Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иеромонах Кассиан.

Научная экспертиза православного церковного календаря,

A Scientific Examination of the Orthodox Church Calendar,

 

глава. 9. Литургический хаос, созданный «Новоюлианским» календарем.

Liturgical Havoc Wreaked By the "New Julian" Calendar


Церемония схождения Благодатного Огня восходит к четвертому веку, когда святая Равноапостольная Елена († 327), мать святого Константина Великого, построила Церковь Святого Воскресения в Иерусалиме. Это богослужение служит образцом ежегодного празднования Воскресения Христова во всей Православной Церкви, и включает в себя сверхъестественное явление, которое происходит только в православный праздник Пасхи. Император Иоанн VI Кантакузин (ок. 1295-1383 гг.) описал это в свое время следующим образом: «В Иерусалиме каждый год во время Пасхи происходит чудо на Гробе Христа ... В тот час, когда там собираются христиане, повторяя гимны, посвященные Воскресению Христову, с небес сходит огонь и зажигает три светильника, оставленные во Гробе Христовом» (J.-P. Migne, Patrologia Graeca, Vol. CLIV, col. 517).

 

В Иерусалиме сошел Благодатный огонь // НТВ.Ru

Величайшее повторяющееся чудо, связанное с церковным календарем, является ежегодное схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это сверхъестественное явление происходит только в канун Православной Пасхи, если рассчитывать по церковному календарю. Когда сходит Благодатный огонь, он зажигает только лампу православного Иерусалимского Патриарха, которую он ставит не зажженной на Гробе Господне; затем Патриарх раздает Благодатный огонь всем присутствующим . Перед самой церемонией схождения Благодатного Огня полиция проводит тщательные публичные обыски Гроба Господня и Патриарха, чтобы предотвратить возможное мошенничество. Сошествие Благодатного огня имеет явно Божественное происхождение, неразрывно связанное с церковным календарем. [146] Люди всех конфессий мира - евреи, копты, армяне, яковиты, латиняне, мусульмане, протестанты и тд., - каждый год приезжают в священный город, чтобы засвидетельствовать для себя эту живую связь между земным и небесным царствами, которая имеет место быть только в соответствии с истинным церковным летоисчислением, а именно, православным церковным календарем. Свидетельствуя о парадоксальной связи между чудом Благодатного Огня и церковным календарем, архимандрит Сергий (Иазаджиев) рассказывает следующее:

В августе 1971 года мы с Николаем (ныне иеромонахом Феофаном) возвращались из Наречена, где отдыхали и проходили курс медицинского лечения. Проезжая через город Пловдив, мы заехали на подворье монастыря Зограф, чтобы поклониться гробнице святого царя Бориса [+906]. Схимонах Серафим Зографский был в это время у гробницы. Он рассказал нам, что недавно (1969-70), под давлением находящегося в Женеве Всемирного Совета Церквей, Иерусалимский Патриархат ввел «новоюлианский» календарь (как и Болгарский, Македонский и другие Патриархаты, так как на них было оказано большое давление в то время, в отношении введения нового календаря). В тот же год, в Великую субботу, несмотря на то, что с незапамятных времен на Гроб Господень сходил Благодатный огонь, в этом году Огонь не появился. Потрясенный, Патриарх Иерусалимский Венедикт приказал, чтобы старый календарный стиль, который использовался до этого времени, был немедленно восстановлен под юрисдикцией его Патриархата. На следующий год Благодатный Огонь снова сошел на Гроб Господень в Великую субботу; то же самое происходит и до настоящего времени. 

Это неопровержимое подтверждение истинной веры. И сегодня, когда православные празднуют Пасху в то самое время, когда раскрывается значение Первого и Вечного Восьмого Дня, когда они воспоминают Страсти Христовы, Сошествие во ад и Воскресение Христово, прислушиваясь к словам Господа: «сие творите в Мое воспоминание» [147], - и празднуют Пасху в воскресенье после первого полнолуния весеннего равноденствия, тогда Господь дарует Благодатный огонь на Гробе Господнем.[148] Таким образом, Господь на деле показывает необходимость правоверного соблюдения Его Божественных истин в литургической жизни Его Церкви. Православие запечатлело Праздник Праздников, Пасху Господню в своих богослужениях словами «сегодня», «сейчас» и «этот день»: «Пасха / священная нам днесь показася»; [149] «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя»; [150] «Сей убо нареченныи святыи день..., вонь же благословим Христа во веки»; [151] «Сей день, егоже сотвори Господь...» [152] Очевидно, что Священное Писание, Священные Каноны и Богослужения единогласно указывают на то, что этот Праздник нельзя отмечать в любой другой день, кроме того, который назначен Православной Церковью. 

