент разум должен остановиться и сказать: «Это постичь мне не под силу; будем уповать на Божественную любовь, силу и мудрость». Однако же ум, зараженный рационализмом, не желает остановиться. А поскольку он болен, то он дает болезненное толкование всему. Рационализм — это болезненное состояние ветхого, падшего человека. Речь идет о том рационализме, на который опирается и которым живет человек вообще, а особенно — человек Запада; рационализм становится для него хлебом насущным. Несмотря на то, что Запад принято называть «христианским», в сердце западного человека зачастую гнездится рационализм, становящийся причиной неверия, множество проявлений которого мы наблюдаем в западном мире.
Но есть и ещё одна причина, которая может породить неверие, — это развращенная жизнь, когда человек якобы верит в Бога, но при этом живет порочной жизнью, совершая смертные грехи. И когда он любит этот греховный образ жизни и не исповедуется в нем.
Каждый человек согрешает. Означает ли сказанное выше, что все мы хромаем в вере, потому что грешим? Безусловно, нет. Речь не идет о грехах, в которых мы каемся и которые мы отвергаем. Имеются в виду те грехи, которые нам «дороги» и которые мы хотим сохранить в своей жизни, и потому оправдываем их… Некоторые доходят до того, что оправдывают свои грехи цитатами из Евангелия. Последнее особенно трагично для человека. Когда Священное Писание используют для того, чтобы оправдать порочную жизнь — это ужасно.
В таких случаях, дорогие мои, мы могли бы вспомнить и то, о чем говорит нам Слово Божие, апостол и евангелист Иоанн: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его» (Ин. 3, 19–20). Здесь очень точно описывается психология закоренелого грешника. Всякий, кто делает зло, — говорит евангелист Иоанн, — ненавидит свет. Почему? Он упорно желает вести порочную жизнь, а если он приблизится к свету, который есть Христос, его жизнь станет явной для всех, его греховность будет раскрыта, он будет покрыт позором и презрением. Потому он и не идет к свету. И не только не идет, но ещё и ненавидит его. Он ополчается против света, желая распять его и изгнать из своей жизни навсегда, чтобы не осталось ничего обличающего его совесть.
Св. Августин говорит замечательные слова: «Никто не отрицает Бога, кроме тех, кто заинтересован в Его небытии». А вот что пишет св. Феофил Антиохийский (II век) в своем первом послании к Автолику, идолопоклоннику, который сомневается в существовании Божием:
«Если ты скажешь: «покажи мне твоего Бога», то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека (т.е. свою жизнь), и я покажу тебе моего Бога… Покажи ты себя самого, не прелюбодей ли ты, не блудник ли, не вор, не грабитель, не похититель… не завистлив ли, не надменен, не горд ли, не буен, не сребролюбив… Ибо Бог не открывается тем, кто это делает, если наперед не очистят себя от всякой скверны. Все это наводит мрак, и как болезнь на глазах не позволяет им обращаться к свету солнечному, так и тебя, мой друг, беззакония помрачают так, что не можешь видеть Бога».
Все дары, все божественные энергии нисходят к человеку от Бога. Любовь есть не что иное, как энергия-действование Божие, посылаемое Им человеку. Человек не может любить, если Бог не дарует ему Свою энергию, свою нетварную энергию. Точно так же и вера. В Библии есть много мест, подтверждающих это. Вспомните, что говорит Христос: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец» (Ин. 6, 44). Слово «привлечёт» означает, что Бог должен послать нам Свою божественную нетварную энергию, которая вызовет у нас влечение к вере. Иначе человек не уверует. «Это значит, — скажут некоторые, — что я не был привлечён, потому я не верю?».
Дело обстоит иначе. Поскольку я сейчас говорю о притяжении, позвольте мне использовать в качестве примера магнит. Брат мой, если ты сам из железа, то тогда магнит притянет тебя. Если же ты будешь из бронзы или из алюминия, то магнит на тебя не подействует. Магнит не теряет своего свойства оказывать притяжение. Здесь все дело в тебе. Он не действует на тебя, потому что ты — нечто другое.
Св. Феофил делает еще одно очень важное замечание: «Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога».
Божественные лучи, божественные нетварные энергии приближаются к душе, чтобы отразиться и вернуться обратно… Что такое «отражение»? Дорогие мои, «отражение» означает, что когда Бог посылает вам энергию веры, вы должны откликнуться на нее и сказать: «Верую, Господи». Отражение божественных лучей произойдет только в том случае, если зеркало вашей души чисто и гладко. Но бывает и так, что зеркало души покрывается ржавчиной. Из-за грехов, совершенных умышленно, по своей развращённой воле, по причине глубоко укоренившегося эгоизма. В таком случае зеркало души будет не в состоянии отражать божественную энергию. Вот почему Господь сказал: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). И я тоже все время вам повторяю эти слова…
Архимандрит Афанасий (Митилинеос)
Источник:
https://tasthyras.wordpress.com/2022/08/21/η-απιστία-και-τα-αίτιά-της/
@Перевод «Трость Скорописца», 2022 г.