Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
«Се́й де́нь Госпо́день, ра́дуйтеся, лю́діе: се́ бо Свѣ́та черто́гъ и кни́га Сло́ва Живо́тнаго изъ утро́бы произы́де».
Архим Павел Димитракопуло Храм Святого Креста Пирейского
«Αύτη ημέρα Κυρίου, αγαλλιάσθε λαοί. Ιδού γαρ του φωτός ο νυμφών και η βίβλος του λόγου της ζωής εκ γαστρός προελήλυθε».
Αρχ. Παύλου Δημητρακοπούλου.Πρ. Ιερού Ναού Τιμίου Σταυρού Πειραιώς
Мозаика, Рождество Богородицы, Дафни 11в, Греция
Согласно выше указанным словам, мои дорогие братья, автор священных гимнов призывает к песненному славословию праздника в духовной радости и ликовании и к достойному духовному празднованию радостного события праздника рождения Богородицы этого самого благоухающего цветущего цветка, корня Иессеова". День рождества Пресвятой Богородицы - первый (хронологически) праздник Богородицы в церковном году. По с ловам святого Андрея Критского, мы празднуем «день рождения всеобщей радости», который становится «входом во все праздники и преддверием к тайне Христа». Это потому, что при своем рождении Дева Мария стала сосудом избранным, которому Бог прежде веков предопределил стать виновником и причиной возрождения и пересоздания всего, через время рождения необъяснимым и парадоксальным образом вневременного и вечного Слова Бога.
Уникальная и неповторимая роль Девы Марии в деле спасения человека была предвозвещена еще в эпоху Ветхого Завета рядом пророчеств и предвещалась большинством предсказаний и прообразов. Неопалимая купина (несограемый горящий куст) в видении пророку Моисею, скрижали богоначертанные и ковчег Завета, небесная манна и золотой кувшин, светильник и трапеза, проросший жезл Аарона, лестница Иакова, руно Гедеона, гора несекомая в видении пророка Даниила, печь с огнем в котором были три отрока, и который был охлажден, но также и этая Святая Святых скинии свидения, согласно учению Святых отцов, все они были прообразом Девы Марии.Но также и у многих пророков, таких как пророк Исаия (7:14), пророк Захария (2,14), пророк Иезекииль (44,1-3), пророк Даниил (2,31-35), пророк Аввакум (3,3), имеются четкие указания на личность Богородицы. Для Ветхого Завета Дева Мария была предметом проповеди пророков и ожиданием праведников, в то время как для Нового Завета она становится «честнейшей Херувим и славнешей без сравнения Серафим», «сладостью ангелов и радостью страждущих», славой апостолов и похвалой мучеников, утешением святых и главизной спасения всего человеческого рода.
Евангельские тексты о рождении Девы Марии и ее родителей не дают нам никакой информации, но то, что мы знаем об этом событии Рождества Богоматери, то все это исходит из древней традиции, восходящей к апостольским временам. В одной из апокрифических книг того времени, Первоевангелии от Иакова, сохранились некоторые подлинные факты древней традиции, которые сообщают нам о рождении Девы Марии, ее детстве и юности. Конечно, хотя Святые Отцы обычно отвергали апокрифические Евангелия и не включали их в Канон Священного Писания, потому что они содержали много неточностей и заблуждений, все же церковное сознание проявляло уважение к тем фактам и сведениям, которые относятся к рождению Богородицы и содержали подлинное наше церковное предание, потому что они считали эти сведения подлинными по своей сути. Согласно вышеупомянутому Преданию, родителями Девы Марии были святые Иоаким и Анна, которых наша Церковь всегда упоминает в своих священных службах и в отпусте перед поминовением святых дня. Несмотря на то, что оба они были безупречны, праведны и в высшей степени добродетельны, они, тем не менее, были бездетными, потому что святая Анна была бесплодна и, кроме того, они уже достигли преклонного возраста, когда по причине их возраста было невозможно иметь детей. Однако, несмотря на свой преклонный возраст, они не переставали горячо просить Бога о том, чтобы Бог даровал им ребенка и снял их позор. Они пообещали, что если они получат в этой жизни ребенка, то принесут его в жертву Ему. По словам святого Григория Паламы, родители Девы Марии «опечалились обидами, так как они впоминали Авраама, Сарру и всех остальным, испытавшим печаль из-за своего бесплодия и бездетности;а посему они также решили обратиться с молитвой к Богу. И пошел мудрый Иоаким в пустыню, и поселился в ней, и постился, и молился Богу о том, чтобы стать отцом. И он не переставал молиться и не возвращался оттуда, пока не получил удостоверения о принятии его просьбы от Бога. А Анна, согласная с ним, заперта в соседнем саду и с болью в сердце взывает к Господу: «Услыши меня Божей отцов моих и благослови меня, как ты благословлял чрево Сарры». Действительно, Бог услышал их молитвы и, когда пришло время, то послал ангела, пока они молились, чтобы сообщить о радостном событии. И он подарил им дочь «самое чудесное из всех чудес, которые когда-либо видели», по словам святого Григория Паламы, «сокровище Вселенной», по выражению святого Кирилла Александрийского , родительницу создателя творца всего, «падшего Адама» и слез Евы - искупление », сотворившего землю небом и Сына Божьего человеком, и людей, сыновей Божьих по благодати.
