Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Преображение Спасителя

+ Архим. Георгий Капсанис

Η Μεταμόρφωσις του Σωτήρος

† Αρχιμ. Γεώργιος Καψάνης

(Беседа приснопамятного проигумена Святогорской обители прп. Григория Архим. Георгия Капсаниса)

Ερμηνεία της εικόνας της Μεταμόρφωσης του Κυρίου: Η εμπειρία της ...

Поскольку все события, о которых нам рассказывают Святые Евангелисты, произошли ради нашего спасения, так и ради нашего спасения произошло Преображение Господа нашего. В жизни нашего Господа нет ничего, что не имело бы спасительного значения, что не имело бы ничего общего с нашим спасением. Вот почему, в конце концов, он стал человеком для нашего спасения. В жизни нашего Господа нет ничего, что не имело бы спасительного значения, что не имело бы ничего общего с нашим спасением. Вот почему, в конце концов, Он и стал человеком для нашего спасения.

И Преображение нашего Господа показывает нам не только Божество Господа и славу, которую Он имел у Своего Небесного Отца до сотворения мира, прежде времен - и которую Он явил не намного Своим Ученикам. Он не явил полноту своей славы, но нечто из своей славы, поскольку это было невозможно, как говорят нам церковные песнопения - но даже в этом случае Он показал нам, кто Он и какова цель нашей жизни.

Нам необходимо быть причастными Божественному Свету, Славе Божьей, Царству Божьему. Ибо, по словам святых отцов, Царство Божие - Его Слава, это Несотворенный Свет. Таковым является лик Христа. Таким образом, с одной стороны, Господь преображается, чтобы убедить Своих учеников, которые через некоторое время будут крайне смущены Его распятием, что Он действительно Сын Божий и истинный Бог. Но он также преображается, чтобы сказать нам, что то, что произошло со Мной, это же должно произойти и с вами. Все мы призваны преобразиться. Конечно, Господь преобразился Своей собственной силой. Мы должны преобразиться «от славы к славе», - говорит апостол Павел. Не нашей собственной силой, но Благодатью и Светом Преображенного Господа.

Ветхий Завет также говорил об этом Свете, и некоторые, например, Моисей, как мы слышали, восприяли славу Божью. Но никто не осмеливался сказать в Ветхом Завете, даже несмотря на то, что он получил некоторую благодать и славу Божию, что «Я - Свет миру». Только Господь Иисус осмелился сказать это, потому что Он есть и жизнь, и все. Но как же теперь мы, будучи страстными, грешными стать причастными Божественному Свету? Как мы можем стать светом? Как нас оставят наши страсти, которые являются тьмой? И грехи наши, которые тоже тьма? И как мало-помалу тьма, пребывающая в нас, может умалиться и как в нас может возрасти свте Христову? В этом и состоит наша духовная борьба, в результате которой мы видим Преображенного Господа и видим, куда нам следует Его достичь. Ибо каждый христианин должен стать подражателем Христу, и то, что случилось с Христом, должно произойти и в нашей жизни. Как говорят Святые Отцы - мы должны пройти ступеням духовного совершенствования, духовного возраста Христа. А то что произошло со Христом, это должно произойти и с нами.

Следовательно, и с нами должно произойти Преображение посредством света Преображения нашего Господа. А в этом наш подвиг, борьбы. Как благодаря нашему покаянию, нашей молитве, нашему смирению, нашему послушанию, нашему причащению Телу и Крови Господа – поскольку Божественное Причащение это Свет - как участники во всех этих благодатных дарах Троичного Бога, мы могли бы  постепенно умалить нашу внутреннюю тьму и увеличить Свет Христа?

Блаженны те, кто, видя Преображенного Господа, тоже видят и самих себя. Но внутри себя мы скорбим, поскольку мы не видим того, чтобы этот Свет воссиял в нас. Ради Преображенного Господа мы радуемся, благодарим и прославляем Его. Но сегодня мы смиренно просим Его помочь нам жаждать несозданного Света, Света Его Лица. Нам следует стремиться изменить нашего внутреннего человека, сделать его просвещенным, как просвещен был Христос, Который весь Свет и вся Жизнь, и все Воскресение, и вся Истина.

Итак, сражаясь добрым подвигом мы исполняем Святую Волю Господа, потому что Воля Господа, как мы много раз уже говорили, состоит в том, чтобы нам стать богами по благодати. И как человек может стать богом по благодати, если он находится во тьме и если Свет Христа не воссиял его существо?

Мы также поем в великом славословии; «Во свете Твоем узрим свет» Действительно, мы можем видеть свет только в свете Лица Христа. У нас Христос воссиял. У нас есть святейшая Богоматерь. У нас есть просвещенные Святые, а мы призваны стать светом.

Да поможет нам Бог и пусть молитвы всех Святых, достигших просвещения, сияния, обожения, которые увидели свет Преображения и многие обожились во свете Преображения. Ибо святые не только видели свет Преображения, но и их видели в нем, в этом  тот свет, который удостоились его видеть Вспомните из жития святого Григория Паламы, что, когда наступало время, и его душа предавалась святой молитве, то двое священника, один из которых был иеромонахом, а второй – женатым священником, удостоились видеть его лицо озаренным светом Преображения. Разве мог свт. Григорий Палама, который придя на Святую Гору двадцать лет назад и жажда избавиться от тьмы, и сильно взывать «просвети мою тьму», и молитвенно взывая ко Господу, не просветиться во свете Христа? Итак, этого света мы все должны некоторым образом желать. Со святой ревностью и мы умоляем Господа того, чтобы Он нас удостоил бороться за этот свет, вечный свет, Несозданный свет, свет, который является Царством Божьим и к которому все мы призваны. И если в этой жизни мы как-то узрим этот свет, то мы будем иметь надежду на то, что и нас Господь удостоит жить во всеете царства небесного, которого мы желаем всем вам. Аминь.

Источник: https://www.impantokratoros.gr/38AAFED8.el.aspx

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.



Подписка на новости

Последние обновления

События