Великая Пятница
Да не просто поработаем услышанному
"Μη παραδράμωμεν απλώς το ειρημένον"
Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ.κ. Σεραφείμ
Преосвященного Митрополита Касторийского г. Серафима
«Мы совершаем сегодня, возлюбленные, праздник и торжество, так как Господь наш на Кресте пригвожден гвоздями. И не удивляйся, что мы празднуем, в то время как это событие прискорбно».[1]
Этими словами, мои возлюбленные братья, свт. Иоанн Златоуст представляет нам это чудесное событие дня, величие и очевидность нашей веры.
Чудо Креста! Хотя прежде были поводы для проявления ужаса и наказания, теперь же является повод для славы и чести.
Благодаря Ему, хотя мы лишены чести и являемся ниспавшими из рая, теперь же мы восприняты Богом как дети.
Благодаря Ему мы познаем Творца.
Благодаря Ему, мы рабы греха, приведены к свободе жизни в добородетели.
Благодаря Ему, земля стала небом.
Взгляни, какие же блага нам принес Крест? Таким вопросом задается святой отец Церкви. И добавляет: «Желаешь ли ты узнать и о другом величайшем действии креста? ..Сегодня он отверз заключенный рай…и ввел в него разбойника. Итак, он совершил два величайших дела – и Рай отверз и разбойника ввел. Возвратил ему древнее наше отечество и вновь его привел в отечественный град. «Днесь со Мною будеши в раи»…И что такое сделал важное разбойник, что вдруг с креста оказаться достойным рая? Хочешь ли, я кратко скажу об этом и покажу доблесть разбойника?» «Он сказав краткие те, но показывающие его достойным рая, слова6 «помяни мя, Господи…во царствии си».[2]
Он удостаивает, возлюбленные мои братья, нас в этот день предстоять подле Распятого Господа, дабы мы, по словам святителя Иоанна, не проходили легкомысленно мимо слов этого разбойника, которые столь часто повторяются в нашей Церкви. Не станем даже стыдиться брать в качестве учителя разбойника, поскольку его не постыдился наш Господь, дабы его ввести в рай. Обратим наше внимание на его великое благоразумие и остановимся перед его страшным словом:
«Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».
Первое. Разбойник благодаря страшным болям во время крестных страданий, просвещаясь небесным светом, который озаряет его помраченное сердце и обретая дерзновение пред Царем, который сейчас и подает благодать своим осужденным, просит Его вспомнить о нем в Его Царствии. Это «Помяни меня» не является простым словом. Оно не является поспешной и поверхностной мольбой и просьбой. Оно не является иронией в отношении к состраждущему вместе с ним и бессильному человеку, идущему вместе с ним на смерть.
Оно является показателем великого покаяния и одновременного чудесного исповедания веры. «На него на оказали влияния хульные слова другого распятого с ним разбойника, который осуждал господа, его не могли совратить слова толпы, которая бранила и оскорбляла Христа. Но он настойчиво успокаивал другого разбойника и ему говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли».[3]
Видишь ли веру разбойника? Видишь ли его благоразумие? Видишь ли его наставление? Сразу же после креста он взлетел на небеса, потому что имел неколебимую веру во Христа Спасителя: «Аминь, глаголю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Второе. «Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».
Это слово разбойника было великим. Как он смог при такой нищете и бесчестии, в то время когда образ Христа «не имел ни вида ни величия», согласно выражению пятого Евангелиста пророка Исайи, на фоне общего возмущения и насмешек, при насмешках и лживых комментариях, распознать Царя царствующих и Господа господствующих?
Как ему удалось обрести такое исповедание веры, когда он никогда в своей жизни не переживал духовные состояния? Он не видел Благодетеля, который врачует больных и воскрешает мертвых. Он не видел Искупителя вдоволь питающего народ кране небольшим количеством пищи и укрощающего ветер и море.
«Он видит Распинаемого и его называет царем». Он пристально взирает на Смирившегося и познает в Нем царя и Его приветствует. Он Ему как бы говорит, как об этом пишет свт. Кирилл Иерусалимский в одном из своих огласительных слов, : «…не говорю, помяни мои дела, ибо страшусь я оных…а сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего! Но я не говорю, помяни меня теперь, но егда приидеши во царствии си».[4] И ответ Христа трогателен: «Имеешь дерзновение. Вовсе не потому ты имеешь дерзновение, что его достоин иметь по твоей жизни, но потому что здесь ныне находится благодатный царь и он дает благодать. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро…Я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе…Не говорю тебе днесь, отойдешь ты, но днесь со Мною будеши в Раи. ..Коль велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туду, куда разбойник входит. А разбойник входит…Ни Моисей, ни Пророки. Но беззаконный разбойник входит в Рай».[5]
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си»
Первый житель Рая - разбойник.
Пример исповедания веры - разбойник.
Разбойник – пример покаяния, богословия, христологии и сотериологии.
Разбойник, который своим поведением нам напоминает, что пред Богом нас оправдывают не поспешные добрые наши дела, не удостаивают оправдания наши преимущества и достоинства, наша образованность и наши привилегии, однако же нас лишают Рая наши великие проступки.
Нас лишают райской пиши и свободы, вечного блаженства, которые приготовил Христос «для любящих Его», эгоизм и самолюбие, отсутствие покаяния и милосердия, жестокосердие и безразличие к другим людям, в лице которых мы встречаемся с Самим Христом. Врата Рая нам отверзает только милость Божия и наше делание покаяния.
Готовы ли мы последовать тому методу, который избрал разбойник? Приготовлены ли мы заранее пойти по узкому и невероятному пути, иному, превышающего мирскую логику, то есть пути святости, и чтобы оставить образ мышления нашего времени и человека современной эпохи, который не желает иметь Бога в своей жизни, который погасил Его в словаре своей повседневной жизни, и который поставляет свое существование в человекобоге?
Те, которые не поддаются этой логике и те, которые могут постичь Таинство Креста и последовать в своей жизни с надеждой на Воскресение, они сегодня должны делать ничто иное, как повторять перед распятым нашим Господом слова спасительного исповедания разбойника и жить их:
«Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год.