Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Тайна церкви и феномен ересей

The Mystery of the Church and the Phenomenon of Heresies

Protopresbyter Vasileios Georgopoulos, Assistant Professor, Faculty of Theology, Aristotle University of Thessaloniki

профессор Василий Георгопулос, Фесссалоникский университет

burning-ship

 

Феномен ереси имел место с первых шагов Церкви, которая должна проповедовать Евангелие миру. Этот феномен еще с апостольского периода рассматривался как выражение тайны беззакония (II Фес. 2, 7).

 

В Новом Завете и в трудах святых отцов Церкви описаны основные параметры, а также серьезные сотериологические последствия этого феномена (1 Тим. 1, 9; II Петр, 2. 1). В дальнейшем мы попытаемся отметить некоторые из характеристик этого феномена, которые проявились во множестве ересей с течением времени.

 

а) Хорошо известно, что Церковь, как тело Христово, является тайной, которая над и вне времени. С другой стороны, каждая ересь принадлежит определенному времени и месту с точки зрения ее формирования, выбора и создания во взаимном историческом пространстве.

 

б) Для православной веры истина - это не абстрактное понятие или понятие разума. Истина  это персона, личность. Это святая личность Богочеловека (Ин 14, 6). Церковь - это Его тело, она проповедует Христа и Его Евангелие, передает Христа, доставляет Христа, живет Христом не как идеология, а как эмпирическое событие, которое она переживала (Ин. 1, 1-4) и «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова ". (Луки 1, 2).

 

С другой стороны, ересь, отнимающая, отвергающая, добавляющая или отнимающая от полноты божественного Откровения во Христе Иисусе, искажает истину. то есть искажает Христа. Как метко замечает святой Григорий Палама: «Ибо те, кто в истине, принадлежат к Церкви Христовой, а те, кто не в истине, не принадлежат и к Церкви Христовой» (опровержение письма Игнатия, 3).

 

в) В своем описании сотериологических последствий вступления христианина в еретическую группу святой Амфилохий Иконийский, исходя из результатов литургической практики и сакраментальной жизни Церкви, а также в исключительно реалистичной манере, среди прочего, отмечается: те, кто во время крещения были облечены во Христа и, таким образом, вышли из Церкви, на самом деле лишились одеяния Христова» (Против Апотактитов [Отреченных] или Гемеллитов, 7). Выход из Церкви по сути означает совлечение одеяния Христа. Есть ли что-нибудь более болезненное для христианина? Мы думаем нет.

 

г) Довольно часто в истории мы наблюдаем разделение на разделение между различными еретическими движениями. Это открывает еще один очаг духовной болезни. Это подробно описано Св. Иоанном Златоустом, когда он отмечает, что дерево ереси «в действительности было насаждено злыми мыслями, безвременным любопытством, но поливалось чрезмерным высокомерием и дополнялось любовью к амбициям» (PG 48, 719 ).

 

Нет малых и великих ересей, нет незначительных или заметных отклонений от учения Церкви. Правда никогда не зависит от количества. Наша православная вера, церковный дух и богослужение Церкви - это одно и то же целое число или ценность, и их нельзя подразделить. Святой Иоанн Златоуст отмечает: «Как и в случае с царской монетой, если кто-то удаляет от нее малую часть, то тем самым он делает фальшивой всю монету, то же самое происходит со здоровой верой: если только самая малая часть с самого начала (или принципа) уничтожена,  то испорченным становится все( PG. 61, 622).

 

6) Каждая ересь, с точки зрения ее начального момента появления, является повторением того же самого первоначального провокационного искушения. Это другая вера, другое отношение к жизни, которую, как говорит святой Ириней Лионский, «не несли пророки, которой Господь не учил, а апостолы не передавали» (Опровержение ложного знания 8, 1). Это образ жизни, который находится за пределами руководящих принципов Церкви. Это путь, по которому каждый еретик идет по собственному усмотрению или без надлежащей информации, потому что он или она были убеждены обещанием бесчувственного и фальшивого спасения.

 

7) В заключение этих нескольких замечаний мы хотели бы добавить еще одно. Как тело Христово, Церковь остается единственным местом обращения человечества к основе святости. В лицах святых видно, что предложение о предположении и преобразовании мира - не утопия, а реальный опыт, единственный безопасный путь для каждого человека стать новым творением во Христе (II Кор. 5 17).

 

С другой стороны, в каждой ереси как системе обмана не хватает именно той трактовки человечества, которую открыл Христос и которую мы видим в борьбе в Духе Святом и в подражании Христу в жизни наших святых. Поскольку каждая ересь игнорирует этот процесс преображения и его фундаментальные и обязательные условия для прославления людей во Христе, то она заменяет ее своими собственными конструкциями, вводящими в заблуждение самодовольным, мгновенным спасением, выражающимся в личной, практике пиетизма.

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.

http://www.pemptousia.com/?post_type=author&p=24536



Подписка на новости

Последние обновления

События