Неделя 4-я Великого поста: память прп. Иоанна Лествичника
Путь к встрече со Христом – это лествица
῾H πορεία πρὸς συνάντηση
μὲ τὸ Χριστὸ εἶναι μία κλίμακα
Τοῦ Ἀρχιμανδρίτου Φιλοθέου Φάρου
Путь,который ведет к встрече с воскресшим Христом - это некая восходящая ввысь нескончаемая лествица (лествица). Так как Бог не органичен, то и наша возможность с Ним встретиться и соединиться с Ним также не ограничены. Возможность, которая существует для соединения человека с Богом не иссякла и не иссякнет никогда ни для кого - ни на земле, ни на небе. Мерой и целью духовной жизни является степень этого соединения человека с Богом, а добродетель – это выражение этого соединения. Как мы не можем говорить о том соединились ли мы с Богом или нет, но о том насколько соединились, так мы не можем говорить о том, обладает или не обладает какой-то человек добродетелью, но насколько он ее имеет. Добродетель не имеет границ, говорит свт. Григорий Нисский о жизни Моисея, но единственной границей добродетели является то, что она не имеет границ. Законнический взгляд на добродетель неспособен постичь дух Христов, и понять достоинство человека. При законническом подходе к добродетели она становится «бременем тяжелым и неудобоносимым», которое возлагают на плечи человека лицемеры, которые сами закрывают царствие небесное для входа в него людей, «ибо сами не входят в него и хотящих войти не допускают». (Мф.23, 13)
Каждый человек может стремиться к добродетели соответственно уровню его духовного развития и соответственно тому, насколько он приблизился к Богу.
Мы не можем требовать от кого бы то ни было того, что предполагает некий более высокий уровень духовного развития, и Бог не судит человека по результатам, но по тому насколько его старания соответствуют его возможностям и силам его духовного уровня. Поэтому в глазах Божиих даже самый малейший результат, как лепта вдовицы, имеют огромнейшее значение и достоинство по причине вызываемого парадокса и удивления, но которая является меньше чем у других людей, которые могли бы достичь их исполняющие. Аналогичным образом и созданию Божию подобает встречаться лицом к лицу с другим, каждому христианину со своим собратом и с необходимым расположением и чувством, которое ему подобает правильно соразмерить с его возможностями в определенный момент его жизни.
Как то некоторые монахи у аввы Антония, который обладал этим чувством, спросили: «Скажи нам слово о том как нам спастись. Старец им говорит: Слушаете ли вы слово Священного Писания? Оно вполне достаточно. Но те ему ответили: Мы хотим слышать слово от тебя, старче. Тогда он им сказал: В Евангелии говорится: «если кто ударит тебя в левую щеку, подстави ему другую». Они ему говорят: Мы не можем этого сделать. Старец им ответил: Если не можете подставить другую щеку, оставляйте тогда одну сторону. Они ему говорят: Мы и этого также не можем сделать. Им говорит Старец: Если вы и этого не можете, то не воздавайте тому, который вас ударил тем же. И они ему сказали, что и этого не могут. Тогда старец сказал своему ученику: Приготовь им немного супа, потому что они больны. Если вы не можете делать этого и желаете так делать, что же я могу для вас сделать: Необходимо молиться.
Те, которые смотрят на заповеди Христа законнически и верят, что они их соблюдают, они играют в опасную игру с самими собой, потому что сами себя обманывают, так как считают, что они быстро движутся по пути для встречи с воскресшим Христом, в то время как в действительности они служат своему собственному отражению как Нарцисс. Но и другим людям они причиняют ужасное зло. Они создают у них впечатление, что полное соблюдение заповедей возможно и что, следовательно, неспособность их достигать является доказательством некоего ужасного состояния, некой онтологической развращенности, которая не излечима, и это их ведет к отчаянию и оставлению всякого стремления приблизиться и встретиться с воскресшим Христом.
Св. Косьма Этолийский, который смотрит на путь ко Христу как на бесконечную лествицу, как и все Отцы Восточной Православной Церкви, разрушает смертоносное ложное ощущение первых и вновь оживляет умервщленные надежды последних, и говорит:
«Послушайте, друзья мои, что говорит нам Господь: Он говорит так: Поскольку Я родился и был положен в ясли неразумных животных, Меня оскорбляли, надо Мной издевались, Меня били, Я жаждал, Я алкал, шел обнаженным, принял смерть на кресте, Я пролил свою кровь из любви к вам, чтобы вас освободить из рук дьявола, от вечных мук, так что вам необходимо проявлять уважение к этой любви Бога и проявлять любовь к вашим братьям, и если в этом будет необходимость даже проливайте вашу кровь ради любви к вашим братьям. Есть ли кто-нибудь здесь, кто бы имел бы любовь к Богу и к свои братьям как и Христос к нам? -Я, святый Боже. - Слушай, дитя мое, что я тебе скажу. Совершенная любовь - это продажа всех твоих вещей, чтобы раздать милостыню, явить сострадание и чтобы ты пошел и нашел кого-либо отца, чтобы сделаться его рабом, и который все возьмет чтобы раздать всем, чтобы не владеть даже белой одеждой. Мог бы он сделать это, чтобы ты родился совершенным? Это кажется тяжелым. Слышишь: На Востоке был некий владыка. Ему в своей области взял сто рабов. Он продал все вещи и их выкупил из рабства. Одно дитя некой бедной стал рабом. Владыка не имел чем выкупить ее из рабства и что он сделал? Он идет и бреется, а потом идет в одно племя. Он пришел и упросил отца у которого было дитя, чтобы тот его освободил и владел другим рабом. Он освобождает его из рабства и он становится ему вместо отца и дал ему суровое воспитание, и воспитывал его до тех пор пока через проявленное терпение его всесвятой Бог не удостоил дара совершать чудеса. Потом он освободил отца его и опять стал архиереем как только стал кем был прежде. Бог желает, чтобы и мы имели такую любовь. Хочет ли кто-либо обресьти такую любовь, чтобы сделать то же, что и владыка? Кажется трудным. Если не можешь делать это, то делай другое: не продавай себя в рабство, только продай свои вещи, прояви твое милосердие, сможешь это сделать? И даже это кажется тяжелым. Давай же пойдем далее. Если ты не смог отдать все твои вещи, отдай половину, отдай третью часть, отдай пятую часть. Неужели и даже это оказывается трудным? Сделай другое - отдай восьмую часть, отдай десятую часть, сделаешь это? Оказывается и это тяжело сделать. Сделай другое - не оказывай милостыни, не продавайся в рабство, а давай пойдем далее: не бери хлеба твоего друга, не бери его наружной рубахи, не преследуй его, не поедай его своим языком. Ты даже и это не можешь сделать? Давай пойдем далее, делай другое: ты брата найдешь лежащим в грязи и не желаешь сделать ему добра, ни желаешь ему сделать зла, ты оставил его. Как же мы хотим спастись, брат мой? То нам кажется трудным одно, то другое. Куда же мы пойдем далее, у нас нет куда скатываться далее. Бог милосерд, да, но и справедлив, у Него есть железный посох».
На четвертой Неделе Великого поста Церковь чтит память прп. Иоанна Лествичника потому что у него шествие по направлению к встрече с воскресшим Христом сознается как путь нескончаемого восхождения по летвице и что наша встреча со Христом не зависит от от степени совершенства в каком мы находится, но от пламенного желания встретиться со Христом.
©перевод «Православный Апологет», 2011г.
источник: журнал Πειραϊκη Εκκλησία αριθμ. φύλλου 212, Φευρουαρίου 2010, σ. 34-35