Еще одно важное чудо, подтверждающее священный характер Православной Пасхи, описано в письме епископа Пасхазия из Лилибеи (Марсала), Сицилия, [153] святому Льву Великому (461). Относительно расхождений между римскими и александрийскими расчетами Пасхи епископ Пасхазий пишет: 

«После долгих проверок и споров мы обнаружили, что то, что Патриарх Александрийской Церкви написал Вашему Блаженству, было правильным. Поскольку по римским вычислениям для рассматриваемого года [444], шестьдесят третьего года этого цикла ..., получилось 26 марта, мы склонны сомневаться в правильности этой даты для Пасхи, на самом деле она была 23 апреля. В замешательстве и неуверенности мы обратились к еврейским расчетам, которые теперь игнорируются римлянами, поэтому они иногда ошибаются. Пока давайте не будем бояться того, что дата расчета Пасхи запаздывает, иначе пытаясь этого избежать, мы впадем в заблуждение, как это произошло во время правления вашего предшественника Зосимы [418] ... В то время, перенеся дату празднования Пасхи с 22 апреля на 25 марта, ... была допущена очень серьезная ошибка; настолько серьезная, что истинная дата была подтверждена чудом, совершенным Благодатью Святого Духа ...И вот что это за чудо: в высоких горах, среди густых лесов, был очень бедный регион под названием «Мельтина». Большими усилиями там была построена маленькая церковь. В Баптистерии ночью во время Святой Пасхи, во время, назначенное для крещения, несмотря на то, что не было никаких труб или водопровода, не говоря уже о любой воде поблизости, крещальная купель наполнялась сама по себе. После того, как немногие присутствующие были освящены [крещены], вода уходила так же, как и появлялась. Однако во времена Блаженного Папы Зосимы, когда жители Запада ошибались в расчете даты Пасхи, в ночь Пасхи, закончив молитвы, пресвитер, как обычно, ждал времени крещения: прождав, в действительности, до утра. Поскольку вода не появилась, те, кто ждал крещения, вернулись домой неосвященные [некрещеные]. Продолжая, позвольте мне сказать, что в канун Пасхи на десятую календу мая [т.е. на александрийскую дату 22 апреля] купель наполнилась водой в соответствующее время. С помощью этого явного чуда было доказано, что жители Запада ошибались в отношении даты Пасхи. [154]

Еще одним существенным доказательством Божественного происхождения праздничного календаря, особенно для нас, приверженцев старого календарного стиля, является Небесное Знамение, которое появилось в пригороде Афин в 1925 году, через год после того, как государственная Церковь Греции приняла новый календарный стиль. Накануне праздника Крестовоздвижения, 14 сентября (по старому стилю), большая толпа людей, более двух тысяч человек собралась на Всенощное бдение в маленькой церкви святого апостола Иоанна Богослова. Для наблюдения за порядком был отправлен отряд полицейских, поскольку формально было запрещено праздновать праздники по старому календарному стилю. Незадолго до полуночи в небе над Домом Божьим появился светящийся и величественный крест. Такой яркий, что звезды бледнели перед его светом, этот крест замеченный очевидцами, имел отличительную форму традиционного византийского креста с двумя перекладинами. Явление продолжалось полчаса, пока светящийся крест постепенно поднимался вертикально вверх, подражая поднятию креста, совершаемого священником во время этого праздника, до тех пор, пока он не исчез. Это небесное чудо подтвердило правильность церковного календаря для всех, кто коленопреклоненно молился в это время, включая полицейских. [155] В истории Православной Церкви есть множество других подобных чудесных событий. [156]

В жизни праведников мы встречаем много подобных «совпадений». Святые часто являются некоторым верующим в дни своей памяти, которые высчитываются согласно церковному календарю. Например, святая Дева, мученица Феврония из Низибии (310 г.) однажды появилась на своем обычном месте среди сестер своего монастыря во время Всенощного бдения, праздновавших день ее памяти, 25 июня (по старому стилю); пять собратьев из Севастии, святые Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (296), однажды благословили монастырь, построенный в их честь изобилием провизии во время сильного голода в престольный праздник монастыря, 13 декабря (по старому стилю); и действительно, можно привести еще много примеров таких явлений. [157] Подобным феноменом является чудесное упокоение святого в день особого праздника. Например, святой Феофан Затворник (1894 г.) почил в день своих именин, в праздник Богоявления, 6 января (по старому стилю), что несомненно является знаком Божественного признания его богоугодной жизни. Благословенный архиепископ Богучарский Серафим, посвятивший всю свою пастырскую энергию борьбе с влиянием модернизма и нововведений в Православии, предсказал свое собственное упокоение в ​​последние дни своей жизни, и удостоился милости почить в самый день праздника Торжества Православия (т. е. в воскресенье по православному календарю); и, конечно, можно привести множество подобных случаев. [158] Такую явную связь между церковным календарем и важными событиями в духовной жизни некоторые могут назвать случайной; но опять же для православных христиан не существует случайностей. [159]

