Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Божественная Литургия апостола Иакова, брата Божия, в церковном богослужении

Часть 2

Η Θ. Λειτουργία Ιακώβου του Αδελφοθέου στην εκκλησιακή λατρεία (2ο μέρος)

Γεώργιος Ζαραβέλας, Θεολόγος

Георгиос Заравелас, богослов

Картинки по запросу апостол Иаков, брат Господень, иконы

Постепенно ее древняя форма стала испытывать влияния, преимущественно с начиная с 5 столетия. И вот какие. Некоторыми из них являются следующие – добавление молитв свт. Григория Богослова и свт. Василия Великого, Трисвятой песни (5-6 вв.), пение входной песни – творения императора Иустина «Единородный Сыне» (6-7вв.), Херувимская песнь, или соответствующего песнопения вместо Херувимской, Великий вход, Символ веры и Величание Богородице.

Влияние литургического образца апостола Иакова было двусторонним, поскольку он в первую очередь оказал влияние на другие литургические образцы, но он также испытал влияния со стороны других литургий, преимущественно византийских. Литургический образец литургии ап. Иакова имел свое развитие вплоть до эпохи иконоборчества.

Литургия ап. Иакова в пост-иконоборческий период постепенно перестает использоваться. Первой причиной такого литургического увядания было арабское завоевание Восточных Патриархий, а, главным образом Иерусалимской и Антиохийской, где этот тип литургии был основным. Согласно мнению Ар. Паноти, упадок этих Восточных Церквей, перемещение христианского населения, общий распад церковной жизни, упадок религиозных традиций и прямая зависимость этих плененных Патриаршество от Константинополя послужили причиной для забвения литургии ап. Иакова. Константинопольская Церковь превращается из равночестной и равноправной Церкви в защитницу Восточных Патриархий, оказывая на них свое влияние и в богослужебных ритуалах.

Литургическая традиция Церквей Антиохийской и Иерусалимской постепенно ассимилируется византийской литургической традицией, и Божественная Литургия Иакова заменяется византийской Божественной литургией Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста. До 12 столетия приходится наблюдать процесс полного богослужебного преобладания и влияния Константинопольской Патриархии. Таким образом, литургическое разнообразие первого христианского тысячелетия сменяется ритуальной ассимиляцией и единообразием второго тысячелетия при непосредственном и в целом забвении литургического образца ап. Иакова. Характерным является аргумент православных на Флорентийском соборе 1439 года о том, что в литургической традиции Востока встречается около двух тысяч литургических типов, согласно свидетельству Сильвестра Софопулоса, в последствии патриарха Константинопольского Софрония II (1463-1464).

Исчезновению, которое незаслуженно пришлось пережить литургии ап. Иакова, был положен конец в 19 столетии при возрождении литургических исследований. Со временем ценность древних литургических образцов была заново переоценена, и они возвращаются к их непосредственному использованию. Первым литургическим образцом, который стал вновь использоваться – это литургия с именем апостола Иакова, как материнская форма для совершаемых вплоть до нашего времени византийских литургий. Литургию ап. Иакова установлено совершать вдень памяти этого Апостола (23 октября), а также в воскресенье после Рождества Христова, когда его память празднуется вместе с Пророком Давидом и Иосифом Обручником. Еще до возвращения в Православной Церкви литургии ап. Иаковам, мы находим ее использование в западном богословии во время Реформации в чисто апологетических целях.

Божественная Литургия Иакова была найдена Б. Мерсье (Β. Mercier)в 29 рукописных кодексах, большинство из которых относятся к 15 веку. Рукописная традиция текста имеет разнообразие, поскольку есть многочисленные пересмотры. При проведении сравнительного анализа все они могут быт сгруппированы в три группы. Первая группа в целом является иерусалимской, она содержит в себе рукописи вплоть до 14-15 столетий. Вторая группа в целом является Антиохийской с главным образцом Литургии апостола Иакова в кодексе Vaticanus Graecus. Третья группа рукописей Фессалоникийская, например, с греческим кодексом Национальной Парижской Библиотеке.

Первая печатное издание было предпринято К. Морелем в 1560 году в Париже. Одновременно важными изданиями Божественной литургии Иакова являются: издание архиепископа Закинфского Дионисия Лата (1886), Архиепископа Афинского Хризостомоса Пападопулоса (1938) Б. Mercier (1946), то А. Hanggi - Pahl (1968), Иоанна Фундулиса (1975) и Ар. Панотиса (1997). Публикации до 1982 года представляют Литургию на основе византийского типикона, с единственным отличием - размещение кафедры на солее храма. Последующие издания Литургии пытаются восстановить элементы из древней литургической традиции, по мере развития и продвижения текстологических исследований.

http://www.pemptousia.gr/2013/12/i-th-litourgia-iakovou-tou-adelfotheou/

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2019г.



Подписка на новости

Последние обновления

События