Исихия-безмолвие и миссионерство
Митрополит Навпаксткий и св. Власия Иерофей (Влахос)
Ἡσυχία καὶ ἱεραποστολὴ
Τοῦ Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου κ. ἹεροθМежду священным безмолвием-исихией и миссионерством существует самая тесная связь. Не может быть подлинного миссионерства там, где оно, конечно же, не вдохновляется священным безмолвием, в православном понимании этого термина.1 Исихия по своей природе выходит за рамки миссионерства. Но когда миссионерство перестает быть связанным с безмолвием-исихией, то тогда создается серьезная церковная проблема. Миссионерство, как об этот свидетельствует и само это слово, является священной миссией. Бог посылает некоторых людей для проповеди евангелия Его Царствия, евангелия истины, праведности, спасения людей. Миссионер не только проповедует, то есть он не является каким-то учителем теоретиком, но он является отцом, который передает ведение о Боге, знание Бога, который прежде сам достиг этого знание и теперь рождает детей Божиих. Конечно, ка мы знаем из нашего Православного Предания, что ведение Бога, знание Его — это, главным образом, и прежде всего, опытное знание-сущностное. Передача этого знания является результатом возрождения человека.
Исихия-безмолвие, в православном понимании этого термина, является средством и методом с помощью которого Христос передал Апостолам, а они передали своим преемникам метод, а с помощью этого метода люди обретают сущностное знание Бога. Этот метод связан с переживанием-жизнью блаженств Христовых. Если мы посмотрим на этот ряд блаженств, которые провозгласил Господь, то мы действительно убедимся в том, что православная исихия является методом терапии человека и, конечно же, завершением метода, этой жизни является миссионерство и свидетельство. Самопознание предшествует смирению во Христе, за ним следует покаяние, кротость, жажда и голод ради праведности Божией, через соблюдение заповедей Христовых, переживание милости Божией, чистоты сердца посредством которой человек вкушает созерцание Бога, передачу другим такого мира, который он вкусил сам, гонения и мученичество ради славы Божией, радость через переживание Царства Божия, достижение благодатного пророческого дара (Мф. 5, 3-12). И Святые Отцы Церкви нам передали также метод православной исихии.
Здесь же следует прокомментировать учение свт. Григория Паламы. Святые Апостолы жили священным безмолвием-исихией, поскольку они отвергли все и последовали за Христом, они жили вместе со Христом целых три года, в течение которых они были посвящены в таинства царства небесного, они достигли в своей жизни переживания и видение нетварного Света, пережили различным образом и в разной степени Страдания, Крест и смерть Христа, приняли Святого Духа в день Пятидесятницы. И имея такое основание, они были посланы Самим Христом проповедовать то, что они видели, слышали и познали существенным образом. Поэтому и беседы и послания Апостолов наполнены личным опытом и знанием Бога. Они не распространяли своих собственных взглядов и мнений, они не преподавали людям исполненных мирским духом слов, они не вели обмирщенного и моралистического миссионерства, но излагали опыт в Боге, который они обрели лично. Именно это мы видим у свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, свт. Григория Паламы, и можно было бы ограничиться только лишь этими великими и известными святыми. С этим опытом мы встречаемся позднее и у многих монахов, которые вели жизнь во Христе в подвиге, духовно преуспели, восприняли ведение и стали учителями людей в разнообразных сферах.
Несомненно, это ведение-знание подается в Церкви и реализуется по благословению Церкви. И это потому, что никакой благодатный дар не является автономным, не появляется вне зависимости от Церкви и благословения епископов. Поскольку Сам Святой Дух подает духовные дары и Сам же Дух Святой подает дар священства и формирует, созидает Церковь.
Одним из современных примеров является свмч. Косма Этолийский. Оп подвизался в подвиге на Святой Горе в течение многих лет, следуя всему методу исхии-безмолвию,. А в последствии, когда он получил извещение от Бога совершать поездки для посещения находящего в рабстве своего народа, он вопросил своих духовных отцов, получил благословение Патриарха, но, кроме того, брал благословение и у местного священноначалия. И после чего он ездил так с места на место, и его дело принесло духовные плоды, которые имели исторический характер.2 В связи с этим необходимо подчеркнуть, что миссионерство это не только произнесение проповедей, или какое-то иное пастырское дело, но это и молитва, личное общение с каждым христианином. Миссионерство — это даже только одно присутствие святого, обретение догматического сознания, а также и изложение и хранение догматов, а в завершении - священное миссионерство, которое совершается и после достославной кончины святого, с его чудесами, его молитвами, и даже его гробом. Обожение человека во Христе совершается таинственно и невидимым образом, а в некоторых случаях оно делается явным в жизни и служении духовного Тела Христова, то есть Церкви Христовой.
В этих рамках православность оказывается связанной с церковностью, исихией и миссионерством. Миссионерство, в котором отсутствуют элементы исихии, которое выражается во всех духовных благодатных дарах, смирении, покаянии, мира, уважения к законным церковным установлением, не является подлинным, истинным. В этом случае слово Христово для злых делателей умолкнет. Кто-то спросил Христа, неужели спасутся немногие? И на это Христос ответил: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими...Многие скажут Мне в тот день: «Господи, Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? Не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда Я объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7, 13, 21-23,) Там будет плачь и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемым вон. И приидут с востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лк. 13, 28-30).
Свт. Василий Великий, обращаясь к монашествующим и изъясняя это слово Христа, говорит, что злые делатели о которых здесь говорит Христос — это те, которые не имеют действительной, истинной любви. И далее он утверждает, что то, что делается не из любви к Богу, но чтобы получить похвалу от людей, если это дело «не достойно божия благоволения, но делается ради удовлетворения людей и самоудовлетворения, или славолюбия, или зависти, или ради чего-то из подобных причин, то оно осуждается». Следовательно миссионерство осуществляется многими способами и образами - молитвой, научением, пастырской деятельностью, словом и молчанием, действием и бездействием, крестной жизнью и славной кончиной. Однако, миссионерство, священная миссия введется в атмосфере православной исихии, и эта исихия-безмолвие испытываются настолько, насколько кто-то обладает уважением и благоговением к установлениям Церкви Христовой. Когда же некая «миссия» совершается без благословения Церкви, которое подается епископами, являющимися преемниками святых Апостолов, то она не благословляется Богом и такой «миссионер» является злым делателем. Конечно же и епископ, когда он оставляет и бросает своих истинных пастырей, тогда он за это будет отвечать пред Богом. Но есть и такие епископы, которые не дозволяют кому-то вести пастырское служение в Церкви, и не покровительствуют мятежу и церковным расколам.
Источник: Πειραϊκη Εκκλησία, ΑΡΙΘΜΟΣ ΦΥΛΛΟΥ 194, ΙΟΥΝΙΟΣ 2008
, σελ. 18-19
© Перевод «Православного Апологета» 2012г.
1Безмолвие — это внутреннее духовое состояние, пребывание в Боге. Оно достигается только напряженным внешним и внутренним, в особенности, подвигом, направленным , прежде всего, на изживание из своей души страстей, греховных наклонностей и привычек., достижение богоподобного бесстрастия. См. Более подробно труд митрополита Иерофея . Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ. 2011г.
2Имеется в виду просвещение духовное греческого народа и просвещение в виде образования.