ВЗЫДЕ БОГ В ВОСКЛИКНОВЕНИИ, ГОСПОДЬ ВО ГЛАСЕ ТРУБНЕМ
Богословский комментарий на праздник Вознесения Господа
«ΑΝΕΒΗ Ο ΘΕΟΣ ΕΝ ΑΛΑΛΑΓΜΩ, ΚΥΡΙΟΣ ΕΝ ΦΩΝΗ ΣΑΛΠΙΓΓΟΣ»
(Θεολογικό σχόλιο στην εορτή της Αναλήψεως του Κυρίου)
Лабру К. Скондзу, богослов -преподаватель
ΛΑΜΠΡΟΥ Κ. ΣΚΟΝΤΖΟΥ Θεολόγου - Καθηγητή
Праздник Вознесения Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа является одним из самых радостных праздничных этапов в праздничном пасхальном периоде нашей Церкви, который по сути является радостным. Православные верующие люди в этот священный день, с чувством глубокой радости, наполняют храмы для того, чтобы с благодарственными песнями обратиться к Спасителю и Искупителю нашему Господу, чтобы воспеть Его святое Вознесение на небо, туда, откуда Он снизошел для того, чтобы совершить спасительное дело ради рода человеческого (Ин. 3, 13; Филип. 2, 6-11). Мы воспеваем Его восшествие на божественный престол Его неописанного величия, одесную Бога Отца, к Которому восходит наш великий и вечный ходатай. (1 Тим. 2, 5)
Господь наш Иисус Христос после Своего Светоносного Воскресения из мертвых не сразу покинул этот мир, но в течение сорока дней продолжал являться Своим ученикам (Деян. 1, 3). Эти явления Господа после Его Воскресения Своим ученикам имели огромное значение. Разуверившиеся и испуганные ученики прежде всего должны были пережить событие Воскресения своего Учителя и изжить в себе все колебания и признаки недоверия Ему. Им следовало изгнать из себя любые следы ошибочного узконационалистического иудейского взгляда на Мессию. Необходимо было полностью осознать и усвоить всечеловеческий характер искупительного дела Спасителя и предать забвению всякое мнение "о восстановлении царского престола Давида" и о господстве в мире. Чудесные Его явления после Воскресения выдвигаются на первый план, а духовный характер наставлений были важным фактором для формирования нового понимания и взгляда на божественную личность Христа Искупителя и на спасительное миссионерское дело, на которое Им были посланы ученики, дабы исполнить следующее: "Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть от мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная от Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас" (Лук. 24, 45-49). Исполнение надежды, данной им Его в обетовании, заключалось в заверении, что "и се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20) и "вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лук. 24, 49), предвозвещая о ниспослании им и Его Церкви Всесвятого Духа.
Итак, согласно Евангелию от Луки, на сороковой день Господь "вывел их (учеников) из города Вифании и, воздев руки Своя, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога" (Лук. 24, 50-53). Евангелист Марк, описывая это потрясающее событие, но несколько более лаконично и менее красочно, говорит, что после решительного послания своих учеников на миссию в этот мир проповедовать и крестить все народы, "вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли проповедовать везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями" (Мк. 16, 19-20).
Великое событие Божественного Вознесения в действительности имеет для нашей Церкви весьма глубокий и сотериоролический смысл и измерение. Вознесение нашего Господа Иисуса Христа, несомненно, является триумфальным завершением явления Его на земле и Его искупительного дела. "Вознеслся еси во славе" для того, чтобы убедить окружающих Его учеников в Его божественной особенности. Чтобы укрепить их на столь в действительности титанический подвиг, поскольку Он их поставил на то, чтобы они были продолжателями Его спасительного дела для человеческого рода.
Верно то, что в ту чудесную минуту апостолы еще не имели полного ощущения своей миссии. Не взирая на то, что они пережили потрясающие события последнего времени - пречистые страдания своего Учителя и пережили светоносное Его Воскресение из мертвых, тем не мнее, они не могли отказаться от узконационалистического иудейского яна Мессию. Именно поэтому они испытали некое искушение, когда Господь их известил о времени, в которое Он их оставит и взойдет на небо. "Господи, не в сие ли время Ты восстановляешь царство Израилево?" (Деян.1, 6). Они в действительности не осознали и не поняли проповеди Иисуса, они не воприняли весть о духовном вселенском восстановлении, которое Он пришел принести человечеству, избегая всякого вида и типа светской власти, имеющую исключительно характер служения, направленную к падшему человеку. Оказывается, что они забыли о побуждении их Учителя изменить их сознание и чтобы они не думали о мирском образе власти "а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих" (Лук. 22, 26-27). Пример такого служения много раз подавал Господь Сам, Который пришел в мир не для того, чтобы "Ему служили, но чтобы послужить" (Деян.1, 7), желая их укрепить на все время и спасая Свою Церковь в этом мире. То, в чем они испытывали нужду - это высшая сила и просвещение для того, чтобы бы посвятить себя полностью таинству спасения мира. Он дал их утешительное обещание, что они восприимут "силу, когда сойдет на вас Дух Святый" и и Он их облечет силой, сделает их способными стать "свидетелями (Его) в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян.1, 8).
Священнописатель книги "Деяний Апостолов" сообщает и еще о чем-то весьма важном, описывая чудесное событие о вознесение на небо Господа. "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 9-11). И вновь перед людьми явились в очередной раз небесные силы и исполнители воли Божией - ангелы для того, чтобы засвидетельствовать о свехъестественном событии Вознесения и возвестить о чем -то и еще: о возвращении Господа на землю в очередной раз, которое совершиться с такой славой и преисполненное светом, как и Вознесение, которое удостоились пережить окружавшие Господа апостолы.
Господь Иисус Христос взошел на небо, но Он не оставил род человеческий, за который Он излил Свою честную Кровь. Он может пребывать на небесах, сидя одесную Бога, однако же Его присутствие на земле продолжается ныне и продолжится до кончины мира. Он оставил на земле Свою Церковь, которая является также воскресшим, нетленным и обоженным Его телом, для того, чтобы быть средством для спасения всех людей, которые желают спастись. Разумной душой этого Тела является Бог Утешитель, "Дух истины" (Ин. 15, 26), Который придет в день Пятидесятницы для того, чтобы пребывать до скончания мира. Спасение совершается благодаря органическому сочетанию верующих с богочеловеческим телом Христа. Именно это подразумевается, когда Господь дал обещание Своим ученикам: "и вот Я пребуду с вами во все дни до скончания века" (Матф. 28, 20)
Апостол Павел, желая явным образом подчеркнуть и выделить событие восхождения на небо Христа и Его дерзновение пред престолом Бога Отца, пишет, что Он "и потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное" (Евр.9, 15). Мы приняли "благодать домотроительства" (Ефес. 3, 2), как преизбыточный дар Его величествия. И его сверкающий престол на преславном небе является знаком встречи Бога и человека, потому что как Он Сам заверял "никто не приходит ко Отцу как разве через Меня" (Ин.14, 6).
Итак, в радостный пасхального период времени выделяется и праздник Вознесения с той целью, чтобы нас подбодрить и чтобы нам еще раз напомнить о том, что преславное восшествие Искупителя нашего Христа на престол Божества доставляет бесконечные спасительные дары как для человечества, так и для всего творения. Он же, как прославляемый Богочеловек, одновременно является причастным как тварному, так и нетварному, тем самым устанавливая спасительную связь между Творцом и созданиями. Это суть спасения и главный смысл великого праздника!
перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2017год.