146 [Для более глубокого изучения этого явления см. Bishop Auxentios of Photiki, The Paschal Fire in Jerusalem: A Study of the Rite of the Holy Fire in the Church of the Holy Sepulchre (Berkeley, CA: St. John Chrysostom Press, 1993). Поразительно похожее сверхъестественное явление также происходит ежегодно 6 августа (по старому стилю) в праздник Преображения Господня в греческом монастыре, расположенном на горе Фавор; см. рассказ очевидца в T. and F. Markovtsy, "A Miracle on Mount Tabor," Orthodox Life, Vol. XLIII, No. 5 (September-October 1993 ), pp. 17-18.—Eds.]    

147 Св. Луки 22:19.  

148 Архимандрит Наум, Благодатный огонь у Гроба Господня (Москва: 1991), с. 39.  

149 Пасхальная Стихира, Стихира 1.  

150 Пасхальный канон, Песнь 3, Тропарион 1.  

151 Пасхальный Канон, Песнь 8, Ирмос.  

152 Пасхальная Стихира, стих 4.  

153 Позднее он принял участие в четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне (451).  

154 J.-P. Migne, Patrologia Latina, Vol. LVIII, cols. 606-609. [Это особое чудо и чудо в день памяти святого Илии, упомянутое ранее, оба описываются святым Никодимом Святогорцем (1809 г.) в его изложении Седьмого Апостольского Правила, как свидетельство священного характера церковного календаря. Святой Никодим далее приводит еще один необычный пример: «...В районе Гелиополь, в Египте, где находятся великие пирамиды, Бог каждый год совершает следующее странное парадоксальное явление, а именно: вечером нашего (не латинского) Великого Четверга земля извергает старые человеческие останки и кости, которые покрывают землю обширной равнины и которые остаются до следующего четверга Успения (ошибочно названного латинянами «Вознесением»), а затем они скрываются и больше не показываются, пока снова не наступит Великий Четверг. Это не миф или басня, а это истинно и несомненно, и подтверждено древними и современными историками ... Фактически, эти человеческие кости предвещают будущее воскресение мертвых, подобно тому, как пророк Иезекииль [fl. шестой век до н.э.] тоже видел их» [The Rudder, trans. D. Cum mings [Chicago: The Orthodox Christian Educational Society, 1957], pp. 10-11). — Eds.]   

155 [Полное описание этого чуда с рассказами очевидцев смотрите в "Appendix" in Papa–Nicholas Planas: The Simple Shepherd of the Simple Sheep (Boston, MA: Holy Transfiguration Monastery, 1981), pp. 113-119.—Eds.]  

156 [Вот еще одно: «На Пасху, в 1996 г., на сухом и безжизненном терновом венце на кресте с иконой распятого Христа, украшающей часовню скита св. Киприана и Иустинии, небольшой монашеской общины в Пиргосе, в Греции, которая находится под юрисдикцией митрополита Оропоса и Фили Киприана, начали прорастать зеленые листья. Это движение жизни, которое мы, православные христиане, видим даже в том, что безжизненно, является настоящим доказательством тайны Пасхи Христовой и того, что Он упразднил смерть, и Его Воскресения. Архимандрит отец Григорий, настоятель братства в Пиргосе, говорит, что венец, не орошенный, а иначе совершенно сухой и безжизненный, и по сей день продолжает приносить зеленые листья, как доказательство жизни» [Orthodox Tradition, Vol. xiv, Nos. 2 & 3 [1997], p. 44). - Eds.]  

157 [Мы не должны забывать о явлении святого пророка Елисея (fl. девятый век. до н.э.) недавно прославленному во святых святому Николаю Афинскому (1932). После календарной реформы 1924 года, когда те, кто был приверженцем старого календарного стиля, впервые подверглись гонениям, святитель Николай собирался совершать службу в день памяти святого пророка Елисея в церкви, посвященной его имени в Афинах (с тех пор она была снесена), но он передумал из-за возможных конфликтов, которые могут за этим последовать; поэтому он решил совершать службу в церкви святого Спиридона в Мантуке. Однако на следующий день, 14 июня (по старому стилю), святителя Николая нашли в церкви святого пророка Елисея, совершающего Божественную литургию в честь святого пророка. В глубоком недоумении его духовные чада спросили его, почему он передумал, на что святитель Николай ответил со свойственной ему простотой: «... Этим утром я увидел пророка, и он сказал мне прийти сюда и совершать службу, и ничего не бояться, потому что он будет присматривать за мной» (Papa-Nicholas Planasop. cit., p. 54 ).-Eds.]     