Мозаика Рождество Богородицы, Константинополь, монастырь Хора, 14 в.Если Сын Божий был «ожиданием народов-(чаянием языков)» и ожиданием всего творения, те же определения можно аналогичным образом отнести к Деве. Святой Николай Кавасила идет еще дальше и считает Деву Марию не просто девой, которую ожидало все творение, но «плодом построек», то есть точкой, на которой простирается все творений». Как дерево существует для плода, так и творение существует для Девы, а Дева - для Христа. По свидетельству святых отцов, когда Бог в начале веков, взирая на Свои творения, говорил, что они «очень хороши-(добро зело)», он, по сути, видел перед собой плод всего творения, Пресвятую Богородицу. Святой Иоанн Дамаскин, корифей и вершина богословия святых отцов, переполненный невыразимой радостью и ликованием, «берется за кифару Духа», как он говорит в одном из своих слов на Рождество Богоматери и «воспевает ее рождение»: Маленькая девочка такая красивая и такая милая. Лилия, выросшая среди шипов из самого благородного и царственного корня Давида… Роза, которая прорастала через шипы иудеев и наполняла вселенную своим божественным ароматом. Дочь Адама и Матерь Бога. Благословенно чрево, из которого вы произошли. Благословенны объятия, в которых ты возрасла, и уста, которые наслаждались твоими непорочными лобзаниями, то есть только уста твоих родителей, чтобы всегда оставаться девственными. Сегодня начинается спасение мира. Восслави Господа вся земля, пой, воспевай и играй на органах ».
Молитвы Иоакима и Анны были усердными, теплыми молитвами со многими слезами, дабы Бог даровал им прекрасную дочь. Молитвы, сопровождаемые большой верой, терпением и мужеством, в надежде, что Бог в конечном итоге выполнит их просьбу. Предание сообщает, что после пятидесяти лет бесплодия Анна зачала Деву. Такое отношение к своей печали Богоотцов является для всех нас прекрасным примером мужества и терпения. Особенно для тех семей, которые хотят, но по каким-то причинам не могут иметь детей, которые вместо того, чтобы проявить терпение и обратиться с горячей молитвой к Богу и Ему предоставить свою печаль, отчаиваются, печалятся и возмущаются. Сильное желание иметь ребенка часто заставляет их прибегать к возможностям современных медицинских технологиям и различным методам экстракорпорального оплодотворения. Однако ученые, занимавшиеся этим вопросом, отмечают, что проблемы, создаваемые этими методами, моральными, медицинскими, социальными, психологическими и юридическими, столь велики и, как правило, непреодолимы, а во многих случаях прямо противоречат принципам христианской этики и права и противоречат воле Бога. Они заявляют: «Прямым следствием экстракорпорального оплодотворения является создание« избыточных эмбрионов ». Церковь отрицает это условие, потому что не может согласиться с наличием лишних людей, судьбу которых даже определяют третьи лица. Каждое человеческое существо - и, следовательно, каждый плод - обладает уникальностью лица, святостью уникального образа Бога и необходимостью общения с другими. Несчастные так называемые «избыточные эмбрионы» хранятся в замороженном виде, либо для будущего использования природными родителями, либо для передачи другим «родителям», или для проведения над ними экспериментов, или в качестве лабораторий органогенеза для удовлетворения потребностей в трансплантации, или могут окончательно быть уничтожены ".
Поэтому вместо того, чтобы прибегать к методам экстракорпорального оплодотворения, давайте прибегнем к молитве, давайте научимся быть терпеливыми и подчиняться воле Бога. Мы также можем прибегать к паломничеству, молитвам и чудотворным иконам, к святым мощам, таким как мощи Святой Анны, имеющей особую Милость, чтобы исцелять случаи бесплодия и давать благословение деторождения. Священный пояс Девы Марии , который хранится в Святом монастыре Ватопед на горе Афон, также обладает особой благодатью для лечения случаев бесплодия. И все это, конечно, при условии коренного изменения нашей жизни и нашего регулярного участия в таинствах нашей Церкви, потому что чудодейственные силы Божественной благодати не действуют магическим образом без активного участия человека с постоянным покаянием и духовной борьбой.
Мы молимся Богородице и Богоотцам Иоакиму и Анне, дабы нам исцелить наши бесплодные сердца, ен имеющие духовных дел, чтобы Святой Бог излил в наши души Свою божественную благодать и подал нам блага небесные. Аминь.
©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.
Источник http://aktines.blogspot.com/2020/09/blog-post_70.html