Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Лазарь – это каждый из нас

Λάζαρος είναι ο κάθε ένας από μας

(† Αρχ. Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι. Μ. Γρηγορίου Αγίου Όρους)

Архимандрит Георгий (Капсанис), проигумен монастыря Григориат, Святая Гора Афон (+2014г.)

 

 

Воскрешение Лазаря

 

 

Апостол Павел, просветитель Вселенной, уста Христовы, учил нас, что Церковь есть Тело Христово. Христос делает нас Своими собственными членами и тем самым мы участвуем в Его собственной божественной жизни.

Святые Таинства, а в особенности Святое Крещение и Святое Причастие соединяют нас во Христе.

Следовательно, вся жизнь Церкви помогает нам оставаться едиными в Теле Христовом и быть живыми и здоровыми Его членами.

Но христианин, отлученный от Церкви, умирает духовно, потому что он не одушевлен жизнью Христовой.

Христианин — это не тот, кто принимает христианство как идеологию или мораль, а тот, кто соединен со Христом в Его Теле. Вот почему Святые Отцы подчеркивают, что вне Церкви нет спасения.

Божественная Литургия является центром нашей церковной жизни. Сам Христос преподносится нам в пищу, с Его Телом и Кровью, чтобы мы могли соединиться с Ним.

Помимо Божественной литургии верующие собираются в храме и в другое время для поклонения Отцу нашему Небесному, нашему распятому и воскресшему Искупителю и Святому Духу.

Вечерня, Повечерие, Полуношница, Утреня, Часы готовят нас к Божественной литургии, помогают нам жить в духе Божественной литургии и прививают временное время нашей земной жизни к вечности Царствия Божия. .

В умилительном богослужебном последовании Великого поста мы постепенно приходим к покаянию, смирению, очищению, сораспятию и встрече со Христом. Без этого приготовления и участия в Святых Страстях и славном Воскресении мы празднуем лишь внешне и формально. По словам святителя Григория Паламы, мы остаемся «нелюбимыми к той самоочевидной и саморазумеющейся любви». Христианство без божественной любви не дает отдохновения и не жаждет по своей глубине стремления человека к искуплению, избавлению.

В качестве примера того, как готовит нас Церковь своими песнопениями, преисполненными благодати Святого Духа, упомянем стихиру Вечерни Среды перед Неделей Вайи:

Ма́рѳу и Марíю, вѣ́рніи, подража́юще, ко Го́споду по́слемъ боже́ственная дѣя́нія, я́ко моли́твы, я́ко да прише́дъ, на́шъ у́мъ воскреси́тъ, ме́ртвъ лежа́щій лю́тѣ во гро́бѣ лѣ́ности нечу́вственный, стра́ха Боже́ственнаго ника́коже ощуща́ющій, и дѣ́йствъ живо́тныхъ ны́нѣ не иму́щій, зову́ще: ви́ждь, Го́споди, и я́коже дру́га Твоего́ Ла́заря дре́вле, Ще́дре, предста́ніемъ воздви́глъ еси́ стра́шнымъ, си́це всѣ́хъ оживи́, подая́й ве́лію ми́лость.

 

Давайте подражать Марфе и Марии, которые послали за Иисусом и призвали Его, чтобы спасти их умирающего брата Лазаря. У нас также есть кое-кто, лежащий в состоянии ужасной смерти. Наш ум. По неосторожности он находится в полностью в  состоянии нечувственности, равнодушия, он совершенно не чувствует страха Божия, в нем нет жизненной энергии, то есть Божественной благодати. Давайте пошлем послов, чтобы позвать Иисуса, внутренне делами возвещая: Видишь, Господи, как в древние времена, Милосердный, со страшным попечением воскресил еси Лазаря, друга твоего, так оживи всех нас великой милостью Твоей.

Всю Шестую неделю Великого поста мы приходим с Иисусом к больному, а затем и к умершему Лазарю. Но Лазарь — это каждый из нас, кто имеет немедленную, ежедневную потребность в Победителе смерти.

Наш ум, отделенный от Бога, страстно привязан к тленному. Так он рассеивается и умирает. Он больше не может управлять всем нашим существом. А без правителя и просветленного ума человек становится рабом страстей и бесов. «Ум богоотступник», по словам святителя Григория Паламы, «либо становится звериным, либо бесовским».

Можем ли мы сами воскресить наши мертвые умы и таким образом освободиться от эгоизма и себялюбия? Иисус, Богочеловек, единственный Победитель смерти, теперь воскрешает нас от страстной, эгоцентрической, смертоносной жизни и воскресит наши тела, как Лазаря, во время Своего Второго Пришествия..

Вот почему в Лазаревую субботу и Вербное воскресенье мы поем:

Общее воскресение, прежде страсти Твоея уверяя, из мертвых воздвигл еси лазаря, Христе Боже, тем же и мы, яко отроцы знамения победы носяще, Тебе яко победителю смерти вопием: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

 

Сегодня, к сожалению, даже церковные христиане ограничиваются посещением Божественной литургии в воскресенье и великих праздников, проявляя безразличие к участию в Вечерне и Утрени. Делается это не только по нехватке времени, но и по незнанию важности регулярного участия в богослужении Церкви.

Таким да не станем дозволять себе оставлять Церкви, чтобы она нас вела к Жениху Христу, чтобы она нас изменяла добрым и богоугодным изменением, чтобы она нас воспитывала во Христе, то есть чтобы она нам давала образ Христов, чтобы мы становились сообразными образу Сына Божия (Рим. 8:29).

Оставаясь вне литургической жизни Церкви, мы проявляем бесчестие к самим себе. Мы препятствуем тому, чтобы Церковь помогла нам сораспяться и совоссоединиться со Христом. Мы по сути живем без Христа и, следовательно, без воскресения, без радости, без мира и без любви.

Мир, в котором мы живем каждый день, отравляет нас духом эгоизма, неверия, эгоизма и отделяет нас от Бога и наших братьев.

Приходя в Церковь и участвуя в ее жизни, мы дышим другим воздухом, мы живем в другом мире, мире любви, человеколюбия и милосердия. Мы осознаем свою болезнь, мы освобождаемся от мертвой жизни мира и наполняемся истинной жизнью Христа.

Большим подспорьем для всех нас является частое и сознательное участие в богослужении нашей Церкви. Когда мы лишены возможности посещать церковь, мы можем читать богослужебное последование в наших домах, такие как Утреню, Вечерню и Повечерие. Так мы живем и поклоняемся Богу не индивидуально, а церковно «со всеми святыми».

Наш человеколюбивый Господь Иисус Христос идет на добровольную смерть.

«Пріиди́те у́бо и мы́ (со всей Церковью - примечание архим. Георгия), очище́нными смы́слы сше́ствуимъ Ему́, и сраспне́мся, и умертви́мся Его́ ра́ди жите́йскимъ сласте́мъ, да и оживе́мъ съ Ни́мъ».

Какое лучшее пожелание мы может адресовать нашим братьям и нам самим! Будьте сораспятым и совоскресшими со сладчайшим Господом Иисусом.

 

(Из журнала «Ο ΟΣΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ», Έκδ. Ι. Μ. Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους, τ. 10 (1985), άρθρο: «Η Εκκλησία νυμφαγωγός των πιστών στον σταυρωθέντα και αναστάντα Κύριο», σελ. 42)

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2022г.



Подписка на новости

Последние обновления

События