158 [В следующих примерах рассказывается о двух современных святых, которые оба почили на праздник Благовещения согласно старому календарному стилю. Первым является святой Савва Новый (1948), который придерживался старого календарного стиля на протяжении многих лет своего пребывания на Афоне и в Иерусалиме. Тем не менее, он почил в монастыре Всех Святых на Калимносе, монастыре, который ослушавшись местного епископа принял новый календарный стиль. Тем не менее, когда Святой Савва почил 7 апреля (новый стиль), одна из монахинь была удостоена видения его души, возносящейся на небеса, в котором она услышала, как он повторяет: «Благовествуй, земле, радость велию», - песнопение в праздник Благовещения, праздника, который праздновали в это время приверженцы старого календарного стиля (see Constantine Cavarnos, St. Savvas the New [Belmont, MA: Institute for Byzantine and Modern Greek Studies, 1985], p. 78). Второй святой Иустин Челийский (1979), который придерживался старого календарного стиля на протяжении всей своей жизни. Родился он 25 марта 1894 года (по старому стилю), был крещен с именем «Благое» в честь  Благовеста, то есть Благовещения. Восемьдесят пять лет спустя он упокоился 25 марта 1979 года (по старому стилю) в день этого же самого праздника (see Father Daniel Rogich, Serbian Patericon, Vol. i [Platina, ca: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1994], pp. 247-248, 260). Кроме того, святой Беда из Уирмута и Ярроу (735) рассказывает случай из истории английской церкви и своего народа, который подтверждает правильность подвижного цикла церкви: став аббатом Ионы, святой Эгберт (729) предпринял большие усилия, чтобы убедить монахов своего монастыря в том, что они должны отказаться от своей старинной кельтской версии Quarto-decimanism и вместо этого принять универсальный никейский Пасхалион. Наконец, согласно совету своего духовного отца, братство отпраздновало Пасху впервые согласно православному Пасхалиону 24 апреля 729 года (по старому стилю). Святой Эгберт сам служил на пасхальной литургии и умер сразу после этого. Его монахи признали это как очевидное знамение того, что их решение было действительно угодным Богу (see [Venerable] Bede, A History of the English Church and People, trans. Leo Sherley-Price (Baltimore, MD: Penguin Books, 1955), pp. 321-322).-Eds.]         

159 [Жизнь святого великомученика Лазаря, царя Сербского (1389) сочетает в себе два необычных события, первое – это явление святого в день его памяти, и второе – это упокоение святого в день его именин. Роковая битва за Косово, когда святой Лазарь встретил свой мученический конец, произошла на Видовдан, тe. в день памяти святого мученика Витуса Луканского (ок. 303), 15 июня (по старому стилю). Это также день памяти святого пророка Амоса из Текоа (fl. 8 в. до н.э.), который был небесным покровителем святого Лазаря. Из-за своего великого благочестия святой Лазарь прилежно совершал службу of the Cutting of the [Веб-мастер (так как у меня нет кириллического шрифта): Slava Kolach ] - уникальное и особенное поминовение, совершаемое сербскими православными, в котором благословляются хлеб и вино в честь чьего-нибудь небесного покровителя - в ночь перед битвой. В обмен на его верность Бог послал двух небесных посланников, чтобы утешить и укрепить святого Лазаря в ожидании предстоящих ему испытаний: один был одет в белое, а другой - в алое. Святой, одетый в белое, был Ангелом, который представил святого Лазаря другому святому: «...Этот человек в одеянии мученика Церкви - мой брат, святой пророк Амос. Он – твой небесный покровитель, твоя Крестная Слава, которую ты начал праздновать вчера вечером хлебом и вином, но которую сегодня ты празднуешь кровью и смертью...» (Bishop Nikolai Velimirovich, "The Tsar's Testament," in The Mystery and Meaning of the Battle of Kosovo, trans. the Right Rev. Todor Mika and the Rev. Stevan Scott [Grayslake, il: The Free Serbian Orthodox Diocese of America and Canada, 1989), p. 55).-Eds.]

Цитируется: иеромонах Кассиан. Научная экспертиза православного церковного календаря, ред. Архиепископ Хризостом и иеромонах Григорий (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских православных исследований, 1998), гл. 9. Литургический хаос, созданный «новоюлианским» календарем  / Страницы 103-120. Hieromonk Cassian. A Scientific Examination of the Orthodox Church Calendar, eds. Archbishop Chrysostomos and Hieromonk Gregory (Etna, CA: Center for Traditionalist Orthodox Studies, 1998), Ch. 9. Liturgical Havoc Wreaked By the "New Julian" Calendar

 

http://www.holyfire.org/eng/doc_LitHavoc.htm

 



Подписка на новости

Последние обновления

События