«Хлеба у нас не было совсем»: Святая Гора Афон во время фашисткой оккупации
Как выживали монахи во Вторую Мировую Войну
О нелегких временах на Святой Горе поведал монах из Нового Скита. Его рассказ повествует о чуде, случившемся в 1942 году, когда немецкая оккупация Греции принесла с собой голод и страдания, затронув насельников Афона.
«Спустя два года после албанской войны с итальянцами, когда немцы оккупировали нашу страну и наступила общая продовольственная блокада, отцы Нового Скита сказали мне, что у нас осталось муки «на два теста». Она закончится, и что с нами станет тогда? Что мы будем есть?
Наш старец Иоаким, человек Божий, с великой верой в Христа и храброй душой, наделенный духом терпения, верой и любовью ко всему миру, придал нам храбрости, сказав:
«Не печальтесь, дети мои! Бог не оставит нас, у нас есть Пресвятая Богородица, помощница, которая по своему обетованию позаботится о нас.
Но если Бог позволит нам быть лишенными материальных благ и быть голодными, мы не понесем большого вреда, потому что, если мы терпеливо и без горя претерпим все зло, которое ждет нас, это будет хорошо и полезно для нашего душевного спасения. Мы, как монахи, должны иметь мужество, надеяться на Бога и на Богородицу и своим примером вселять мужество в тот мир, который страдает гораздо больше нас».
Этой муки с большой экономией и умеренностью нам хватило с апреля по август.
У нас больше не было хлеба, у нашего тогдашнего соседа, отца Арсения, у которого была мельница, не только не было хлеба, но он занимал и был должен другим монахам целую партию из 15-20 буханок.
Это случилось двенадцатого августа. В шесть часов по византийскому времени мы вышли на балкон и увидели мачты корабля. Отец Арсений и говорит мне: «Отец Иаков, Богоматерь принесла нам пшеницу! Я спросил: «Как ты узнал, отец Арсений?»
Он ответил: «Отец, во сне я увидел свою мать, которая пришла и сказала мне:
«Разве я не покровительница Горы? Я защищала Афон столько веков. Вот, я привела тебе корабль с пшеницей, вставай и спускайся к морю».
Так что пойдемте все вместе за пшеницей. Вот корабль. Это не моя мать была во сне, а сама Богородица».
Спустившись к морю, мы встретили экипаж: «Отцы, у нас нет пшеницы на продажу. Нас из Кавалы направили немцы, они позволили нам получить по 300 окка (старая мера времен оттоманского владычества — 1 окка = 1,3 кг.) пшеницы для каждой семьи. Поскольку у вас совсем нет пшеницы, так и быть, мы дадим вам по 30 окка на человека".
Капитан корабля предложил нам обменять также наш кофе на его пшеницу. Мы сказали, что они могут дать нам пять окка пшеницы за каждый окка кофе, но капитан сказал: «Нет, отцы, это несправедливо, мы дадим вам за каждый окка кофе двадцать окка пшеницы, теперь кофе стоит столько». А мы, живя на Афоне, и не знали.
Моряки поклонились святым мощам у нас в Новом Скиту, а мы воздали сердечную хвалу с молитвой и всенощным бдением Богородице: мы благодарили покровительницу Афона. Мы молились Ей с верой и теплом, чтобы успокоить мир, чтобы прекратились война и голод».
Статья подготовлена интернет-порталом https://athos.guide/