Вера / Религиозная жизнь
Митрополит Эдесский Иоиль
Истинный пост
“Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”
Все, обретенное нами на пути к добродетели и нравственному совершенству, является нашим неотъемлемым, непорочным и глубоко личным сокровищем. Оно не только “имеет к нам отношение”, оно есть само “внемление себе”, ибо подвиг поста полезен и нужен не только для тела и чувств, а преимущественно для нашей души, для нашего внутреннего духовного состояния, для бытия нашего. Таким образом, необходимым условием нашей борьбы является обретение духовного жития, поэтому мы обязаны вести эту борьбу правильно. Вот что об этом говорит Сам Господь: для того, чтобы пост был нам на пользу, мы должны соблюдать его правильно, потому что те, кто постился неправильно, “уже получают награду свою” (Мф. 6.16). Сегодня, в преддверии Великого Поста, мы хотели бы указать на то, что извращает пост и отнимает у него силу, лишая нас, таким образом, духовной награды.
Условия поста
Во-первых, бытует неправильное представление о назначении поста. Пост не только есть воздержание от определенной пищи, прежде всего, он являет собой смирение, покаяние и внутреннюю борьбу. Пост – не просто физическое очищение, не стоит воспринимать его только как диету, он, прежде всего, духовное возрождение. Несомненно, первой заповедью, данной Богом человечеству, была заповедь о посте, а запрет есть плоды определенных деревьев привел к изгнанию человека из рая. Моисей, Господь, Павел и святые нашей Церкви – все они постились. Но важно помнить и то, что пост — это средство, а не цель. Подлинной целью поста является воздержание и обретение человеком духовной культуры, а не удовлетворение гордыни. Многие считают, что пост – это первая добродетель, другие считают, что это преувеличение, которое и вовсе лишне в наши дни. Многие даже издеваются и насмехаются над ним. Пост ни в коем случае нельзя приравнивать к диете – это разные вещи.
Пост должен быть богоугодным и проходить в состоянии любви к Богу, а не с тем, чтобы “казаться людям постящимися”. Св. Иоанн Златоуст пишет, что мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю многих, говорит святой, которые не только, когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и совсем не постясь, принимают на себя лица постящихся и в извинение представляют нечто худшее самого греха. Я также знаю людей, пишет святой, которые “помрачают бо лица своя,” т.е. портят, искажают свои лица, надевая маску постящегося. Существует еще и двуликие лицемеры, которые наставляя других о посте, сами не соблюдают то, чему учат. Самолюбованию нет места в посте. Мы постимся, потому что становимся участниками страданий Христа. Благое иго поста помогает нам в борьбе против греха и дьявола. Демоническая сила особенно боится поста, более того “охранители же жизни нашей — Ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом”, то есть, наши Ангелы Хранители, говорит Василий Великий, с большей охотой пребывают с теми, кто очищает душу постом. При этом он добавляет: “Ангелы в каждой церкви записывают постящихся”. Путем поста мы привлекаем благодать и защиту Бога. Бесовский род не перестает дразнить людей, и его не так просто изгнать: “Ибо, сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17,21).
Необходимость поста
В преддверии Великого Поста наши мысли переполнены пасхальными переживаниями, а подвиг поста призывает нас к физическому и умственному воздержанию. “Разрешай всяк союз неправды”, – пишет Василий Великий. Пост – часть подвижного годового богослужебного круга – наше обязательство перед Богом. Сокращение сна, всевозможные ограничения переполняют наши сердца и заставляют нас страдать за наши грехи. Воззвание скорбящих есть живое общение с Богом. Во дни поста, вероятно, нам придется столкнуться с различными препятствиями, направленными на то, чтобы не осуществилась эта духовная аскеза, как, например, различные столкновения с окружающими нас людьми, проявление со стороны других вражды и злобы. Дни поста загрязняются нашими страстями. Давайте не падать духом. Так возлюбим же пост и воздержание, чтобы обрести благословение Божье и с миром подойти к Великому Посту.
Иоиль Фрагкакос, митрополит Эдессы, Пеллы и Алмопии
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.