Три Святителя свидетели истины
Οἱ Τρεῖς Ἱεράρες μάρτυρες τῆς ἀληθείας
На протяжении всей многовековой истории существовали некоторые периоды, которые отличали их от других. И речь не идет об отличии по протяженности их по времени в днях, месяцах или эпох — поскольку время всегда остается все тем же — но в отношении их содержания. Их содержание, наполнение определяли и создавали личности, которые живут в конкретное историческое время и в конкретном месте. По этим причинам дела их в их главной деятельности и прежде всего в их светлой и святой жизни составляют основу накладываемого ими отпечатка и составляют вершину их культурных достижений. Таким историческим периодом было 4-е столетие по Р Х во время которого жили Три Святителя. А ими был создан золотой век Церкви.
Наименования, которые им были даны — это «Великий» свт. Василию, «Богослов» - свт. Григорию и «Златоуст» - свт. Иоанну, а прозвище его стало и его именем. Эти прозвища-наименования даются весьма немногим избранным лицам на протяжении веков и столетий, а в еще меньшей степени людям дают вселенское признание, и при этом они выдерживают неумолимое испытание истории. В случае с Тремя Великими Святителями данные им прозвища полностью нашли свое оправдание. Посему они восприемлет кафолическое признание.
Касаясь конкретно нашей страны, то есть Греции, в этот день общего празднования их памяти празднует не только Православие, но и подлинное истинное образование, то есть Греческое Образование, а в еще большей мере нация эллинов, в культурном просвещении которой были в качестве учеников и учителей три величайших светильника Трисолнечного Божества.
Их праздник, совершаемый 30 января, является праздником Образования и, более того, он рассматривается и воспринимается так общим сознанием страны. Поэтому совершенно напрасно некоторые люди стремятся лишить этот праздник его значения, или его упразднить. Официальное торжественное празднование его как общего Праздника было установлено в 1841 году тогда еще новосозданным Афинским университетом, согласно решению Академического Совещания как Административного органа управления университетом.
Позже, в 1959 году, во время праздничного торжества, по единодушному решению Совета Университета был повешен позолоченный знак на котором запечатлены силуэты Трех Святителей и венчаемые монограммой Христа (Νικολάου Π. Μπρατσιώτη, Οἱ
Τρεῖς Ἱεράρχαι καὶ τὸ νόημα τῆς ἑορτῆς των διὰ τὸ Ἔθνος, σελ. 54, Ἀθῆναι,1990)
Три Святителя являются, прежде всего, людьми образованности и науки, они были украшены разнообразными талантами и многими способностями. Они преуспели не только в постижении человеческого знания, но они поняли, что истинная мудрость находится внутри истины Церкви. Они почитали научное знание, учение, образование: «Первым для нас из благ является ученость», то есть для нас первым земным благом является образование (свт. Григорий Богослов. Надгробное слово свт. Василию Великому) Они считали, однако, что абсолютной истиной является Господь Иисус Христос Который сказал: «Я есмь путь истина и живот» (Ин 14. 6). Посему святые Три Святителя прилагали усилия к тому, чтобы прийти после получения научного знания к истинному знанию, то есть к богопознанию, потому то они со всей искренностью искали истину. Однако, они были не только искренними искателями истины, но и проповедниками и свидетелями истины.
Проповедники и свидетели! В своих богодухновенных творениях они дают разъяснение истины Евангелия, они с необыкновенной точностью ее излагают, выступают в качестве ее защитников, подавая смелое свидетельство о ней в их столь тяжелую эпоху. Одновременно они вдохновляют людей и руководствуют их без всякого уклонения в заблуждения на пути к познанию Самого Творца всяческих.
Следовательно, существует необходимость и наша ответственность всех нас, которая заключается в том, чтобы мы постоянно научались от них и упорядочивали бы нашу жизнь согласно с тем, на что они нас наставляют и не только в своих исполненных света творениях, но и в самой их святой жизни, дабы и наше собственное шествие по этому жизненному пути было бы безопасным, не имело бы заблуждений, но было бы направлено на богоугождение.
Источник: «Ο ΣΩΤΗΡ» периодическое издание одноименного Братства богословов, Ἔτος 55ο - 15 Ἰανουαρίου 2014 Τεῦχος 2081, σελ.25-26
© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014